В последние годы все большее значение в системе казачьего образования и воспитания занимает проблема терминологической и образовательной определенности. Насколько четко будут выявлены вопросы целеполагания и целесодержания казачьего компонента в системе российского образования зависит эффективность воинского и патриотического воспитания современного молодого поколения. Методологической основой казачьего образования и воспитания служит деятельностный инструментарий, при помощи которого возможен индивидуальный подход к определению целей и задач использования казачьего компонента с современной структуре школьного образования.

Под казачьим образованием и воспитанием понимается четко структурированный объем знаний традиций казачества, умений использовать логическую последовательность познаний в вопросах истории казачества для аргументации приводимых доводов, навыков общения и налаживания коммуникативных связей с представителями казачьего рода, способности осмысливать казачество как единую этносоциальную и культурную общность. Овладение учащимся всем перечисленными требованиями позволяет в полной мере судить о степени готовности молодого поколения служить родному Отечеству в качестве добродетельного и добропорядочного казака.

В современном понимании казачье образование и воспитание предполагает усвоение молодым поколением системы общеобразовательной подготовки, а также специфических знаний истории казачества, культурной самобытности, традиций, бережно сохраняемых и передаваемых из поколения к поколению. Проще говоря, казачье образование и воспитание есть общеобразовательный базовый уровень и дополнительно, казачий (региональный) компонент. В системе казачьего (регионального) компонента следует выделить основные структурные уровни (дошкольный, средний общеобразовательный, средний специальный, вузовский).

Казачье образование и воспитание представляет собой духовно-нравственный стержень патриотического воспитания будущего поколения. Приоритет морали и чести является незыблемым критерием справедливости для казачества. На протяжении многих веков защита и служение своему Отечеству являлись основой существования отдельного сословия в российском обществе, к которому по праву себя причисляли казаки.

На протяжении многих столетий защита Отечества являлась священным долгом для служилого казачества, поэтому в настоящее время система казачьего образования и воспитания по своей сути должна носить ярко выраженную направленность на подготовку молодого поколения к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Наряду с подготовкой юношей к службе в ВС РФ, в системе казачьего образования и воспитания должное внимание уделяется военизированному воспитанию девушек. Девушки должны стать верными подругами служилых казаков, совместно с ними нести тяготы и лишения воинской службы, быть хранительницами очага, воспитывать будущих патриотов своего Отечества.

В Российской Федерации насчитывается более 7 миллионов человек, причисляющих себя к казачеству, идентифицирующих себя и ведущих образ жизни, традиционно свойственный российскому казачеству. Необходимым условием идентификации себя с казачеством является знание традиций и обрядов казачьей культуры. Создание системы казачьего образования и воспитания позволяет готовить истинных патриотов своей страны. По всей стране успешно функционирует несколько десятков учебных заведений, насчитывающих более 30 тысяч человек. С 1 сентября 2012 года в селе Константиновка начал образовательно-воспитательную деятельность Амурский казачий профессиональный лицей. Это пока единственный казачий лицей на Дальнем Востоке. Бердский казачий корпус является единственным в Сибири казачьим корпусом. На остальной территории России можно упомянуть работу по воспитанию молодых людей в духе казачества Кубанского казачьего кадетского корпуса атамана Бабича (КШИ), Белокалитвенского кадетского корпуса имени атамана Матвея Платова, Московского казачьего кадетского корпуса (КШИ №7) и многих других.

Наряду с кадетскими корпусами в систему казачьего компонента входят школы, детские сады, казачьи молодежные центры, военно-патриотические клубы. Занятия проводятся высококвалифицированными специалистами по военной подготовке, спортивному фехтованию, рукопашному бою, хореографии, спортивным танцам, игре на музыкальных инструментах. Воспитание на казачьих традициях прививает у молодого поколения уважение к старшим, казачьей форме, традициям и обрядам.

Гуманитарный характер казачьего образования и воспитания проявляется в глубоком, системном осмыслении традиционной культуры казачества, ее роли в современном российском обществе. Знание исторического наследия прошлого казачества, его роли в становлении российской государственности, умения достоверно излагать и объективно оценивать «темные пятна» прошлого, позволит честно и доступно сообщать молодому поколению информацию о славной деятельности казачьего служилого народа. Воспитание собственной гражданской позиции у молодых людей неразрывно связано с осознанием значимости духовно-нравственных, моральных и патриотических качеств личности, востребованных современным обществом. Духовное воспитание казачества неразрывно связано с физическим, которое формирует культуру тела и мысли, готовит личность к готовности встать на защиту своего Отечества.

Основополагающими идеями казачьего образования и воспитания являются сохранение историко-культурных традиций казачьего народа, патриотизм, служение на верность во благо Отечества, историческая память и приверженность православной вере. Данные принципы закрепляются в содержании учебных дисциплин, преподаваемых в казачьих кадетских учебных заведениях. Формирование системы образовательной и воспитательной работы с подрастающим поколением позволяет проводить целенаправленную деятельность в различных сферах воздействия на личность: воинской, правовой, физической, патриотической и других. Использование во внеучебное время разных форм воспитательной деятельности, позволяет реализовывать основные принципы казачьей культуры. Экскурсии по местам казачьей Славы создают благоприятный эмоциональный фон сопричастности с героическим прошлым своей страны. Участие в спортивных мероприятиях, казачьих играх готовят молодых людей к воинской службе. Ношение формы, проведение казачьих ритуалов, посещение музеев истории казачества, встречи с ветеранами играют огромную мотивационную роль в выборе жизненных приоритетов молодыми людьми.

Казачье образование и воспитание внедряющееся в современной школе через так называемый «казачий компонент» неразрывно связано с военно-патриотическим содержанием. Использование элементов казачьей культуры, традиций, исторического прошлого в современном образовании и воспитании дополняет национально-культурную составляющую отечественной школы.

Чтобы «казачий компонент» не стал декларацией намерений государственной молодежной политики необходимо четко поставить перед российским обществом основные идеологические ориентиры. Патриотизм, по мнению президента страны В. В. Путина является единственной идеологий современной России, следовательно, казачество должно реализовывать собственные идеологические приоритеты через идеи государственной политики.

Стремление власти консолидировать все слои общества через осознание себя частью единого народа, проходит и через систему образования и воспитания. Военно-патриотическое воспитание позволяет формировать у молодого поколения понимание необходимости иметь собственную гражданскую позицию, этническое самосознание, основанное на единстве национальной культуры и языка. 

Казачество, являясь частью русского народа, тоже стремится определить свое место в структуре российского общества. Необходимо расставить четкие терминологические границы между понятиями «казачество» и «казаки». Некоторые современные исследователи казачьего народа, предлагают казачество считать сословием, выполняющим военную службу. «Казаки» представляют собой этническую общность, рассредоточенных по территории России, со своими этническими особенностями. 

Казачество, сформированное исторически как служилое сословие, военно-патриотическое воспитание воспринимает как должное и необходимое условие для подготовки несения охраны государственных рубежей. Прохождение с малых лет казачатами специальной военной подготовки создает необходимые условия для выполнения ими своего гражданского долга.

Этническая составляющая казачьего рода определяет территориальные границы, специальные формы осуществления воинского долга. Семейное воспитание, межкоммуникационные связи создают необходимый базис, на котором впоследствии возможно военно-патриотическое воспитание настоящих казаков.

Казачья община выполняет важную роль в создании необходимых социальных условий воспитания смелых, выносливых, мужественных членов казачьего народа. Молодые люди постоянно испытывают давление со стороны старшего поколения, принуждающих их совершенствовать военно-физическую подготовку, моральные и нравственные принципы казачьей общины. Казачьи игры и забавы становятся важным инструментом в воспитании будущих казаков.

Через игры, участие в национальных казачьих праздниках, у молодого поколения формируются ценностные ориентиры своего поведения, умения и навыки обращения с традиционными оружием, одеждой. Ритуалы для молодых казаков становятся важным элементом повседневности, необходимым атрибутом казачьего уклада жизни.

Старшее поколение через собственное поведение демонстрирует молодым людям исторические особенности казачьего рода, его самобытную и неповторимую культуру. Общение молодых казаков со старшими позволяет первым непосредственно приобщиться к истокам казачьей истории.

Молодое поколение казаков проходя инициации постепенно приобщалась к взрослой жизни, обзаведению семьей и выполнению воинского долга. Данные две социальные функции считались обязательными, побуждающим мотивом считались поощрения со стороны старших. 

Пример родителей для молодых людей считался важным фактором воспитания необходимых качеств семьянина и защитника своей семьи. Отношения между родителями, старшим поколением служили для молодых хорошей школой воспитания нравственной чистоты и верности. Забота казачьей общины над своими членами позволяла молодым людям чувствовать себя в безопасности. Коллективизм, ответственность, почтительность к старшим, забота о младших воспитывалась в казах с детства.

Вера, высокая религиозность были неотъемлемой частью сознания казаков. Им были понятны истинные православные ценности: любви к Богу и ближнему. Сами казаки не скрывают своих религиозных привязанностей, ибо православие является основой казачьего сознания, его глубинной матрицей, впитавшей в себя самые лучшие, самые возвышенные струны человеческой души.

Будучи по духу свободными, казаки и любовь воспринимали через свободное проявление внутреннего духа, стремления самосовершенствоваться и развиваться. Отношения между молодыми людьми в казачьей среде носили чистые, целомудренные формы, бережно оберегаемые и сохраняемые на протяжении всей дальнейшей жизни. Казачка уважала вольный, строптивый характер супруга, а тот в свою очередь, ценил независимость и покладистость своей второй половины.

Во многих фольклорных источниках, сохранившихся до наших дней, казачка неизменно выступает доминирующей стороной в отношении с мужчиной. Исторические условия, когда казаки несли пограничную службу, наряду с мужчинами женщины также несли все тяготы и лишения походной жизни, подчас в периоды лихолетья становясь в один ряд с мужчинами.

Рационализм и практицизм повседневной казачьей жизни выражался в систематическом занятии казаками физическими упражнениями, конной выездке. Регулярные соревнования, скачки выполняли функции проверки готовности казаков нести основные обязательства по охране границ страны. 

Праздники в казачьей среде носили не только ритуальный характер, но и являлись проверкой военно-физической подготовленности казаков, идентификацией поведения, в ходе которой этнические особенности анализировались, и если были приемлемы обществу, закреплялись в последующих поколениях.

Военно-патриотическое и этнокультурное казачье воспитание несмотря на имеющиеся различия в формах и методах, выполняют единую целеполагающую функцию – воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего историческую связь с предыдущими поколениями казачества, и готового в любой момент встать на защиту своего Отечества. 

Предложенное нами определение имеет отличия от официального, поскольку предполагает использование мировоззренческой установки именно казачьей культуры, формирующейся веками, наследуемой последующими поколениями и содержащейся во внутренних ценностных убеждениях личности. Казаком может стать любой гражданин Российской Федерации, знающий историю казачества, соблюдающий традиции и обычаи своих предков, готовым встать на защиту своего государства.

Казачье образование и воспитание в настоящее время призвано реализовывать задачи и принципы поднятия воинского престижа, гармонично развитой личности, физически здоровых и морально стойких граждан Отечества. Традиционная казачья культура, система образования и воспитания, обладая огромным историческим опытом, готова и способна осуществить программу по воспитанию патриотизма в молодежной среде. Национальные черты казачьей культуры, глубокие духовные корни формирования национально-культурной идентичности, позволяют с уверенностью утверждать о наличии огромного внутреннего потенциала у казачьего образования и воспитания. 

Современные молодые люди испытывают противоречивое воздействие со стороны различных мультимедийных каналов информации об истинных ценностях традиционной казачьей культуры. Постепенно размываются традиционные казачьи ценности, приводящие к утрате национально-культурной идентичности казачества. Минимизация этнической составляющей казачества усугубляется отсутствием единого подхода к сохранению и развитию казачьей культуры среди подрастающего поколения.

Исчезает образ казака-воина, патриота, защитника Отечества. В современном определении статуса казачества не учитываются исторические, этнические, культурные, социальные и иные критерии идентификации казачества. Важную роль играет и наличие преемственности поколений.

Современное казачье образование и воспитание нацелено на развитие у воспитанников этнической общности, культурной и психологической совместимости, эмоциональной и чувственной привязанности к историческому казачьему наследию. Коллективной и индивидуальной демонстрации самобытной казачьей культуры посредством языка, ритуалов, моральных устоев, художественного творчества.

Казачье образование и воспитание переходит на новый уровень подготовки будущих казаков. Сохранение традиций играет роль в образовательно-воспитательном процессе, но на первый план выходит подготовка высококвалифицированного специалиста в области психологии, теологии, истории, культурологии, менеджменте, экономике. Современные подходы к казачьему образованию и воспитанию должны опираться на глубокие научные подходы, качественные логистические и информационно правовые анализы. 

 

Список литературы:

1. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000. 400 с.

2. Гнутова Л. Дух и духовность донских казаков: на материале дневника Г. С. Попова // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений : сб. науч. ст. / ред.-сост. Т. С. Рудиченко. Ростов н/Д, 1999. С. 114–124.

3. Иванов В. В. Искусство как средство выражения этнической идентичности : автореф. дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. 24 с.

4. Казарезов И. «Слава Богу, что мы казаки!» [Электронный ресурс] // Парламентский Вестник Дона. 2012. № 3. Режим доступа: http://www.vestnikdona.ru/article/kazachiy-don/-3-28-mart-2012-igor-kazarezov-slava-bogu-chto-my-kazaki-/

5. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.,1994. 436 с.

6. Масалов А. Г. Взаимодействие политической элиты и казачества // Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технического развития южных регионов: материалы Всерос. науч. конф. / отв. ред.акад. Г. Г. Матишов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. С. 215–218.

7. О государственной службе российского казачества : Федер. закон [принят гос. думой 09.11.2005]. № 154-ФЗ. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56842/

8. Основы Казачьей культуры.: Учебное пособие / Рябова Е. Л., Щупленков О. В. Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. 192 с.

9. Проценко Б. Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков // Известия Северокавказского научного центра высшей школы.1996. № 1. С. 67–73.

10. Рябова Е. Л., Щупленков О. В. Казачество юга России: история и современность : учебное пособие. М., 2011: Этносоциум. 256 с.

11. Серяков И. Н., Мирнофф С. С. Казачье образование Белокалитвинского района подводит итоги [Электронный ресурс] // КАЛИТВА.РУ. 2012. Режим доступа: http://www.kalitva.ru/162563-kazache-obrazovanie-belokalitvinskogo-rajona-podvodit-itogi.html

12. Черницын С. В. Некоторые вопросы изучения воинской культуры донских казаков [Электронный ресурс] // Дикое поле. 2013. Режим доступа: http://dikoepole.com/2013/01/22/chernizin-tokarevskie/

13. Щупленков, О. В. Казачество как стабилизирующий фактор на юге России // Альманах Казачество. 2014. № 7. С. 41–60.

14. Щупленков, О. В. История и традиции казачества – основа патриотического воспитания молодежи // Альманах Казачество. 2014. № 8. С. 41–60.

15. Яровой А. В. О содержании понятия «казачье образование»: военно-патриотическое или культурно-этническое? [Электронный ресурс] // Дикое поле. 2014. Режим доступа: http://dikoepole.com/2014/06/08/kazashie-obrasovanie/