Христианская Церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни её святых подвижников и рассказывает о них в общее назидание. 

Начиная с первомученика архидиакона Стефана и заканчивая мучениками XX века, красной нитью проходит история святителей, преподобных, мучеников и других угодников Божиих. 

На протяжении двух тысячелетий, стоя в сонме святых, они непрестанно возносят молитвы пред престолом Всевышнего о мире, который в свое время не принял их. 

Много историков, летописцев, монахов писали жития святых угодников, описывая их страдания во имя Того, Кто словом создал все видимое и невидимое. Они мученически покинули этот мир, памятуя слова Спасителя: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.». 

О первых мучениках нам повествует Библия: «...Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя его за город стали побивать его камнями». 

Первыми составителями житий святых были ученики апостолов и были удостоены венцов мучеников. 

Все апостолы, за исключением Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть, но святая Церковь наравне с мучениками чтит и святителей, просветителей, проповедников и преподобных, которые также много потрудились на ниве Христовой. 

Еще при земной жизни Иисуса Христа они были враждебно восприняты многими слоями тогдашнего общества, но наибольшие гонения пришлись на первые четыре века. 

Римским правителям, которые прежде много столетий подряд поклонялись бездушным идолам, было не понятно, как можно возносить молитвы тому, кого не видишь, к изваянию кого не можешь даже прикоснуться. И больше всего гневило их то, что последователи Иисуса Христа открыто проповедовали чуждую для них религию. 

Никакие уговоры, соблазны, обещания земных благ и угрозы не могли сломить веру этих людей. Даже сами мучители, видя преданность этих людей и неоднократно удивлённые стойкостью христиан, принимали их веру. 

Много знатных семейств приняли крещение во имя Иисуса Христа. Но быть крещённым ещё не значит быть христианином. Вот почему святая Церковь почитала мучеником или святым только тогда, когда имелись подтверждения того, что человек до последних мгновений своей жизни был предан вере и истинам христианства.

В высшей степени потрудились в составлении жизнеописаний святых и их подвигов такие великие святые и историки, как святой Евсевий, святители - Климент, Дорофей Трирский, Григорий Турский, Руфин Аквилевский, преподобный Нестор Летописец, святитель Григорий Двоеслов, а так же те, чьи имена нам не известны, однако их труды стали достоянием Церкви.

К сожалению, после 1054 года (разделения Христовой Церкви на Восточную и Западную) почитание и отношение к святым Западной (Католической) Церкви изменилось, но это не значит, что святые, которые жили и трудились на Западе, не достойны внимания и почитания. Западные угодники Божие, жившие задолго до этого прискорбного момента, и ныне широко почитаются во многих странах мира. 

Православная Церковь в последнее время ведет тщательные исследования житий этих святых угодников. Многие из них почитаются как месточтимые святые, канонизированные в рамках отдельных епархий.

На территории современной Германии есть очень много святых, которые широко почитаются Католической Церковью. Древние кафедры епископов, в Трире, Кёльне, Майнце и Падерборне изобилуют ликами святых угодников, несших свой подвиг в период до 1054 года (т.е. до раскола). 

Наряду с такими святыми, как св. Евхариус, св. Валерий, св. Матернус, св. Урсула, св. Гереон, св. Бонифаций, св. Виктор, есть целый сонм святых, о жизни и трудах которых почти ничего не известно, однако их служение Христовой Церкви привело многие народы к исповеданию истинного Бога.

Православному миру мало что известно о мучениках легендарного Фивейского легиона, солдаты-христиане которого были жестоко замучены во время правления римского императора Максимилиана. Не все знают и покровителя немецкого города Кёльн – святого мученика Гереона. В этом городе почитают мощи и других мучеников Фивейского легиона: Григория Мавра, Мавриция, Флоренция.

Паломничество в европейские страны еще не так развито. Православный мир хорошо знаком с паломническими поездками в Грецию и Италию, но мало кто знает о том, что в Германии, Франции или Бельгии тоже находятся святыни и мощи святых, вывезенных во время крестовых походов. 

Так, в Париже находится Терновый Венец Спасителя и много других святынь. А в Кельне, кроме перечисленных выше реликвий, есть мощи трех Волхвов и мучеников Маккавейских.

В Трире, в одном из старейших городов Европы, который еще называют «городом царя Константина», наряду с мощами святых апостолов и мучеников, находится множество святынь, одной из которых является часовня Афанасия Великого.

В немецком курортном городе Бад-Эмс, на реке Лан, земли Рейнланд-Пфальц, в более поздний период был построен великолепный православный храм. Он был основан на деньги императорской семьи. Святыни, иконы и хоругви, вывезенные во времена первой эмиграции 1918-1920 гг., украшают этот храм. 

Один из походных иконостасов Императора Александра I Павловича хранится в церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Гааге, куда были переданы все реликвии времен нидерландской королевы Анны Павловны. Иконостас из походного храма времен Отечественной войны 1812 был подарен Александром I сестре во время похода русских войск на Париж. 

Невозможно было бы описать все места Европы, куда православный человек мог бы прийти, помолиться и приложится к святым, к частичке истории Древней Европы и истории Государства Российского. Таких мест очень много, и мы призваны помнить о них, показать их и сделать их достоянием всего Христианского мира.

 

Список литературы:

1. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этносоциум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 – 20.

2. Суздалева Т.Р. Миграционная политика: практика XXI века // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 1 (79). С. 9 – 15.

3. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-кавказского федерального округа Российской Федерации. М., РОССПЭН, 2012.

4. Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Том 2. / Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

5. Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Том 3. / Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

6. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос: Монография. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

7. Рябова Е.И., Болтенкова Л.Ф. Основы государственного управления в России в их историческом развитии. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

8. Бормотова Т.М., Рябова Е.Л., Шикула И.Р., Радченко А.Ф., Суздалева Т.Р. Управление миграционными процессами современной России: политическое прогнозирование / Коллективная монография / Под общей редакцией Е.Л. Рябовой, Т.М. Бормотовой. Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015. С. 90.

9. Бирюков С. В., Рябова Е. Л. Евразийская интеграция: Республика Казахстан как пример государственного строительства и участия в интеграционных процессах. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

10. Терновая Л.О., Багаева А.В. Правовые основы европейской интеграции. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.