LOGO

Функционирует при финансовой поддержке ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ

Общинные традиции российского казачества в условиях глобализации

Бейсенбин К.А.

кандидат политических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Смоленского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования РАНХиГС при Президенте РФ

 

Летуновский П.В.

доктор политических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Смоленского государственного университета

 

Общинные традиции российского казачества в условиях глобализации

 

Высокую актуальность, в условиях активного развития глобализационных процессов, имеют проблемы сохранения самобытных культурных традиций народов, населяющих территорию российской Федерации. Сущностные основы современной глобализации, вне всяких сомнений, опираются на принципы западной концепции демократизации общественных отношений. Главной особенностью, отражающей сущность глобализационных тенденций в международных отношениях, является реализация корыстных политических и экономических амбиций развитых государств, во главе с США, путем силового навязывания правовых конструкций, не имеющих научных и нравственных оснований, но при этом, отождествляемых с, некими, демократическим ценностями. Новые демократические принципы, указывающие на целесообразность: деидеологизации общества, отрицания семейных ценностей, неприятия коллективизма и взаимовыручки в угоду индивидуализму, забвения самобытных особенностей в угоду космополитизму, нанесли существенный вред развитию культурных традиций народов России, и стали причиной уничижительного отношения к традиционным духовно-нравственным императивам.

Распад СССР и трансформация российского общества в соответствии с западными стандартами, по мнению многих ученых, привели к появлению негативных тенденций, фактически, во всех сферах общественных отношений, в том числе, к деградации нравственных ценностей. Особую значимость, в контексте реабилитации традиционных духовно-нравственных ценностей и критического осмысления западных принципов демократии, в сложившихся условиях, приобретает процесс возрождения российского казачества. Высокую актуальность проблемы «укрепления прочной духовно-нравственной основы общества», в связи с охватившим страну демографическим и ценностным кризисом, в своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года обозначил Президент России В.В. Путин.

Казачество, которое, как отмечает Е.Л. Рябова, являлось важным «действующим лицом» российской истории, на протяжении XVI – начала XX веков, в постсоветской России может сыграть важную роль в решении многих проблем.

В частности, разразившийся в Российской Федерации демографический кризис, ставший следствием реализации принципов западной концепции демократии и существенного ухудшения социально-экономического положения граждан, также, является следствием деградации нравственных императивов и традиционных семейных ценностей. Вопреки общей тенденции, российское казачество, в условиях западнизации общественных отношений, переживает подъема и возрождения своих традиций.

Безусловно, исконные традиции славянских народов и казачества, во многом, имеют общие корни, и не имеют ничего общего с западными традициями, получившими свое обоснование в эпоху Нового времени. Почитаемые в западных демократических государствах идеологические установки, стали причиной зарождения, в том числе, в современной России, таких традиций и нравственных стандартов, как индивидуализм, эгоизм, коммерческая целесообразность, склонность к наживе, оправдание порочного образа жизни, бездуховность, пренебрежение традиционными семейными ценностями, малодетность и т. д. Напротив, исконные славянские традиции тесно связаны с такими стандартами поведения, как общинность, равноправство, взаимовыручка, осуждение и отвержение наживы, осуждение порочных качеств человека и стремление к духовной жизни, почитание семейных ценностей, многодетность и т.д.

Начало разрушения общинных традиций следует соотносить с Царской Россией, о чем в своих исследованиях пишут Г.В. Мальцев и многие другие ученые. Важным обстоятельством является то, что на решительные действия царских чиновников, направленные на искоренение общин, крестьяне всегда отвечали беспорядками и восстаниями. Только за период с 1908 по 1914 годы отмечают более полутора тысяч крупных выступлений. Наряду с этим, царское правительство получает большое число телеграмм и жалоб от мирских сходов. Разрушителей общинного уклада прозвали «мироедами», поскольку общину на Руси всегда называли «миром». Таким образом, удалось разрушить только четверть общин, а основная их часть продолжала активное сопротивление. Г.В. Мальцем пишет об этих событиях следующее: «Дерзновенный план реформаторов превратить русского крестьянина-общинника в частного земельного собственника в целом провалился, но общине был нанесен смертельный удар… Душа крестьянина, так же как и русского человека вообще, не лежит к таким «богопротивным» занятиям, как спекулятивная торговля и ростовщичество… Русские либералы, носители западных идей, с недоумением и раздражением взирали на то, как в пореформенное время крестьяне из рук вон плохо использовали предоставленные им права; они не бросились открывать «питейные заведения» (эту нишу в деревне быстро заполнили так называемые инородцы), приобретать доходные дома, делать банковские вклады».

Наряду с общинным укладом жизни, традиции российского казачества имеют и свои самобытные особенности. Например, доминирующим фактором у казачества является воинский уклад жизни. При этом, можно выделить и такие особенности, как: всесторонне почитание воинской службы и ее самобытное оформление множеством различных регалий; состязательный характер воспитания воинских навыков; органичное сочетание всех своих жизненных проявлений с православной культурой; самобытное построение идеологических основ воспитания патриотических чувств и приобщения к защите Отечества и т. д.

Следует отметить особенность самобытных традиций российского казачества, которая состоит в установлении жесткой целесообразности соблюдения собственных традиций. Именно такая целесообразность, в условиях деидеологизации современного российского общества и насаждения западных идеологических стандартов, позволяет казачеству не только сохранять свои духовные традиции, но и находить эффективные формы взаимодействия с органами государственной власти.

Разрушительным фактором деградации нравственных отношений в Российской Федерации является легализация видов деятельности, которые необходимо отождествлять с наживой. Тем не менее, вопреки традиционным духовно-нравственным принципам, правовая система российского государства, не только легализует, к примеру, ростовщичество, но и всемерно защищает интересы ростовщиков. В это же время, казачество во все времена, отличалось крайне нетерпимым отношением к «лихоимству» (ростовщичеству) и другим видам «стяжательства» (стремления к наживе). Между тем, в условиях широкого распространения проблемы девиации кадров государственной службы, и в рядах казачества встречаются случаи злоупотребления властными полномочиями и занятия ростовщичеством. Однако, в казачьем сообществе, такого рода факты, получают однозначное осуждение, а провозглашенные западные ценности, не становятся основанием для оправдания «лихоимства» и отождествления данного промысла с общественной моралью.

Не вызывает сомнений, что многочисленные факты коррупционных отношений и искажения традиционных нравственных императивов, как в органах государственной власти, так и в казачьих организациях, являются следствием недостаточно высокого уровня духовно-нравственного развития человека на современном этапе общественного развития, а также деидеологизации российского общества, в результате принятия статьи 13 Конституции России. Провозглашение идеологического многообразия, по своей сути, порождает феномен вольного толкования нравственных принципов, в соответствии, с тем или иным, альтернативным духовным учением.

Таким образом, анализ современных тенденций, связанных с нравственной деградацией российского общества, свидетельствует о том, что специфические самобытные особенности, в сложившихся условиях, позволяют казачеству, не только сохранять свою идентичность, но и находить пути развития своих традиций. Вне всяких сомнений, сегодня можно говорить об использовании опыта российского казачества, в целях возрождении общинных самобытных традиций народов на территории Российской Федерации и реабилитации подлинных нравственных ценностей.

Важное значение, в контексте гуманизации общественных отношений и преодоления негативных тенденций факторов глобализации, имеет проблема критического осмысления западной теории демократии и формирования научно обоснованных идеологических основ концептуальных положений государственной политики, создающих благоприятные условия для сохранения и развития национальных культурных традиций и их органичного сочетания в рамках федеративных отношений.

 

Список литературы:

1. Бейсенбин К.А. Нравственно-правовые основы современной концепции построения демократического государства. Монография. – Смоленск: Издательство «Смоленская городская типография», 2012. – 292 с.

2. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. – 413 с.

3. Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Администрации Президента России (12.12.2012, 13:30) // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения 07.04.2016).

4. Е. Л. Рябова. Проблемы формирования общественных представлений на примере Российского казачества // Журнал «Этносоциум, № 8, С. 4. // URL: http://etnosocium.ru/etnosotsium-8-2007-g (дата обращения 07.04.2016).

5. Мальцев, Г. В. Крестьянская община в истории и судьбе России / Г. В. Мальцев // Национальные интересы. - 2009. - № 4. - С. 27-38.

6. К. Данилин. Могут ли казаки быть ростовщиками? // Сайт Оренбургского казачества (газета «Казачья застава») // URL: http://orenkazak.ru/massenmedia-sl122009p0301.html (дата обращения 07.04.2016).

 

Bibliography

1. Beysenbin K.A. Moral and legal foundations of the modern concept of building a democratic state. Monograph. - St. Petersburg: Publishing “Smolensk city printing”, 2012. - 292 p.

2. Morality modern Russian society: psychological analysis / Ed. Ed. A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich. - M.: “Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences’ Publishing House, 2012. - 413 p.

3. Address by the President to the Federal Assembly // Official site of the Administration of the President of Russia (12.12.2012, 13:30) // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (07/04/2016).

4. Ryabova E.L. Problems of formation of social representations on the example of the Russian Cossacks // Magazine “Etnosotsium, number 8, p. 4. // URL: http://etnosocium.ru/etnosotsium-8-2007-g (04/07/2016).

5. Maltsev G.V. Peasant community in the history and destiny of Russia / G.V. Maltsev // National interests. - 2009. - № 4. - p. 27-38.

 

6. Danilin K. Can Cossacks be usurers? // Website of the Orenburg Cossack (newspaper “Cossack outpost») // URL: http://orenkazak.ru/massenmedia-sl122009p0301.html (04/07/2016).

Уважаемые читатели!

При перепечатке материалов или использовании содержащихся в них сведений ссылка на журнал обязательна.

Позиция редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Авторы несут ответственность за достоверность приводимой в статьях информации.

Оформление подписки производится в редакции.

Яндекс.Метрика