Содержание
Актуальные вопросы исторических наук | |
Аккиева С.И., Сабанчиев Х.-М.А., Теммоев И.Ю. Формирование советской идентичности репрессированных народов Северного Кавказа в местах расселения (1940-1950-ые годы) | 13 |
Македонский А.В. Особенности работы культурно-просветительных учреждений РККА в 1929-1940 гг. | 21 |
Салихов Р.Т., Гали Б.Т., Галиуллин Р.Р., Гатауллина Л.Н. История и перспективы новых религиозных движений (НРД) | 32 |
Лакунова Д.Р. Роль погребальных и поминальных обрядов в сохранении самобытности кабардинцев | 39 |
Схаляхо Р.А. Генетическая структура народов абхазо-адыгской группы: история исследований современного населения и перспективы работ по древней ДНК | 48 |
История геополитики, международных отношений и всеобщая история | |
Энхбат Очхуу Военно-политические связи Монголии и России в совместных документах конца XX – начала XXI столетия | 57 |
Ракутумалала Аримануи Луизет Мангатина Эстер Развитие сотрудничества между Китайской Народной Республикой и (Демократической) Республикой Мадагаскар (1972–2024 гг.) и перспективы дальнейшей кооперации | 68 |
Нгойе С.Т., Сюэ Фужун, Ауа Д.А., Ачонва Е.Ч. Россия и Африка: сотрудничество в области региональной безопасности | 74 |
Кун Вэйжань История двух поколений смешанной китайско-русской семьи | 89 |
Аль есбили фаизах Салех Мохаммед Хуситы, Израиль и расширение конфликта в Красном море | 97 |
Педагогика | |
Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Ценность образовательного квиза по проблемам управления персоналом | 105 |
Кравченко В.И. Графология: как «навигатор» в профориентационной работе со школьникам | 114 |
Ондар Ч.М., Сюрюн-оол Ж.В. Инновационные подходы при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста | 122 |
Лукашенко Д.В. Влияние социальных сетей на психическое здоровье подростков и их образовательные результаты | 129 |
Анисимова М.А., Дьячковская М.Д. Цифровая платформа как средство развития учебной мотивации обучающихся на уроках математики | 135 |
Го Цин, Мычко Е.И. Основные направления музыкального образования молодежи в КНР | 143 |
Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю., Рогачева А.Р. Стимулирование профессионального творчества педагогов в условиях образовательной организации | 151 |
Денисова А.Ю., Муханов Ю.В., Кувакина А.А. Сущность феномена «квадробинг» и его рассмотрение через призму педагогического дискурса | 160 |
Зиганшин Ф.Н., Зиганшина С.Ф. Некоторые аспекты преподавания математики в современной общеобразовательной школе | 169 |
Фидарова К.К., Калабекова С.В., Кулова М.Л. Роль наставника в формировании гражданской идентичности и патриотического сознания обучающихся (на примере курса «Основы российской государственности») | 174 |
Леонова Е.Ю., Березуев Е.А. Цифровые инструменты в проектной деятельности инженеров-технологов общественного питания | 180 |
Луковенко Т.Г. Профилактика агрессивного поведения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, посредством педагогических технологий | 186 |
Малашенкова И.В. Стриминговые сервисы - социокультурный ресурс современного самообразования в условиях формирования нового культурного кода | 202 |
Маруфенко Е.В., Данилова А.В. Патриотическое воспитание школьников на современном этапе | 210 |
Набиева А.И., Маштакова Л.Ю., Ахмедзянова Г.Ф. Практическое применение экологических игр для развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | 216 |
Неверовская Н.В., Шамовская Т.В. Роль цифровизации и дистанционного обучения в развитии когнитивных и регуляционных свойств личности студентов | 228 |
Ондар Ч.М., Ховалыг Х.Х. Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр | 236 |
Плющева Н.С. Реализация различных подходов при обучении коммуникативному общению студентов вуза физической культуры посредством интерактивных методов | 244 |
Пономарева Т.Н., Пономарев М.Б. Описание командной работы как живого организма в рамках проектной деятельности | 251 |
Разумова О.А., Чехобасова Д.З. Физическая культура, как средство профилактики профессиональных заболеваний врача хирурга | 260 |
Рахматуллаев Д.Н. Формирование активной позиции в жизни студентов в учебном процессе и внеучебной деятельности | 269 |
Рязанцев А.А., Хангереева Айдана Сон, как важный ресурс для новых спортивных достижений | 277 |
Смирнова В.А. Проблема формирования профессиональных социальных компетенций у студентов как будущих специалистов | 285 |
Терещенко О.В. Расширение инклюзивной среды в сельской территории посредством изучения истории Донского края | 291 |
Убайдуллoева Ф.А. Технология развития методической компетентности будущих учителей иностранных языков общеобразовательных школ (на основе модульной учебной программы) | 300 |
Целик М.С. Значимость готовности педагогов к цифровой трансформации | 307 |
Чжан Цзяньпэн, Воронин Д.И. Проблемы сохранения здоровья студентов в высших учебных заведениях | 314 |
Кунгурова И.М., Павлинова К.А., Рептюх В.И., Усольцева Е.А. Этнокультурный (казачий) компонент как средство развития культуроведческой компетенции школьников | 321 |
Аннотации | 329 |
Авторы | 365 |
Аннотации
Аккиева С.И.
Сабанчиев Х.-М.А.
Теммоев И.Ю.
Формирование советской идентичности репрессированных народов Северного Кавказа в местах расселения (1940-1950-ые годы)
В статье рассматривается сложный процесс формирования советской идентичности среди репрессированных народов Северного Кавказа, перемещенных в новые места расселения в 1940-1950-е годы. Особое внимание уделяется влиянию политики советского государства на этнокультурную адаптацию и интеграцию этих сообществ в условиях депортации.
Анализируются официальные документы, архивные материалы и устные свидетельства, чтобы выявить механизмы трансформации национального самосознания и сохранения этнической самобытности в контексте советской идеологии. Проводится сравнительный анализ различных народов, таких как чеченцы, ингуши и карачаевцы, с целью выявления общих черт и различий в их опыте адаптации. Исследуется роль образовательных и культурных учреждений, трудовой мобилизации и коллективизации в формировании новой идентичности. Статья подчеркивает, что несмотря на унифицирующее воздействие советской системы, репрессированные народы смогли сохранить ключевые элементы своей национальной культуры, что свидетельствует о стойкости и адаптивности этнических сообществ.
Ключевые слова: советская идентичность, репрессированные народы, Северный Кавказ, депортация, культурная ассимиляция, социальная адаптация, историческая память, этническая идентичность, межнациональные отношения, политика СССР.
Македонский А.В.
Особенности работы культурно-просветительных учреждений РККА в 1929-1940 гг.
Статья посвящена специфике работы культурно-просветительных учреждений в частях и подразделениях Рабоче-Крестьянской Красной Армии в военных конфликтах и "зимней войне" в 1929-1940 гг. На основе неопубликованных архивных источников проанализирована работа, проводившаяся клубами, ленинскими уголками (комнатами), Домами Красной Армии, библиотеками в этом направлении. Подробно рассмотрена их деятельность, выявлены определённые недостатки. В выводе сказано, что при проведении боевых действий в современных условиях культурно-досуговая работа в Российской армии должна планироваться с учётом исторического опыта культпросветработы в армии, сложившейся военно-политической ситуации и концентрироваться вокруг решения вопросов разъяснения военнослужащим причин возникшего военного противостояния и участия в нём России, геополитических интересов стран-участниц конфликта, необходимости защиты интересов нашей страны и верности отечественным боевым традициям.
Ключевые слова: культурно-просветительная работа, Рабоче-Крестьянская Красная Армия, культурно-просветительные учреждения, клубы, ленинские уголки, Дома Красной Армии, библиотеки, красноармейцы, командиры, политработники.
Салихов Р.Т.
Гали Б.Т.
Галиуллин Р.Р.
Гатауллина Л.Н.
История и перспективы новых религиозных движений (НРД)
Статья посвящена изучению новых религиозных движений (НРД) как феномена современной духовной жизни. Автор рассматривает предпосылки их возникновения, включая секуляризацию, глобализацию и культурный плюрализм, которые способствовали ослаблению традиционных религий. Особое внимание уделено характеристике НРД, их отличию от традиционных конфессий и ориентации на индивидуальный духовный опыт. Приведена типология движений с примерами, такими как Нью Эйдж, Саентология и Международное общество сознания Кришны. Отмечены их положительные аспекты и вызовы, включая манипуляции сознанием и изоляцию последователей. Анализируются последствия распространения НРД на постсоветском пространстве и в исламском мире.
Ключевые слова: новые религиозные движения (НРД), секуляризация, глобализация, культурный плюрализм, индивидуальный духовный опыт, синкретизм, постсоветское пространство, неохристианство, Нью Эйдж, манипуляции сознанием.
Лакунова Д.Р.
Роль погребальных и поминальных обрядов в сохранении самобытности кабардинцев
Актуальность изучения культа души в кабардинской культуре становится особенно очевидной в свете изменений, происходящих в современном обществе. В условиях глобализации и быстро меняющихся социальных норм, традиционные обряды часто подвергаются трансформации или даже забываются. Однако в то же время наблюдается и возрождение интереса к культурному наследию, что создает необходимость в осмыслении и сохранении этих практик. Культ души, отражая представления о жизни после смерти, требует внимательного изучения, чтобы понять, как он может продолжать играть роль в идентичности современных поколений.
Ритуалы поминовения, как способ почитания предков, формируют не только обрядовые практики, но и социальные связи внутри сообщества. Участие в таких обрядах укрепляет семейные узы и создает пространство для обмена воспоминаниями о ушедших. Эти действия помогают не только сохранить память о предках, но и поддерживать эмоциональную связь между живыми и умершими.
Важно также обратить внимание на то, как изменение восприятия смерти и утрат в современном обществе влияет на традиционные обряды. С потерей ценности культа души возникают новые формы ритуалов и обрядов, которые могут принимать разнообразные культурные оттенки и перестраиваться в ответ на вызовы времени. Это подчеркивает динамическую природу культурных практик и способность традиций адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Ритуальные практики остаются актуальными в жизни кабардинского общества, служа мостом между прошлым и настоящим, позволяя сохранить осознание своих корней и единство семьи.
Ключевые слова: культ души, похоронно-поминальные обряды, ритуал, поминальные традиции, поминальная пища, ислам, культурная идентичность, традиция, кабардинцы.
Схаляхо Р.А.
Генетическая структура народов абхазо-адыгской группы: история исследований современного населения и перспективы работ по древней ДНК
В статье приводится обзор основных опубликованных исследований по генофонду абхазо-адыгскогой группы российскими и зарубежными коллективами, которые проводились по самым различным генетическим системам (от квазигенетических и классических маркеров до полных геномов). Основным выводом всех этих исследований является близость абхазо-адыгских народов между собой, а также древние связи с генофондом Передней Азией. Регулярно появляются новые данные по древней ДНК. Наиболее доказательным ответом на исторические вопросы видится генотипирование древней ДНК, позволяющее увязать те или иные известные в современном населении черты с древними культурами. Эти данные привносят неоценимый вклад в представление в смежных дисциплинах: археологии, этнографии, лингвистике и т.д. Рассматриваются перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова: генофонд, Y-хромосома, SNP, STR, гаплогруппа, гаплотип, аутосомные маркеры, палеогенетика, абхазы, абазины, адыги, убыхи.
Энхбат Очхуу
Военно-политические связи Монголии и России в совместных документах конца XX – начала XXI столетия
В статье на основе нормативно-правовых документов в хронологическом порядке анализируются военно-политические связи Монголии и России в конце XX – начале XXI столетия.
Ключевые слова: Монголия, Российская Федерация, Китай, нормативно-правовые документы, монголо-российские отношения, политические связи, военно-техническое сотрудничество.
Ракутумалала Аримануи Луизет Мангатина Эстер
Развитие сотрудничества между Китайской Народной Республикой и (Демократической) Республикой Мадагаскар (1972–2024 гг.) и перспективы дальнейшей кооперации
Данная научная статья посвящена развитию сотрудничества между Китайской Народной Республикой и (Демократической) Республикой Мадагаскар (1972–2024 гг.) и перспективам дальнейшей кооперации между двумя государствами. Объектом исследования являются двусторонние отношения между КНР и Республикой Мадагаскар. Предметом исследования служат развитие политических и экономических отношений между Китаем и Мадагаскаром, перспективы их дальнейшей кооперации. Данное исследование базируется на теории политического реализма.
Ключевые слова: Китай, Африка, Мадагаскар, Политика, Экономика, Пояс-Путь, ПИИ.
Нгойе С.Т.
Сюэ Фужун
Ауа Д.А.
Ачонва Е.Ч.
Россия и Африка: сотрудничество в области региональной безопасности
В статье рассматриваются отношения между Россией и Африканским континентом с точки зрения региональной безопасности, подчеркиваются мотивы, условия и последствия этого партнерства. Подчеркивается степень накопленного интереса России к Африке, который обусловлен стратегическими, экономическими и геостратегическими целями. Это сотрудничество означает, что Россия вносит свой вклад, поставляя военную технику, обучая силы безопасности и укрепляя институциональный потенциал для борьбы с международными угрозами, такими как терроризм и пиратство.
В исследовании также рассматривается, как это сотрудничество отвечает потребностям некоторых африканских государств, которые сталкиваются со сложными вызовами безопасности, часто усугубляемыми институциональной слабостью. В рамках двусторонних партнерств и многосторонних соглашений Россия предоставляет технологические и людские ресурсы для укрепления безопасности страны. Россия также стремится укрепить свои геополитические позиции в более конкурентной международной среде, особенно с западными державами и Китаем. В исследовании используются количественные методы для изучения этой темы, сочетающие документальные и сравнительные исследования. Такой подход способствует детальному пониманию глубинной динамики сотрудничества России и Африки в области безопасности с учетом как африканских, так и глобальных перспектив. Исследование представляет научный интерес, поскольку в нем рассматривается динамика территориализации безопасности в Африке и ее взаимодействие с внешними силами.
Сотрудничество между Россией и африканскими странами с годами становится все более интенсивным, привлекая все больше африканских стран на сторону России. Похоже, оно продолжается, несмотря на санкции ЕС, введенные европейскими странами в ответ на войну, которую Россия ведет в Украине. Тем не менее, статья указывает на некоторые критические замечания, такие как нехватка у России ресурсов для построения более эффективного сотрудничества, способного конкурировать с другими международными силами, не только с точки зрения безопасности, но и недостатки в управлении и четкости российских интервенций в Африке.
Ключевые слова: российско-африканские отношения, региональная безопасность, международные отношения, оборонные системы, многополярность, иностранное вмешательство, двустороннее сотрудничество, передача военных технологий, военное партнерство, международный конкурс.
Кун Вэйжань
История двух поколений смешанной китайско-русской семьи
В настоящей научной работе автор кратко анализирует особенности феномена смешанных русско-китайских браков на примере 2-х поколений одной семьи. Для этого автор кратко упоминает о причинах широкого распространения смешанных браков на отдельных территориях России, анализирует актуальность выбранной темы исследования. Далее автор более подробно рассматривает конкретный пример – историю 2-х поколений смешанной русско-китайской семьи, изучает конкретные исторические вехи. В заключении автор отмечает, что обозначенная тема остается интересной с исследовательской точки зрения – прежде всего, для историков, социологов, демографов и ряда других ученых, как Китая, так и современной России в целом. Объектом исследования являются особенности феномена смешанных русско-китайских браков на примере 2-х поколений одной семьи. Целью исследования является комплексный, последовательный анализ особенностей феномена смешанных русско-китайских браков на примере 2-х поколений одной семьи. Методы исследования: это исторический, компаративистский, сравнительный анализ, диалектический, статистический, математический, обобщение, конкретизация, систематизация, дедукция, иные методы теоретического и практического уровней научного познания. Научная новизна исследования заключается в подготовке комплексного исследования, формировании авторских выводов относительно особенностей феномена смешанных русско-китайских браков на примере 2-х поколений одной семьи. Данная научная статья, таким образом, будет наиболее полезна теоретикам, практикам, обучающимся и профессорско-преподавательскому составу гуманитарных и иных направлений подготовки, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами феномена смешанных русско-китайских браков и развитием межкультурного взаимодействия населения России и Китая в целом.
Ключевые слова: история, брачно-семейные отношения, свидетельство о заключении брака, брачные отношения, российско-китайские отношения, исторический анализ.
Аль есбили фаизах Салех Мохаммед
Хуситы, Израиль и расширение конфликта в Красном море
В статье речь идет о движении Хуситов, направления и сущности их оппозиций. При этом автор статьи делает упор на то, каким образом деятельность движения направлена на конфликт в Красном море. Регулярные вооружённые нападения йеменских Хуситов на иностранные торговые суда в акватории красного моря заставляют беспокоиться всех участников мировой торговли, что и обуславливает проявленный интерес к исследованию данной темы.
Ключевые слова: Хуситы, конфликт на Красном море, Йемен, движение Хуситов, политические процессы.
Вражнова М.Н.
Терновая Л.О.
Ценность образовательного квиза по проблемам управления персоналом
В статье рассматриваются возможности активизации познавательного интереса обучающихся в высшей школе на основе расширения рамок творческого взаимодействия участников образовательного процесса. Авторы обращают внимание на такую современную форму организации учебно-воспитательного пространства, как квиз. В качестве проблемного поля для введения образовательной квиз-технологии взяты дисциплины, относящиеся к управлению персоналом, а для тематики квиза предложена гендерная компонента кадрового менеджмента.
Ключевые слова: тренинг, интеллектуальная игра, командная игра, квиз, самоорганизация, междисциплинарность, управление персоналом, гендерный аспект.
Кравченко В.И.
Графология: как «навигатор» в профориентационной работе со школьникам
Материал статьи посвящен исследованию актуальной проблемы выбора профессии в русле временной парадигмы, когда у молодого человека происходит формирование ценностных мировоззренческих установок относительно одного из главных жизненных вопросов, кем быть. На базе авторской методики исследования человека по почерку и подписи, представлен сравнительный анализ почерков с разницей во времени, тем самым показана «навигационная» роль науки графологии не только в профориентационной работе со школьниками, но и в сфере переподготовки кадров.
Ключевые слова: человек, мировоззрение, ценности, профессия, будущее, время парадигма, графологический анализ, почерк, переподготовка кадров.
Ондар Ч.М.
Сюрюн-оол Ж.В.
Инновационные подходы при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста
Статья посвящена исследованию инновационных подходов к формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста с учетом элементов тувинской культуры. Основная цель работы заключается в анализе эффективных методов и приемов, направленных на развитие функциональной грамотности и пространственного мышления у детей данного возраста. В исследовании рассматриваются такие методы, как конструктивная деятельность, игровые технологии, использование интерактивных мультимедийных ресурсов и проектная работа. Особое внимание уделяется интеграции элементов тувинской культуры в образовательный процесс, что способствует сохранению национальных традиций и обогащению опыта детей. Рассматриваются примеры использования традиционных орнаментов, народных игр и сказок, которые помогают детям лучше понимать свою культуру и уважение к ней. Результаты исследования показывают, что применение инновационных методик и включение элементов тувинской культуры значительно повышают интерес детей к изучению геометрии и способствуют более глубокому пониманию материала. Кроме того, отмечается положительное влияние этих подходов на развитие творческой активности и функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: методы формирования геометрических представлений, дошкольный возраст, инновационные методики, тувинская культура.
Лукашенко Д.В.
Влияние социальных сетей на психическое здоровье подростков и их образовательные результаты
Статья рассматривает влияние социальных сетей на психическое здоровье подростков и их образовательные результаты. В работе проводится систематический обзор современных исследований, опубликованных в период с 2018 по 2023 год, с целью анализа положительных и отрицательных аспектов использования социальных сетей подростками. В статье обсуждаются положительные аспекты, такие как социальная поддержка и развитие навыков межличностного общения, а также отрицательные последствия, включая депрессию, тревожность, кибербуллинг и снижение успеваемости. Особое внимание уделяется механизму влияния социальных сетей на психическое здоровье, а также их воздействию на успеваемость и когнитивные функции подростков. В заключении предложены рекомендации для минимизации негативных последствий и повышения цифровой грамотности среди подростков, родителей и педагогов.
Ключевые слова: социальные сети, психическое здоровье, подростки, депрессия, тревожность, кибербуллинг, успеваемость, цифровая грамотность, осознанность, образовательные результаты.
Анисимова М.А.
Дьячковская М.Д.
Цифровая платформа как средство развития учебной мотивации обучающихся на уроках математики
В статье рассмотрена проблема развития учебной мотивации обучающихся на уроках математики посредством применения цифровой платформы. Приведены примеры уроков с использованием разработанного онлайн-курса на основе образовательной платформы «Stepik». Особое внимание уделено вопросам, связанным с организацией взаимодействия между учителем, учеником и образовательной платформой. Представлен результат проведённого педагогического эксперимента. Отмечается, что применение данной платформы позволит реализовать творческий потенциал учителя, поможет сделать создаваемый образовательный контент более наглядным, доступным и понятным для учащихся. В результате чего у обучающихся наблюдается повышение познавательного интереса, вовлеченность в обучение, осознанность усвояемой информации и улучшение показателей успеваемости.
Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, «Stepik», онлайн-курс, обучение математике, цифровая образовательная среда, электронный образовательный контент.
Го Цин
Мычко Е.И.
Основные направления музыкального образования молодежи в КНР
Настоящая научная работа представляет важные направления музыкальной подготовки молодежи в Китае, в частности: музыкальное образование классической направленности, исследование национальных музыкальных традиций, а кроме того, влияние современных музыкальных направлений и поддержка китайского музыкального культурного наследия. Музыкальная подготовка играет существенную роль в развитии художественного вкуса, а так же культурного восприятия и музыкальных способностей молодых людей в КНР. В данной стране существует определенная система музыкальной подготовки, которая объединяет в себе компоненты традиционной китайской музыки, в том числе, западная теория музыки и актуальных тенденций на современном этапе. Рассматриваются особенности каждого из рассматриваемых направлений и влияние на развитие музыкального образования, в том числе и культуры молодежи в настоящем китайском социуме. Анализ данных факторов и подходов способствует пониманию специфики музыкального образования для формирования творческих способностей, как и для само восприятия и культурной ценности среди молодежи в КНР. Цель – исследовать основные тенденции музыкального образования молодого поколения в КНР, чтобы определить влияние на формирование креатива, в том числе, культурного осознания и эмоционального интеллекта у подрастающего поколения. Объектом данного исследования является музыкальное образование молодежи в КНР. Научная новизна: анализ направлений музыкального образования молодых людей в Китайской Народной Республике, при учете национальных традиций и актуальных тенденций, а кроме того, определение влияния данного образования на развитие личности и культурной принадлежности обучающихся. Методика данного исследования: Для решения поставленных задач проводится исследование научных статей и различных публикаций, в том числе, программ обучения, а кроме того, интервьюирование с преподавателями и обучающимися в сфере музыкальной подготовки в КНР, применяются методы мониторинга, сравнительно-сопоставительного анализа и обработки данных.
Ключевые слова: образование, музыка, процесс обучения, музыкальные направления, тенденции, национальные традиции, обучающиеся, китайская культура.
Горина Л.В.
Колесниченко Юлия Ю.
Рогачева А.Р.
Стимулирование профессионального творчества педагогов в условиях образовательной организации
В статье анализируются факторы, способствующие развитию креативности у учителей. Современные педагоги сталкиваются с вызовами, связанными с необходимостью внедрения творческих подходов в обучение, однако многие из них испытывают дефицит мотивации и поддержки для проявления профессионального творчества. Это приводит к рутинному подходу, который не соответствует требованиям современного общества, а также к снижению качества обучения. Стимулирование профессионального творчества педагогов становится ключевым фактором для обеспечения качественного образования. В условиях глобализации и цифровизации необходимо развивать креативность учителей, что позволит адаптировать образовательные методы к потребностям учеников и повысить их мотивацию к обучению. Решение этой проблемы способствует не только развитию самих педагогов, но и формированию активной и творческой среды для учащихся. Основные задачи статьи: проанализировать существующие стимулы и их влияние на творческую активность педагогов и определить положительные и отрицательные стимулы, влияющие на мотивацию учителей, а также изучить различия в восприятии стимулов педагогами с разным стажем работы. Исследование основано на анализе философской, социологической и психологической литературы, а также на эмпирическом исследовании с участием педагогов одной образовательной организации. Методы включали анкетирование, диагностику творческой активности и ранжирование положительных и отрицательных стимулов. Проведенное исследование показало, что для педагогов наиболее значимыми положительными стимулами являются денежное вознаграждение, возможность выполнения креативной работы и признание коллег. Исследование также показало различия в восприятии стимулов в зависимости от стажа работы, что требует дифференцированного подхода к мотивации. Кроме того, для повышения творческой активности необходим комплексный подход, учитывающий личностные и профессиональные особенности педагогов, значимость личностно-ориентированного и деятельностного подходов, показывая, что творческая деятельность педагога – это процесс самореализации, в основе которого лежат индивидуальные психологические и интеллектуальные способности.
Ключевые слова: стимулирование, профессиональное творчество, педагоги, мотивация, положительные стимулы, отрицательные стимулы, креативность, образовательная организация, нематериальные стимулы, материальные стимулы.
Денисова А.Ю.
Муханов Ю.В.
Кувакина А.А.
Сущность феномена «квадробинг» и его рассмотрение через призму педагогического дискурса
В рамках данного исследования предпринята попытка разобраться в природе феномена квадроберов, рассматривая его через призму различных дисциплин, в частности, педагогического дискурса. Психология позволит исследовать личные мотивы, стоящие за выбором подобной формы самовыражения; социология поможет понять социальные функции и коллективные установки, которые поддерживают эту субкультуру; философия поднимет вопросы об идентичности и границах человеческого и животного, а культурология осветит влияние постмодернизма и глобальной поп-культуры на формирование этого явления. Представлен статистический анализ квадробинга и его последствий в различных странах, в том числе России.
Ключевые слова: квадробинг, субкультура, набор социальных ролей, постмодернисткий перформанс, идентичность.
Зиганшин Ф.Н.
Зиганшина С.Ф.
Некоторые аспекты преподавания математики в современной общеобразовательной школе
Одной из основных задач общеобразовательной школы всегда являлась математическая подготовка обучающихся. Сегодня эта задача обретает особую актуальность в связи с тем, что в экономике, производстве, в социально-бытовой сфере все активнее используются математические методы. Сюда относятся автоматизация и роботизация производственных процессов, цифровизация социально-бытовой сферы и многое другое. Все это требует усиления математической подготовки подрастающего поколения. Сегодня перед школой стоит задача воспитания достойного гражданина общества, патриота своей Родины. И здесь математике отводится большая роль как одной из основных дисциплин образовательной программы. В связи со сказанным в статье рассматриваются вопросы обучения школьников решению математических задач, что является основой реализации политехнической, прикладной направленности учебного процесса. В статье также рассматриваются возможности математики в формировании личностных качеств обучающихся, в формировании достойного гражданина и патриота Родины.
Ключевые слова: обучение, воспитание, патриотизм, задача, математическая модель, математическая культура, устных счет, уравнение, структура, личностные качества.
Фидарова К.К.
Калабекова С.В.
Кулова М.Л.
Роль наставника в формировании гражданской идентичности и патриотического сознания обучающихся (на примере курса «Основы российской государственности»)
В данной статье рассматривается роль педагога в формировании традиционных российских ценностей у обучающихся в контексте преподавания курса «Основы российской государственности». Автор анализирует ключевые аспекты этой роли, включая формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности.
Ключевые слова: современное воспитание, патриотизм, цивилизация русского мира, общество, нормы и ценности, семья, страна.
Леонова Е.Ю.
Березуев Е.А.
Цифровые инструменты в проектной деятельности инженеров-технологов общественного питания
Сегодня система высшего образование делает акцент на решение профессиональных задач с использованием инновационных подходов, поэтому образовательный процесс включает применение различных цифровых инструментов. Современные реализации подготовки специалистов инженерной направленности диктуют требования к формированию практических навыков и быстрой адаптации в профессиональной среде. Индустрия питания в современных реалиях динамично развивающая отрасль промышленности, поэтому к сотрудникам предъявляются особые требования для эффективного решения нестандартных задач и творческого подхода в реализации проектов. В статье рассматриваются практические аспекты применения цифровых инструментов при обучении инженеров-технологов общественного питания с целью повышения их конкурентоспособности в профессиональной сфере. Использование цифровых инструментов по мнению авторов обеспечит формирование практикоориентированных навыков для более быстрой адаптации студентов в профессиональной среде.
Ключевые слова: цифровые инструменты, проектная деятельность, инновационные методы, обучающийся, практические навыки.
Луковенко Т.Г.
Профилактика агрессивного поведения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, посредством педагогических технологий
Предложенный в исследовании комплекс педагогических условий и методов их реализации позволяет запустить механизм снижения агрессивности у младших подростков с девиантным поведением.
Разработанная и успешно апробированная программа творческой деятельности на занятиях по декоративно-прикладному искусству предлагает эффективный подход к решению актуальной проблемы агрессивности и девиантного поведения среди младших подростков. В основе программы лежит использование художественного творчества как средства психологической разгрузки, самовыражения и развития эмоциональной устойчивости. Занятия по декоративно-прикладному искусству способствуют формированию позитивных коммуникативных навыков, развитию креативности, снижению уровня тревожности и агрессивности, а также предупреждению и коррекции девиантного поведения. Программа может быть эффективно использована в учреждениях общего и дополнительного образования, предоставляя учащимся возможность погрузиться в мир творчества, получить необходимые психологические ресурсы и развить свой потенциал.
Ключевые слова: агрессивное поведение, трудная жизненная ситуация, девиантное, педагогические технологии, агрессия, враждебность, тревога, подростки.
Малашенкова И.В.
Стриминговые сервисы - социокультурный ресурс современного самообразования в условиях формирования нового культурного кода
В статье дается характеристика современных тенденций в образовании с точки зрения формирования нового культурного кода. Основными направлениями в самообразовании становится ежедневный критический отбор полученной из разных источников информации. Наиболее полезными и популярными стали сервисы для прослушивания информационных треков – подкастов. А также представлены основные источники ежедневного получения информации поколениями Z и Альфа.
Отмечается важность музыкального и литературного развития в самообразовании и саморазвитии в условиях формирования нового культурного кода. При этом литература и музыка могут быть совершенно разных направлений в зависимости от целей и задач, поставленных перед собой обучающимся.
Выделены направления развития музыкальной культуры и литературы, статистическая востребованность различных жанров у читателей и слушателей. Указаны определенные предпочтения поколений Z и Альфа.
Названы и описаны ведущие стиминговые платформы, действующие на территории России, принципы их работы, наполняемости, особенности контента каждой и их роль в процессе самообразования и саморазвития вышеуказанных поколений.
Ключевые слова: культурный код, самообразование, стриминговый сервис, современные слушатели, читатели, музыка, подкаст, литературное самообразование, саморазвитие.
Маруфенко Е.В.
Данилова А.В.
Патриотическое воспитание школьников на современном этапе
Данная статья посвящена исследованию проблемы патриотического воспитания школьников на современном этапе. Целью данного исследования является анализ и изучение возможностей формирования чувства патриотизма посредством культурно-досуговых мероприятий. Сделан акцент на необходимости наличия знаний о досуговой педагогике, а также педагогических принципов и методов, соответствующих целевой аудитории. Презентована практика взаимодействия школы и Парка культуры и отдыха. Показана положительная динамика изменения отношения школьников к культурно-досуговым мероприятия патриотической направленности, что подтверждает эффективность предложенной методики. Сделан вывод о необходимости опоры на компонентную структуру патриотического воспитания и умения ее применять в процессе подготовки, организации и проведения культурно-досуговых мероприятий патриотической направленности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, семья, школа, Родина, Отечество, культурно-досуговое мероприятие.
Набиева А.И.
Маштакова Л.Ю.
Ахмедзянова Г.Ф.
Практическое применение экологических игр для развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Речевые навыки являются одним из ключевых факторов успешной социализации ребенка, его обучения и общего психологического развития. Важность раннего выявления и коррекции речевых нарушений не может быть переоценена, поскольку они нередко служат причиной общих трудностей в обучении и социальной адаптации. Применение экологических игр в качестве инструмента для речевого развития характеризуются достаточно большим педагогическим потенциалом. Экологическое образование, как средство формирования у детей устойчивого интереса к окружающему миру, представляет собой мощный ресурс для стимуляции и развития речевых навыков. Взаимодействие с природой и использование экологических игр способствуют расширению словарного запаса детей, развитию их когнитивных способностей, воображения и творческих навыков. В этой связи изучение и анализ практического использования экологических игр как средства речевого развития становятся актуальными и значимыми. Объектом данного исследования являются речевые процессы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Целью исследования является оценка эффективности применения экологических игр как средства речевого развития у старших дошкольников с ОНР. Методы исследования: документальный метод, экспериментальный метод, статистический анализ, обобщение, систематизация. Научная новизна исследования заключается в выявлении конкретных механизмов, через которые экологическое игровое взаимодействие способствует улучшению речевых навыков, а также разработка и апробация специализированных игровых методик, ориентированных на детей с ОНР.
Ключевые слова: развитие образования, речевое развитие, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, средства речевого развития, применение экологических игр.
Неверовская Н.В.
Шамовская Т.В.
Роль цифровизации и дистанционного обучения в развитии когнитивных и регуляционных свойств личности студентов
Цифровизация и дистанционное обучение трансформируют образование, революционизируя способы приобретения студентами знаний и развития навыков. В статье рассматриваются последствия данных преобразований. Цифровые инструменты способствуют развитию критического мышления, но опасения по поводу информационной перегрузки подчеркивают важность развития навыков критической оценки. Дистанционное обучение, способствуя саморегуляции и взаимодействию со сверстниками, может повлиять на концентрацию внимания и социальные навыки. Для решения указанных проблем в статье предлагаются такие меры, как персонализированные обучающие платформы и совместные виртуальные проекты. Благодаря ответственному использованию технологий педагоги могут создавать привлекательные условия обучения, способствующие когнитивному развитию, саморегуляции и личностному росту. В конечном счете, это исследование подчеркивает необходимость расширения возможностей студентов стать ответственными цифровыми гражданами, которые смогут процветать в эпоху цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровизация, дистанционное образование, когнитивное развитие, регуляционные процессы, личностный рост, влияние цифровизации, инновационные стратегии.
Ондар Ч.М.
Ховалыг Х.Х.
Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
В статье рассматриваются вопросы формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр. Ведь дошкольный возраст – это важный период в жизни каждого ребенка, когда закладываются основы его дальнейшего развития. Одним из важнейших аспектов является формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста, которое играет ключевую роль в их дальнейшем развитии. Анализируются современные подходы к обучению в контексте новых требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) актуальных на 2024 год. Особое внимание уделено интеграции тувинских этнографических элементов в процесс обучения, что способствует развитию интереса к культуре родного края и обогащению учебного процесса. Приводятся примеры дидактических игр, включающих этнографические мотивы Тувы.
Ключевые слова: дошкольное образование, ФГОС, ФОП ДО, дидактические игры, геометрические представления, тувинская культура, этнография.
Плющева Н.С.
Реализация различных подходов при обучении коммуникативному общению студентов вуза физической культуры посредством интерактивных методов
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков студентов, особенно в специализированных вузах, таких как учреждения физической культуры. Данная статья посвящена исследованию различных подходов к обучению коммуникативному взаимодействию студентов посредством интеграции интерактивных методов. В ходе работы были рассмотрены современные педагогические технологии и методики, направленные на активизацию участия студентов в учебном процессе и повышение эффективности коммуникации в профессиональной сфере.
Основной акцент исследования сделан на сравнительном анализе традиционных и инновационных методов обучения. В статье представлены результаты внедрения интерактивных технологий, таких как ролевые игры, дискуссии, проекты и кейс-методы, которые способствуют не только улучшению коммуникативных навыков, но и развитию критического мышления и командной работы. Отдельное внимание уделено влиянию цифровой среды и применения мультимедийных ресурсов в образовательном процессе.
Статья также описывает опыт использования онлайн-платформ и мобильных приложений для создания динамичных и гибких учебных ситуаций, которые стимулируют студентов к активной коммуникации. На основе анализа собранных данных авторы выявляют преимущества и недостатки каждого из подходов и предлагают рекомендации по оптимизации учебных программ в вузах физической культуры.
Результаты исследования подчеркивают значимость комплексного использования интерактивных методов для подготовки специалистов, способных эффективно взаимодействовать в многогранной профессиональной среде. Выводы статьи могут быть полезны для преподавателей, методистов и администраторов образовательных учреждений, заинтересованных в совершенствовании учебного процесса и повышении уровня коммуникативной компетентности студентов.
Ключевые слова: коммуникативное общение, интерактивные методы, подходы к обучению, физическая культура, высшее образование, эффективность обучения, студенты вуза, педагогические технологии, развитие навыков, образовательные стратегии.
Пономарева Т.Н.
Пономарев М.Б.
Описание командной работы как живого организма в рамках проектной деятельности
Данная статья посвящена исследованию организационного поведения в контексте командной работы студентов бакалавриата второго и третьего курсов направления 43.03.01 «Сервис», 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело», изучающих дисциплины «Основы проектной деятельности» и «Проектирование в сервисной деятельности» в ходе участия в федеральной программе Проектно-образовательного интенсива «От идеи до прототипа» по модели Университете 20.35. Командная работа рассматривается как живой организм, способный к сохранению стабильности внутренней среды организма при изменениях внешних условий, адаптирующийся к внешнему наружному воздействию посредством этапов трансформации, адаптации, непрерывного обучения и приобретения новых навыков. Основной акцент сделан на применении принципов гомеостаза биологических систем для анализа социальных и организационных структур в управлении персоналом, процессе принятия решений, а также изучения психологических и социальных взаимодействий для координации работы. Особое внимание уделяется автором описанию стадий поведенческого акта, в котором поэтапно следуют развитие навыков коммуникации, взаимодействие внутри команды, с внешними экспертами, представителями предприятий сферы сервиса, индустрии гостеприимства и с клиентами, а также ведение переговоров, что влияет на эффективность командной работы, включая решение проблем, планирование, организацию работы, лидерство, принятие решений, преодоление барьеров в общении и публичных выступлений, а также развитие эмоционального интеллекта. Материал статьи ориентирован на практическое применение знаний, умений и навыков, необходимых студентам для реализации проектов в сфере туризма и гостеприимства, и способствует их профессиональному росту.
Ключевые слова: проектная деятельность, проектная работа, гомеостаз, коммуникация, командная работа, сервис, туризм, взаимодействие в команде.
Разумова О.А.
Чехобасова Д.З.
Физическая культура, как средство профилактики профессиональных заболеваний врача хирурга
Профессиональная деятельность врача-хирурга отличается сложностью и вполне обоснованно относится к группе высокого риска, вызывающего целый ряд профессиональных заболеваний и сокращающих продолжительность жизни специалиста. На состояние здоровья врача негативно отражаются условия и режим его труда, непосредственный контакт с больными пациентами, стрессовые ситуации при проведении операций и сопереживание за их жизнь и здоровье. Регулярным и важным средством профилактики профессиональных заболеваний и улучшения состояния здоровья врачей-хирургов является физическая культура, спорт и здоровый образ жизни – «физическая культура – вторая профессия врача!»
Ключевые слова: состояние здоровья, условия труда, стрессовые ситуации, профессиональные заболевания, выгорание, физическая культура, здоровый образ жизни.
Рахматуллаев Д.Н.
Формирование активной позиции в жизни студентов в учебном процессе и внеучебной деятельности
В данной статье рассматривается важнейшая роль проактивного участия, определяемого как намеренное и самостоятельное участие студентов в их академическом и социальном развитии в более широком контексте целостного образования. Подчеркивается, что синергетическая интеграция формальных педагогических практик и внеклассных мероприятий имеет важное значение для развития этой проактивной позиции. Автор статьи проводит анализ различных педагогических методик и внеклассных рамок, которые позволяют студентам стать мотивированными учениками и граждански ответственными личностями. Кроме того, автор статьи исследует неотъемлемые сложности и перспективы, связанные с поощрением проактивного участия в различных образовательных экосистемах, предлагая стратегические вмешательства для повышения участия студентов и развития чувства собственности над своей траекторией обучения.
Ключевые слова: активное обучение, участие студентов, внеклассные мероприятия, гражданская ответственность, критическое мышление, социальная ответственность, целостное развитие, педагогические подходы, студенческая деятельность, самостоятельное обучение.
Рязанцев А.А.
Хангереева Айдана
Сон, как важный ресурс для новых спортивных достижений
Сон, как естественное физиологическое состояние, крайне необходим для жизнедеятельности человека. Во время сна происходит наиболее полный отдых и восстановление функций организма, что особенно важно для профессиональных спортсменов, подвергающихся значительным физическим и психологическим нагрузкам.
Смена часовых поясов при длительных поездках и перелетах вызывает определённые сложности в сохранении уровня спортивной формы и функциональной готовности, обусловленных нарушением суточных (циркадных) ритмов жизнедеятельности спортсмена. Этому процессу, называемому десинхрозом и джетлагом, подвержены более 300 изменений в организме человека. Особенно выражено проявление джетлага при пересечении 10-12 часовых поясов.
Специалисты-сомнологи предлагают современные альтернативные методики сна, не затрачивая на этот процесс 8 часов подряд, при которых сон в течении суток разбивается на короткие отрезки (многофазный сон).
Ключевые слова: профессиональный спортсмен, восстановление организма, циркадные циклы, десинхроз, многофазный сон.
Смирнова В.А.
Проблема формирования профессиональных социальных компетенций у студентов как будущих специалистов
Актуальность статьи обусловлена быстро меняющейся социальной средой и условиями профессиональной деятельности. К современному выпускнику предъявляются требования не только хорошо знать специфику своей профессии, но и обладать определенным набором социальных навыков и компетенций, для успешной реализации проектов. Исходя из данных требований, задачей вуза становится активная социальная и психологическая подготовка студентов, таким образом формировать теоретическую и практическую базу, но вырабатывать личностные качества будущего работника, учить коммуникативным навыкам, самоконтролю и самоорганизации. Таким образом перенимая на себя не только образовательную, но и воспитательную функцию образования. По средствам анализа научной литературы, были выведены основные социальные компетенции, которые необходимо освоить студенты за годы его обучения в вузе.
Ключевые слова: социальные компетенции, коммуникация, самоорганизация, социальные навыки, профессиональные навыки, социализация, личность, Seif skills, проектирование.
Терещенко О.В.
Расширение инклюзивной среды в сельской территории посредством изучения истории Донского края
В данной статье автором проведено исследование процесса расширения инклюзивной среды в сельских общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, а также организациях отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения, в процессе участия в мероприятиях, связанных с историей Донского края детьми, прибывшими из вновь присоединённых территорий, в целях более глубокого погружения в культуру территории проживания детей указанной категории; организации условий для ускоренной адаптации детей, указанной категории, прибывших после февраля 2022 года из вновь присоединенных территорий и временно проживающих на территории Неклиновского муниципального района; обустройства образовательных площадок в разных организациях; применение социально-образовательного проекта «Мы вместе…» в общеобразовательных организациях района, организациях дополнительного образования, а также организациях отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения; кадрового потенциала муниципального образования, задействованного в реализации проекта, а также привлеченных экспертов в качестве гостей проекта; распространение опыта работы. Начало специальной военной операции и организация приема, размещения и включения в жизнь сельского района семей с детьми, вынужденно покинувших вновь присоединенные территории привели к цели создания и расширения инклюзивной воспитательной среды путем вовлечения в ряд образовательных и культурных мероприятий, проводимых на приграничной сельской территории Неклиновского района Ростовской области, которая стала точкой притяжения и концентрации внимания к процессу воспитания детей. Исследование проходило на базе сельских общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, а также организаций отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения муниципального образования «Неклиновский район». Эмпирическими методами исследования выступили методы организации и проведения серии мероприятий и статистической обработки данных и их последующего анализа. Данная тема и наработанная практика могут применяться в работе иных общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: инклюзивная среда, Донской край, дети, адаптация.
Убайдуллoева Ф.А.
Технология развития методической компетентности будущих учителей иностранных языков общеобразовательных школ (на основе модульной учебной программы)
Быстро меняющийся ландшафт образования требует высококомпетентных преподавателей иностранных языков, оснащенных надежными методическими навыками. В данной статье рассматривается комплексная технология, разработанная для развития методической компетентности будущих преподавателей иностранных языков в общеобразовательных школах. Технология объединяет инновационные педагогические подходы, включая проектное обучение, совместную деятельность, интеграцию цифровых инструментов и рефлексивную практику, в рамках, подчеркивающих взаимосвязь теоретических знаний и практического применения. Предлагаемая технология направлена на преодоление разрыва между теоретической педагогической подготовкой и практическими реалиями класса иностранного языка, в конечном итоге повышая качество образования иностранных языков в общеобразовательных школах.
Таким образом, ядром предлагаемой технологии является модульная учебная программа, разработанная для систематического развития различных аспектов методической компетентности. Каждый модуль фокусируется на определенной области знаний, интегрируя теоретические знания с практическим применением посредством различных видов учебной деятельности, включая проектное обучение, совместные задания и рефлексивную практику.
Ключевые слова: методическая компетентность, учителя иностранных языков, подготовка учителей, педагогические технологии, общеобразовательные школы, модульная учебная программа, интеграция теоретических знаний, практическое применение, разнообразие учебных мероприятий, совместные задания, рефлексивная практика.
Целик М.С.
Значимость готовности педагогов к цифровой трансформации
В настоящее время существует необходимость повышения цифровой компетентности будущих педагогов для обеспечения эффективного мониторинга качества высшего образования. Цифровая компетентность включает в себя владение инструментами ИКТ, анализ данных, работу с платформами управления образованием (LMS), работу с прокторинговыми сервисами. В условиях стремительных изменений система высшего образования нуждается в ускоренном развитии, адаптации к вызовам цифровой эры. Существует неотложная потребность в интеграции дополнительных цифровых компетенций в процесс подготовки будущих педагогов. Это возможно благодаря обновлению образовательных программ, внедрению практико-ориентированных занятий и обеспечению доступа к современным цифровым технологиям. В то же время остается актуальной задача преодоления существующих барьеров, таких как ограниченные возможности использования платформ и сервисов, а также сопротивление некоторых преподавателей внедрению цифровых инструментов в учебный процесс. Подготовка будущих педагогов с учетом этих новых необходимыми навыком позволит университетам адаптироваться к требованиям быстро меняющейся образовательной среды, обеспечивая постоянное совершенствование и поддерживая качество высшего образования в цифровую эпоху.
Ключевые слова: цифровая компетентность, высшее образование, будущие педагоги, прокторинг, цифровые инструменты, образовательные технологии, учебные программы, мониторинг качества образования, дистанционное обучение, цифровая трансформация.
Чжан Цзяньпэн
Воронин Д.И.
Проблемы сохранения здоровья студентов в высших учебных заведениях
В настоящей статье рассматриваются проблемы, связанные с сохранением здоровья студентов в высших учебных заведениях. Автором приводится краткая характеристика концепта «здоровье» как сложного явления, требующего тщательного изучения и определения его составляющих. Особое внимание уделяется проблемам здоровья психического и физического характера, с которыми могут столкнуться обучающиеся высших учебных заведений. В работе также предложены пути решения данных проблем путем проведения специальных мероприятий в рамках учебного заведения.
Ключевые слова: здоровье, образование, учебное заведение, студент, образ жизни, медицина, психология.
Кунгурова И.М.
Павлинова К.А.
Рептюх В.И.
Усольцева Е.А.
Этнокультурный (казачий) компонент как средство развития культуроведческой компетенции школьников
В данной работе авторы рассматривают особенности использования этнокультурного (казачьего) компонента как средства развития культуроведческой компетенции школьников, что влияет на результативность данного процесса. Также авторами предлагаются варианты заданий, которые можно внедрить в образовательный процесс с целью повышения эффективности реализации этнокультурного (казачьего) компонента.
Ключевые слова: казачество, компетенция, школа, ученики, этнокультурный компонент, культуроведческая компетенция.
Авторы
Аккиева С.И. - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований-филиал КБНЦ (Кабардино-Балкарский научный центр) РАН.
Аль есбили фаизах Салех Мохаммед - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Анисимова М.А. - Магистрант, Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова». Учитель математики. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23 имени В.И. Малышкина» (с углубленным изучением отдельных предметов), г. Якутск.
Ауа Д.А. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Ахмедзянова Г.Ф. - кандидат педагогических наук, доцент, Бирский филиал Уфимского Университета Науки и Технологий, Бирск. SPIN-код: 9708-9533
Ачонва Е.Ч. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Березуев Е.А. - кандидат философских наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья».
Воронин Д.И. - кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель. ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта».
Вражнова М.Н. - доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Гали Б.Т. - доктор исторических наук, доцент. Казанский государственный аграрный университет, г. Казань. SPIN-код: 5400-4697.
Галиуллин Р.Р. - кандидат филологических наук, доцент. Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны. SPIN-код: 7370-7624.
Гатауллина Л.Н. - доктор исторических наук, доцент. Казанский государственный аграрный университет, г. Казань. SPIN-код: 2027-3278.
Горина Л.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Го Цин - аспирант, ФГАОУ ВО Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград.
Данилова А.В. - кандидат философских наук, доцент. Высшая школа музыки и театра Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.
Денисова А.Ю. - преподаватель кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
Дьячковская М.Д. - кандидат педагогических наук, доцент. Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова», г. Якутск.
Зиганшина С.Ф. - кандидат педагогических наук, доцент. Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий.
Зиганшин Ф.Н. - кандидат педагогических наук, доцент. Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий.
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент. ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск.
Колесниченко Ю.Ю. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Кравченко В.И. - доктор философских наук, доцент, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.
Кувакина А.А. - курсант. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
Луковенко Т.Г. - кандидат педагогических наук, доцент. Руководитель высшей школы педагогического и дефектологического образования. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск. SPIN-код: 9241-5770
Кулова М.Л. - кандидат исторических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Кавказский государственный институт искусств», Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик.
Кун Вэйжань - аспирант, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.
Кунгурова И.М. - кандидат педагогических наук, доцент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Лакунова Д.Р. - младший научный сотрудник Отдела этнографии Кавказа. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Леонова Е.Ю. - кандидат социологических наук. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет».
Лукашенко Д.В. - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник. Научно-исследовательский институт ФСИН России.
Македонский А.В. - кандидат исторических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству.
Малашенкова И.В. - кандидат педагогических наук, доцент. Смоленский государственный институт искусств.
Маруфенко Е.В. - кандидат педагогических наук, доцент. Высшая школа музыки и театра Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.
Маштакова Л.Ю. - кандидат педагогических наук, доцент, Бирский филиал Уфимского Университета Науки и Технологий, Бирск. SPIN-код: 5552-1134
Муханов Ю.В. - кандидат педагогических наук. Начальник кафедры огневой подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина.
Мычко Е.И. - доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград.
Набиева А.И. - магистрант, Бирский филиал Уфимского Университета Науки и Технологий, Бирск. SPIN-код: 1584-2632
Нгойе С.Т. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Неверовская Н.В. - преподаватель, магистр. ГАПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства».
Ондар Ч.М. - кандидат педагогических наук, доцент. Тувинский государственный университет, г. Кызыл.
Павлинова К.А. - студент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Плющева Н.С. - соискатель на степень кандидата педагогических наук Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург.
Пономарев М.Б. - магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Пономарева Т.Н. - кандидат педагогических наук, доцент. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Разумова О.А. - студент. Астраханский Государственный Медицинский Университет.
Ракутумалала Аримануи Луизет Мангатина Эстер - аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Рахматуллаев Д.Н. - соискатель кафедры, ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова». Худжанд, Таджикистан.
Рептюх В.И. - Студент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Рогачева А.Р. - магистрант кафедры методологии образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Рязанцев А.А. - кандидат педагогических наук, доцент. Астраханский государственный медицинский университет.
Сабанчиев Х.-М.А. - доктор исторических наук, профессор, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова.
Салихов Р.Т. - доцент, кандидат исторических наук. Казанский государственный аграрный университет, г. Казань. SPIN-код: 1382-2780.
Смирнова В.А. - преподаватель кафедры. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.
Схаляхо Р.А. - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник отдела антропологии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. ORCID: 0000-0002-4005-1887
Сюрюн-оол Ж.В. - магистрант, Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл.
Сюэ Фужун - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Теммоев И.Ю. - кандидат политических наук, старший преподаватель, КБГАУ (Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова).
Терещенко О.В. - аспирант. Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Убайдуллoева Ф.А. - соискатель кафедры. ГОУ “Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова”, Республика Таджикистан, г. Худжанд.
Усольцева Е.А. - Студент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Фидарова К.К. - кандидат исторических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Минздрава России», Республика Северная Осетия, г. Владикавказ.
Хангереева Айдана - студент. Астраханский государственный университет.
Ховалыг Х.Х. - магистрант, Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл.
Целик М.С. - ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».
Чехобасова Д.З. - студент. Астраханский Государственный Медицинский Университет.
Чжан Цзяньпэн - аспирант, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта».
Шамовская Т.В. - кандидат философских наук, доцент. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».
Энхбат Очхуу - майор вооруженных сил Монголии. Адъюнкт Военной академии Генерального штаба Военных Сил Российской Федерации.