Сапаи Мохаммад Файсал

Бакалавр кафедры теории и истории международных отношений РУДН (Российский университет дружбы народов).

 

Мардан Марьям

Магистранты кафедры теории и истории международных отношений РУДН (Российский университет дружбы народов).

 

Мохаммад Алем Мохаммад Тамим

Магистранты кафедры теории и истории международных отношений РУДН (Российский университет дружбы народов).

 

Со статьёй можно ознакомиться в журнале «Альманах «Казачество» № 1 (51). 2021».

Стратегические интересы Китая в Афганистане в области политико-экономических отношений (2014-2020)

 

Две страны являются соседями, они поддерживают дружественные отношения, и между ними не было исторических конфликтов и не существует противоречий. Китай, как ближайший сосед Афганистана, заинтересован в стабилизации политической, экономической и социальной обстановке в Афганистане и исторически поддерживают дружественные отношения. После обретения КНР независимости, Афганистан одним из первых государств, признал Китайскую народную республику, а официальные дипломатические отношения между Китаем и Афганистаном были установлены в январе 1955 года.

Одним из важных направлений двусторонних отношений – экономическая сфера. Китай неоднократно предоставлял экономическую помощь Афганистану – были подписаны ряд договоров в экономической сфере. В 2001 году, после формирования правительства в Афганистане, Китай предложил финансовые и экономические проекты для восстановления разрушенной после войны страны. Китай, как ближайший сосед, заинтересован в выстраивании с Афганистаном постоянных и продуктивных политических и экономических отношений. Однако, особенности развития военно-политической ситуации в Афганистане усложняют этот процесс.

Как известно, в состав Китая входит обширная территория - Синьцзян-Уйгурский автономного района (СУАР), в котором проживает целый ряд этнических групп, исповедующих ислам. Крупнейший среди них — уйгуры, десятимиллионный народ, который после окончательного включения в состав КНР в 1949 г. и был создан Синьцзян-Уйгурский автономный район. Китайская Народная Республика (КНР) приложила огромные усилия для интеграции Синьцзяна в Китай, но угроза противостояния со стороны уйгур остается - уйгурская террористическая группа проходила подготовку в Афганистане до 11 сентября 2001 г. Уйгуры, как и афганцы исповедуют мусульманское вероисповедание.

Несмотря на внешнюю политику Китая, ориентированную на сотрудничество со странами и организациями региона, в частности с Шанхайской организации сотрудничества, сепаратистские тенденции и спорадические террористические инциденты продолжают иметь место. Одним из наиболее ярких примеров можно назвать беспорядки в июле 2009 года в Синьцзяне, в результате которых погибли более 190 человек. Причиной выступления коренного населения региона, тюркоязычных уйгуров - убийство этнических уйгуров китайцами в городе Шаогуань провинции Гуандун. Более тревожной тенденцией для Пекина было то, что террористическая деятельность, которая в основном ограничивалась Синьцзяном, распространилась на другие города Китая. В 2013 и 2014 годах террористические акты произошли в Пекине, Куньмине и Гуанчжоу вследствие растущих контактов уйгурской диаспоры с группами боевиков в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке .

Китайские аналитики отмечают, что продолжающаяся гражданская война в Афганистане способствовала возникновению обострения социальной и экономической ситуации в Синьцзяне, что в свою очередь, создало препятствия к продвижению BRI, и подтолкнуло Китай к более активной политике в Афганистане .

Кроме того, афганский наркотрафик является еще одной серьезной проблемой безопасности для Китая. Страны Золотого Полумесяца (Афганистан, Иран и Пакистан) является основными воротами для контрабанды наркотиков в Китай.

Хотя КНР имеет 76-километровую границу с Афганистаном, и страны являются соседями, тем не менее, КНР вплоть до событий 11 сентября 2001 г. не проводил активную политику на афганском направлении.

Безопасность в Афганистане влияет не только на Синьцзян, но и играет роль в безопасности и стабильности всей Центральной Азии. Террористические организации в Ферганской долине Узбекистана имеют тесные связи со многими террористическими организациями, действующими в Афганистане. Для противостояния этой угрозе, государства Центральной Азии сотрудничают с Россией и Китаем по противодействию трем направлениям: сепаратизма, экстремизма и терроризма посредством своего членства в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В этой связи, нестабильность политической и социальной обстановки в Афганистане угрожает Синьцзяну и энергетической безопасности Китая. Помимо вопросов безопасности не стоит упускать из виду и экономические интересы КНР в Афганистане. По данным Геологической службы США, Афганистан обладает полезными ископаемыми на сумму 1 трлн.долл. США. Министр горнодобывающей промышленности Афганистана Вахидулла Шахрани заявил в 2010 году о наличии еще больших природных ресурсах на сумму около 3 трлн. долл. США .

Китай осуществляет значительные проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры в Синьцзяне и по всей Центральной Азии. Эти проекты направлены на удовлетворение интересов Китая в отношении энергоресурсов Центральной Азии. В свою очередь, для разработки этих месторождений Афганистан нуждается в значительных финансовых инвестициях в основном в транспортную инфраструктуру, что в свою очередь связано с безопасностью в Афганистане.

Начиная с 2002 г. Китай оказывал Афганистану экономическую помощь по различным проектам: 10 млн. долл. на ирригационный проект в Парване, больницу в Кабуле. Кроме того, в Китае прошли обучение более 800 различных должностных лиц из Афганистана .

В 2003 году Китай предоставил грант в размере 15 млн. долл. после подписания в Пекине (май 2003 г.) Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве между двумя странами. В 2009 году Китай предоставил 75 млн. долл. в качестве экономической помощи. С 2002 по 2010 год Китай предоставил Афганистану экономическую помощь в размере 205,3 млн. долл. и 19,5 млн. долл. в качестве кредита. В 2011 году Китай предоставил Афганистану бесплатную помощь в размере 23,7 млн. долл. Китайские телекоммуникационные компании, Huawei и ZTE обновили 200 тыс. афганских аналоговых телефонных линий в цифровые .

Китай участвует в разработке месторождений меди, право на разработку которого они выиграли в 2007 году. Эта концессия обеспечивает миллиарды долларов инвестиций в рудник в Мес-Айнаке (юго-восточнее г. Кабул) и еще миллиарды долларов на развитие афганской инфраструктуры для строительства рудника. Контракт предполагает предоставление концессии сроком на 30 лет. Кроме того, в течение 25 лет предполагается разработка нефтяного месторождения в районе Амударья на севере Афганистана. В 2011 году китайская компания China National Petroleum Corp получила право на разведывательные работы в бассейне Амударьи в Афганистане. Но к сожалению, из-за неблагоприятной террористической обстановки работы были прекращены.

Также Китай обсуждает с Пакистаном включение Афганистана в Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC), и соединение CPEC по железной дороге с Кандагаром и автомагистралью Кабул-Пешавар. Долгосрочные инвестиции Китая свидетельствуют о заинтересованности Китая в участии экономического развития страны.

Можно сказать, что в XXI веке Китай превратился в крупнейшего торгового партнера Афганистана, и за первые девять лет двусторонняя торговля между двумя странами достигла 250 млн. долл. По данным на начало 2020 г., Китай занимает третье место среди стран, кто экспортирует товары из Афганистана и второе место по импорту. Большая часть официальной торговли приходится на китайские электротехнические изделия.

Более того, нестабильность, проистекающая из Афганистана, может повлиять на реализацию (Один пояс, один путь) BRI. Два из шести коридоров (Экономический коридор Китай – Пакистан и Экономический коридор Китай - Центральная Азия - Западная Азия), разрабатываемых в рамках BRI и CPEC находятся в непосредственной близости от Афганистана. Китай хотел бы сотрудничать с Афганистаном в этой сфере в следующих областях:

1. Стратегия экономического развития. Китай готов обсуждать стратегии и политику экономического развития с афганской стороной.

2. Транспортная инфраструктура. Китай разрабатывает проекты в сфере регионального сообщения, включая железную дорогу Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран, CASA-1000 и коридор Ляпис-Лазурит. Китай хотел бы развивать строительство транспортной инфраструктуры с Афганистаном и развивать совместное сотрудничество для улучшения сообщения между Афганистаном и другими странами региона. Китай выразил заинтересованность в участии в строительстве транспортных сетей, которые связывают Китай, Афганистан, Центральную и Южную Азию, которые в дальнейшем соединят Китай с энергоресурсами Центральной Азии и, возможно, с иранскими нефтью и газом. Китайские компании готовы инвестировать и участвовать в строительстве железных дорог, и других объектов и заинтересованы в поставках минерального сырья для промышленности Китая. При условии строительства железной дороги, это даст возможность китайской экономики осваивать новые рынки. Китай рассматривает регион Центральной Азии, как важный стратегический, как некий баланс сил между Китаем, Россией и Соединенными Штатами. Об этом заявил в своем интервью в мае 2018 года заместитель министра по техническим вопросам Министерства связи и информационных технологий Афганистана Сайед Ахмад Шах .

3. Торговая политика. По данным Центрального статистического управления Афганистана, двусторонняя торговля между Китаем и Афганистаном достигла 1,05 млрд. долл. США в финансовом году 2014-2015, и Китай стал третьим по величине торговым партнером Афганистана. В 2015 году беспошлинный режим был распространен на более 97% афганских товаров, экспортируемых в Китай. Согласно статистике КНР, афганский экспорт в Китай вырос в 2,4 раза в стоимостном выражении по сравнению с 2012 годом. Кроме того, большое количество китайских компаний, таких как Huawei и ZTE, инвестировали в Афганистан и внесли значительный вклад в социально-экономическое развитие страны. Китай стал основным источником прямых иностранных инвестиций для Афганистана. Между тем тысячи афганских бизнесменов успешно ведут дела в китайских городах, таких как Иу и Гуанчжоу и являются важным связующим звеном двусторонних экономических отношений.

4. Финансовая интеграция. Китай намерен и в дальнейшем развивать двустороннее и многостороннее финансовое сотрудничество с Афганистаном.

5. Связь и общественностью. Растущие обмены в области культуры, образования, аналитических центров и средств массовой информации. По различным программам обучается около 600 афганских студентов по различным дисциплинам. Также Китай предоставляет Афганистану 150 стипендий ежегодно. Обмен между студентами и специалистами играет важную роль в укреплении взаимопонимания и доверия между двумя странами .

Китай также вкладывает значительные финансовые средства в экономику соседних с Афганистаном стран. Так, например, только в Иране Китай объявил о значительных инвестициях в размере 400 млрд. долл. США в течение последующих 25 лет, начиная с 2016 года. Это отражает растущие интересы Китая в Иране. Огромные энергетические ресурсы Ирана, его стратегическое расположение делают его важным звеном в региональной стратегии Китая. Пекин сыграл важную роль в Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), также известном как «ядерная сделка с Ираном». Это политическое соглашение между Ираном и группой государств, известных как 5+1, относительно ядерной программы Ирана, заключенное 15 июля 2015 г. В свою очередь, Иран одобрил программу BRI Китая, проявил интерес к вступлению в CPEC и поддержал мирный процесс в Афганистане. Несмотря на постоянное препятствие со стороны США, Иран развивает сотрудничество с Китаем на афганском направлении.

В последние годы намерение Китая продлить BRI до Афганистана было поддержано не только трехсторонним сотрудничеством по проекту CPEC, но и Меморандумом о взаимопонимании, подписанным в 2016 году между Пекином и Кабулом, в котором Китай обязался выделить не менее 100 млн. долл. Под эгидой BRI в 2016 году было построено первое грузовое железнодорожное сообщение между китайской провинцией Цзянсу и городом Хайратан на границе с Афганистаном. Однако существуют проблемы, связанные с недозагруженностью железнодорожного транспорта на пути из Афганистана в Узбекистан. Это связано с тем, что производство товаров на экспорт в Афганистане все еще очень низкое. Также в апреле 2017 года Пекин и Кабул подписали соглашение об обмене информационных технологий и сотрудничестве в сфере телекоммуникаций: к октябрю 2017 года, по словам афганского министра связи и информационных технологий Шахзада Ареби, 25 провинций в Афганистане уже были соединены оптоволокном. В октябре 2017 года Афганистан стал членом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с целью дальнейшего содействия сотрудничеству и развитию инфраструктуры в стране. Отношение Китая к интеграции Афганистана в инициативу «Один пояс, один путь» представляется позитивным, особенно учитывая стратегическое географическое положение страны и наличия в стране огромного количества неразработанных ресурсов. Однако, по сравнению с другими странами, участвующих в BRI, Китай все еще не рассматривает Афганистан эффективной страной-вкладчиком .

Необходимо остановится также еще на одном моменте – темпы экономического роста позволяют говорить о превращении Китая в великую державу. В 2011 году Китай обогнал Японию. В частности, ожидавшиеся темпы роста экономики КНР в 2010 году составляли 9–10%, Японии в 1,86%. Китай стал второй по величине экономикой в мире .

С приходом к власти в Китае Си Цзиньпина в 2013 году страна начала проводить более активную внешнюю политику, ориентированную на повышение статуса Китая на глобальном уровне.

Китай стал одной из тех стран, которые установили официальные политические отношения с новым афганским правительством в феврале 2002 года - Китай вновь открыл свое посольство в Кабуле и предоставил Афганистану помощь в размере 5 млн. дол. в срочном порядке. Китай также усилил дипломатическую активность на афганском направлении. Китай явился участником международной встречи по подписанию Кабульской декларации (28 февраля 2018 г). рамках «Кабульского процесса» по примирению в Афганистане, на которой был поднят вопрос о признании движения «Талибан» политической партией. Китай подтвердил уважение суверенитета Афганистана и его границы. Китай пообещал продолжить мирные переговоры с Талибаном, и обе страны подписали ряд двусторонних соглашений в целях укрепления своих отношений. Оба государства договорились расширить свое сотрудничество во многих областях, особенно в области экономики и технологий .

Однако с начала 2012 года можно отметить изменение политики Китая в отношении Афганистана. В 2012 году Кабул с официальным визитом посетил член Постоянного комитета Политбюро Чжоу Юнкан. Это был первый визит высокопоставленного китайского чиновника в Афганистан начиная с 1966 года. В своем выступлении он отметил, что путем совместных усилий можно будет повысить китайско-афганское сотрудничество и вывести его на новый уровень во благо народов двух стран и процветания и стабильности в регионе». В целом, внешняя политика Китая в отношении Афганистана вписывается в общие рамки подхода Китая к внешней политике, направленной на содействие экономической стабильности. Китай рассматривает внешнюю политику, экономики и стабильности как взаимодополняющие сферы для продвижения интересов страны за рубежом. По мнению американской стороны, не может быть полноценного экономического развития, пока не будет достигнут мир в стране. Китайская позиция исходит из того, что не может быть достигнут мир до тех пор, пока не будут созданы условия для экономического развития. По мнению Китайской стороны для стабилизации ситуации в регионе, именно экономическое развитие является тем рычагом, которое может позитивно улучшить отношения между странами .

Экономическая дипломатия направлена на решение таких важных задач, как укрепление внешнеполитических отношений Китая со странами и продвижение товаров китайских компаний за рубеж. И в этой ситуации крайне важна дипломатическая поддержка китайским экономическим проектам, инвестициям. На активном использовании форм и методов экономический дипломатии во внешней политике Китая сделал акцент Си Цзиньпин во время своего выступления на XIX съезде, прошедшем в октябре 2017 года .

Повышенный интерес Китая к Афганистану можно отметит, начиная с 2014 года, когда китайской стороной впервые был назначен специальный представитель по Афганистану при Министерстве иностранных дел Китая.

Активную роль Китай играл и в организации и проведении Стамбульского процесса (Сердце Азии), который прошел в Пекине (2014 г. по министерская конференция по этому вопросу прошла в Пекине), нацеленный на примирение между афганским правительством и Талибаном. Стамбульский процесс был запущен по итогам проведения в 2011 году в Стамбуле международной конференции по Афганистану на уровне глав внешнеполитических ведомств стран. Его основная цель - выработка идей по вовлечению Афганистана в экономическую и политическую жизнь региона как равноправного и ответственного партнера. Следует напомнить, что участниками Стамбульского процесса являются Афганистан, Азербайджан, Китай, Индия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Объединенные Арабские Эмираты, а также ООН. Предыдущая, восьмая министерская конференция «Сердце Азии – Стамбульский процесс» прошла в декабре 2019 года в Стамбуле .

В 2014 году Китай выдвинул предложения по созданию «форума мира и примирения», в который могли бы войти представители Афганистана, Пакистана, Китая и талибов. Делегаты Талибана несколько раз посетили Китай. В июле 2019 года в Исламабаде прошла встреча дипломатических представителей Афганистана, Китая и Пакистана, что стало очередным признаком увеличения китайской роли в афганской игре. Участники встречи в Исламабаде обсудили реализацию совместных проектов в сферах образования, культуры, здравоохранения и спорта. Они подтвердили приверженность своих стран дальнейшему укреплению сотрудничества в целях процветания, мира и развития. В заявлении сторон также говорится, что Афганистан и КНР высоко оценили роль Пакистана в помощи афганскому мирному процессу и его последовательную поддержку различных механизмов, направленных на стабилизацию обстановки .

Политические лидеры обеих стран неоднократно встречались на разных форумах, и Китай активное участвует в различных проектах по обсуждению мирного решения афганской проблемы.

Пекин также активно предлагал военно-техническую помощь Кабулу, и в период с 2016 по 2018 год он предоставил афганскому правительству более 70 млн. долл. военной помощи. Кабул получил логистическое оборудование, лёгкое вооружение, запчасти для авиации, боеприпасы и военную форму из Китая. В 2017 году, несмотря на опровержения официального Пекина, поступали сообщения о присутствии китайских войск на афганской территории. Китайские военные проводили совместное патрулирование со своими афганскими коллегами в горах Малого Памира .

В 2019 году американское издание The Washington Post опубликовало информацию, что в Таджикистане на территории Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) находится форпост китайских военных. Газета указывает, что форпост расположен в юго-восточной части ГБАО, в 10 км от узкой полоски афганской территории, которая граничит, помимо Таджикистана, с Китаем и Пакистаном и носит название Ваханского коридора. База создана для борьбы с терроризмом против уйгурских боевиков и борьбы с другими террористическими элементами, пересекающими границу с западным Китаем .

Хотя в ближайшие годы Пекин, вероятно, увеличит свою помощь в Афганистане за счет инвестиций в инфраструктуру и в дальнейшем будет оказывать Кабулу военно-техническую помощь, КНР также более активно намерен использовать фактор мягкой силы в Афганистане.

Согласно заявлению министерства иностранных дел Китая, от апреля 2020 года, официально заявленная позиция Китая по Афганистану заключается в том, что Китай всегда уважает выбор афганским народом своего собственного пути развития и готов продолжать поддерживать, посредничать и способствовать процессу мира и примирения в Афганистане, а также продолжать экономическое взаимодействие. Учитывая заинтересованность Китая в участии реализации экономических проектах в Афганистане, и интересы Китая в Афганистане можно определить как следующие: 1) Пекин заинтересован в охране своих границ и недопущении распространения экстремизма в Синьцзяне; 2) Китай заинтересован в разработке полезных ископаемых Афганистана; 3) Китай заинтересован в реализации инициативы «Один пояс, один путь» (BRI) на территории Афганистана , с выходом на страны Центральной Азией; 4) активизация Китаем его региональной внешней политики в Центральной и Южной Азии говорит о том, что эти регионы являются важными геополитическими форпостами для страны.

 

Библиографический список:

1. HafizullahEmadi. China’s Foreign Policy towards the Middle East. // URL: https://books.google.com.ua/books/about/China_s_Foreign_Policy_Toward_the_Middle.html?id=UGptAAAAMAAJ&redir_esc=y. (дата обращения: 07.02.2021)

2. Желобов Д.Е. Уйгурский сепаратизм и «Пирамида Маслоу» // Глобальная и региональная безопасность в XXI веке. Екатеринбург :УрФУ, 2014. С. 163.

3. Мавлонова А.С. Влияние внешних факторов на развитие сепаратизма в СУАР КНР // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 773.

4. Террористические акты в КНР с 2011 года. Досье. // URL: https://tass.ru/info/1207109. (дата обращения: 07.02.2021)

5. Hatef A., Luqiu L.R. (2018).WheredoesAfghanistanfitinChina’sgrandproject? Acontentanalysis of Afghan and Chinese news coverage of the One Belt, One Road initiative //International Communication Gazette, 2018. № 80. С. 551-567.

6. Малышева Д.Б. Постсоветская Центральная Азия и Афганистан как сфера пересечения интересов крупных азиатских государств // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 262.

7. Мигунов Д. Бесполезные богатства. В Афганистане нашли полезных ископаемых на триллион долларов, но возможности разрабатывать их нет. // URL: https://lenta.ru/articles/2010/06/16/lithium1/. (дата обращения: 07.02.2021)

8. Tahiri, Noor Rahman. Afghanistan and China Trade Relationship. // URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/82098/1/MPRA_paper_82098.pdf. (датаобращения: 07.02.2021)

9. Nicklas Norling. The Emerging China-Afghanistan Relationship. // URL: http://www.cacianalyst.org/?q=node/4858. (дата обращения: 07.02.2021)

10. Батур Абдул Гафар. Социально-экономические проблемы установления мира в Афганистане // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. № 4. С. 35-36.

11. Chawla Sh. Mapping China’s interests and engagement in Afghanistan // Sunday guardian live. // URL: https://www.sundayguardianlive.com/opinion/mapping-chinas-interests-engagement-afghanistan. (дата обращения: 08.02.2021)

12. Экономика Афганистана. // URL: https://www.tadviser.ru/index.php. (дата обращения: 07.02.2021)

13. Sayed Ahmad Shah, Technical Deputy Minister at Ministry of Communications and Information Technology, interview by author, May 13, 2018. // URL: www.mail.gov.af. (дата обращения: 07.02.2021).

14. The Belt and Road Upgrades China-Afghanistan Relations(From Chinese Embassy in Afghanistan). // URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/zwjg_665342/zwbd_665378/t1350775.shtml. (дата обращения: 07.02.2021)

15. Зафар Икбал Юсуфзай, Аршад Али Шах. Стратегические интересы Китая в Афганистане после 11 сентября 2001 г. // Русская политология. 2019. № 2. С. 59-64.

16. Кашин В. Китай обогнал Японию и стал второй экономикой мира. // URL: https://www.forbes.ru/ekonomika-opinion/finansy/53846-kitai-serebryanyi-prizer-v-konkurse-vvp. (дата обращения: 11.02.2021)

17. Ван Ли. Взаимодействие Китая и НАТО в Афганистане // Международные процессы. 2016. Том 14. № 3. С. 39-51.

18. Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China, “China and Afghanistan”. // URL: http://www.mfa.gov.cn/eng/wjb/zzjg/yzs/gjlb/2676/t15822.htm. (дата обращения: 07.02.2021)

19. Переговоры члена ПК Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкана с президентом Афганистана. // URL: http://russian.people.com.cn/31520/7957984.html. (дата обращения: 07.02.2021)

20. Ван Ли. Взаимодействие Китая и НАТО в Афганистане // Международные процессы. 2016. Том 14. № 3. С. 41-42.

21. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК. // URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm. (дата обращения: 07.02.2021)

22. Конференция глав МИД Стамбульского процесса по Афганистану намечена на конец марта. // URL: https://orient.tm/konferenciya-glav-mid-stambulskogo-processa-po-afganistanu-namechena-na-konec-marta. (дата обращения: 07.02.2021)

23. СМИ сообщили о предложении КНР создать форум по Афганистану. // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5462256bcbb20fe067d6db8d. (дата обращения: 08.02.2021)

24. Афганская война ложится на плечи Пекина. // URL: https://www.ng.ru/world/2019-07-21/2_7627_china.html. (дата обращения: 08.02.2021)

25. «Новая «большая игра»: как приход Китая в Афганистан затронет интересы США и России. // URL: https://russian.rt.com/world/article/464907-kitai-vliyanie-afganistan-ssha-rossiya. (дата обращения: 08.02.2021)

26. В Таджикистане нашли военную базу Китая. // URL: https://golosislama.com/news.php?id=35970. (дата обращения: 08.02.2021)

27. Ramachandran S. China’s role in Afghanistan is undoubtedly growing. What does that mean for the peace process? // The Diplomat. // URL: https://thediplomat.com/2018/06/is-china-bringing-peace-to-afghanistan/. (дата обращения: 08.02.2021)