Содержание
Педагогика | |
Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Комплимент в повседневном общении и педагогическом воздействии | 11 |
Напсо М.Д. Противоречивые реалии онлайн-образования | 20 |
Ван Юйсюань Теоретические и практические аспекты обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории | 27 |
Калабекова С.В., Журавлева Ю.И. Социально-психологическая структура безопасности образовательной среды и мотивация учащихся к учебной деятельности | 33 |
Ян Маньлин Педагогические технологии в практике преподавания русского языка как иностранного | 43 |
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Использование деятельностного подхода на занятиях по истории | 47 |
Федорова М.И., Панов С.А., Манченко К.А. Опыт институциализации казачьего начального образования как исторического феномена сохранения идентичности казачьего сословия (На материалах Сибирского казачьего войска. Вторая половина XIX- начало XX вв.) | 64 |
Актуальные вопросы исторических наук | |
Бредихин А.В. Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии | 73 |
Курмышкина О.Н., Мотькин В.Н. Региональное казачество глазами экспертов (на примере Республики Мордовия) | 80 |
Несмашный М.С., Тонконог И.С., Чибинев Н.Н. Предводитель казачьего дворянства – организатор вольного пожарного общества в столице Войска Донского | 87 |
Большаков М.В. Общественно-политическое положение крестьянского сословия в Зарайском уезде во 2 половине XIX – начала XX вв., по материалам Государственного архива Рязанской области | 90 |
Богданов С.В., Мартынов Б.С., Залюбовская В.В. Преступная деятельность руководителей коллаборационистских репрессивных органов на временно оккупированной территории Курской области, 1941-1943 гг. (по материалам ФСБ РФ по Белгородской области) | 95 |
Дьяков С.И. О некоторых вопросах военно-научной работы, проводимой постоянным и переменным составом 2-х центральных артиллерийских офицерских курсов (в 70-е – 80-е гг. XX века) | 102 |
История геополитики, международных отношений и всеобщей истории | |
Мелконян Л.А. Гуманитарная помощь Японии на примере стран Африки | 114 |
Ли Нин Взаимодействие КНР и РФ в Центральной Азии (2001-2023 гг.): проекты и методы их реализации | 127 |
Мартин Б.М. Стратегии устойчивого ландшафта: проектирование для регионов, подверженных ураганам | 134 |
Чжан Сяолин, Чжан Юйсюань Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге глазами китайских русистов: прошлое и настоящее | 139 |
Курков В.В. Фермопилы российского казачества: проблемные аспекты коммеморации подвигов защитников Приамурья в XVII в. – от Кумарской битвы до обороны Албазина | 150 |
Чжан Сяолин Подходы к организации учебно-познавательного процесса на уроках «История и культура казачества России» (на примере Шанхайского политико-юридического университета) | 157 |
Хуссейн Халид Абдалла Алтерифи Судано-Южносуданские отношения в энергетической сфере (2011-2022 гг.) | 165 |
Ранджбар М.Д., Новоселова М.Г. Ирано-китайское энергетическое сотрудничество под санкционным давлением в XXI веке: вызовы и возможности | 173 |
Никитина А.В. Опасность экспансии католической церкви во второй половине XV века, как одна из возможных причин отказа от Флорентийской унии на Руси | 183 |
Лю Янь Китайская стратегия партнерских отношений с Россией | 189 |
Аннотации | 196 |
Авторы | 218 |
Аннотации
Вражнова М.Н.
Терновая Л.О.
Комплимент в повседневном общении и педагогическом воздействии
Статья посвящена искусству комплимента, которое надо понимать как продукт сложной работы по формированию культуры общения, которую общество пытается выполнять на протяжении всей своей истории. В настоящее время в межкультурном общении все больше требуется учитывать особенности культуры комплиментов в разных странах, а также то, что под влиянием либерально-демократической политической культуры комплимент вытесняется из нескольких областей общения, в частности гендерного и делового. Все это отражается на воспитательном процессе, где вместо поощрения обучающегося его похвала со стороны преподавателя может вызвать обратный эффект. Чтобы этого не происходило, а комплимент оставался одним их наиболее тонких инструментов педагогического воздействия, следует рассматривать его как часть общего потока этико-культурного воздействия на личность обучающегося.
Ключевые слова: похвала, общество, реакция, психологические типы, педагогика, воспитание, нематериальные поощрения, день комплимента.
Напсо М.Д.
Противоречивые реалии онлайн-образования
Статья посвящена анализу противоречивой природы онлайн-образования. Исследуются позитивные и негативные последствия применения онлайн-образования, рассматривается его роль в процессах адаптации к быстро меняющемуся социальному и образовательному контексту, подчеркивается его значение как важнейшего фактора социализации. Обращается внимание на то, что успешность и востребованность дистанционного образования зависят от степени использования традиционных форм обучения, применения образовательных методик и практик, ставших классическими.
Ключевые слова: цифровизация, виртуальная среда, онлайн-образование, поп-образование, компетентностный подход, образовательная парадигма, технологизация.
Ван Юйсюань
Теоретические и практические аспекты обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории
В данной статье раскрываются методические основы преподавания русского языка студентам из Китайской Народной Республики, обучающимся в России. С точки зрения автора статьи, преподавание русского языка как иностранного должно соотносится со спецификой национального мышления и национальным характером студентов. Поэтому автор статьи вначале описывает общие лингводидактичевские принципы, положенные в основу преподавания русского языка иностранным студентам, а потом раскрывает каждый принцип применительно к китайской аудитории. Автор статьи обращает внимание на сложности восприятия китайскими студентами русского речевого этикета и приводит примеры работы в классе с национально маркированными фразеологизмами.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, национальная специфика, языковая картина мира, речевой этикет, фразеологическая единица.
Калабекова С.В.
Журавлева Ю.И.
Социально-психологическая структура безопасности образовательной среды и мотивация учащихся к учебной деятельности
В данной исследовательской работе автор рассматривает социально-психологическую структуру безопасности образовательной среды и мотивацию учащихся к учебной деятельности. Одним из значимых результатов перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития РФ составляло и актуально по сегодняшний день развитие человеческого потенциала России и развитие образования, ориентированного на формирование творческой, социально-ответственной и патриотично-направленной личности. Развитие такой личности возможно только в условиях комфортной образовательной среды, которая отвечает критериям безопасности для физического и психического здоровья и благополучия ее участников. Существенной частью системы национальной безопасности необходимо считать безопасность образовательной среды как пространства, оказывающего значимое влияние на развитие и формирование личности граждан.
В работе рассмотрены основные исследовательские подходы к категории психологической безопасности в образовательной среде различных отечественных и зарубежных учёных. Также затронуты основные понятия и препятствия, встающие на пути образовательных учреждений в процессе создания комфортной образовательной среды.
Актуальность данной темы заключается в том, что образовательная среда является одним из ключевых факторов формирования личности ребенка и его психического здоровья. В связи с этим показана необходимость обеспечения психологической безопасности обучающихся в школах и других учебных заведениях.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое здоровье, среда, безопасность, психологическая культура, угрозы психологической безопасности.
Ян Маньлин
Педагогические технологии в практике преподавания русского языка как иностранного
В данной статье поднимается вопрос взаимосвязи педагогики и методики преподавания русского языка как иностранного. Автор статьи рассматривает условия внедрения педагогических технологий в учебный процесс. Раскрыв сущность компетентностного и личностно-ориентированного подхода к обучению, автор статьи рассматривает педагогические технологии, которые используются в рамках данных подходов и устанавливает их взаимосвязь с методическими аспектами преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, педагогическая технология, компетентностный подход, личностно-ориентированное обучение, межкультурная коммуникация.
Щупленков Н.О.
Щупленков О.В.
Использование деятельностного подхода на занятиях по истории
Обращение внимания на проблемы взаимоотношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона на страницах научного журнала Альманах «Казачество» вызвано стремлением научно-аргументированно проанализировать происходящие перемены в мире. Авторы, публикующиеся на страницах журнала глубоко заинтересованы в выявлении современных тенденций развития внешнеполитического вектора России. Статья посвящена проблеме подготовки студентов будущих историков к организации и проведению семинарского занятия в основной общеобразовательной школе. В статье предлагается вариант организации изучения темы «Внешняя политика современной России. Роль Азиатско-Тихоокеанского региона». Содержание семинарского занятия: план, документы и материалы, вопросы и задания к ним, позволяет показать студентам, как преподаватель истории готовит семинарское занятие и организует групповую деятельность обучающихся, направленную на работу с историческими источниками, как проводит обсуждение итогов.
Ключевые слова: деятельностный подход, семинарское занятие, исторические источники, познавательная задача, обучение в сотрудничестве, конструктивный диалог, Альманах «Казачество».
Федорова М.И.
Панов С.А.
Манченко К.А.
Опыт институциализации казачьего начального образования как исторического феномена сохранения идентичности казачьего сословия (На материалах Сибирского казачьего войска. Вторая половина XIX- начало XX вв.)
Рассматривается начальное казачье образование на материалах Сибирского казачьего войска второй половины XIX – по начало XX столетий. Периода, когда система казачьего начального образования приобретала отдельные черты самостоятельности и сословной принадлежности. Поскольку образование казачьего сословия, особенно начального, находилось в тесной связи в семейным воспитательным процессом (воспитание будущих воинов на почитании ратных традиций), начальная ступень не могла не иметь своих особенностей. В связи с этим, исторический опыт институциализации казачьего начального образования рассматривается в качестве исторического феномена сохранения идентичности казачьего сословия. Историографический анализ проблемы, историко-системный и историко-генетический подходы позволили подойти к предмету исследования, во-первых, как самостоятельному элементу в рамках системы начального образования Российской империи; во-вторых, проследить содержание и причины трансформации казачьей школы. Целью исследования явилось выявление структурных элементов в системе начального казачьего образования на примере ее функционирования в Сибирском казачьем войске. Такими структурообразующими компонентами в системе начального казачьего образования предлагается считать: порядок создания и закрытия школ, войсковое финансирование и руководство, содержание учебных планов, с соответствующими «казачьими» дисциплинами. В качестве источниковой базы выступили опубликованные и неопубликованные исторические документы по истории Сибирского казачьего войска в указанный период. Сделан вывод: в конце XIX – начале XX столетий произошла трансформация системы начального казачьего образования на территории размещения Сибирского казачьего войска. Изменения коснутся трех элементов, а сословная казачья школа превратится в аналог российской крестьянской начальной школы. Институализация начальной казачьей школы и идентичность казачьего сословия на системном уровне не получила своего завершения в указанный период исследования.
Ключевые слова: начальное казачье образование, Сибирское казачье войско, институциализация, казачье сословие, школьные предметы, идентичность, трансформация казачьей начальной школы.
Бредихин А.В.
Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии
В рамках обеспечения национальной безопасности республик Центральной Азии, входящих в ОДКБ и имеющих тесную систему кооперации со странами ШОС, исторически особое место занимает семиреченское казачество, чей потенциал до сих пор не раскрыт. Автор в рамках исследования актуализирует данную лакуну, направленную на вовлечение в существующую систему национальной безопасности казаков Казахстана и Киргизии.
Ключевые слова: казаки, Казахстан, Киргизия, семиреки.
Курмышкина О.Н.
Мотькин В.Н.
Региональное казачество глазами экспертов (на примере Республики Мордовия)
В статье по итогам экспертного опроса, проведенного в 2022 г., представлен профессиональный взгляд на казачество Республики Мордовия. Авторами рассмотрены проблемы возрождения казачества, дана оценка деятельности государства по развитию казачества, а также проанализированы перспективы помощи государству со стороны регионального казачества. Согласно экспертным оценкам, основная проблема регионального казачества заключается в отсутствии правового регулирования деятельности казачества в регионе, в том числе, реестрового. Кроме того, по-прежнему, не выработан эффективный прозрачный механизм финансовой обеспеченности деятельности казачества.
Ключевые слова: возрождение казачества, казачье движение, казачьи объединения, нормативно-правовая база, региональное казачество, реестровое казачество, Республика Мордовия, экспертный опрос.
Несмашный М.С.
Тонконог И.С.
Чибинев Н.Н.
Предводитель казачьего дворянства – организатор вольного пожарного общества в столице Войска Донского
Показана роль предводителя казачьего дворянства в организации и деятельности вольного пожарного общества в столице Войска Донского. Приведены факты антагонизма со стороны профессиональных полицейских пожарных по отношению к дружинникам вольного пожарного общества, также раскрыты проблемы недостатка воды при пожарах. Показано отношение полицейского руководства к вольному пожарному обществу в казачьей столице.
Ключевые слова: Российское пожарное общество, прогрессивные граждане, предводитель дворянства, почетные члены, члены-охотники, газета «Приазовский край», вольное пожарное общество, антагонизм, пожарная команда, пожарный обоз, водовоз.
Большаков М.В.
Общественно-политическое положение крестьянского сословия в Зарайском уезде во 2 половине XIX – начала XX вв., по материалам Государственного архива Рязанской области
В работе рассматривается влияние и степень распространения народнической идеологии в крестьянской среде. По средству анализа документов Государственного архива Рязанской области (далее ГАРО) удалось проследить характер правонарушений и выявить географию их распространения. Результатом исследования стал вывод о том, что число крестьянских противозаконных актов на территории Зарайского уезда в конце XIX века увеличивается. В ходе анализа документов были выявлены территории, где отмечалось наибольшее количество правонарушений: сёла Луховичи (сегодня г. Луховицы), Ловцы, Дединово, Верхний Белоомут, а также г. Зарайск. Это объясняется налаженным сообщением с другими уездами и губерниями. Народническая пропаганда, так или иначе влияла на крестьянство и давала возможность проникнуть «крамольным» идеям в сознание простого народа.
Ключевые слова: крестьяне, народники, пропаганда, хождение в народ, «Хитрая механика», Зарайский уезд, Рязанская губерния.
Богданов С.В.
Мартынов Б.С.
Залюбовская В.В.
Преступная деятельность руководителей коллаборационистских репрессивных органов на временно оккупированной территории Курской области, 1941-1943 гг. (по материалам ФСБ РФ по Белгородской области)
Оккупация Курской области немецкими войсками и их союзниками в годы Великой Отечественной войны продолжалась довольно продолжительный отрезок времени (ноябрь 1941 – август 1943 года). Удержать контроль на довольно обширной территории Курской области (66 районов) на протяжении всего периода оккупации немецкие захватчики могли при помощи коллаборационистов из числа местного населения. В статье рассматриваются особенности деятельности руководителей русской вспомогательной полиции, городских и окружных тюрем, тайной полевой полиции по поддержанию немецкого оккупационного режима на территории Курской области. Одним из наименее изученных направлений в деятельности руководства коллаборационистских репрессивных органов власти являлось использование собственной агентуры для выявления членов антифашистского подполья, партизанского движения, сотрудников советских разведывательных органов, настроений граждан на оккупированной территории. В качестве информационной базы использованы материалы рассекреченных архивно-уголовных дел, расследованных сотрудниками УКГБ СССР по Белгородской области в отношении изменников Родины на протяжении всего послевоенного периода.
Ключевые слова: коллаборационизм, немецкая оккупация, русская вспомогательная полиция, фашистские захватчики.
Дьяков С.И.
О некоторых вопросах военно-научной работы, проводимой постоянным и переменным составом 2-х центральных артиллерийских офицерских курсов (в 70-е – 80-е гг. XX века)
Цель исследования. Провести исторический анализ военно-научной работы, проводимой постоянным и переменным составом в стенах 2-х Центральных артиллерийских офицерских курсов (2-е ЦАОК). Актуальность темы обусловлена освещением исторических фактов, связанных с развитием вооружения, военной и специальной техники в РВ и А СВ и проводимыми военно-научными работами, направленными на совершенствование боевого применения РВ и А, эксплуатации В и ВТ и вводимыми при этом изменения в боевые и руководящие документы рода войск. Методы исследования: аналитический, научный, причинно-следственный, историко-системный. Ключевые выводы: военно-научная работа всегда была направлена на решение вопросов боевого применения РВ и А Сухопутным войск в современном бою, на повышение боевой готовности ракетных и артиллерийских частей и подразделений, на совершенствование учебного процесса курсов, все военно-научные работы были всегда связаны с развитием вооружения, военной и специальной техники необходимых для развития и совершенствования рода войск – РВ и А СВ.
Ключевые слова: военно-научная работа, ракетные войска и артиллерия (РВ и А), ГРАУ, артиллерия, 2-е ЦАОК, тематика, шифр.
Мелконян Л.А.
Гуманитарная помощь Японии на примере стран Африки
Япония уделяет особенное внимание повышению своей международной значимости путем расширения направлений внешнеполитической деятельности. Гуманитарная помощь является важным направлением японской внешней политики. Япония является вторым по величине неафриканским спонсором Африканского банка развития (АБР) и занимает первое место по финансированию Фонда развития Африки. В основе взаимоотношений между африканскими странами и Японией находятся экономическая помощь и передача опыта модернизации Японии. Взаимодействие Японии со странами Африки в контексте гуманитарного содействия в настоящее время собой малоизученное, но весьма перспективное направление исследований гуманитарной составляющей внешней политики Японии.
Ключевые слова: Япония, Африка, гуманитарная помощь, JICA, ОПР, внешняя политика.
Ли Нин
Взаимодействие КНР и РФ в Центральной Азии (2001-2023 гг.): проекты и методы их реализации
Данная работа посвящена исследованию углубления межгосударственных политических отношений в региональном и глобальном аспектах между Китаем и Россией в период 2001–2023 гг. Объектом исследования служат политические отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Предметом исследования являются политические отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией на глобальном и региональном уровнях. Автором подробно анализируются политические отношения между государствами на региональном уровне, выявляются области общих интересов обеих держав, определяются методы, используемые обоими государствами при реализации совместных проектов. Более того, автор изучает отношения между КНР и РФ на глобальном уровне, причины консолидации государств на внешнеполитической арене, методы объединения и результаты. Данное исследование стоится на теории политического реализма, подразумевающей постоянную борьбу государств за свои национальные интересы, что выражается в перманентном противостоянии, перетекающем в боевые действия. Основными выводами проведенного исследования являются установление истории и динамики развития политических отношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, определение региона Центральной Азии в качестве области общих интересов на региональном уровне, выявление основных инструментов и методов ведения совместной политики в ЦА, изучение политических отношений между Китаем и Россией на глобальном уровне, установление переустройства однополярного мира в качестве одной из причин столь сильной консолидации обеих держав на международной арене, определение методов ведения совместной политики на глобальном уровне, среди которых объективность на международных площадках, по типу Генеральной Ассамблеи ООН, и создание иных международных организаций и объединений.
Ключевые слова: Россия, Китай, Глобальный, Азия, Центральная Азия, БРИКС, ШОС, ОДКБ, однополярный.
Мартин Б.М.
Стратегии устойчивого ландшафта: проектирование для регионов, подверженных ураганам
В последнее время ураганы стали более частыми и сильными, нанося значительный ущерб прибрежным городам. Целью устойчивого ландшафтного дизайна является создание устойчивой среды, которая будет противостоять стихийным бедствиям и восстанавливаться. Плохая практика озеленения разрушила естественные экосистемы и создала уязвимые условия. В этом документе описываются стратегии устойчивого ландшафта для регионов, подверженных ураганам, и рассматриваются способы применения этих принципов. В нем также представлены основные шаги, связанные с проектированием устойчивых ландшафтов для регионов, подверженных ураганам, включая LID (развитие с низким уровнем воздействия), выбор и применение растений, а также создание жестких ландшафтов. Развитие городов по-прежнему является основной причиной утраты биоразнообразия во всем мире, поэтому устойчивый ландшафтный дизайн стал решением для городов в регионах, подверженных ураганам. Целью данной статьи является поощрение ландшафтных архитекторов к выявлению и реализации устойчивых ландшафтных стратегий для защиты и сохранения окружающей среды, а также для удовлетворения потребностей местного сообщества.
Ключевые слова: ураган, устойчивое развитие, стихийное бедствие, ПХГ (Городское озеленение), ландшафтная архитектура, ливневые стоки, окружающая среда, МИД (Малоударное развитие).
Чжан Сяолин
Чжан Юйсюань
Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге глазами китайских русистов: прошлое и настоящее
После Крещения Руси в 988 году православие оказывало влияние на развитие российского общества в области политики и культуры на протяжении всего исторического пути. За последнюю тысячу лет в России сформировалась уникальная православная культура, являющаяся важной частью православной культуры в целом. История казачества и история РПЦ во многом схожи между собой. В современной России православные соборы и храмы играют важную роль в возрождении православной веры среди казачества. Крестовоздвиженский казачий собор – исторически значимое здание, которое не только связывает прошлое и настоящее казачества, но и воплощает собой православную веру и культурные традиции казачьего сообщества. Это место, где можно почувствовать глубину казачьей культуры и важность традиционных ценностей, способствующих сохранению и развитию казачьей культуры.
Ключевые слова: крестовоздвиженский казачий собор, казачество, православие, РПЦ, возрождение казачества.
Курков В.В.
Фермопилы российского казачества: проблемные аспекты коммеморации подвигов защитников Приамурья в XVII в. – от Кумарской битвы до обороны Албазина
В статье рассматриваются вопросы коммеморации военных подвигов русских казаков-землепроходцев, оборонявших земли Приамурья от вторжения войск Цинской империи в ХVII в. На примере проблемных аспектов трансляции исторической памяти о Кумарском сражении и двух оборонах Албазинской крепости (в том числе, выявленных в ходе сравнения с американской коммеморативной практикой сохранения памяти о подвигах защитников миссии Аламо) сделан вывод о недостаточном уровне отражения событий истории дальневосточного региона в массовом сознании современного российского общества и причинах лежащих в основе этого явления.
Ключевые слова: Приамурье, казачество, Россия, Цинская империя, пограничный конфликт, Кумарская битва, осады Албазина, коммеморативная практика.
Чжан Сяолин
Подходы к организации учебно-познавательного процесса на уроках «История и культура казачества России» (на примере Шанхайского политико-юридического университета)
Шанхайский политико-юридический (SHUPL) университет, изучая реформу системы обучения с 2017 года, добавил летний семестр с 4 учебными неделями. Курсы летнего семестра составляются каждым институтом в соответствии с планом подготовки профессиональных талантов весеннего семестра каждого года, охватывая курсы профессиональной практики, академических способностей, общеобразовательные курсы и социально-практические, в рамках подготовки кадров для производственной, учебной и исследовательской деятельности и другие. Курсы летнего семестра и методы их планирования являются гибкими и разнообразными, поощряя совместное обучение в кампусе + за его пределами, онлайн + офлайн, внутри страны + за рубежом. Чтобы предлагать курсы казачьей истории и культуры в китайских университетах, необходимы определенные предварительные условия. В данной статье в качестве примера рассматривается курс «Приближаясь к России. История и культура» летнего семестра SHUPL, где представлена практика преподавания в Китае казачьей истории и культуры, а также проведена педагогическая рефлексия.
Ключевые слова: казачество, история и культур, учебная реформа, эффект обучения.
Хуссейн Халид Абдалла Алтерифи
Судано-Южносуданские отношения в энергетической сфере (2011-2022 гг.)
В статье рассматриваются особенности двусторонних отношений между Республикой Судан и Южным Суданом в 2011-2021 гг. Провозглашение независимости Южного Судана поставило на повестку дня не только политико-дипломатическое оформление двусторонних отношений, но и решение проблем в сфере экономики прежде единого национального хозяйства.
Вопрос взаимоотношений между Республикой Судан и Южным Суданом, а также перспективы дальнейших контактов между государствами актуализировали интерес к этой проблематике в академическом сообществе.
Проблемы во взаимодействии Хартума и Джубы имеют долгую и сложную историю, и их анализ не утратил своей актуальности до настоящего времени. Разделение Судана на две части не привело к установлению добрососедских отношений между Севером и Югом. Изменились форма и статус, а не содержание этих отношений, которые остаются нестабильными и конфликтными из-за множества нерешенных проблем, хотя обе стороны постоянно ищут возможности их урегулирования.
После провозглашения независимости Южного Судана осталось много нерешенных вопросов, которые продолжают оказывать значительное влияние на политические и экономические перспективы стран, в том числе: нефть, безопасность, демаркация границы, статус Абьея, так называемые две протокольные территории (штаты Голубой Нил и Южный Кордофан), внешний долг и просроченная задолженность.
В данной работе рассматриваются ряд экономических соглашений между двумя странами в том числе и в энергетической сфере.
Ключевые слова: Судан, Южный Судан, экономика, энергетика, нефть, экономические соглашения, безопасность, развития инфраструктуры.
Ранджбар М.Д.
Новоселова М.Г.
Ирано-китайское энергетическое сотрудничество под санкционным давлением в XXI веке: вызовы и возможности
В исследовании рассматривается динамика энергетического сотрудничества между Ираном и Китаем, уделяя особое внимание влиянию международных санкций на экспорт энергоносителей Ирана, финансовые операции и технологические достижения. Несмотря на эти проблемы, партнерство открывает уникальные возможности благодаря китайской инициативе «Пояс и путь» и совместным усилиям в области возобновляемых источников энергии. В исследовании рассматриваются стратегии смягчения последствий, принятые Ираном и Китаем для преодоления санкций, включая диверсификацию торговых партнеров, изучение альтернативных рынков и активизацию технологического сотрудничества. Инициатива «Пояс и путь» является центром укрепления экономических связей, используя стратегическое расположение Ирана и экономическое могущество Китая. Исследование предполагает, что упреждающий подход расширяет технологическое сотрудничество, а планирование сценариев может помочь Ирану и Китаю преодолеть проблемы и воспользоваться возможностями в своем энергетическом сотрудничестве.
Ключевые слова: Иран, Китай, энергетическое сотрудничество, санкции, возможности.
Никитина А.В.
Опасность экспансии католической церкви во второй половине XV века, как одна из возможных причин отказа от Флорентийской унии на Руси
Бурные политические процессы, охватившие сегодня весь мир, возродили научный интерес к проблеме противостояния России и Запада. Автор данной статьи, занимающийся вопросом церковно–государственных взаимоотношений на Руси во второй половине XV века, не может обойти вниманием попытки экспансии Католической церкви на Русь после заключения Флорентийской унии в 1439 году и падения Константинополя в 1453 году. Мотив сохранения неприкосновенности православной веры и исконной духовности определил ход политической мысли Московского княжества и стал основой русской национальной идентичности, обособляющей православную Россию от католического Запада.
Внимательное ознакомление с историей межконфессиональных отношений второй половины XV–XVI вв. (периода строительства единого русского государства), изучение диалога православной Руси с католическим Римом, а также обращение к историческим источникам того периода (летописным материалам, полемическим сочинениям) и историографии позволяют увидеть основу, на которой отношения России и Европы складываются до сих пор.
Ключевые слова: Католическая церковь, Русская православная церковь, Иван III, Флорентийская уния, Москва–Третий Рим, история России XV века, международные отношения, диалог Востока и Запада, Россия и Европа.
Лю Янь
Китайская стратегия партнерских отношений с Россией
В статье проводится анализ стратегических партнерств как особого механизма во внешней политике КНР и основы российско-китайских отношений. Целью исследования является анализ эволюции, выявление особенностей и проблем механизма стратегических партнерств во внешнеполитической стратегии Китая и оценка эффективности данного формата на примере отношений с Россией. В работе были применены такие методы исследования, как проблемно-хронологический метод, позволяющий проанализировать хронологические этапы развития китайской концепции стратегических партнерств; метод кейс-стади, где в качестве примера реализации стратегического партнерства используются российско-китайские отношения; метод анализа документов, необходимый для исследования концептуальной составляющей внешней политики КНР и определения связи дискурса с практикой внешней политики. В исследовании автор приходит к выводу, что формат стратегических партнерств, пройдя несколько этапов функционального и географического расширения и став уникальным внешнеполитическим средством Китая в условиях постбиполярного мира, по-прежнему остается важной составляющей внешнеполитического курса страны, при этом все более актуальным становится вопрос дальнейшего переосмысления данной концепции в соответствии с требованиями меняющейся международной среды. Вместе с тем российско-китайские отношения стали наиболее удачным примером отношений стратегического партнерства, поскольку Москва и Пекин на сегодняшний день становятся ключевыми силами в стремительно формирующемся многополярном мире.
Ключевые слова: Китай, Россия, стратегическое партнерство, внешняя политика, многомерная дипломатия, многополярный мир.
Авторы
Богданов С.В. - доктор исторических наук, профессор Губкинского филиала НИТУ «Московский институт стали и сплавов».
Большаков М.В. - аспирант факультета Гуманитарных и социальных наук. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Бредихин А.В. - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир», Институт Китая и современной Азии Российской академии наук.
Ван Юйсюань - аспирант. Факультет иностранных языков и регионоведения - Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык). Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Вражнова М.Н. - доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Дьяков С.И. - кандидат педагогических наук, доцент. Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург.
Журавлева Ю.И. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказский институт (филиал) Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Залюбовская В.В. - аспирант ФГБОУ НИУ «Белгородский государственный университет».
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры Гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказский государственная академия.
Курков В.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Калужский Государственный Университет имени К.Э. Циолковского.
Курмышкина О.Н. - старший научный сотрудник. Научный центр социально-экономического мониторинга, г. Саранск.
Ли Нин - аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Лю Янь - аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Манченко К.А. - доцент кафедры технологий промышленности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный университет технологий и управления (Первый казачий университет).
Мартин Б.М. - магистратура специальности «Современная ландшафтная архитектура и градостроительство», факультет Аграрно-технологического института, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Мартынов Б.С. - кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ НИУ «Белгородский государственный университет».
Мелконян Л.А. - ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Мотькин В.Н. - кандидат социологических наук. Ведущий научный сотрудник. Научный центр социально-экономического мониторинга, г. Саранск.
Напсо М.Д. - доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской государственной академии. Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск.
Несмашный М.С. - студент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Никитина А.В. - исследователь, преподаватель–исследователь, сотрудник ООО Информационно–консалтинговая компания «Религия сегодня», Тверь.
Новоселова М.Г. - студентка магистратуры направления “Зарубежное регионоведение (Китай)”, Факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Панов С.А. - доцент кафедры Технологий промышленности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный университет технологий и управления (Первый казачий университет).
Ранджбар М.Д. - аспирант и ассистент Кафедра теории и истории международных отношений, Факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Тонконог И.С. - студент, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.
Федорова М.И. - доцент кафедры Экономики и менеджмента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный университет технологий и управления (Первый казачий университет).
Хуссейн Халид Абдалла Алтерифи - аспирант международные отношения, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Чжан Сяолин - доцент кафедры русского языка Института языков и культуры, Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай.
Чжан Юйсюань - студентка Института языков и культуры, Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай.
Чибинев Н.Н. - кандидат технических наук, доцент кафедры «Экологии и промышленной безопасности», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.
Щупленков Н.О. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Щупленков О.В. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Ян Маньлин - аспирант, Институт педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет.