Содержание

Педагогика
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Онтологические основы образования в формировании сущности человеческого индивида 13
Синицын А.Ю. Модерация и мультимедийные средства обучения иностранным языкам 22
Ло Яфан Сравнительный анализ исполнительского искусства игры на европейской скрипке и китайской эрху 30
Белоус Н.Н., Вакулина Е.В., Савченко Е.С. Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром 38
Ван Дунцин Технология формирования функциональной грамотности у российских и китайских обучающихся: сравнительный анализ 47
Васильева А.С. Организация межкоординационной форсайт-площадки для старшеклассников: сетевое взаимодействие школы, СПО и ВУЗа как фактор профессиональной ориентации 53
Зуева И.В., Гончаренко Е.С. Обучение стратегиям профессиональной сетевой коммуникации на английском языке в техническом вузе 61
Гуркин Р.А. Кризис системы профессионального воспитания командных кадров 70
Красильникова Е.В., Кузнецова С.Н. О формировании крестьянскихценностей и технологий в современном аграрном образовании 77
Ляшенко В.С. Кейс-метод как инновационная педагогическая технология в преподавании дискретной математики студентам ВУЗов 84
Самойленко А.В., Шаламова О.О., Ли Н.Б. Этапы формирования навыков устного перевода  у будущих лингвистов-переводчиков с корейского языка 93
Синкина А.В., Шаламова О.О., Шаламова Д.А. Гибридное обучение в системе российского высшего образования 101
Соколова Т.Б., Мигачева Г.Н. Внутрифирменное обучение персонала в области проектирования технологической оснастки механосборочного производства 106
Чэнь Хэчжоу, Шаламова О.О., Шаламова Д.А. Актуальные методы обучения переводчиков в контексте российского высшего образования 116
Напсо М.Д., Агирбов Т.Р. К вопросу о феномене «поколение Z» 122
Ло Яфан Сравнение инновационных технологий в сфере профессионального музыкального образования в России и Китае 128
Чапкин Н.С. Современные педагогические технологии и методы 137
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Кириллова А.И. Северные районы полуострова Камчатка в трудах российских исследователей ХХ в. – начала XXI в. 146
Калаханова З.М. Исторический резонанс фольклора на творческие традиции и культуру тюркскоязычных народов Кавказа 159
Буданов Б.В., Арефьева Е.А. Актуальные проблемы овладения управленческой деятельностью офицера, курсантами учебных заведений ВУЗов МЧС России 169
Дьяков С.И., Горохов В.В., Ванягин В.Е. Участие личного состава 1-го Ленинградского Артиллерийского Училища (1-ЛАУ) в боевых действиях Великой Отечественной Войны 179
Елезов М.А., Мартыненко Ю.А. Организация и практика увековечения памяти погибших в годы Первой мировой войны защитников Отечества в Первомайском районе Томской области 189
Сапата Руис Т.А. Мотивация в обучении студентов в современном образовательном процессе 198
Калаханова З.М. Карачаево-балкарские народные сказки как объект анализа в исследовании менталитета нации 204
Серенко М.Н. Проблемы возрождения системы образования в крупных городах юга СССР во второй половине Великой Отечественной войны 212
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая история
Тетёркина О.А. Проблемы курдов в Ираке в ХХ веке: пути решения 220
Баскакова А.С., Исякаева А.Р., Хромова А.А. Роль Ибероамериканских саммитов в гуманитарном сотрудничестве Испании и Латинской Америки 227
Богданова А.В., Лиферова С.К. Влияние пандемии Covid-19 на социальные и духовные институты Италии 235
Данилов И.Л., Пирогова А.С., Русиано М.Р. Борьба с терроризмом в Узбекистане: опыт и вызовы на примере Исламского движения Узбекистана 245
Егоров А.А., Егорова М.А. Исчезновение рейса MH370: 10 летний исторический обзор 255
Комягина А.Н., Золотухин С.В. Северное духовенство в эмиграции: жизненный путь о. Иоанна Лелюхина и о. Николая Подосенова 266
Мардан Марьям, Мохаммад Алем Мохаммад Тамим Взаимодействие Афганистана и Таджикистана по борьбе с терроризмом 275
Мохаммед Уссаид Яхия Бин Аисса Алжирское национальное движение и влияние на него событий 1945 г. 280
Баскакова А.С., Исякаева А.Р., Хромова А.А. Африканский континент как приоритетное направление внешней политики Испании 288
Аннотации 297
Авторы 320

 

 

Аннотации

Щупленков Н.О.
Щупленков О.В.

Онтологические основы образования в формировании сущности человеческого индивида

В статье излагаются онтологические принципы образования в системе Бытия и времени. Человек здесь является продолжением своего индивидуального продукта, имеющим связь с фундаментальной конституцией бытия-в-мире. Таким образом, сущность человеческого индивида обладает предварительным пониманием или математическим пониманием мира и бытия. Основываясь на этом понимании бытия в целом и в частности, сущность человеческого индивида, как могущество-бытие, может спроецировать свое подлинное существование. Проект и реализация существования в итоге основаны на временности как сущностной основе человеческого индивида. В осознании подлинного существования и собственных возможностей также заключается истинное воспитание человеческого индивида как развитие его собственной силы-бытия. Это делается в общем мире и в диалоге с другими. Задачу и участие педагога в образовательном процессе следует понимать в этом контексте.
Ключевые слова:  бытие, образование, образовательные исследования, онтология, философия, человеческий индивид.

 

Синицын А.Ю.

Модерация и мультимедийные средства обучения иностранным языкам

Статья приводит определение модерации, ее основные задачи, функции и этапы при обучении групп студентов иностранному языку. Описывается отличие модерации от фасилитации, а также содержит конкретные примеры использования этого метода в педагогической практике преподавания языка для специальных целей. Особое внимание уделялось включению в процесс модерации применения мультимедийных средств, как средства, активирующего групповую активность и мотивирующего процесс обучения в целом.
Ключевые слова: модерация, мультимедийные средства, фасилитация, мотивация обучения, методология преподавания.

 

Ло Яфан

Сравнительный анализ исполнительского искусства игры на европейской скрипке и китайской эрху

Европейская культура все плотнее внедряется в музыкальный мир Китая, что приводит к необходимости адаптировать некоторые классические произведения под исполнение на традиционных национальных инструментах. В прошлом веке первым музыкальным инструментом, с которым был проведен подобный эксперимент, стал эрху, похожий по конструкции на европейскую скрипку. В наши дни оба этих смычковых струнных инструмента - яркие «звезды» китайской и западноевропейской музыкальной сферы соответственно. В настоящей статье проводится сравнительное исследование скрипки и эрху, на основании документального анализа, истории появления и развития этих музыкальных инструментов, их формы, основные техники и способы игры на них. В ходе сравнительного анализа делается вывод, что некоторые приемы игры эрху позаимствовал у скрипки, однако они сильно ограничены из-за его конструкции. С точки зрения стиля инструменты имеют множество различий, несмотря на то, что оба обладают большой степенью выразительности. В определенной мере это служит причиной их дальнейшего взаимовлияния друг на друга.
Ключевые слова: развитие образования, профессиональное музыкальное образование, сравнение скрипки и эрху, Россия и КНР, народный инструмент, конструкция музыкального инструмента, техника игры на музыкальном инструменте.


Белоус Н.Н.
Вакулина Е.В.
Савченко Е.С.

Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром

Статья посвящена проблемам активизации познавательной деятельности младших школьников через ознакомление с окружающим миром. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования уровня активизации познавательной деятельности младших школьников. По результатам исследования в статье разработаны рекомендации.
Ключевые слова: активизация, младшие школьники, окружающий мир, познавательная деятельность, процесс ознакомления.

 

Ван Дунцин

Технология формирования функциональной грамотности у российских и китайских обучающихся: сравнительный анализ

Китай и Россия имеют разные национальные условия, поэтому ситуация с высшим образованием также различна, две страны, которые относятся к одному и тому же периоду образовательного перехода, различны в высшем образовании, каждая имеет свои преимущества и недостатки. Статья проводит сравнительный анализ технологий формирования функциональной грамотности у российских и китайских обучающихся. Авторы исследуют специфику подходов к обучению в контексте двух стран, выявляют сходства и различия в методиках, используемых в обучении. В ходе исследования анализируются основные принципы и стратегии, направленные на развитие функциональной грамотности у студентов. В итоге статьи предлагаются рекомендации для повышения эффективности образовательного процесса и улучшения уровня функциональной грамотности у студентов обеих стран.
Ключевые слова: высшее образование, Китай, Россия, функциональная грамотность.

 

Васильева А.С.

Организация межкоординационной форсайт-площадки для старшеклассников: сетевое взаимодействие школы, СПО и ВУЗа как фактор профессиональной ориентации

Статья посвящена анализу практической реализации межкоординационной форсайт-площадки, созданной на основе сетевого взаимодействия между школами, СПО и ВУЗами. Основная цель данной площадки заключалась в помощи старшеклассникам и студентам СПО автодорожного факультета в определении своей профессиональной траектории и понимании востребованности различных профессий на современном рынке труда. В рамках работы площадки были организованы различные форсайт-сессии, авторские мероприятия и интерактивные игры, включая профессиональные конкурсы и инфо-квесты, направленные на повышение профессиональной информированности и мотивации участников. Особое внимание уделено мероприятиям, способствующим глубокому знакомству с автодорожной специальностью и транспортной отраслью в целом. Результаты реализации форсайт-площадки демонстрируют эффективность сетевого взаимодействия в профессиональной ориентации молодежи, способствуя более осознанному выбору будущей профессии.
Ключевые слова: форсайт-площадки, старшеклассники, студенты, автодорожный факультет, цифровизация, новые технологии.

 

Зуева И.В.
Гончаренко Е.С.

Обучение стратегиям профессиональной сетевой коммуникации на английском языке в техническом вузе

В последние годы с появлением информационно-коммуникативных технологий в жизни каждого человека интернет превратился в «хранилище» данных, являясь связующим звеном между индивидом и необходимой ему информацией. Данный факт объясняет огромный и постоянно растущий исследовательский интерес различных научных направлений к изучению данной проблемы. Внимание ученых сконцентрировано не только на механизмах генерирования и переработки получаемой информации, но и на изучении коммуникативного поведения в интернете. Что обусловлено тем, что общение в виртуальных сетях является принципиально новой и малоизученной сферой коммуникации, кроме того, виртуальное взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности, будь то личное или деловое общение, ознаменовало трансформацию существующих коммуникативных правил. Для осуществления сетевого взаимодействия необходимо техническое устройство, интернет-соединение и пользователи, выступающие создателями и потребителями виртуальной реальности. В этой связи в процессе обучения студентов стратегиям профессиональной сетевой коммуникации на английском языке, развитие всех навыков речевой деятельности происходит комплексно, реализуя междисциплинарную интеграцию. Таким образом, происходит процесс формирования целостности и восстановления единства профессиональных знаний, навыков и умений в информационно-образовательной среде. А сам процесс обучения стратегиям профессиональной сетевой коммуникации на английском языке выступает как средство для формирования и развития профессиональных знаний, навыков и умений.
Ключевые слова: профессиональная сетевая коммуникация, информационно-коммуникативные технологии, профессиональные навыки, социальные сервисы, интернет-коммуникация, речевые стратегии, коммуникативные сервисы.

 

Гуркин Р.А.

Кризис системы профессионального воспитания командных кадров

Эволюция педагогических теорий и системы профессионального образования в РСФСР и СССР происходила путем внедрения новаторских концепций, касающихся кардинально перестроенной армии и руководства, отличных от дореволюционных принципов воспитания. Однако эти теории в процессе их проверки в череде непрерывных войн и военных конфликтов прошли корректировку и отбор, а сама советская военная педагогика в полной мере обеспечила преемственность традиций дореволюционного воспитания офицера и, одновременно, развитие продуктивных инновационных идей. В частности, эта прогрессия прослеживается в педагогических концепциях советских военачальников и военных теоретиков, касающихся профессиональной подготовки офицеров. Основополагающие принципы системы профессионального образования советского офицера глубоко укоренены в богатом опыте и подтверждены победами, что контрастирует с западными такой основы профессиональной подготовки не имеют, поэтому целостная теория профессионального воспитания офицера за рубежом так и не была представлена.
Ключевые слова: система, кадры, советский, постсоветский, период, воспитание, образование, офицеры, преемственность.

 

Красильникова Е.В.
Кузнецова С.Н.

О формировании крестьянских ценностей и технологий в современном аграрном образовании

Заявлена проблема состояния современного образования, в частности аграрного, нуждающегося в возвращении в учебный и воспитательный процесс ценностей крестьянского мира, лежащих в основе российской идентичности. Рассматриваются понятия «крестьянский мир», «традиционные духовные ценности крестьянства», «народные технологии сельского хозяйства», необходимые в профессиональном и личностном воспитании будущих аграриев, их теоретической и практической подготовки к работе в АПК. Обращается внимание на необходимость реабилитации в сознании учащихся аграрного вуза понятия крестьянских ценностей и технологий как важного механизма сохранения самобытного мировоззренческого образа России в условия современных мировых вызовов. Заявлены педагогические технологии, позволяющие реконструировать ценности крестьянского мира: научно-исследовательская работа, проектная деятельность, учебно-преддипломная практика. Представлен совместный опыт преподавателей кафедры гуманитарных наук и кафедры растениеводства и технологий переработки льна Тверской ГСХА по теоретическому и практическому освоению феномена крестьянского мира. Организация проектной деятельности по изучению духовного наследия крестьянства и апробации восстановленных народных технологий, в частности, по выращиванию овощных культур, рассматривается как эффективный педагогический метод образования и воспитания студентов в современном аграрном вузе.
Ключевые слова: аграрное образование и воспитание, ценности крестьянского мира, народные аграрные технологии.

 

Ляшенко В.С.

Кейс-метод как инновационная педагогическая технология в преподавании дискретной математики студентам ВУЗов

В наше время высшее образование вынуждено регулярно приспосабливаться не только к потребностям социума, но и к новым педагогическим тенденциям, которые оказывают влияние на учебный процесс. Традиционные методические ориентиры в структуре образовательных дисциплин пересматриваются под влиянием инновационных технологий преподавания, в частности, в области различных разделов математической науки. Новые дидактические подходы влияют на содержание практических заданий, а также меняют отношение студентов и педагогов к процессу их решений. Благодаря инновационным методикам студенты не только осваивают программный материал, который преподносится в виде определенных понятий и формулировок, но и соотносят полученные знания с будущей практической деятельностью. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью внедрения новейших педагогических методик в процесс обучения дискретной математике студентов высших учебных заведений. Объект исследования: Кейс-метод как инновационная педагогическая технология в области преподавания дискретной математики студентам вузов. Методы исследования: анализ методической, педагогической и научной литературы, которая рассматривает инновационные технологии в области преподавания, в частности case-study, а также прикладных задач по дискретной математике для студентов вузов. Научная новизна: дана характеристика инновационным технологиям в сфере преподавания дискретной математике, в частности кейс-методу; приведены примеры кейсов, которые применимы в сфере обучения студентов дискретной математике.
Ключевые слова: развитие образования, преподавание дискретной математики, кейс-метод, обучение студентов в ВУЗе, инновации в образовании.

 

Самойленко А.В.
Шаламова О.О.
Ли Н.Б.

Этапы формирования навыков устного перевода у будущих лингвистов-переводчиков с корейского языка

На современном этапе для развития межкультурной коммуникации особую роль играет профессия переводчика. Постоянно растущий спрос на устных переводчиков при стремительно меняющихся обстоятельствах работы в условиях технического прогресса порождает определенные проблемы, связанные с формированием соответствующих навыков у будущих специалистов в области лингвистики. Поэтому преподавателям приходится разрабатывать новые методики и подходы для обучения устному переводу. В данной статье рассматриваются основные этапы, на которых формируются те или иные навыки устного перевода у будущих лингвистов-переводчиков корейского языка. Результаты исследования имеют практическую ценность, так как представляют собой краткое, но емкое руководство для обучения студентов с первого по четвертый курс их профессионального обучения. В статье дано не только общее описание каждого этапа, но и приведены примеры навыков и упражнений, необходимых для их развития.
Ключевые слова: устный перевод, мнемотехника, подготовительный этап, основной этап, методика преподавания устного перевода, корейский язык.

 

Синкина А.В.
Шаламова О.О.
Шаламова Д.А.

Гибридное обучение в системе российского высшего образования

Статья посвящена проблеме использования гибридной модели обучения в высшем образовании. Авторами предлагается одно из определений термина гибридного обучения, а также приводятся доводы в пользу его разграничения с понятием смешанного обучения. В качестве цели исследования выделяется анализ преимущества гибридной модели в высшем образовании, а также требований, которые необходимо соблюдать при планировании и проведении занятий в гибридном классе. Отдельное внимание уделяется техническому оснащению аудиторий, предназначенных для гибридного обучения, а также приводятся примеры подобных аудиторий, созданных на базе ведущих российских вузов. Результатом работы становится систематизация полученных знаний об особенностях функционирования гибридной модели обучения, что, в свою очередь, станет основой для дальнейших исследований по данной теме.
Ключевые слова: гибридное обучение, смешанное обучение, технология видеоконференций, синхронное обучение, асинхронное обучение.

 

Соколова Т.Б.
Мигачева Г.Н.

Внутрифирменное обучение персонала в области проектирования технологической оснастки механосборочного производства

В данной статье решается проблема организации обучения персонала в рамках внутрифирменного обучения. Применение предложенной модели и инструментов для ее реализации позволит предприятиям машиностроительной отрасли адаптировать персонал технических служб к меняющимся условиям и эффективно использовать свои ресурсы, определяющие их экономические показатели, и конкурентоспособность.
Причинами, подтверждающими необходимость подготовки кадров внутри фирмы являются: дефицит квалифицированных кадров; увеличение стоимости рабочей силы; давление конкурентов, требующее эффективного использования труда; технические особенности и изменения, связанные с научно-техническим прогрессом и внедрением информационных технологий; переход на другую должность; рост объемов производства; необходимость развивать потенциал работников.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, дистанционное обучение, образовательная платформа, профессиональный стандарт, внутрифирменное обучение, технологическая оснастка механосборочного производства.

 

Чэнь Хэчжоу
Шаламова О.О.
Шаламова Д.А.

Актуальные методы обучения переводчиков в контексте российского высшего образования

Цель статьи заключается в рассмотрении вопроса качественной подготовки специалистов в области перевода. Анализируются современные методы обучения студентов-переводчиков. В работе делается акцент на корпусном подходе и его преимуществах. Даются примеры профессиональных навыков и принципов, которыми должен обладать специалист. Описываются наиболее встречающиеся профессиональные трудности. Авторы высказывают мнение, что способность их преодолевать свидетельствует о компетентности специалиста в использовании определенных переводческих стратегий. Также авторы приводят примеры современных технологий, облегчающих работу переводчиков и обеспечивающих специалистам конкурентоспособность на рынке труда. Эти технологии дают обучающимся необходимую информацию, средства коммуникации и интерактивную среду обучения. Результаты исследования имеют практическую ценность, так как могут дополнить образовательный процесс в качестве краткого, но емкого руководства по подготовке студентов-переводчиков.
Ключевые слова: переводческие навыки, переводческие компетенции, стратегии перевода, подготовка студентов-переводчиков, корпусный подход.

 

Напсо М.Д.
Агирбов Т.Р.

К вопросу о феномене «поколение Z»

В статье исследуются проблемы, связанные с феноменом «цифрового поколения», или «поколения Z». Исследуются особенности цифровизации образования, выявляются положительные и отрицательные стороны перехода на цифровой формат обучения. Анализируются философские и педагогические аспекты рассматриваемой темы. Прослеживается противоречивый характер воздействия медийных ресурсов на сознание и поведение обучающихся. Раскрывается понятие цифровой грамотности, показывается востребованность цифровых компетенций современной системой образования, подчеркивается необходимость рационального применения в учебном процессе традиционных и цифровых образовательных методик.
Ключевые слова: поколение Z, IT-технологии, цифровые мигранты, цифровые аборигены, цифровая компетентность.

 

Ло Яфан

Сравнение инновационных технологий в сфере профессионального музыкального образования в России и Китае

Межкультурный обмен между двумя соседями, Россией и Китаем, имеет долгую историю, изучение накопленного опыта позволяет сегодня говорить об успешности и перспективности подобного формата взаимоотношений, способствующих развитию гармоничного сотрудничества в различных сферах, в том числе и в области музыкального образования. Исторически музыкальное образование начало складываться в Китае в тридцатые годы девятнадцатого века по западным канонам. Пройдя нелегкий путь становления, испытав в начале двадцатого века мощное влияние российской школы, музыкальное образования современного Китая пришло к осознанию необходимости сочетания музыкальных традиций, национального наследия и инноваций. Выбрав в качестве образца российскую систему образования, китайские партнеры испытывают определенные сложности с ее внедрением, связанные с подготовленностью абитуриентов, дефицитом педагогических кадров и качеством их подготовки, не предполагающей приоритета гуманистического подхода к обучению, следующей практике повышенного внимания исключительно к исполнительским техникам. Высокие стандарты музыкального образования, присущие российской музыкальной школе, являются ориентиром для китайских коллег, формируют содержательную часть культурного обмена с целью воспитания нового поколения музыкантов высочайшего уровня.
Ключевые слова: развитие педагогики, профессиональное музыкальное образование, инновационные технологии, Россия и Китай.

 

Чапкин Н.С.

Современные педагогические технологии и методы

В статье рассмотрены новые технологии и методы, применяемые в образовательном процессе. В современном обществе образование выполняет важную роль в формировании и развитии личности. Активное развитие инновационных технологий и переход к цифровому обществу вызывают необходимость поиска новых педагогических технологий и методов, которые способствовали бы улучшению процесса обучения и созданию эффективных условий для обучающихся. Поэтому тема использования инновационных педагогических технологий и методов для всестороннего развития личности современных молодых людей с применением оптимальных и эффективных технологий и методов обучения сегодня особенно актуальна для педагогического сообщества. Автором проанализированы основные тренды в современном образовательном процессе. Одним из последних трендов в педагогической сфере в 2023 году выступает адаптивное (персонализированное) обучение. Также важным трендом в сфере образования сегодня выступает использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Цель работы заключается в рассмотрении современных технологий и методов, использующихся в образовании и воспитании обучающихся.
Ключевые слова: педагогические технологии обучения, персонализированное обучение, технологии виртуальной реальности, инновационное образование, личностное развитие, педагогические методы.

 

Кириллова А.И.

Северные районы полуострова Камчатка в трудах российских исследователей ХХ в. – начала XXI в.

В статье рассматривается история изучения северных районов Камчатского края. Сами эти территории обладают рядом отличительных особенностей, связанных с географическим положением, населением и его образом жизни, а также административно-территориальным устройством. Именно в ХХ в. северные районы Камчатки активно изучались исследователями, но в то же время историография этих территорий не систематизирована.
Ключевые слова: Камчатка, коренные народы Камчатки, историография Камчатки, исследования Камчатки, камчатский север.

 

Калаханова З.М.

Исторический резонанс фольклора на творческие традиции и культуру тюркскоязычных народов Кавказа

В статье освещаются влияния фольклора на сохранение языка, на формирование самосознание у тюркскоязычных народов Северного Кавказа, оказавших сильное влияние на культуру всех соседей. Лингвистические, историко-этнографические источники подтверждают высказанное положение. Автор статьи обращает внимание на самобытность национального героического эпоса карачаевцев и балкарцев, который является одной из основных версий общекавказской Нартиады. Значимость для исследования представляют сделанные автор переводы пары нартских песен о богатырях, где проявляются личностные характеры героев, представления о мироустройстве и т.д. С точки зрения автора фольклор является феномен эстетической культуры общества, и выступает как неотъемлемый консолидирующий компонент. В статье прослеживаются и анализируются неоднородные этнические процессы, так же показана степень стимуляции их на взаимопроникновение языков, мировосприятия, традиции, зодчество, творческие идеи и т.д.
Ключевые слова: Нартский эпос, нартские песни и сказания, карачаевцы, балкарцы, богатыри, эмегены, Мингитау-Эльбрус, Нарсана, влияние, Северный Кавказ, заимствование, этносы, жанры.

 

Буданов Б.В.
Арефьева Е.А.

Актуальные проблемы овладения управленческой деятельностью офицера, курсантами учебных заведений ВУЗов МЧС России

Изученные теории мотивации позволили выяснить и разработать модель, объясняющую то, какие внешние ситуативные факторы и внутренние надситуативные факторы личности составляют мотивационную сферу курсантов учебных заведений МЧС России.
При исследовании проблем вузов МЧС России, выпущен из рассмотрения серьезный вопрос, связанный с овладением управленческой деятельностью офицера, курсантами учебных заведений. В настоящее время в содержании мотивации овладения управленческой деятельностью офицера произошли и продолжают происходить динамичные изменения, прежде всего связанные с наличием прагматизма и самостоятельной оценкой явлений, происходящих в системе образования вузов МЧС.
Осознание курсантами своей принадлежности к особой социальной группе – «офицеры», повышает значимость овладения управленческой деятельностью и позволяет курсантам воспринимать себя, как профессионалов управленцев.
Объектом исследования будет поведение курсантов выпускного курса вуза МЧС г. Екатеринбург.
Предметом настоящего исследования является мотивация овладения управленческой деятельностью, сформированная различными внешними и внутренними факторами.
Цель работы состоит в создании представления о мотивации курсантов выпускных курсов вуза МЧС в единстве ее предметно - содержательных, структурных и функциональных характеристик.
Достижение этой цели связано с решением следующих задач исследования:
- на основе современных подходов и нового социального опыта исследовать сущность, содержание и структуру мотивации овладения управленческой деятельностью;
- выявление внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование мотивации овладения управленческой деятельностью курсантами вуза.
- дать определенные предложения по улучшению качества подготовки офицеров- управленцев.
Ключевые слова: управленческая деятельность, профессиональная деятельность, мотивация.

 

Дьяков С.И.
Горохов В.В.
Ванягин В.Е.

Участие личного состава 1-го Ленинградского Артиллерийского Училища (1-ЛАУ) в боевых действиях Великой Отечественной Войны

Цель исследования заключается в проведении анализа участия личного состава 1-ЛАУ в боевых действиях Великой Отечественной войны, как на начальном этапе на подступах к Ленинграду, так и процессе ее. Актуальность темы определяется необходимостью изучения событий, в которых участвовал личный состав училища, уточнением по архивным источникам событий происходивших в июне–августе 1941 года (участия личного состава в сводных подразделениях, потери в личном составе), также проведением стажировки офицеров постоянного состава в действующих частях Ленинградского, Прибалтийского и 2-го Украинского фронтов. В результате исследования авторы приходят к выводу, что 1-ЛАУ в начальный период войны внесло свой неповторимый вклад в подготовку личного состава, участвовавшего в боях на подступах к Ленинграду летом 1941 года на Лужском рубеже обороны. В научный оборот вводятся ранее не опубликованные и малоизученные источники. Организуя ежегодный военно-патриотический проект «Марш-артиллеристов», командование и профессорско-преподавательский состав Михайловской военной артиллерийской академии реально знакомит в процессе проекта курсантов-артиллеристов академии с обстановкой которая сложилась летом 1941 г., проводит митинги на каждом рубеже обороны в районе населенного пункта Большой Сабск, на местности осуществляется обход мест расположения огневых позиции, командно-наблюдательных пунктов сводного дивизиона, тем самым сохраняет память о бессмертном подвиге личного состава 1-ЛАУ.
Ключевые слова: артиллерия, училище, офицер-артиллерист, 1-ЛАУ, Лужский рубеж обороны, военно-патриотический проект, марш артиллеристов.

 

Елезов М.А.
Мартыненко Ю.А.

Организация и практика увековечения памяти погибших в годы Первой мировой войны защитников Отечества в Первомайском районе Томской области

В статье представлена работа поисковиков по увековечению памяти участников Первой мировой войны (1914-1918) в Первомайском районе Томской области. Большое внимание уделено проектной деятельности школьников в поисковом отряде «Земляки» и работе в государственных архивах Томской области.
Ключевые слова: поисковое движение, первая мировая война, увековечивание памяти в Томской области.

 

Сапата Руис Т.А.

Мотивация в обучении студентов в современном образовательном процессе

В статье поднята тема важности получения высшего профессионального образования в современном мире, который немыслим без стремительного научно-технического развития и прогресса в различных областях знаний и предъявляет высокие требования к квалификации и уровню образования современных специалистов.
Ключевые слова: мотивация в обучении, психолого-педагогические проблемы, учебный процесс, высшее образование, пандемия COVID-19.

 

Калаханова З.М.

Карачаево-балкарские народные сказки как объект анализа в исследовании менталитета нации

В статье рассматривается сказка в малоизученном аспекте.
Предпринимается попытка осмыслить выражение национального патриархального менталитета в народной сказке. Выделяются особенности карачаевского и балкарского менталитета.
Так же поднята проблема жанрового своеобразия карачаево балкарских народных сказок. Целью данной статьи является проведение краткого анализа особенностей ряда ранее не исследованных текстов карачаево-балкарских народных сказок, в основе которых лежат мифологические содержательно-повествовательные мотивы. Кроме того, в исследовании проводится сравнительный анализ ряда мотивов карачаево балкарской народной сказки и произведений на языках тюркских, индо иранских, кавказских, славянских и других народов.
Ключевые слова: сказка, миф, жанр, менталитет, сюжет, Эльбрус, национальное своеобразие, сказочники (таурухчула), рассказчики (хапарчила), фольклер, национальный характер.

 

Серенко М.Н.

Проблемы возрождения системы образования в крупных городах юга СССР во второй половине Великой Отечественной войны

В статье рассматривается проблема вовлечения населения в восстановление Сталинграда, на примере возрождения системы образования, роль и задачи власти, как организующей и направляющей силы. Выделяются основные события начального периода восстановления Сталинграда и характеризуются уникальные методы управленческой деятельности в сложных условиях.
Ключевые слова: добровольчество, образование, школа, война, Сталинград, управление, профсоюзы, восстановление.

 

Тетёркина О.А.

Проблемы курдов в Ираке в ХХ веке: пути решения

В статье анализируется курдская проблема В Ирке в XX веке, изложена хронология событий, связанных с курдским вопросом. Рассмотрены возможные пути решения данной проблемы. Также в статье говорится, что благодаря приобретению Иракским Курдистаном статуса автономии, там стало возможным укрепление единой формы языка в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; усиление хозяйственно-экономических связей и развитие гражданских и политических институтов. Иракский Курдистан это единственный из населенных курдами регионов, добившихся де-факто самостоятельности, хотя он и остается частью иракского государства.
Ключевые слова: Ирак, Курдистан, курды, Мустафа Барзани, самоопределение, Демократическая партия Курдистана (ДПК).

 

Баскакова А.С.
Исякаева А.Р.
Хромова А.А.

Роль Ибероамериканских саммитов в гуманитарном сотрудничестве Испании и Латинской Америки

Статья посвящена анализу направлений сотрудничества в гуманитарной сфере Испании и Латинской Америки, рассматриваются такие сферы как образование, культура, развитие гуманитарной помощи и поддержки в рамках Ибероамериканских саммитов, а также позиций и решений, которые были выработаны в рамках данных саммитов Испанией и Латинской Америкой совместно.
Ключевые слова: Ибероамериканские саммиты, Испания, Латинская Америка, гуманитарное сотрудничество, гуманитарная помощь, COVID-19, продовольственная безопасность, культурное и образовательное сотрудничество.

 

Богданова А.В.
Лиферова С.К.

Влияние пандемии Covid-19 на социальные и духовные институты Италии

Пандемия COVID-19 оказала ощутимое влияние практически на все государства мира, изменив облик стран на длительное время. Подобные кризисные ситуации не могут проходить бесследно, поэтому основной целью данной работы является исследование изменений, произошедших в период пандемии в социальной и духовной сферах Италии, – страны, значительно пострадавшей из-за болезни – и выявление тенденций, потенциально способных оказать влияние на облик страны в долгосрочной перспективе посредством описания и анализа, а также с помощью методов абстрагирования и прогнозирования. Данные, полученные в результате проведения этой работы, могут стать необходимой базой для изучения изменений страны в будущем. Кроме того, выявленные тенденции могут послужить иллюстрацией влияния кризисных ситуаций на взаимодействие центра и регионов страны. В рамках проведенной работы были описаны основные перемены в Италии в период пандемии: повышение вероятности потенциального конфликта между государством и региональными властями страны, актуализация проблем, связанных со сферой здравоохранения, пересмотр важности участия религиозных институтов Италии в жизни граждан.
Ключевые слова: COVID-19, пандемия, Италия, социальные институты, духовные институты, Европа, католическая церковь, религия, образование, здравоохранение.

 

Данилов И.Л.
Пирогова А.С.
Русиано М.Р.

Борьба с терроризмом в Узбекистане: опыт и вызовы на примере Исламского движения Узбекистана

В данной статье рассматривается опыт и проблемы, с которыми сталкивается Исламское движение Узбекистана (далее ИДУ) в борьбе с терроризмом в Узбекистане. ИДУ, боевая организация с корнями в стране, была вовлечена в различные террористические акты и повстанческие действия в регионе. В данном исследовании рассматривается исторический контекст возникновения ИДУ, его идеологические основы и эволюция с течением времени. Кроме того, в статье анализируются проблемы, с которыми сталкиваются силы безопасности Узбекистана в противодействии операциям ИДУ. В исследовании также рассматриваются сложности борьбы с терроризмом при сохранении прав человека и общественной поддержки. Результаты данного исследования могут помочь политикам, специалистам по безопасности и исследователям в их усилиях по разработке эффективных мер по борьбе с терроризмом и содействию региональной стабильности.
Ключевые слова: терроризм, Узбекистан, Исламское движение Узбекистана, Центральная Азия, современные вызовы и угрозы, контртеррористические усилия, правительственные стратегии, региональная стабильность.

 

Егоров А.А.
Егорова М.А.

Исчезновение рейса MH370: 10 летний исторический обзор

Кратко описано открытие морского маршрута в Индию. Дана характеристика географии и климата Индийского океана. Главное внимание в статье уделено рассмотрению выдвинутых авторами гипотез по нахождению возможного места падения пассажирского самолета Boeing 777-200ER (MH370/MAS370) Малазийской авиакомпании 8 марта 2014 года. В настоящее время поиски места падения самолета не дали результата. Нами рассмотрены основные данные о поисках, доступные в открытых источниках. Кроме того в данном регионе проанализированы некоторые особенности: рельефа Индийского океана; климата; и океанских течений. Рассмотрение доступных данных позволило высказать четыре основные гипотезы: 1) авиалайнер упал западнее Андаманских островов, на Восточно-Индийский хребет в Бенгальском заливе; 2) авиалайнер упал в восточной части Индийского океана, южнее Индонезии; 3) авиалайнер упал на Аравийско-Индийский хребет в 400–600 км восточнее острова Ла-Диг, входящего в Сейшельский архипелаг; 4) авиалайнер упал в 900–1000 км западнее Мальдивских островов. Проведенный анализ показал предпочтительность третьей гипотезы.
Ключевые слова: история, география, Индийский океан, самолет, MH370, Аравийско-Индийский хребет, гипотеза.

 

Комягина А.Н.
Золотухин С.В.

Северное духовенство в эмиграции: жизненный путь о. Иоанна Лелюхина и о. Николая Подосенова

В статье рассматривается жизненный путь двух протоиереев, которые с остатками белой армии покинули Север России в 1920 г. и продолжили духовное служение в Европе, до конца жизни окормляя православные приходы в очагах русской эмиграции.
Ключевые слова: Русская православная церковь за рубежом, Русский Север, русские священники в Европе, белая эмиграция.

 

Мардан Марьям
Мохаммад Алем Мохаммад Тамим

Взаимодействие Афганистана и Таджикистана по борьбе с терроризмом

Республика Таджикистан придает большое значение культурно-исторической самобытности и добрососедству с Афганистаном, а также многостороннему сотрудничеству. Области сотрудничества между Таджикистаном и Афганистаном включают терроризм и незаконный оборот наркотиков, которые тесно связаны с транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, политическим и религиозным экстремизмом, а также нелегальной иммиграцией. Правительство Таджикистана придает большое значение решению этих проблем не только в регионе, но и в двусторонних отношениях с Афганистаном. Сегодня существуют строгие правила и положения, облегчающие сотрудничество в этой области. Это позволяет принимать меры по решению проблем, угрожающих региональной и национальной безопасности.
Ключевые слова: сотрудничество, граница, контртеррористическая операция, трансграничный терроризм, обмен информацией, военное сотрудничество, борьба с экстремизмом, безопасность, усиление пограничного контроля, региональная стабильность.

 

Мохаммед Уссаид Яхия Бин Аисса

Алжирское национальное движение и влияние на него событий 1945 г.

Актуальность темы исследования обусловлена важностью массовых убийств, произошедших 8 мая 1945 года, как одного из выдающихся событий в истории современного Алжира в колониальный период и его связь с развитием национального движения.
Целью данного исследовательского проекта является анализ и изучение общей ситуации в Алжире, до массовых убийств 8 мая 1945 года. В них рассказывается о самых чудовищных военных преступлениях, совершенных Францией в ХХ веке против алжирского народа. При числе погибших 45 000 человек их единственная вина заключалась в том, что они участвовали в мирных демонстрациях. Люди выражали свою радость по поводу окончания Второй мировой войны и победы Франции, которая обещала им свободу и независимость в обмен на участие вместе с ними в войне. Эти демонстрации должны были быть мирными. К особым массовым убийствам в Сетифе, Гельме и Херрате. Мы обсуждаем последствия этих массовых убийств на пути национального движения и истинные мотивы их совершения.
Ключевые слова: 8 мая 1945, национальное движение, Франция, массовые убийства, мирные демонстрации, Алжир, окончание Второй мировой войны.

 

Баскакова А.С.
Исякаева А.Р.
Хромова А.А.

Африканский континент как приоритетное направление внешней политики Испании

Статья посвящена анализу основных аспектов испанской внешней политики в отношении стран африканского континента, в том числе перспективных и актуальных направлений сотрудничества по испанско-африканской линии в области экономики, политики и безопасности. Приоритетное внимание уделяется положениям и их реализации испанского стратегического документа в отношении Африки «Фокус Африка 2023».
Ключевые слова: Испания, Африка, внешняя политика, экономика, образование, миграция, безопасность.

 

 

Авторы

Агирбов Т.Р. – студент. Северо-Кавказской государственной академии.
Арефьева Е.А. - курсант факультета пожарной и техносферной безопасности, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург.
Баскакова А.С. - студентка 4-ого курса бакалавриата по направлению “Международные отношения”, Факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Белоус Н.Н. - кандидат педагогических наук. Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Богданова А.В. - fспирант кафедры теории и истории международных отношений факультета социальных и гуманитарных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Буданов Б.В. - доцент кафедры безопасности в чрезвычайных ситуациях, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург.
Ван Дунцин - аспирант, Государственный Университет Просвещения.
Ванягин В.Е. - кандидат военных наук. Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург.
Васильева А.С. - старший преподаватель кафедры машиноведение Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
Вакулина Е.В. - кандидат физико-математических наук. Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Гончаренко Е.С. - кандидат экономических наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва.
Горохов В.В. - кандидат исторических наук, доцент. Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург
Гуркин Р.А. - преподаватель кафедры тактики НВВКУ (Новосибирское высшее военное командное училище).
Данилов И.Л. - магистр, Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумб.
Дьяков С.И. - кандидат педагогических наук, доцент. Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург.
Егоров А.А. - доктор физико-математических наук, внештатный профессор-консультант. Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумб.
Егорова М.А. - кандидат политических наук, доцент. Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумб.
Елезов М.А. - аспирант. Томский государственный педагогический университет.
Золотухин С.В. - студент магистратуры кафедры истории России. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Зуева И.В. - кандидат педагогических наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва.
Исякаева А.Р. - студентка 4-ого курса бакалавриата по направлению “Международные отношения”, Факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Калаханова З.М. - кандидат исторических наук, доцент. Ставропольский институт кооперации, филиал БУКЭП.
Красильникова Е.В. - кандидат филологических наук, доцент. Заведующий кафедрой гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия».
Кириллова А.И. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга.
Комягина А.Н. - студент магистратуры кафедры истории России. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Кузнецова С.Н. - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры растениеводства и технологий переработки льна ФГБОУ ВО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия».
Ли Н.Б. - старший преподаватель. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск.
Лиферова С.К. - студент 3 курса бакалавриата кафедры теории и практики иностранных языков института иностранных языков, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Ло Яфан - аспирант, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
Ляшенко В.С. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры анализа данных и машинного обучения факультета информационных технологий и анализа данных, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Мардан Марьям - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Мартыненко Ю.А. - учитель истории. Первомайская средняя образовательная школа.
Мигачева Г.Н. - кандидат технических наук, доцент. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».
Мохаммад Алем Мохаммад Тамим - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Мохаммед Уссаид Яхия Бин Аисса - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Напсо М.Д. - доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказской государственной академии.
Пирогова А.С. - магистр, Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумб.
Русиано М.Р. - магистр, Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумб.
Сапата Руис Т.А. - старший преподаватель. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Савченко Е.С. - Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Самойленко А.В. - магистрант. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск.
Серенко М.Н. - преподаватель, Волгоградский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Лауреат премии города-героя Волгограда в области образования.
Синицын А.Ю. - доцент кафедры английского языка, кандидат политических наук, Дипломатическая академия МИД России.
Синкина А.В. - магистрант. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск.
Соколова Т.Б. - кандидат педагогических наук, доцент. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».
Тетёркина О.А. - старший преподаватель. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Хромова А.А. - студентка 4-ого курса бакалавриата по направлению “Международные отношения”, Факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Чапкин Н.С. - старший преподаватель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова". Базовая кафедра цифровой экономики института развития информационного общества.
Чэнь Хэчжоу - магистрант. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск.
Шаламова Д.А. - магистр, эксперт. «Городское агентство управления инвестициями» (Управление взаимодействия с субъектами промышленной деятельности), Москва.
Шаламова О.О. - кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск.
Щупленков Н.О. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Щупленков О.В. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.