Содержание

 

Педагогика
Гаврилюк Н.П. Особенности мотивации студентов к обучению в условиях современного образования: педагогическая перспектива 11
Цзинь Цзин Развитие российско-китайских отношений в области образования 21
Тянь Тянь Интеграция инновационных ИКТ-технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам 28
Ли Ингвэнь Роль фундаментального образования в современном обществе 35
Ма Янин Формирование педагогической направленности студентов педагогического вуза 39
Узденова Б.Х., Байчоров Д.Т., Гогуева А.М., Чотчаева З.Т., Эркенова А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании 46
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Чекулаев Н.Д. О службе Терского казачества на Северном Кавказе (1735 – 1796 гг.) по документам ЦГАРД 51
Бородин М.П., Зуев А.В., Рубцов С.Н. Статус профессиональной пожарной охраны столицы Российской империи в начале XIX века 56
Айбазов А.И. Клятва «атаулов» в обычном праве карачаевцев 65
Егорова Е.Э. А.И. Герцен в Ницце: переломный этап в идеологическом, политическом и личном измерениях 70
Великоцкая (Мозгунова) Н.Г. Государственная деятельность думного дьяка Лариона Иванова 77
Путилин И.А., Реснянский С.И. Русское мессианство в 1812-1814 годах: идеи особого назначения России в контексте борьбы с Наполеоновской Францией 83
Сунь Фулун Отмена крепостного права в России стала результатом борьбы и компромисса между царем и дворянством 90
Химич Г.А. Эволюция актуализации ветхозаветных образов в русской поэзии II половины XVII – II половины ХХ века 96
Чжан Сяолин Возрождение казачества как важное социально-политическое явление 111
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщей  истории
Хоанг Ван Тхам, Буй Тхи Хоанг Йен, Нгуен Тху Ха Политико-дипломатические отношения между СРВ и КНР по обеспечению политики «дой мой» (1986-2022 гг.) 119
Талова М.И. Аргентина в МЕРКОСУР: роль и перспективы 129
Аннотации 136
Авторы 152

 

 

Аннотации

Гаврилюк Н.П.

Особенности мотивации студентов к обучению в условиях современного образования: педагогическая перспектива

Практика и тенденции мотивации студентов к обучению, занимают одну из первых позиций в рейтинге задач, которые стоят не только перед организациями образования, но и перед обществом в целом, поскольку современная система образования претерпевает серьезные изменения и вступает на новый путь экспериментов и практик, вовлечена в пилотные проекты, направленные на апробацию и переход на отечественную модель развития системы образования. В условиях распространения информационно-коммуникационных технологий, мобильности и доступности образования, увеличения количества образовательных программ, появления новых направлений и профилей в вузах России перед исследователями, учеными и практикующими педагогами возникает вопрос: «Чем и как мотивировать будущего студента не только к выбору образовательной программы, но и к тому, чтобы эту программу успешно освоить?». В статье приводятся результаты исследований зарубежных и отечественных специалистов, которые выделяют основные критерии мотивации, анализируют различные модели и практики. Несмотря на то, что не было проведено опросов и анкетирования среди обучающейся молодежи, автором сформулированы достаточно четкие критерии для мотивации студентов, которые могут быть применены, в том числе через призму анализа педагогических практик, ориентируясь на персональный опыт реализации образовательных программ различных уровней: бакалавриат, магистратура, аспирантура.
Ключевые слова: студент, мотивация, мотив, образовательные программы, механизмы, обучение, педагогические практики.

 

Цзинь Цзин

Развитие российско-китайских отношений в области образования

Данная статья посвящена анализу российско-китайского сотрудничества в области образования, которое играет важную роль в контексте стратегического партнерства. Опираясь на нормативно-правовую базу российско-китайского сотрудничества в области образования, автор статьи раскрывает основные направления этого сотрудничества и анализирует его ключевые особенности. Автор статьи уделяет особое внимание на развитие межвузовских связей, приоритетным направлением которых являются программы обмена китайских и русских студентов, и на изучение русского и китайского языков в аспекте образовательной политики двух государств.
Ключевые слова: российско-китайские отношения, образовательная политика, межвузовское сотрудничество, русский язык, китайский язык.

 

Тянь Тянь

Интеграция инновационных ИКТ-технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам

В данной статье речь идет об инновационных методах обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам в высших учебных заведениях. Автор статьи, прежде всего, обращается к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые вошли в нашу жизнь с развитием Интернета и без которых образовательный процесс в современных реалиях времени будет неполным. Анализируя особенности преподавания этих двух языков в иноязычной среде, автор статьи обращает внимание на необходимость создания электронного учебника для обучения русскому и китайскому языкам. Ссылаясь на опыт российских преподавателей, создавших такое пособие, автор статьи выражает надежду, что когда-нибудь появится электронный курс, с помощью которого русские студенты познают красоту китайского языка.
Ключевые слова: инновационные технологии, ИКТ, Интернет-ресурсы, русский язык как иностранный, китайский язык как иностранный.

 

Ли Ингвэнь

Роль фундаментального образования в современном обществе

Фундаментальное образование является основой развития человека и общества, актуальность исследования обусловлена тем, что формация современного общества претерпевает кардинальные изменения, связанные с цифровизацией, информатизацией и технологичностью современной общественной среды. Объект исследования – образование, как философская категория познавательной активности человека. Предмет исследования – роль образования, как социального конструкта современного общества. Цель исследования – социально-философский анализ категории познавательной деятельности человека – фундаментальное образование. В статье раскрываются два подхода к образованию: культусообразный и природособразный подходы. Аргументируется существование научного объяснения способности человека к образования и генетикой человек основанием которого послужило развитие генетики, особенно после расшифровки генома человека и дальнейших исследований, которые показали разнообразие генов и их связь с различными проявлениями человека. Выделены особенности фундаментального образования в современном обществе.
Ключевые слова: цифровая среда, естественные науки, гуманитарные науки, знание, образованность.

 

Ма Янин

Формирование педагогической направленности студентов педагогического вуза

Педагогическая направленность имеет многослойный, составной характер, может определяется как общее понятие, так и как отдельные дифференцированные направления. Это собственно склонность к преподаванию (педагогике) и направленность на специальность, связанная с глубоким изучением предмета. Формирование упомянутой направленности совершается на основе методик технологий преподавания, включая развивающую, игровую, диагностическую, модульную, контекстную и другие, используемые в современном педагогическом процессе. В статье автором рассмотрены основные моменты формирования педагогической направленности студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: информационное общество, социум, педагог, диплом о высшем образовании, институт, академия, университет.

 

Узденова Б.Х.
Байчоров Д.Т.
Гогуева А.М.
Чотчаева З.Т.
Эркенова А.А.

Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании

Современное время характеризуется сильным влиянием на общество компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают передачу информационных потоков в обществе, образуя мировое информационное пространство.
Ключевые слова: информационные технологии, телекоммуникационные технологии, компьютеризация, информационно-коммуникационные технологии, информатизация, электронное обучение.

 

Чекулаев Н.Д.

О службе Терского казачества на Северном Кавказе (1735 – 1796 гг.) по документам ЦГАРД

В данной статье на основе подлинных архивных документов местного архива воссоздаются одна из сторон истории российского казачества в XVIII в. Основу этих документов представляют собой делопроизводство военного подразделения – кизлярской гражданской – комендантской канцелярий и походной канцелярии генерал – лейтенанта А.П. Девица. Российское казачество в XVIII веке на Северном Кавказе было представлено тремя казачьими войсками: Гребенское Терское и Терско – Семейное и Гребенское казачьи войска. Российское казачество входило в состав Кизлярского гарнизона. В данной статье будет рассмотрена служба двух из трех казачьих войск – Терского казачьего войска под командой генерал – майора князя Эльмурзы Бековича Черкасского и Терского Семейного казачьего войска. В связи с тем, что терское казачье войско под командой князя Черкасского было малочисленнее прочих казачьих подразделений, то команде генерал – майора князя Э.Б. Черкасскому была освобождена от военной службы и поручена выполнений иных видов деятельности. В основном это было административно хозяйственная и дипломатическая служба. Оно было расквартировано на территории самой Кизлярской крепости. Терско – Семейное казачье войско в отличии от команды генерал – майора князя Эльмурзы Черкасского проживало вне Кизлярской крепости – в Дубовской, Бороздинской и Каргалинской казачьих станиц. Семейные казаки не только несли воинскую, в первую очередь пограничную службу, но и выполняли разного рода хозяйственные обязанности. Эта служба терского казачества охватывала многие сферы жизнедеятельности кизлярского гарнизона. Терские казаки своей службой способствовали нормальному функционированию Кизлярского гарнизона обеспечивая военнослужащих и командный состав всем необходимым от продовольствия до строительных материалов. Архивные документы красноречиво свидетельствуют, что терские казаки были надежной опорой и помощником регулярной части российских войск на Северном Кавказе. Казачество обоих войск выступало и в качестве рабочей силы для выполнения разного рода строительных и ремонтных работ.
Ключевые слова: Россия, Кавказ, комендант, казачество, станица, служба, лошади, заготовки, сенокошение, посылки.

 

Бородин М.П.
Зуев А.В.
Рубцов С.Н.

Статус профессиональной пожарной охраны столицы Российской империи в начале XIX века

Выполнено исследование статуса профессиональной пожарной команды столицы Российской империи в начале XIX века.
Предмет исследования: Статус профессиональной пожарной охраны в России. Объект исследования: Профессиональная пожарная охрана в столице Российской империи.
Цель исследования. На основе анализа научной литературы, опубликованных и неопубликованных документов, материалов комплексно изучены и обобщены исторические аспекты статуса профессиональной пожарной охраны России. Актуальность изучения проблемы обусловлена и необходимостью применения накопленного исторического опыта в современной практике по вопросам управления противопожарной службой и ее развития и модернизации.
Научная новизна исследования определяется комплексным анализом статуса профессиональной пожарной охраны России, разносторонним подходом к изучению той части внутриполитической программы правительства Российской Империи, которая была направлена на управление, материально – техническое обеспечение пожарной охраны.
Ключевые слова: Городская дума, общественное управление, Правительствующий Сенат, правильная пожарная организация, исполнительная противопожарная комиссия, подготовительная противопожарная комиссия.

 

Айбазов А.И.

Клятва «атаулов» в обычном праве карачаевцев

В системе обычного права карачаевцев до 70-х гг. XIX в. сохранялся и активно использовался оригинальный институт очистительной присяги, принимаемой за обвиняемого третьим лицом. Лицо принимающее присягу называлось «атаул». Принятие присяги вело к очищению обвиняемого от возводимых обвинений. В статье, использую сравнительно-исторический метод, сопоставляя различные по своему характеру источники дается описание института, представлены случаи применения, отмечены отдельные характерные черты. В статье подчеркнуто, что несмотря на то, что термин «атаул» в современном карачаевском языке обозначает ответвление рода, ветвь, патронимию и т.д. обычай в рассматриваемом периоде старался избегать принятия присяги от родственников обвиняемого.
Ключевые слова: карачаевцы, Кавказ, обычное право, адет, атаул, присяга, судебная практика.

 

Егорова Е.Э.

А.И. Герцен в Ницце: переломный этап в идеологическом, политическом и личном измерениях

В статье рассматривается Ниццкий этап эмигрантского периода жизни русского писателя и мыслителя А.И. Герцена. Анализируется влияние западноевропейского революционного движения 1848-1849 х гг. (его актуальное состояние, развитие и поражение, усиление реакции) на трансформацию идеологии Герцена. В контексте разочарования писателя в западноевропейской общественности подчеркнута идея самобытного пути России, исключительная вера в русскую общину как основу глобального социалистического движения. В статье также показана связь общественного и личного в жизни Герцена; анализируется роль семейной драмы, произошедшей в Ницце, в вопросе пересмотра мировоззренческой позиции мыслителя. Рассматриваются предпосылки принятия писателем окончательного решения о своем невозвращении в Россию и продолжении общественной деятельности вне границ материнского государства.
Ключевые слова: А.И. Герцен, эмиграция, Ниццкий период, европейская революция, идеология, русская община, русский социализм.

 

Великоцкая (Мозгунова) Н.Г.

Государственная деятельность думного дьяка Лариона Иванова

В статье дан аналитический обзор источников, раскрывающих деятельность думного дьяка Лариона Иванова как одного из представителей служилой бюрократии второй половины XVII века. Привлечение совокупности сохранившихся источников позволило автору уточнить ряд малоизвестных фактов, связанных с его государственной службой.
Ключевые слова: думный дьяк Ларион Иванов, боярская дума, Тайный приказ, государственная деятельность.

 

Путилин И.А.
Реснянский С.И.

Русское мессианство в 1812-1814 годах: идеи особого назначения России в контексте борьбы с Наполеоновской Францией

В статье рассматриваются мессианские идеи, возникшие в русском обществе в начале XIX века. Целью исследования является выявление особенностей мессианских концепций в их развитии во время борьбы России с Наполеоновской Францией. Руководствуясь ценностным подходом при изучении религиозно-философской основы данных идей и используя историко-генетический метод, позволивший рассмотреть русское мессианство в данный период в развитии, авторы приходят к выводу, что события 1812-1814 годов способствовали формированию национального самосознания, неотъемлемой частью которого явились мессианские концепции. Мессианство стало ответом на вызовы новой непростой эпохи, требовавшей определенного переосмысления, и который Россия дала в государственных актах, в публицистике и в поэзии. Данные идеи представляют интерес как с точки зрения осмысления целей политики России в нынешнем глобальном противостоянии, так и с научной точки зрения, позволяя лучше понять состояние русского общества в начале XIX века.
Ключевые слова: галломания, консерватизм, апокалиптика, патриотическая лирика, война 6 коалиции, легитимизм, Священный Союз.

 

Сунь Фулун

Отмена крепостного права в России стала результатом борьбы и компромисса между царем и дворянством

Цель. Объяснить подробности и реальные причины борьбы и компромисса царя с дворянством при отмене крепостного права.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ текстов по проблеме точного процесса отмены крепостного права.
Результаты. Проведённый анализ показал, что во второй половине XIX века крепостное право, являвшееся политической и экономической основой России, серьезно тормозило русское развитие, угрожало безопасности страны и подошло к тому историческому периоду, когда оно должно было быть отменено. Во всем процессе реформирования крепостного права Александр II сыграл важную роль. Он не был автором программы реформы, но всегда старался уравновесить противоречивые интересы дворян и крестьян, играя роль председательствующего и балансира. Что касается самого процесса реформ, то каждый его шаг был сопряжен с борьбой и компромиссами между царем и дворянами. Он пытался разрушить монополию дворянства на политическую и экономическую жизнь страны и при этом сбалансировать противоречивые интересы дворянства и крестьянства. В итоге реформа увенчалась успехом, отменив крепостное право и выведя Россию на новый этап истории.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для изучения взаимодействия правящего класса и социальных слоев в процессе реформирования государства.
Ключевые слова: отмена крепостного права, Александр II, государственная власть, Равновесие Компромисс.

 

Химич Г.А.

Эволюция актуализации ветхозаветных образов в русской поэзии II половины XVII – II половины ХХ века

Цель исследования – проследить эволюцию актуализации ветхозаветных образов в русской поэзии со II половины XVII века до II половины ХХ века. В статье рассматривается обращение поэтов трех веков русской истории к образам Ветхого Завета, исследуется техника и цель введения библейских образов и сюжетов в художественное произведение. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проведен системный анализ влияния сюжетов и образов Библии как интертекста русской культуры на поэтические произведения с целью более глубинного понимания отечественной истории и культуры. В статье представлены результаты анализа поэтических текстов XVII – XX веков на русском языке, содержащие стихотворения на библейские сюжеты, прослеживаются причины обращения авторов к персонажам Ветхого Завета. В результате исследования было установлено, что в зависимости от эпохи авторов привлекали разные образы Ветхого Завета. В результате исследования выявлены закономерности введения образов Ветхого Завета в поэтическое произведение как в целом для рассматриваемого исторического периода, так и для каждого века в отдельности.
Ключевые слова: библия и русская литература, ветхозаветные сюжеты в поэзии, поэзия эпохи Просвещения, поэзия Серебряного века.

 

Чжан Сяолин

Возрождение казачества как важное социально-политическое явление

После распада Советского Союза движение казачьего возрождения быстро стало одной из острых проблем современной России. Являясь важным социальным и историческим явлением, Движение привлекло внимание российских политиков, а также стало предметом исследований в российских академических кругах. В отличие от своих коллег, китайские академики не уделяли данной теме достаточного внимания, и в настоящее время исследования о вопросах казачества также находятся в зачаточном состоянии. В настоящей статье в качестве объекта исследования рассматривается движение казачьего возрождения, анализируются его предпосылки и мотивы с целью лучшего понимания данного социально-политического явления, а также казачества в целом как особой группы современной России. Согласно мнению автора казачья история и культура являются важной культурно-исторической частью целой страны, а внимание и изучение Движения является важной перспективой для изучения трансформации России. В результате исследования были сделаны выводы о том, что энергичное движение возрождения российского казачества с середины-конца 1980-х годов изначально развивалось снизу-вверх, источником мотивации Движения было признание казачьей группой собственной истории и культуры, а предпосылки и импульс внешнего его развития напрямую зависли от поддержки национальной политики, кроме того Казачий Союз играл важную роль везде, где развивалось движение возрождения казачества.
Ключевые слова: казачество, казак, возрождение казачества, расказачивание.

 

Хоанг Ван Тхам
Буй Тхи Хоанг Йен
Нгуен Тху Ха

Политико-дипломатические отношения между СРВ и КНР по обеспечению политики «дой мой» (1986-2022 гг.)

В данной статье рассматриваются вьетнамско-китайские отношения в политико-дипломатической сфере в период с 1986 по 2022 годы. Среди дипломатических целей политики «дой мой», провозглашенной на VI съезде Коммунистической партии Вьетнама в 1986 г., насущной стратегической потребностью была объявлена нормализация отношений с соседними странами, прежде всего, с Китаем. Благодаря усилиям и доброй воле обеих сторон, в ноябре 1991 г. отношения Вьетнама и Китая были нормализованы. В современную эпоху вьетнамо-китайские отношения переживали взлеты и падения, но отношения между двумя странами постоянно укреплялись и развивались. В заключение делается вывод, что дипломатическо-политические отношения между Вьетнамом и КНР развивались в последнее время в соответствии с общей ситуацией в двух странах, реагируя на изменения в международной и региональной ситуации, открывая множество возможностей для развития обеих стран.
Ключевые слова: Вьетнам, Китай, политико-дипломатические отношения, вьетнамско-китайские отношения, дой мой.

 

Талова М.И.

Аргентина в МЕРКОСУР: роль и перспективы

Статья посвящена роли Аргентины в таможенном союзе МЕРКОСУР, в который входят также Бразилия, Уругвай и Парагвай. Аргентина наряду с Бразилией заинтересована в региональной интеграции. Главная цель объединения заявлена как постепенное формирование общего рынка, расширение экономических возможностей стран Южной Америки, а также улучшение их позиций на международном рынке. В то же время имеются определенные противоречия между участниками объединения. В статье оценивается глубина этих противоречий и дальнейшие перспективы южноамериканской экономической интеграции.
Ключевые слова: МЕРКОСУР, Южная Америка, экономическая интеграция, таможенный союз, ЕС, региональная интеграция, глобализация, либерализация рынка, свободная торговля.

 

 

Авторы

Айбазов А.И. - магистр истории. Аспирант 4 курса обучения кафедры отечественной истории, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Байчоров Д.Т. - обучающийся 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Бородин М.П. - кандидат исторических наук. Доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева.
Буй Тхи Хоанг Йен - магистрант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Великоцкая (Мозгунова) Н.Г. - аспирант факультета истории и политики Московского Педагогического Университета.
Гаврилюк Н.П. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.
Гогуева А.М. - обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Егорова Е.Э. - аспирантка факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет.
Зуев А.В. - кандидат исторических наук. Доцент кафедры частного права. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
Ли Ингвэнь - магистр, факультет педагогического образования. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Ма Янин - аспирант, Институт иностранных языков, Факультет педагогики. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Нгуен Тху Ха - магистрант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Путилин И.А. - аспирант факультета истории, политологии и права кафедры истории России, Государственный Университет Просвещения.
Реснянский С.И. - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Рубцов С.Н. - доктор исторических наук, профессор кафедры общественных наук, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Сунь Фулун - аспирант центра изучения русского языка, литературы и культуры, Хэйлунцзянского университета, Китай, г. Харбин.
Талова М.И. - аспирант Факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, ассистент Посла Республики Перу в Российской Федерации.
Тянь Тянь - магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Узденова Б.Х. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей информатики. Северо-Кавказская государственная академия.
Химич Г.А. - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, заведующая секцией испанского языка.
Хоанг Ван Тхам - магистрант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Цзинь Цзин - магистр, Факультет педагогического образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Чекулаев Н.Д. - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН (г. Махачкала, РФ).
Чжан Сяолин - доцент кафедры русского языка Института языков и культуры, Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай.
Чотчаева З.Т. - обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Эркенова А.А. - обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.