Содержание

Педагогика
Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс 11
Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Педагогический крах идей ЮНЕСКО 19
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Возрождение казачества в системе патриотического воспитания молодежи 30
Сорочан В.В., Гаврилюк Н.П. Инструментарий оценки результатов научно-исследовательской работы в условиях цифровизации науки и образования 43
Гаврилюк Н.П., Сорочан В.В. Самостоятельная работа студентов вуза как неотъемлемая составляющая в практике формирования и развития необходимых компетенций в условиях реализации новых образовательных стандартов 53
История  и  актуальные  вопросы
Упоров И.В. Косыгин в контексте «косыгинской» реформы: планы и их крушение 64
Муравлев П.С. Формирование идеала служения среди российского дворянства во второй половине XVIII века 72
Бородин М.П., Зуев А.В. Электросигнальный автоматический аппарат как начало технического прогресса оповещения о пожарах и чрезвычайных ситуациях в столице Российской империи 80
История  и  геополитика
Упоров И.В. Крестьянское самоуправление в Российской Империи: по страницам книги С.Г. Алексеева (1902 год) 86
Васильев А.А., Ребизов Н.И. Десоветизация в контексте противоборства с Российской Федерации 94
Федина И.М. Казачьи станицы в восточном Причерноморье: к истории формирования Шапсугского берегового пешего батальона 101
История  и  международные  исследования
Атаева А.О., Найдёнова А. Концепция «регионального билатерализма» в новой европейской повестке дня 109
Гикашвили Гиорги, Хотивришвили Анна Отношение грузинского общества и влияние православной церкви к европейским ценностям 118
Курков В.В. Сражение уральских казаков под Иканом на историческом фоне обороны Роркс-Дрифт: сравнительный анализ российского и британского опыта коммеморации военных подвигов 125
Ранджбар М.Д., Хонрада Габриэль Дипломатия Ирана против санкционного давления: пример АСЕАН 135
Аннотации 141
Авторы 156

 

 

Аннотации

Рябова Е.Л.

К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме, касающейся взаимодействия между системой воспитания и системой образования. Аргументируется тезис о неотделимости одной системы от другой. Показано, что названная проблема не сводится только к теоретическим аспектам: поиски её разрешения имеют и прямой практический смысл. На уровне государства и общества такие поиски вышли на верхний институциональный уровень. Отмечены основные вехи эволюции концептуальных подходов к вопросу о синтезе между образованием и воспитанием, зафиксированы перемены во взглядах на этот вопрос со стороны ведущих органов власти в постсоветской России. Базой исследования стали наиболее значимые регулятивные документы, относящиеся к обозначенной теме.
Ключевые слова: образование, воспитание, единство, неотделимость образования от воспитания, институциональный дискурс, документальная база.

 

Вражнова М.Н.
Терновая Л.О.

Педагогический крах идей ЮНЕСКО

После окончания Второй мировой войны государства выступили за то, чтобы сберегать состояние мира и стабильности благодаря неустанной деятельности созданных в середине 1940-х гг. международных институтов. Одним из них стала Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Своим названием эта структура утверждала ценности образования, науки и культуры, а потому она должна была следовать лежащим в их основе педагогическим и воспитательным парадигмам. Однако этот педагогический базис далеко не всегда просматривался в акциях ЮНЕСКО, включая разработанную в начале 1990-х гг. концепцию Культуры мира. Педагогический крах данной международной организации проявился в том, что ее подлинного проникновения в суть культуры мира не произошло, а потому она остается суррогатом культуры войны, калечащей и отдельного человека, и все человечество.
Ключевые слова: педагогика, образование, международные отношения, международные организации, ЮЕСКО, культура, война, мир.

 

Щупленков Н.О.
Щупленков О.В.

Возрождение казачества в системе патриотического воспитания молодежи

Целью статьи является рассмотрение социокультурного опыта казачьей культуры, его специфики и актуальности. Культурное наследие играет важную роль в формировании единого общества, поскольку именно оно является решающим фактором при оценке сплоченности нации. Опыт казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций рассматривается как актуальный и востребованный в наши дни. Культурные традиции казачества осуществляют преемственность поколений, обусловливающих единство казачьей культуры в истории, несущих ядро казачьего этноса.
Ключевые слова: возрождение, воспитание, казачество, культура, патриотизм, традиции.

 

Сорочан В.В.
Гаврилюк Н.П.

Инструментарий оценки результатов научно-исследовательской работы в условиях цифровизации науки и образования

Оценка эффективности научных исследований является важной задачей в эпоху цифровизации, свободного доступа к информации и диверсификации специализированных сетей. В настоящее время доступно большое количество индивидуальных и институциональных веб-сайтов, позволяющих мировому научному сообществу, в онлайн-формате знакомиться с текущими исследовательскими проектами, опубликованными статьями, информацией о прошедших и предстоящих конференциях, рассматривать возможности сотрудничества. В статье приводится анализ оценки результативности научных исследований через библиометрические и наукометрические показатели. Сети и онлайн-инструменты для исследований анализируются с акцентом на предоставляемые ими библиометрические показатели. Представлены веб-платформы для научных исследований, позволяющие создавать профили исследователей.
Ключевые слова: исследовательские веб-платформы, библиометрические показатели, профиль исследователя, инструменты онлайн-оценки, импакт-фактор, индекс Хирша.

 

Гаврилюк Н.П.
Сорочан В.В.

Самостоятельная работа студентов вуза как неотъемлемая составляющая в практике формирования и развития необходимых компетенций в условиях реализации новых образовательных стандартов

В статье проанализированы практики и тенденции организации и развития самостоятельной работы студентов в условиях реализации новых образовательных стандартов с акцентом на компетентностный подход в образовании. Авторами представлены как теоретические обоснования роли этой работы, так и результаты персональных наблюдений за организацией и реализацией самостоятельной работы студентов, в КГУ им. К.Э. Циолковского, подтверждающие, что самостоятельная работа студентов может привести к хорошим результатам и высоким показателям при условии повышения качества ее организации, вовлеченности всех субъектов образовательного процесса, через личностный и профессиональный рост, посредством использования современных методик, ресурсов и средств, на базе образовательных и научно-исследовательских платформ.
Ключевые слова: Самостоятельная работа студентов, образовательные стандарты, компетентностный подход, компетенции, бакалавриат, магистратура, аспирантура, образовательные платформы.

 

Упоров И.В.

Косыгин в контексте «косыгинской» реформы: планы и их крушение

Рассматриваются особенности политико-партийной подготовки преобразований в сфере советской экономики в середине 1960-х гг. Их идейным вдохновителем являлся выдающийся государственный деятель, руководитель СМ СССР А.Н. Косыгин. Анализируются решения пленумов ЦК КПСС, выступления самого Косыгина, в которых раскрывались содержание задач предстоящего реформирования, основанного на расширенном использовании экономических стимулов. Показываются роль Косыгина в реформе, названной его именем, причины крушения намеченных планов.
Ключевые слова: реформа, А.Н. Косыгин, экономические стимулы, пленум ЦК КПСС, Госплан, хозрасчет.

 

Муравлев П.С.

Формирование идеала служения среди российского дворянства во второй половине XVIII века

В статье анализируются пути формирования идеала служения среди российского дворянства во второй половине XVIII века. Государство оказывало влияние на формирование системы ценностей дворянина на протяжение всей его жизни: в юношеском возрасте государство определяло основные тенденции в воспитании элиты дворянства, оказавшегося в рамках государственных образовательных учреждений. После - определяло процесс прохождения службы, получения новых чинов и наград. Ключевой особенностью является восприятие способа получения награды, от чего зависело её смысловое содержание.
Ключевые слова: российское дворянство, государственная служба, ментальность, дворянский менталитет, воспитание, образование, идеалы, система ценностей.

 

Бородин М.П.
Зуев А.В.

Электросигнальный автоматический аппарат как начало технического прогресса оповещения о пожарах и чрезвычайных ситуациях в столице Российской империи

В статье проанализировано начало технического прогресса в оповещении о пожарах и ЧС.
Актуальность статьи обусловлена не только важностью технического прогресса в системе извещения (оповещения) о пожарах и ЧС, но и в целом в развитии и совершенствовании противопожарной службы на современном этапе развития общества.
Целью исследования является выявление акцентов основных направлений технического прогресса, направленных на эффективное создание и развитие современных систем извещения (оповещения) о пожарах и ЧС, используя исторический опыт внедрения технических средств в пожарную охрану.
Анализ технического прогресса показал его положительную роль при тушении пожаров и ликвидации ЧС в исследуемый период и, безусловно, он актуален и в настоящее время.
Ключевые слова: технический прогресс, сигнализация, электросигнальный автоматический аппарат, пожарный сигнал.

 

Упоров И.В.

Крестьянское самоуправление в Российской Империи: по страницам кни-ги С.Г. Алексеева (1902 год)

В статье раскрываются особенности самоуправления среди крестьян в России, рассмотренные в труде отечественного историка и публициста С.Г. Алексеева (издан в 1902 г.). Дается сопоставление с уровнем местного само-управления в сельских муниципальных образованиях постсоветской России. С учетом этого акцент делается на проблемах развития крестьянского самоуправ-ления в основном в XIX в., когда в Российской империи было сформировано местное самоуправление в современном его понимании. Отмечается, что и то-гда, в 1861 г., и в начале 1990-х гг. были совершены схожие ошибки, и в этом смысле предложения С.Г. Алексеева по совершенствованию крестьянского са-моуправления заслуживают внимательного изучения.
Ключевые слова: самоуправление, крестьяне, сельское общество, сход, волостное правление, правительство, указ.

 

Васильев А.А.
Ребизов Н.И.

Десоветизация в контексте противоборства с Российской Федерации

Объектом исследования данной статьи является процесс десоветизации в странах бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Предметом исследования выступает десоветизация в контексте противоборства с Российской Федерацией: расширение НАТО на Восток после распада СССР, образование «политического вакуума» в республиках бывшего Советского Союза, героизация и реабилитация нацизма и заполнение «вакуума власти» идеями нацизма. Данное исследование базируется на теории политического реализма, определяющего международные отношения как постоянную конфронтацию государств, выступающих в защиту своих национальных интересов. В ходе исследования авторами активно используется аналитический, институциональный и проблемно-хронологический методы.
Основными выводами исследование являются выявление особенностей десоветизации в республиках бывшего Советского Союза, определение процесса отождествления РФ с СССР, образования «политического вакуума» и реабилитации нацизма.
Ключевые слова: Десоветизация, Россия, СССР, ОВД, Нацизм, НАТО, Политический вакуум, Реабилитация, Русофобия, Противостояние.

 

Федина И.М.

Казачьи станицы в восточном Причерноморье: к истории формирования Шапсугского берегового пешего батальона

В статье анализируются проблемные вопросы освоения восточного Причерноморья казачеством. На основе документальных, прежде всего архивных материалов, рассматриваются особенности заселения, освоения и хозяйственного обустройства станиц, входивших в Шапсугский береговой пеший батальон. Ретроспективный взгляд на функционирование береговых казачьих поселений позволяет выявить основные тенденции в формировании поселений кубанских казаков. Изучение поселенческих образований выступает неотъемлемой частью концептуалированной истории, актуальной и в значительной мере междисциплинарной части, которую сегодня называют «исследования повседневности», с многообразной совокупностью факторов – геополитических, социально-экономических и естественно-географических.
Автор приходит к выводу, что заселение субрегиона носило охранно-сторожевое предназначение. По мере укоренения береговых станиц население тяготело к хозяйственному обустройству и повышению материального благосостояния.
Ключевые слова: казаки, станица, заселение, восточное Причерноморье, Шапсугский береговой батальон.

 

Атаева А.О.
Найдёнова А.

Концепция «регионального билатерализма» в новой европейской повестке дня

Статья посвящена выявлению роли франко-германского тандема в укреплении и дальнейшем развитии процесса европейской интеграции в рамках Европейского союза. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска ответа на вопрос о необходимых условиях для сохранения баланса европейской интеграционной системы после выхода Великобритании из состава Европейского союза и разрушения условного «треугольника» ведущих европейских государств, формировавших не только внешнеполитический курс, но и стратегию дальнейшего развития Европейского союза как интеграционного объединения и политического союза. Целью исследования является подтверждение одного из постулатов концепции «регионального билатерализма» о возникновении и успешном функционировании «альянса внутри альянса», что выражается в углублении отношений Франции и Германии как акторов современных международных отношений в рамках существующего интеграционного объединения, представленного Европейским союзом. Теоретико-методологическая основа исследования базируется на основе концепции «регионального билатерализма», в рамках которой было выделено четыре индикатора, на основе которых будет исследовано углубление кооперации в рамках франко-германского тандема. В заключении данной статьи будут представлены выводы о результатах проведенного исследования и подтверждена выдвинутая авторами гипотеза о наличии «отношений внутри отношений» и углублении кооперации во франко-германском тандеме.
Ключевые слова: европейская интеграция, Европейский союз, региональный билатерализм, Brexit, Франция, Германия, франко-германский тандем.

 

Гикашвили Гиорги
Хотивришвили Анна

Отношение грузинского общества и влияние православной церкви к европейским ценностям

В статье освящены такие проблемы как процесс демократизации Грузии, смены режимов, трансформация общественного мнения и менталитета. Описаны европейские ценности, отношение церкви и консервативной части населения в условиях современных реалий.
Уделено значение созданию и укреплению государственных институтов внутри страны. Процесс либерализации вызывает разногласия в обществе по различным направлениям, в том числе, открытыми демонстрациями представителей меньшинств. В ответ, на парад меньшинств по инициативе патриарха всея Грузии Илии второго был создан день - крепости и святости семьи. Тем самым, церковь подчеркнула важность тех традиций и устоев, которых придерживается православная церковь, а также часть грузинского общества.
Ключевые слова: Европейские ценности, патриарх, православная церковь, права человека, трансформация, общество, верховенство закона.

 

Курков В.В.

Сражение уральских казаков под Иканом на историческом фоне обороны Роркс-Дрифт: сравнительный анализ российского и британского опыта коммеморации военных подвигов

В статье рассматриваются характеризующиеся героическим противостоянием в условиях подавляющего численного перевеса противника два эпизода военной истории: прославившее уральских казаков сражение под Иканом в 1864 г. (в период российского завоевания Средней Азии) и ставшее предметом национальной гордости для Британии сражение при Роркс-Дрифт в 1879 г. (в период англо-зулусской войны). Внимание автора акцентируется на сравнительном анализе особенностей и актуальных для современности последствий российского и британского исторического опыта коммеморации данных военных подвигов.
Ключевые слова: Уральское казачество, сражение под Иканом, англо-зулусская война, сражение при Роркс-Дрифт, коммеморация, сравнительный анализ.

 

Ранджбар М.Д.
Хонрада Габриэль

Дипломатия Ирана против санкционного давления: пример АСЕАН

Отношения между Ираном и АСЕАН имеют огромный потенциал, если обе стороны готовы найти пути его реализации. Политика Ирана «взгляд на восток» обусловлена необходимостью уклоняться от санкций, избегать дипломатической изоляции и находить новые рынки. Интерес АСЕАН к Ирану обусловлен ее стремлением повысить стратегическую значимость за счет многочисленных взаимодействий с различными субъектами. Иран подписал Договор о дружбе и сотрудничестве (ДДС) с АСЕАН в июле 2018 года, открыв путь для улучшения дипломатических, культурных и нетрадиционных отношений в области безопасности и экономики. Хотя у Ирана и АСЕАН есть большой потенциал для развития двусторонних отношений, такие вызовы, как давление Запада, санкции и ограниченные ресурсы, ограничивают то, что можно сделать для укрепления потенциально продуктивных отношений между Ираном и АСЕАН.
Ключевые слова: Иран, АСЕАН, ДДС, взгляд на восток, санкции, двусторонние связи.

 

 

Авторы

Атаева А.О. - магистрант, Российский университет дружбы народов.
Бородин М.П. - кандидат исторических наук. Доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева.
Васильев А.А. - студент кафедры теории и истории международных отношений, Российский Университет Дружбы Народов.
Вражнова М.Н. - доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Гаврилюк Н.П. - кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Гикашвили Гиорги - аспирант, кафедры ТИМО РУДН по направлению международные отношения (Российского Университета Дружбы Народов).
Зуев А.В. - кандидат исторических наук. Доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России.
Курков В.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Калужского Государственного Университета имени К.Э. Циолковского.
Муравлев П.С. - Аспирант кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов.
Найдёнова А. - магистрант, Российский университет дружбы народов.
Ранджбар М.Д. - аспирант и Ассистент Кафедра теории и истории международных отношений, Факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов.
Ребизов Н.И. - студент кафедры теории и истории международных отношений, Российский Университет Дружбы Народов.
Рябова Е.Л. - доктор политических наук, кандидат социологических наук¸ профессор, главный редактор Международного издательского центра «Этносоциум».
Сорочан В.В. - кандидат физико-математических наук. Доцент кафедры информатики и информационных технологий Инженерно-технологического института Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Упоров И.В. - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России.
Федина И.М. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Кубанский государственный университет.
Хонрада Габриэль - аспирант и Ассистент Кафедра теории и истории международных отношений, Факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов.
Хотивришвили Анна - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры теории и истории международных отношений (Российского Университета Дружбы Народов).
Щупленков Н.О. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин Ставропольского государственного педагогического института.
Щупленков О.В. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин Ставропольского государственного педагогического института.