Содержание

Педагогика
Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Воспитание кадров: ущербность недоучек 11
Чапкин Н.С. Инновации в педагогической деятельности 23
Калабекова С.В., Филюшкина Д.В. Трансформация человеческого капитала в образовательной деятельности в период санкций и контрсанкций 33
Лян Юйпэн Исследование построения культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне «Интернет+» 42
Медведева О.А. Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в образовании 51
Мезенцева Ю.С. Применение инновационных методов и технологий при изучении математики 58
Мирзабекова А.А., Абрамцева Е.Г. Использование искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе 66
Баишев И.И. Основы физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя физкультуры в условиях современного ВУЗа 74
Чернышев В.П., Петина Н.Л., Чернышева Л.Г., Белкина Н.В. Структурирование теоретического раздела при реализации требований стандарта (ФГОС 3++) по физической культуре и спорту в ВУЗе 83
Чжао Цисинь Введение в проблемы стоящие на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, и меры по их решению 89
Рыбаков С.В. Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности» 98
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Синицын О.В. Каким должен быть современный учебник истории? 109
Феклистова И.В., Богданов С.В. Коллаборационизм на оккупированной немецкими войсками территории Курской области: рассекреченные страницы региональной истории 117
Хроленок Е.В. Военная служба стародубских казаков во время реформ второй половины XVIII в. 124
Крестовников В.А. Эпоха викингов в российской и зарубежной историографии 130
Королёв В.Б. Развитие системы образования в Древней Руси в X-XIII веках 137
Горбатов Л.В. История культового изваяния Улуг-Хуртуйах-тас (к трехсотлетию открытия) 144
Великоцкая (Мозгунова) Н.Г. Отношение греческого духовенства к процессу реабилитации патриарха Никона 152
Бузанова Н.А., Щербинина Ю.В., Шестаков М.В. Внешнеторговые связи Руси в XIV – XVI вв. 158
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая история
Егорова М.А., Егоров А.А. Идентификация иероглифов в древних надписях 170
Ахмедов Х.Т. Роль Узбекистана в обеспечении региональной безопасности в центральной Азии на современном этапе 177
Андриенко Е.С., Кисиев Д.О. Глобализация и российская внешняя политика: Роль военно-технического сотрудничества в укреплении международного статуса 186
Койчуман кызы О. Динамика этноконфессиональности в Кыргызстане в первой четверти ХХI века 195
Мардан Марьям, Мохаммад Алем Мохаммад Тамим Новые вызовы и угрозы региональной безопасности Центральной Азии 203
Нгойе С.Т. Россия и Африка: сотрудничество с перспективой 207
Сингува Чимука, Сано Шема Рене Анализ конкурентоспособности бренда зубной пасты Colgate на рынке Саку 214
Судоргин А.Е. Экономическое и инвестиционное взаимодействие стран ЕС и стран Африки 226
Чжу Вэньцин Модель глобального управления в условиях глобализации 233
Шерги Закария, Соболев Егор  Перспективы развития Российско-Испанского гуманитарного сотрудничества 241
Потевский Н.А. Роль Польши в продвижении американских интересов в Европейском союзе 251
Аннотации 257
Авторы 282

 

 

Аннотации

Вражнова М.Н.
Терновая Л.О.

Воспитание кадров: ущербность недоучек

Статья посвящена проблеме влияния снижения уровня образования, который проявляется в том, что все больше выпускников не только средней, но и высшей школы завершают обучение с посредственными оценками, но и в том, что многие из них занимают лидирующие позиции в бизнесе и государственном управлении. С одной стороны, в этом можно увидеть результат активизации экспертократии и ослабление позиций представителей меритократии и аристократии. Но, с другой стороны, нельзя не замечать гораздо более разрушительного для общества процесса, когда падает потребность в повышении персональной эффективности и стремлении к утверждению индивидуальной конкурентоспособности. Этот процесс исправляется внесением в программы подготовки кадров тех новых педагогических идей и инструментов, которые отвечают запросу будущего.
Ключевые слова: образование, эффективность, школьные оценки, двоечники, университеты, учебные программы, кампусная культура, архетипы.

 

Чапкин Н.С.

Инновации в педагогической деятельности

В статье рассмотрены инновационные технологии, используемые в педагогической деятельности. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире ценность образования, широкого кругозора, мотивации и воли постоянно возрастает. Образовательный процесс включает в себя активное взаимодействие между педагогом и обучающимися, а также оценку и контроль успеваемости. Процесс обучения имеет очень важное значение, потому что оказывает непосредственное влияние на эффективность и результативность образования. Инновационные технологии в педагогической деятельности являются инструментом формирования качественного образования и повышения эффективности обучения. Инновационная деятельность педагога в современной образовательной организации является одним из важнейших элементов образовательного процесса. Педагоги в современных образовательных организациях должны отслеживать и использовать в своей работе новые педагогические технологии и методы. В заключение сделан вывод о том, что успех использования инноваций в образовании находится в прямой зависимости от профессионализма педагога и его подготовленности к использованию инноваций в педагогической деятельности и работе с обучающимися. Цель работы заключается в рассмотрении современных инновационных технологий и методов в педагогической деятельности и их влиянии на формирование уровня образования обучающихся.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательный процесс, инновационное образование, эффективность образования, инновационные технологии.

 

Калабекова С.В.
Филюшкина Д.В.

Трансформация человеческого капитала в образовательной деятельности в период санкций и контрсанкций

Санкции представляют собой инструмент международной политики, используемый для оказания давления на страну с целью изменения её поведения. Эти экономические, политические или торговые ограничения могут иметь глубокие последствия для экономики, образования и общества в целом. В данной статье фокус будет сосредоточен на том, как санкции воздействуют на трансформацию человеческого капитала, являющегося ключевым элементом социально-экономического развития. Рассмотрим, как санкции воздействуют на человеческий капитал, и каким образом общество может переосмыслить этот ресурс для достижения устойчивого развития.
Ключевые слова: санкции, контрсанкции, человеческий капитал, образовательная деятельность, трансформация, ограничение, ресурс.

 

Лян Юйпэн

Исследование построения культуры общежития в китайских колледжах и университетах на фоне "Интернет+"

В современном мире информационные технологии оказывают все большее влияние на различные аспекты жизни, в том числе на образование и социальные коммуникации. Общественные и культурные практики подвергаются значительным изменениям, создавая уникальное сочетание традиционных ценностей и новейших технологических достижений. Трансформация культуры общежитий, обусловленная внедрением цифровых технологий, открывает новые перспективы для изучения взаимодействия между сложившимися социальными структурами и современными цифровыми инновациями. Культура общежития в университетах и колледжах Китая формирует социальное и культурное пространство, в котором студенты взаимодействуют, обучаются и развиваются. Интеграция цифровых технологий и концепции "Интернет+" в культуру общежитий обеспечивает формирование здоровой, позитивной и взаимоподдерживающей среды, что в свою очередь положительно сказывается на общем качестве образовательного процесса и студенческой жизни. Объектом данного исследования является культура общежития в китайских колледжах и университетах. Целью исследования является анализ и оценка влияния цифровых технологий и концепции "Интернет+" на культуру общежитий в китайских университетах и колледжах. Методы исследования: анализ научной литературы и публикаций по теме исследования, обобщение, систематизация, дедукция. Научная новизна: исследование предоставляет анализ современных тенденций в области использования "Интернет+" и цифровых технологий для улучшения социальных взаимодействий и формирования культуры в студенческих общежитиях Китая. Кроме того, оно раскрывает практические направления интеграции цифровых инструментов в повседневную жизнь общежитий, что может быть актуально для других стран и культур.
Ключевые слова: развитие образования, социальные коммуникации студентов, построение культуры общежития, китайские колледжи, китайские университеты, Интернет +.

 

Медведева О.А.

Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в образовании

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования позволяет эффективно реализовать ряд дидактических принципов: наглядность, доступность, последовательность, научность, системность, сознательность, активность, индивидуальный подход к обучающимся, связи между приобретением обучающимися знаний, умений, навыков, формированием эмоционально-целостного отношения друг к другу, к усваиваемому учебному материалу, соединения теории с практикой и т.д. С помощью информационных технологий делается более доступным пониманию процесс подачи информации для обучаемых, повышаются коммуникационные способности в обучении, увеличивается доступность большого количества информационных ресурсов. Целесообразность применения ИКТ значительно повышает не только эффективность преподавания, но и способствует совершенствованию различных форм и методов преподавания, повышает интерес к углубленному изучению обучающего материала, оптимизируется контроль за образовательным процессом, анализ усвоения материала обучаемыми и их персональными достижениями.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, образовательный процесс, система образования, средства обучения.

 

Мезенцева Ю.С.

Применение инновационных методов и технологий при изучении математики

В данной статье представлены различные инновационные методы, такие как обратная классная комната, визуализация и моделирование, использование технологий, индивидуальный подход, а также деятельностный подход к обучению. В статье подчеркивается важность использования новых методов и технологий для повышения эффективности обучения математике, с учетом необходимости активного участия и мотивации со стороны как учителей, так и учеников. Цель исследования заключается в улучшении усвоения материала по математике у школьников с использованием инновационных методов и технологий.
Методология исследования основана на проведении сравнительного анализа существующих методов обучения математики. Результаты исследования могут быть применены в образовательных учреждениях на всех уровнях обучения, включая школы, вузы, внешкольные образовательные центры и самостоятельное изучение математики. Выводы исследования подчеркивают, что применение инновационных методов и технологий при изучении математики значительно улучшает усвоение материала, мотивацию учеников и их интерес к предмету. Разработанные методы и технологии являются эффективными инструментами для преодоления традиционных трудностей в изучении математики и способствуют более глубокому пониманию математических концепций.
Ключевые слова: инновационные методы, технологии обучения математике, обратная классная комната, визуализация, моделирование, индивидуальный подход, эффективность обучения, мотивация учеников, интерес к математике.

 

Мирзабекова А.А.
Абрамцева Е.Г.

Использование искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе

Данная работа актуализирует важность применения цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы в контексте изучения иностранного языка.
Статья раскрывает особенности использования искусственного интеллекта при обучении данной дисциплине, рассматривая иностранный язык как средство межкультурной коммуникации. При этом авторы делают акцент на формировании лингвокоммуникативных компетенций. В исследовании искусственный интеллект характеризуется как важнейший инструмент современной образовательной технологии, который позволяет организовывать работу со студентами как в офлайн, так и в онлайн формате.
Использование искусственного интеллекта в обучении иностранному языку, как подчеркивают авторы, помогает организовать образовательное пространство, в котором проявляется максимальная активность студентов, обеспечивается возможность проявления различных знаний и умений. Кроме того, учитывая важность становления лингвистических компетенций в контексте современных ФГОСов ВО, в работе актуализируется проблематика компетентностного подхода и использования искусственного интеллекта в его контексте.
Исходя из этого целью данной работы определено изучение специфики использования искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе. Объектом исследования является обучение иностранному языку в высшей школе, предметом – использование искусственного интеллекта.
В качестве итога работы авторы предлагают некоторые рекомендации, позволяющие оптимально включить использование искусственного интеллекта в образовательный процесс.
Ключевые слова: искусственный интеллект, иностранный язык, интерактивные методы, лингвистическая компетентность, цифровые ресурсы, эффективность обучения, программное обеспечение, коммуникативные навыки, компетентностный подход.

 

Баишев И.И.

Основы физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя физкультуры в условиях современного ВУЗа

В данной работе мы проанализировали эффективность и необходимость физкультурно-оздоровительных технологий в рамках работы преподавателей физкультуры в ВУЗах. После исследования использования физкультурно-оздоровительных технологий в процессе обучения студентов университетов был получен ряд результатов, в основе которых лежит определение, теоретическое обоснование, а также экспериментальная проверка организационно-педагогических условий при проведении занятий физкультуры. Мы довольно подробно раскрыли проблематику внедрения физкультурно-оздоровительных технологий в процедуру физического воспитания учащихся университетов, а также предложили направления для развития сферы, которые позволят получать высокие результаты благодаря повышению активности студентов на занятиях физкультурой и их заинтересованности в занятиях спортом. Причем результаты студентов будут иметь прямую зависимости от их пола, возраста, уровня физической подготовки, мотивации и т.д. Согласно сделанным выводам, мы можем говорить о разрешении ряда задач, среди которых воспитательные, учебные, образовательные и тренировочные.
Ключевые слова: развитие образования, основы физкультурно-оздоровительной деятельности, роль физкультуры, оздоровительная деятельность в ВУЗе.

 

Чернышев В.П.
Петина Н.Л.
Чернышева Л.Г.
Белкина Н.В.

Структурирование теоретического раздела при реализации требований стандарта (ФГОС 3++) по физической культуре и спорту в ВУЗе

В статье представлен экспериментальный подход реализации требований содержания стандарта (ФГОС 3++) по «Физической культуре и спорту» в вузе. Отмечается, что стандартизация содержания обучения в высшей школе в современных условиях обязательное требование массового образования. Эволюция содержания стандартов происходит перманентно, реагируя и пытаясь опережать вызовы времени. Подчеркивается, что несмотря на жесткую регламентацию основных параметров стандарта, внутри него всегда остается место для творческого поиска и авторской интерпретации. Поколение современных студентов, оказавшихся в эпицентре цифровой трансформации образования, усугубляется опытом пандемии COVID-19, которую они пережили в старшем школьном возрасте, получив специфический заряд конструирования мировоззрения. Предлагаемый подход к реализации содержания требований стандарта основан на использовании в практической работе текстов, являющихся памятниками культуры человечества и способных через свою многослойность переформатировать восприятие предмета, не искажая его сути. Предлагаемый методический подход позволяет концентрировать внимание студентов на таких деталях дисциплины, которые при традиционном подходе ускользают из поля внимания. Также отмечается существенная коммуникативная значимость данного подхода для выстраивания диалога между всеми участниками учебного процесса. Предлагаемый подход может быть использован в практике работы в вузе с различными авторскими вариациями.
Ключевые слова: стандарт (ФГОС 3++) по физической культуре, Гомер, Иллиада, учебный процесс, инновационный подход.

 

Чжао Цисинь

Введение в проблемы стоящие на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, и меры по их решению

Культура общежития, будучи частью более широкой культуры кампуса, оказывает существенное влияние на академический успех и личностное развитие студентов. Она способствует формированию важных навыков в области коммуникаций, командной работы и эмоционального интеллекта. Однако китайские колледжи и университеты отмечают наличие значительных проблем, связанных с созданием и поддержанием этой культуры. В современном Китае, где высшее образование переживает период значительных перемен и внедрения инноваций, вопросы, связанные с культурой общежития, становятся предметов активных обсуждений на разных уровнях. С одной стороны, быстро растущее число студентов и расширение университетских кампусов создают новые возможности для социального взаимодействия и культурного обмена. С другой стороны, эти изменения предъявляют новые требования к управлению жизнью в общежитиях, учитывая разнообразие и многообразие студенческой аудитории. Объектом исследования являются элементы культуры общежитий в китайских колледжах и университетах. Целью исследования является анализ проблем и вызовов, стоящих на пути формирования культуры общежитий в китайских колледжах и университетах, а также формулировка предложений по их решению. Методы исследования: анализ научной литературы и публикаций по теме исследования, обобщение, систематизация, дедукцию. Научная новизна исследования заключается в анализе социокультурных норм, поведенческих паттернов и организационных структур, которые формируют повседневную жизнь и культуру в студенческих общежитиях Китая. Особое внимание уделяется взаимодействию между студентами, их адаптации к общежитию, а также роли общежития в формировании общей культуры кампуса.
Ключевые слова: развитие образования, культура общежитий, китайские колледжи, китайские университеты, проблемы общежитий в КНР, решение проблем общежитий в КНР.

 

Рыбаков С.В.

Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности»

Статья посвящена «Основам российской государственности» – новому учебному курсу, введённому в лекционные и семинарские программы отечест-венных вузов с 1 сентября 20023 года. Отмечены предпосылки создания курса, связанные с необходимостью преодоления возникшего в 1990-е годы разрыва между образованием и воспитанием, восстановления доступа молодёжи к глубинным российским традициям и патриотическим ценностям. Показаны обстоятельства, в которых реализовывалась инициатива по продвижению нового учебного предмета. Охарактеризована содержательная структура курса, раскрыты его цели и задачи.
Ключевые слова: воспитание, педагогика, патриотизм, студенчество, учебный курс, «Основы российской государственности».

 

Синицын О.В.

Каким должен быть современный учебник истории?

В статье характеризуются требования, которые предъявляются в соответствии с ФГОС и Историко-культурным стандартом к дидактическим и методическим предписаниям и содержанию современного учебника истории для средней школы. Обилие учебников по истории федерального и регионального уровня выдвигают необходимость их государственной экспертизы, поскольку они являются фактором национальной безопасности страны. Это является одной из первоочередных целей создания 26 октября 2022 г. при Минобрнауки России Экспертного совета по развитию исторического образования. Он призван стать площадкой для улучшения качества исторического образования, противодействия фальсификациям исторического прошлого, экспертизы учебников истории и популяризации исторического знания на территории Российской Федерации. В этой связи важно определить необходимые качества современного учебника истории.
Ключевые слова: учебник, история, историко-культурный стандарт, дидактика, методика, концепция, экспертиза.

 

Феклистова И.В.
Богданов С.В.

Коллаборационизм на оккупированной немецкими войсками территории Курской области: рассекреченные страницы региональной истории

В статье рассматривается такое явление как добровольное сотрудничество части советских граждан с немецкими оккупационными властями и их союзниками на временно захваченной территории СССР (коллаборационизм). Территория Курской области была оккупирована немецкими войсками уже с начала ноября 1941 г. Здесь была создана разветвленная система немецких оккупационных органов. Значительную помощь в утверждении нового «немецкого порядка» германским захватчикам оказали местные коллаборанты. На протяжении фактически всего послевоенного периода об этом явлении на территории Курской области информации либо вовсе не было, либо она была чрезвычайно скудной. В то же время территориальные органы государственной безопасности, начиная с 1943 г. и до 1988 г. осуществляли розыск и предание суду лиц, сотрудничавших в годы Великой Отечественной войны с немецкими оккупантами. В статье представлены материалы рассекреченных архивно-следственных дел Управления ФСБ России по Курской области.
Ключевые слова: коллаборационизм, немецкая оккупация, УНКВД, Курская область.

 

Хроленок Е.В.

Военная служба стародубских казаков во время реформ второй половины XVIII в.

В статье сделана попытка осветить трансформации военной службы стародубских казаков в период преобразований проводимых в Малороссийском генерал-губернаторстве во второй половине XVIII в. Применяя практики новой локальной истории с использованием широкого круга региональных источников, автор выясняет степень вовлеченности стародубских казаков в военные конфликты данного периода. Это позволяет оценить правильность решений правительства о дальнейшем их привлечении к военной службе в составе ополчений и при заселении Причерноморья в XIX в.
Ключевые слова: левобережные казаки, Стародубский полк, русско-турецкие войны, реформы Малороссии, локальная история.

 

Крестовников В.А.

Эпоха викингов в российской и зарубежной историографии

В статье анализируется современная историография Эпохи викингов, опубликованная в период со второй половины XX века по настоящее время. Основное внимание уделяется русскоязычным и переведённым на русский язык зарубежным трудам западных историков-медиевистов (как правило, англоязычных), в которых рассматриваются походы викингов. На основании разности подходов к исследованию норманнских походов, выделяется «комплексная» и «узкотематическая» научная литература. Далее отмечаются и кратко характеризуются актуальные отечественные и переведённые зарубежные публикации по исследуемой проблеме, определяются специфические особенности российских и советских работ. Отдельно обозначаются значимые узконаправленные труды, рассматривающие те или иные аспекты экспансии викингов. В качестве заключения анализируется современное состояние изучения норманнских походов, выделены ключевые проблемные области, приведены актуальные направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: викинги, норманны, эпоха викингов, историография, раннее средневековье, скандинавистика.

 

Королёв В.Б.

Развитие системы образования в Древней Руси в X-XIII веках

В центре внимания автора статьи – процесс обучения и воспитания в Древней Руси в X-XIII веках. Актуальность исследования определяется необходимостью тщательного изучения педагогического наследия России с древних времен для того, чтобы включить в современную дидактическую систему лучшие его образцы и методы. В данной статье анализ системы образования Древней Руси проводится с использованием проблемно-хронологического метода. Этот выбор обусловлен целью, которую ставит перед собой автор статьи, - представить образовательный процесс Древней Руси указанного периода как целостную систему, состоящую из следующих компонентов: субъекты образования, объекты образования и средства образования.
Ключевые слова: система образования, обучение и воспитание, Древняя Русь, субъект образования, объект образования, средство образования, школа.

 

Горбатов Л.В.

История культового изваяния Улуг-Хуртуйах-тас (к трехсотлетию открытия)

Данная статья посвящена исторической судьбе уникального культового памятника Улуг Хуртуйах тас, не терявшего своей культурной привлекательности многие столетия. Помимо него, исследователями были обнаружены еще десятки каменных стел и разнообразных антропоморфных и зооморфных фигур (каменных баб), нередко с личинами и изображениями животных. Многие памятники в долине Абакана и Енисея используются местным населением в оздоровительных целях и пользуются повышенным вниманием.
Ключевые слова: Хакасия, каменные изваяния Енисея, Улуг Хуртуях тас, культовые памятники Хакасии, каменные бабы.

 

Великоцкая (Мозгунова) Н.Г.

Отношение греческого духовенства к процессу реабилитации патриарха Никона

Статья посвящена исследованию вопроса влияния греческого духовенства на процесс реабилитации Никона – восстановление чести и чина опального патриарха.
Привлечение комплекса архивных документов Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и опубликованных источников позволяют уточнить ряд вопросов, касающихся деятельности представителей Восточной церкви в «деле» патриарха Никона.
Ключевые слова: греческое духовенство, судное дело патриарха Никона, разрешительные и прощательные грамоты, православный Восток.

 

Бузанова Н.А.
Щербинина Ю.В.
Шестаков М.В.

Внешнеторговые связи Руси в XIV – XVI вв.

Внешнеторговые отношения занимают одну из ведущих ролей в жизни государства. Внешняя торговля — это, не только, неотъемлемая часть экономики, но и влияние на общественную и политическую жизнь страны. В данной статье рассмотрена внешняя торговля в период, с XIV по XVI вв. Этот период был выбран не случайно, это время восстановления границ государства после монголо-татарского нашествия. Основная цель работы рассмотреть, как «восставшая из пепла» Русь, после усобиц и постоянных угроз из вне, сумела выстоять и выстроить дипломатические и торговые отношения со многими странами.
Ключевые слова: Внешняя торговля, экономика, дипломатия, ремесленники, ярмарка, купцы, торгово-денежные отношения.

 

Егорова М.А.
Егоров А.А.

Идентификация иероглифов в древних надписях

Представлен перспективный метод изучения иероглифических надписей. Основное внимание уделено разработке корректной идентификации иероглифов в древних надписях по типовым оцифрованным данным. Разработанная методика нахождения типовых характеристик и параметров древнейших иероглифических надписей позволяет идентифицировать однотипные иероглифы. Несомненно, эти результаты перспективны и могут быть очень важны в области истории, археологии и лингвистики.
Ключевые слова: история китайского языка, иероглифическая надпись, древняя письменность, Цзягувэнь, Цзиньвэнь, китайская письменность, лингвистика, обработка изображений.

 

Ахмедов Х.Т.

Роль Узбекистана в обеспечении региональной безопасности в центральной Азии на современном этапе

В последние годы вопросы региональной безопасности выходят на первый план не только в Центральной Азии, но и во всем мире. С каждым годом по мере роста геополитической роли региона, постсоветские страны все больше входят в пространство сложнейших политико-дипломатических и финансово-экономических процессов, что в свою очередь требует своевременных эффективных решений и гибких стратегий. Постпандемийный кризис и военные конфликты в сопредельных государствах значительно усложняют поддержание мира и стабильности в регионе.
Несмотря на существующие проблемы, Узбекистан совместно со странами региона предпринимает все усилия для минимизации региональных конфликтов. Руководство страны инициирует способы разрешения афганского кризиса, урегулирования вопросов водопользования, борьбы с наркотрафиком, терроризмом и экстремизмом в масштабе региона.
Ключевые слова: Центральная Азия, Узбекистан, региональная безопасность, конфликт.

 

Андриенко Е.С.
Кисиев Д.О.

Глобализация и российская внешняя политика: Роль военно-технического сотрудничества в укреплении международного статуса

В рамках данной статьи будут рассмотрены основные понятия глобализационных процессов, которые оказывают существенное влияние на внешнюю и внутреннюю политику любого государства, но главной задачей исследования, является обзор степени вовлеченности такого аспекта, как военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами, во внешнюю политику и его развитие с целью укрепления международного авторитета Российской Федерации на глобальной арене межгосударственных отношений. Процесс глобализации затронул политическую, экономическую и техническую жизнь практически каждого государства и обозначил новую эру в международном взаимодействии.
Каждый интеграционный аспект, возникший в рамках развития глобализационных процессов играет определенную роль, но в данной статье будут рассмотрены исключительно военно-технические примеры, которые и способствуют развитию взаимоотношений между государствами в сфере укрепления военного взаимодействия и укрепления международного авторитета в многополярном мире, где военная мощь занимает далеко не последнее место во внешней политике.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, глобализация, международный авторитет, интеграционные процессы, многополярный мир, внешняя политика, мировые рынки.

 

Койчуман кызы О.

Динамика этноконфессиональности в Кыргызстане в первой четверти ХХI века

В статье рассматривается, как меняется этнический состав в Кыргызстане и связь этого процесса с конфессиональными предпочтениями граждан в стране. Кыргызстан, как многонациональное государство, характеризуется разнообразием этнических групп, каждая из которых вносит значительный вклад в социокультурную динамику страны. В первой четверти XXI века произошли изменения в этническом составе населения, в результате миграционных процессов, влияния глобальной политики и экономических факторов. Также будет рассмотрено влияние этнического разнообразия на политические и социальные процессы в стране. Кроме того, данное исследование направлено на выявление актуальных проблем, связанных с этническими и религиозными аспектами в современном обществе Кыргызстана, чтобы дать четкую и информативную оценку существующей ситуации.
Ключевые слова: этнос, религия, конфессия, населения, многонациональность.

 

Мардан Марьям
Мохаммад Алем Мохаммад Тамим

Новые вызовы и угрозы региональной безопасности Центральной Азии

В статье анализируются новые угрозы и вызовы XXI века в Центральноазиатском регионе, требующие эффективной стратегии региональной безопасности от государств Центральной Азии. Рассматриваются главные механизмы обеспечения региональной безопасности в Центральноазиатском регионе в рамках деятельности таких институтов, как ОДКБ, ШОС и СНГ. Подчеркивается необходимость организованной, доверительной и сплоченной деятельности государств-членов ОДКБ, ШОС и СНГ с целью эффективного решения проблем, которые расшатывают основы безопасности и стабильности в Центральноазиатском регионе.
Ключевые слова: Центральная Азия, региональная безопасность, терроризм, наркотрафик, транснациональная преступность.

 

Нгойе С.Т.

Россия и Африка: сотрудничество с перспективой

В статье рассматриваются современные аспекты сотрудничества России и Африки. Раскрывается актуальность сотрудничества России с Африкой, связанная с перспективами развития в торгово-экономическом, инвестиционном пространстве; развитием Африки как ключевого актора международной геополитики и геоэкономики; диверсификацией внешнеэкономических, политических, военно-технических связей. В свою очередь, Африка видит в России потенциал для инновационного, научно-технического развития африканских рынков, а также расширения политического сотрудничества в целях перехода к многополярности мирохозяйственных связей. В статье отмечается особая роль Африки как международного партнера России во всех сферах сотрудничества; определяются перспективы дальнейшего взаимодействия африканских государств с Российской Федерацией.
Ключевые слова: Африка, Россия, российско-африканское сотрудничество, политическое сотрудничество, торгово-экономическое сотрудничество, перспективы.

 

Сингува Чимука
Сано Шема Рене

Анализ конкурентоспособности бренда зубной пасты Colgate на рынке Саку

За последние десятилетия произошли значительные изменения в структуре потребления продуктов питания населением юга Африки: в городах и сельской местности наблюдается постепенный рост потребления кондитерских изделий и нездоровой пищи. В результате ухудшается состояние полости рта, и люди ищут высококачественную зубную пасту для борьбы с заболеваниями зубов и защиты здоровья полости рта. На протяжении десятилетий Colgate является одним из самых надежных брендов зубной пасты в Африке, особенно на юге Африки. На Colgate выросло не только старшее поколение; эта марка является первой даже для молодого поколения в вопросах ухода за полостью рта. Повышенная забота о здоровье полости рта среди пожилых людей и молодежи Южной Африки способствует росту бизнеса зубной пасты Colgate в регионе Южно-Африканского таможенного союза (САКУ). Однако Colgate периодически сталкивается с всплесками конкуренции и эффективно сопротивляется, чтобы отвоевать свою долю на рынке САКУ. Поэтому необходимо провести тщательный анализ конкурентоспособности бренда зубной пасты Colgate на рынке САКУ. В данном исследовании автор использовал качественный подход с применением вторичных источников данных для анализа конкурентоспособности бренда зубной пасты Colgate. Автор пришел к выводу, что Colgate использует подход позиционирования, основанный на конкурентах. В результате бренд Colgate был позиционирован таким образом, что покупатели обязательно купят этот продукт на рынке ЮАСУ.
Ключевые слова: Colgate, САКУ, Юг-Африки, рынок, торговля, конкуренция.

 

Судоргин А.Е.

Экономическое и инвестиционное взаимодействие стран ЕС и стран Африки

В настоящее время потенциал развития африканского региона является довольно высоким, он представляет интерес для зарубежных партнёров и инвесторов. В статье исследуются ключевые аспекты торгово-экономических отношений между Европейским союзом и африканскими странами. Исследование опирается на информацию, представленную в базе данных Trade Map, проводится анализ динамики торговли за 2011-2022 гг. Основное внимание уделяется колебаниям в объемах экспорта и импорта, а также отдельным странам-лидерам по темпам прироста. Отдельно рассматриваются вопросы изменения баланса торговли и роли ПИИ (прямых иностранных инвестиций) в развитии экономических связей между странами Европейского союза и странами Африки. В статье также поднимается вопрос о современных вызовах и перспективах, связанных с инвестиционным взаимодействием между регионами. Основным результатом исследования является понимание роли Африки как потенциально привлекательного региона с точки зрения геополитики, международных отношений и всеобщей истории. Сегодня между Европейским союзом и Африкой запущен новый виток экономического и инвестиционного взаимодействия. В статье показано, что ПИИ оказывают положительное воздействие на развитие Африки.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), Европейский союз, Африка, влияние, притоки.

 

Чжу Вэньцин

Модель глобального управления в условиях глобализации

В данной статье дается характеристика процессу глобализации с позиций организации управления мировым сообществом. Глобализация – это новое качество взаимосвязи и взаимозависимости человечества, создание наднациональных и вненациональных организаций, институтов и новообразований. В контексте глобализационных процессов важным является вопрос перехода от однополярного мира к миру многополярному, поскольку едино-личная власть государств-гегемонов тормозит общественное развитие и наносит вред политической системе мира. В связи с этим на повестку дня глобализации выходит понятие глобального управления, помогающего решить насущные глобальные проблемы, которые до сих пор не устранены из-за отсутствия интегрированной глобальной системы и эффективных международ-ных институтов. В данной статье рассматривается история термина “governance”, определяется его смысл и описываются принципы его реализации. Статья доказывает, что, поскольку современные государства и существующая хаотичная международная система демонстрируют свою неспособность объединить усилия для борьбы с реальными угрозами выживанию человеческой цивилизации, глобальное управленце является единственным на сегодняшний день вариантом обеспечения серьезного контроля глобальных проблем современности со стороны государств и международного сообщества наций. Автор статьи приходит к выводу, что в настоящее время тема глобального управления актуальна как никогда, ведь деятельность этой глобальной корпорации оказывает влияние не только на судьбу государств на политической арене мира, но и влияет непосредственно на жизнь, близкое и далекое будущее каждого жителя планеты Земля.
Ключевые слова: глобализация, глобальное управление, мировой порядок, гегемония, многополярный мир.

 

Шерги Закария
Соболев Егор

Перспективы развития Российско-Испанского гуманитарного сотрудничества

Во все времена развития государств огромное значение в обеспечении национальных интересов придавалось развитию международного сотрудничества в различных стратегических областях, что способствует установлению доверительных отношений между странами и наращиванию внутреннего потенциала. Отдельное внимание многие государства уделяют развитию социально-культурного взаимодействия с зарубежными партнерами, что связано с формированием международных связей с целью повышения имиджа государства на международной арене. На протяжении многих десятилетий российское и испанское государство отдавали предпочтение наращиванию гуманитарного взаимодействия, что связано с заинтересованностью укрепления культурных традиций. Обострение геополитической ситуации в феврале 2022 года привело к ухудшению российско-испанского взаимодействия в связи с негативным отношением Запада на начало специальной военной операции, Испания оказалась под давлением стран Европы и США относительно нивелирования сотрудничества с Россией. Данное обстоятельство неоднозначно оценивается многими исследователями, поскольку несмотря на множество негативных факторов на современном этапе прослеживаются положительные тенденции в возобновлении гуманитарного сотрудничества между странами. Целью настоящего исследование является проведение ситуационного анализа для выявления перспектив возобновления российско-испанского гуманитарного сотрудничества, в связи с чем были поставлены задачи в ретроспективном анализе взаимодействия государств посредством исследования опыта социально-культурного сотрудничества, современного состояния международных контактов и определения позиций заинтересованных сторон. Решение поставленных задач и достижение цели исследования было реализовано с использованием индукционно-дедукционного, ретроспективного методов исследования, а также методов анализа, синтеза, обработки, конкретизации информации. По результатам были определены сценарии развития событий относительно дальнейшего гуманитарного сотрудничества между Россией и Испанией, приоритетным из которых является продолжение приостановления социально-культурного взаимодействия.
Ключевые слова: гуманитарное сотрудничество, сотрудничество России и Испании, российско-испанское сотрудничество, испанская культура, испанский язык, испанские университеты, научно-исследовательское сотрудничество.

 

Потевский Н.А.

Роль Польши в продвижении американских интересов в Европейском союзе

В данной статье рассматриваются взаимоотношения Польши с США и Европейским союзом, преимущества, которые имеют стороны от такого сотрудничества, а также проблемы, возникающие из-за конфликта интересов сторон и чрезмерной настойчивости в решении некоторых вопросов. Для США крайне выгодно иметь такого союзника как Польша. Этот игрок со своими атлантическими позициями способен подорвать единство Европы и сорвать план создания в лице ЕС нового «полюса силы», противостоящего гегемонии Америки.
Ключевые слова: Европейский союз, США, Польша, НАТО, интеграция, восточная политика, Центральная и Восточная Европа.

 

 

Авторы

Абрамцева Е.Г. - старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Андриенко Е.С. - магистр Факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, кафедры Теории и истории международных отношений, направление «Мировая политика: концептуальные основы и межкультурное взаимодействие», 1 курс.
Ахмедов Х.Т. - аспирант факультета «Гуманитарных и социальных наук», Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Баишев И.И. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМФКиБЖ Институт физической культуры и спорта СВФУ.
Белкина Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Богданов С.В. - доктор исторических наук, профессор Губкинского филиала НИТУ «Московский институт стали и сплавов».
Бузанова Н.А. - кандидат исторических наук, доцент. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.
Великоцкая (Мозгунова) Н.Г. - аспирант. Московский Педагогический Университет.
Вражнова М.Н. - доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.
Горбатов Л.В. - кандидат исторических наук, научный сотрудник МАУК Музей-заповедник «Хуртуях тас».
Егоров А.А. - д.ф.-м.н., внештатный профессор-консультант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Егорова М.А. - кандидат политических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН). Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказской государственной академии.
Кисиев Д.О. - магистр Факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, кафедры Теории и истории международных отношений, направление «Мировая политика: концептуальные основы и межкультурное взаимодействие», 1 курс.
Крестовников В.А. - аспирант. Московский Городской Педагогический Университет.
Койчуман кызы О. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Королёв В.Б. - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории. Калужский Государственный Университет имени К.Э. Циолковского, Калуга.
Лян Юйпэн - магистр. Цицикарский университет, город Цицикар, провинция Хэйлунцзян, Китай.
Мардан Марьям - аспирант кафедры теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Медведева О.А. - кандидат педагогических наук, доцент. Северо-Кавказская государственная академия.
Мезенцева Ю.С. - магистрант, Тюменский государственный университет, Тюмень.
Мирзабекова А.А. - старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Мохаммад Алем Мохаммад Тамим - аспирант кафедры теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Нгойе С.Т. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Петина Н.Л. - кандидат биологических наук, доцент. И.о. зав. кафедрой физической культуры и медико-биологических дисциплин, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.
Потевский Н.А. - магистр менеджмента, аспирант факультета Международных отношений. Московский государственный институт международных отношений.
Рыбаков С.В. - доктор исторических наук, профессор кафедры креативного управления и гуманитарных наук, Уральский государственный экономический университет.
Сано Шема Рене - студент 2 курса. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Сингува Чимука - студент 2 курса. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Синицын О.В. - доктор исторических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.
Соболев Егор - магистрант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Судоргин А.Е. - аспирант 2 курса. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.
Феклистова И.В. - соискатель кафедры российской истории и документоведения НИУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
Филюшкина Д.В. - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и этнологии, Гуманитарный институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Кавказского федерального университета.
Хроленок Е.В. - кандидат исторических наук, докторант. Белорусский государственный университет.
Чапкин Н.С. - старший преподаватель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова", Базовая кафедра цифровой экономики института развития информационного общества.
Чернышев В.П. - кандидат педагогических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник Высшей школы физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Чернышева Л.Г. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.
Чжао Цисинь - преподаватель, магистр. Цицикарский университет, город Цицикар, провинция Хэйлунцзян, Китай.
Чжу Вэньцин - магистр, Факультет глобальных процессов, направление международный отношения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Шерги Закария - магистрант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Шестаков М.В. - кандидат исторических наук, доцент. Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение «Институт повышения квалификации работников образования».
Щербинина Ю.В. - кандидат исторических наук, доцент. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.