Содержание

Педагогика
Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Национальный проект «Кадры» и новые задачи курса «Основы кадровой безопасности» 13
Ли Идин Подходы к подготовке тренеров по баскетболу в Китае 23
Алиева А.М., Аджиева З.И., Аджиев А.М. Социально-психологические детерминанты кибераддикции в дошкольном возрасте: выявление и предупреждение рисков 30
Барсукова Н.В. Современные тенденции в области высшего профессионального образования: их плюсы и минусы 36
Белякова А.Е. Иновационные подходы к формированию творческого мышления школьников в системе дополнительного образования 41
Боциева Б.С., Касумова Б.С.-А., Оказова З.П. Оценка роли дисциплин естественно-научного цикла в развитии интеллектуальных способностей личности 53
Ли Идин Требования к профессиональной подготовленности и личностным качествам тренера по баскетболу 60
Гайрабекова Р.Х., Касумова Б.С.-А., Оказова З.П. Метод проектов в образовательном процессе будущих педагогов 70
Набат Бейдулла кызы Джафарова Об инклюзивном образовании 77
Дмитриев С.Б., Мукминова Г.Р., Васильковская Ю.А., Малыгина Л.В. Дополнительные занятия физической подготовкой на основе кобудо для учащихся кадетских классов как средство укрепления здоровья и улучшения физической подготовленности 88
Жаринова Е.Н., Слободчиков И.М. Продуктивная деятельность субъектов образования в педагогической психологии и акмеологии фундаментального образования 96
Иванов Н.А., Тумасян Ю.А., Волков А.В., Максименко В.Г. Спорт как инструмент формирования позитивных поведенческих привычек у молодежи 105
Ли Идин Структура деятельности тренера по баскетболу в студенческих командах 113
Майорова М.А. Анализ существующих педагогических методов и технологий применения искусственного интеллекта в дополнительном профессиональном образовании 121
Марков А.В. Современные аспекты использования кейс-метода в профессиональной подготовке учителей иностранного языка (средняя школа) 129
Насипова С.Б. Профессиональная ответственность государственных служащих как основа социально-групповой идентификации 138
Петрова И.В., Храпченков В.Г. Особенности применения технологии развития критического мышления в начальной школе 144
Салменкова М.В., Жидяева Е.С. Авторитет учителя в современной школе 152
Тотоева О.Н., Касумова Л.А., Оказова З.П. Пропаганда здорового образа жизни как одна из составляющих образовательного процесса 163
Тянь Хаожань Особенности и методы формирования профессиональной компетенции альтиста в процессе обучения в ВУЗе 168
Хозиева Т.Х., Калманова Ц.А., Оказова З.П., Гайрабекова Р.Х. Народная педагогика в формировании у студентов культуры безопасного поведения 173
Чжэн Дунни Музыкальное образование в России: история и современность 179
Чэнь Чжуюй Исследование современных психологических принципов и их применение в обучении перформансу 184
Ян Чиюй Применение методов обучения основанных на задачах на театральных специальностях в университетах 194
Чэнь Чжуюй Практическое исследование развития и тренировки воображения учащихся при обучении исполнительскому мастерству 200
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Иванцов И.Г., Романюк С.Н. Из истории проверок коммунистов на предмет деятельности и род занятий в оккупированных районах Кубани. По материалам расследований органов ВКП (Б) 210
Пафов А.М. Система среднего образования Карачаево-Черкесии в 1990-е гг. 217
Пронин А.А. Когнитивные возможности библиометрического анализа историографического нарратива на примере изучения диссертаций по истории российской эмиграции 225
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая история
Ванграуа В. Ванесса Эстель, Аду Я.Н. Корни терроризма и борьба с ними в Республике Буркина-Фасо 239
Яхия Бин Аисса Мохаммед Уссаид Французская оккупация Алжира причины и побуждения 1827/1830 247
Аннотации 256
Авторы 280

 

 

Аннотации

Вражнова М.Н.
Терновая Л.О.

Национальный проект «Кадры» и новые задачи курса «Основы кадровой безопасности»

С 2025 г. в Российской Федерации стартует новый национальный проект «Кадры». Суть данного проекта заключается в укреплении связи между учреждениями системы образования и производством. В ракурсе такого подхода особо значимым становится точечная настройка высококвалифицированных кадров на потребности постоянно изменяющейся экономики, все более приобретающей инновационный характер. Одновременно с этим возникают новые риски, включая риски кадровой безопасности. Учебная дисциплина «Основы кадровой безопасности» предполагает не только ознакомление обучающихся с базовыми проблемами безопасности персонала и кадрового менеджмента, но и формирование таких знаний и навыков, которые помогут им в профессиональной жизни преодолеть такие вызовы.
Ключевые слова: национальная безопасность, государственное управление, национальные проекты, человеческие ресурсы, кадры, высшая школа.

 

Ли Идин

Подходы к подготовке тренеров по баскетболу в Китае

В настоящей статье автором предпринимается попытка исследования системы подготовки тренеров по баскетболу из России и Китая и предложения путей ее совершенствования. Рассматриваются такие аспекты образовательного процесса, как создание гибкой образовательной программы, повышение роли наставничества и обучения, основанного на практике. В результате установлено, что тренеры выступают за децентрализованные и локальные программы, которые имеют практическую направленность. При этом отражена необходимость целостного подхода к программам обучения, равно как и гибкому построению образовательного процесса.
Ключевые слова: Китай, Россия, баскетбол, тренер, подготовка, система, педагогика.

 

Алиева А.М.
Аджиева З.И.
Аджиев А.М.

Социально-психологические детерминанты кибераддикции в дошкольном возрасте: выявление и предупреждение рисков

С развитием информационных технологий и распространением интернета в современном обществе, дошкольники все чаще сталкиваются с киберпространством. Однако это несёт не только пользу, но и потенциальные риски, такие как кибераддикция. В данной статье рассматриваются социально-психологические факторы, влияющие на возникновение и развитие кибераддикции в дошкольном возрасте, а также предлагаются меры по предупреждению и борьбе с этим явлением.
Ключевые слова: кибераддикция, дошкольный возраст, профилактика, социальная психология зависимости, межличностное взаимодействие.

 

Барсукова Н.В.

Современные тенденции в области высшего профессионального образования: их плюсы и минусы

В статье рассматриваются современные тенденции в высшем профессиональном образовании, их изменчивость, взаимосвязь и взаимное влияние, а также их положительные и отрицательные стороны, которые нужно учитывать при организации учебного процесса. Особо отмечается роль интеграции технологий, социально-эмоциональному обучению и образованию, основанному на компетенциях. Уделяется внимание развитию практических навыков, а именно навыка поиска информации.
Ключевые слова: тенденции современного образования, технологии, инструменты, обучение, обучающиеся.

 

Белякова А.Е.

Иновационные подходы к формированию творческого мышления школьников в системе дополнительного образования

В данной статье проводится анализ воздействия новаторских образовательных методов на стимулирование творческого мышления у обучающихся в рамках дополнительного образования. В ходе исследования рассмотрено использование компьютерных программ и графических технологий в процессе обучения, а также преимущества и риски цифровых инструментов для развития творческого мышления обучающихся. Подчёркивается важность баланса между использованием цифровых средств и поддержанием высокого качества обучения с учётом потенциала формирования творческих способностей школьников. Отмечается, что дополнительное образование предоставляет более свободную и комфортную обстановку, что способствует развитию художественного вкуса, способности к сравнению и выражению собственной точки зрения.
В статье подчёркивается важность знакомства с культурными ценностями, которые не только обогащают образовательный опыт, но и формируют нравственные качества обучающихся. Особое внимание уделяется роли педагога в этом процессе, подчёркивая, что для того чтобы увлечь учащихся, педагог сам должен быть творческим индивидом. В статье отмечаются возможные негативные последствия интенсивного использования цифровых средств без должного контроля, особенно в контексте развития интеллектуальных способностей учащихся, подробно рассматривается сопоставление интерактивных методов обучения с традиционными подходами. В заключении выделяется важность гармоничного сочетания цифровых технологий с традиционными методиками в образовании. В статье освещаются потенциальные риски интенсивного использования цифровых средств без необходимого контроля, подчёркивая необходимость поиска оптимального баланса для обеспечения эффективного и сбалансированного развития творческого мышления обучающихся в рамках системы дополнительного образования. Благодаря анализу, можно отметить, что инновационные методы позволяют выявлять новые связи и интегрировать последние научные достижения и технологические новшества в учебный процесс, тем самым обогащая содержание образования.
Ключевые слова: инновации, образовательные технологии, творческое мышление, школьники, дополнительное образование, цифровые средства, компьютерные программы, развитие мыслительных процессов.

 

Боциева Б.С.
Касумова Б.С.-А.
Оказова З.П.

Оценка роли дисциплин естественно-научного цикла в развитии интеллектуальных способностей личности

На современном этапе, на фоне стремительного усложнения и увеличения скорости происходящих в обществе социальных процессов возрастают требования к способностям человека. На первый план выходит проблема развития личности, что обусловлено высоким уровнем динамизма развития эмоционального интеллекта и общества в целом. Для успешной социализации личности младшим школьникам необходимо иметь достаточную компетентность в сфере эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта в современном обществе необходимо для умения понимать себя и других людей и управлять эмоциями. Цель исследования: изучение роли дисциплин естественно-научного цикла в развитии интеллектуальных способностей личности. Установлена целесообразность углубленного изучения дисциплин естественно-научного цикла в повышении уровня интеллектуальных способностей. Углубленное изучение данного блока дисциплин оказывает положительное влияние на когнитивные способности учащихся. Это осуществляется через развитие и улучшение таких навыков, как наблюдение, анализ, логическое мышление и решение проблемных задач.
Ключевые слова: интеллектуальные способности, образовательный процесс, умения и навыки, дисциплины естественно-научного цикла, когнитивные способности.

 

Ли Идин

Требования к профессиональной подготовленности и личностным качествам тренера по баскетболу

В настоящей статье определяются требования к профессиональной подготовленности и личностным качествам тренера по баскетболу. Основой статьи является опрос, на основании которого были определены факторы, способствующие развитию тренерских навыков в рамках баскетбола в Китае. Автором также приводятся высказывания респондентов, указывающих на аспекты личностных качеств, которым тренеры должны уделять особое внимание в процессе профессиональной подготовки. В работе отмечены требования, необходимые тренерам не только в рамках национальных соревнований по баскетболу, но и международных.
Ключевые слова: Китай, баскетбол, тренер, личностные качества, профессиональная подготовленность.

 

Гайрабекова Р.Х.
Касумова Б.С.-А.
Оказова З.П.

Метод проектов в образовательном процессе будущих педагогов

Требования, которые выдвигает общество к качеству высшего образования, обуславливают поиск путей оптимизации процесса подготовки будущих педагогов. Анализ опыта подготовки учителей позволил выявить популярность такой формы образовательного взаимодействия между учителем и учеником как проекты. Метод проектов активно используется в практике подготовки специалистов разных специальностей, как организация обучения, когда учащиеся приобретают знания и навыки в процессе планирования и выполнения практических задач. Метод проектов рассматривается в аспекте обучения в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Цель исследования – раскрыть дидактический потенциал проектной деятельности в процессе обучения будущих учителей. Результатом участия в проекте должно стать осознание студентом выбора методов организации деятельности учащихся, способность эффектно демонстрировать способы и приемы выполнения определенных учебных задач. Привлечение будущих педагогов к реализации проектов в условиях образовательного процесса позволяет направить студентов на осознанное применение приобретенного опыта, привлечь к реальной благотворительной деятельности, способствует профессиональному становлению будущих педагогов. Это подтверждает дидактический потенциал метода проектов как средства достижения определенных результатов обучения.
Ключевые слова: проектная деятельность, образовательный процесс, подготовка специалистов, дидактический потенциал, практические задачи, умения и навыки.

 

Набат Бейдулла кызы Джафарова

Об инклюзивном образовании

«İnclusion» и «joining» в переводе с английского языка означают «включение» и «присоединение». Инклюзия повышает уверенность в себе учащихся с ограниченными возможностями и побуждает их учиться в школе вместе с другими детьми. Инклюзия применима не только к детям с ООП, но и к каждому ребенку с разными языками, культурами, образом жизни и религиями. Такие образованные, равноправные люди активно участвуют в жизни и развитии общества и государства. Система образования обеспечивает духовно-образовательные потребности детей коренных народов. В инклюзивном образовании образовательное направление учащихся с ограниченными возможностями в школе устанавливается в среде, подходящей для их способностей, и их образовательные потребности поддерживаются на соответствующем уровне.
Путем исследования школьного опыта, организации наблюдений за учащимися с особыми потребностями, проведения неформальных интервью исследователи собирают данные, позволяющие изучить и объяснить, в каком направлении организация образования будет для них наиболее важна, что используется для развития инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, XXI век, наука и технологии, инклюзивные классы, организации.

 

Дмитриев С.Б.
Мукминова Г.Р.
Васильковская Ю.А.
Малыгина Л.В.

Дополнительные занятия физической подготовкой на основе кобудо для учащихся кадетских классов как средство укрепления здоровья и улучшения физической подготовленности

В настоящей научной работе автор анализирует реальную практическую значимость организации и проведения дополнительных занятий физической подготовкой на основе кобудо для обучающихся кадетских классов в части укрепления их здоровья и улучшения физической подготовленности. Объектом данного исследования являются дополнительные занятия по физической подготовке на основе кобудо для обучающихся кадетских классов. Целью исследования является комплексный, последовательный анализ каждой дополнительных занятий по физической подготовке на основе кобудо для обучающихся кадетских классов в контексте использования их как средства укрепления здоровья и улучшения физической подготовленности таких обучающихся. Методы исследования: нормативно-правовой анализ, сравнительно-правовой анализ, формально-юридический метод, обобщение, систематизация, дедукция, иные методы теоретического уровня научного познания. Научная новизна данного исследования заключается в обозначении реальной практической значимости обозначенного вида дополнительных занятий, а также выдвижении авторских рекомендаций по более широкому, повсеместному внедрению подобных практик в образовательный процесс кадетских классов и других специализированных образовательных организаций. Данная научная статья будет полезна теоретикам, практикам, обучающимся и преподавательскому составу, а также широкому кругу читателей, интересующихся особенностями организации и функционирования занятий по физической подготовке для кадетов, а также обучающихся специализированных образовательных организаций.
Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, кобудо, кадетские классы, физическая подготовленность, кадетское училище, физическое воспитание.

 

Жаринова Е.Н.
Слободчиков И.М.

Продуктивная деятельность субъектов образования в педагогической психологии и акмеологии фундаментального образования

В статье рассмотрены психолого-педагогические и акмеологические понятия связанные с продуктивной деятельностью субъектов образования представителей разных отечественных научных школ. Выявлено, что продуктивная деятельность субъектов образования в педагогической психологии и акмеологии фундаментального образования включает в себя определение понятий саморазвития, самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности средствами образования.
Ключевые слова: продуктивная деятельность, педагогическая психология, акмеология фундаментального образования, закономерности, исследование, потенциал.

 

Иванов Н.А.
Тумасян Ю.А.
Волков А.В.
Максименко В.Г.

Спорт как инструмент формирования позитивных поведенческих привычек у молодежи

В данной научной статье освещается важность спорта как средства формирования позитивных поведенческих привычек у молодежи, а также влияние на социальную адаптацию и развитие личности. Рассматриваются различные аспекты воздействия занятий спортом на молодежь, включая физическое и психологическое благополучие, формирование характера и социальную интеграцию. Представленный анализ в статье является актуальным в контексте современного общества, где спорт играет главную роль в развитии молодежи и формировании ценностей, необходимых для успешной жизни и карьеры. В статье также обсуждается влияние спорта на формирование лидерских качеств у молодежи, а также на развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе. Особое внимание уделяется взаимосвязи между занятиями спортом и улучшением психологического здоровья, включая снижение уровня стресса, улучшение самооценки и повышение уровня самодисциплины, что делает данную статью ценным исследованием в области социальной психологии и спортивной педагогики. Объектом исследования является влияние занятий спортом на формирование позитивных поведенческих привычек у молодежи. Цель исследования - изучить, как занятия спортом могут способствовать развитию позитивных поведенческих привычек у молодежи. Методы исследования: для достижения поставленных целей и задач будут использованы методы наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных и сравнительного анализа. Научная новизна исследования и результаты могут иметь значимость для разработки программ и проектов по воспитанию и развитию молодежи, а также для дальнейших исследований в области социальной и спортивной психологии.
Ключевые слова: молодежь, занятия спортом, поведенческие привычки, здоровый образ жизни, физическая активность, развитие навыков, дисциплина, эмоциональное равновесие.

 

Ли Идин

Структура деятельности тренера по баскетболу в студенческих командах

В настоящей статье проводится анализ структуры деятельности тренера по баскетболу в студенческих командах. Эмпирической основой исследования является портал CNKI, платформы обмена ресурсами на базе Фучжоуского университета, библиотеку педагогического университета Фуцзянь и университета Хуяцяо для получения данных относительно баскетбола в университетах, а также данные, полученные из анкеты для тренеров по баскетболу. В результате структура была составлена следующим образом: поведение в рамках образовательного процесса, поведение в рамках предоставления обратной связи, демократическое поведение, заботливое поведение, поведение в рамках социальной поддержки.
Ключевые слова: тренер, баскетбол, университет, спорт, анализ, команда.

 

Майорова М.А.

Анализ существующих педагогических методов и технологий применения искусственного интеллекта в дополнительном профессиональном образовании

В настоящей научной работе автор анализирует существующие сегодня педагогические методы и технологии применения искусственного интеллекта в дополнительном профессиональном образовании. Для этого автор кратко исследует направления, по которым подобные инструменты могут быть применены на практике, а также разбирает реальные примеры конкретных образовательных организаций. Во второй части работы автор акцентирует внимание на актуальных проблемах внедрения инструментов искусственного интеллекта в отечественную систему дополнительного профессионального образования, определяет дальнейшие перспективы такого внедрения. В заключении автор также обращает внимание на варианты применения искусственного интеллекта в российской системе образования в дальнейшем. Объектом данного исследования являются педагогические методы и технологии применения искусственного интеллекта в дополнительном профессиональном образовании. Целью исследования является комплексный, последовательный анализ применения педагогических методов и технологий применения искусственного интеллекта в дополнительном профессиональном образовании. Методы исследования: нормативно-правовой анализ, сравнительно-правовой анализ, формально-юридический метод, обобщение, систематизация, дедукция, иные методы теоретического уровня научного познания. Научная новизна данного исследования заключается в подготовке комплексного исследования, формировании авторских выводов относительно современного состояния применения педагогических методов и технологий применения искусственного интеллекта в дополнительном профессиональном образовании, проблемных аспектов и перспектив развития. Данная научная статья будет полезна теоретикам, практикам, обучающимся и преподавательскому составу, а также широкому кругу читателей, интересующихся особенностями организации и функционирования современной отечественной системы дополнительного профессионального образования и использования в ее работе инструментов искусственного интеллекта.
Ключевые слова: педагогические методики, искусственный интеллект, образовательный процесс, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, современные технологии, цифровизация, инновации.

 

Марков А.В.

Современные аспекты использования кейс-метода в профессиональной подготовке учителей иностранного языка (средняя школа)

Статья рассматривает метод ведения кейса как способ формирования профессиональных компетенций учителя иностранного языка. Проанализирована актуальности применения данной технологии в обучении будущих педагогов, изучена его содержательная сторона. Актуальность исследования состоит в необходимости анализа целесообразности методик, внедряемых в профессиональную подготовку педагогических кадров в связи с изменениями в актуальности образовательных тенденций и модернизацией системы образования. Объектом исследования является кейс-метод как способ обучения студентов в педагогических ВУЗах. Цель исследования состоит в изучении эффективности кейс-метода в подготовке современного компетентного преподавателя иностранного языка. В ходе исследования использовались такие методы как анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение, сравнение, логический анализ. Научная новизна исследования состоит в определении актуальности использования изучаемого метода в современной подготовке учителей иностранного языка и выявлении способов его практического применения.
Ключевые слова: кейс-метод, педагогическое образование, современный учитель, тематическое исследование, актуальные методики.

 

Насипова С.Б.

Профессиональная ответственность государственных служащих как основа социально-групповой идентификации

Данная научная статья подробно рассматривает, как профессиональная ответственность формирует социальную идентичность среди государственных служащих и служит ключевым элементом в их социально-групповой принадлежности. Исследование выявляет, что профессиональная ответственность не только определяет поведение государственных служащих в рамках их должностных обязанностей, но и играет важную роль в их восприятии собственной роли в обществе, что, в свою очередь, способствует формированию и укреплению их социальной идентичности. Авторы подчеркивают, что этические нормы, стандарты поведения и общественные ожидания формируют основу, на которой строится профессиональная ответственность. Статья также освещает проблематику недостаточного уровня профессиональной ответственности, которая ведет к эрозии доверия общества к государственной службе и снижению эффективности государственного управления. Основываясь на теоретическом анализе и эмпирических данных, полученных из опросов и интервью с государственными служащими, исследование предлагает пути повышения уровня профессиональной ответственности. Авторы утверждают, что усиление профессиональной ответственности может значительно улучшить восприятие государственной службы обществом и повысить общую эффективность государственного управления. В заключение представлены рекомендации по разработке и внедрению мероприятий для укрепления профессиональной ответственности государственных служащих, с целью формирования более прочной социальной идентичности и повышения доверия к государственной службе.
Ключевые слова: государственные служащие, компетенции, идентификация, государство, общество, компетенция, рост, группа.

 

Петрова И.В.
Храпченков В.Г.

Особенности применения технологии развития критического мышления в начальной школе

В научной работе рассматривается эффективность применения технологии развития аналитического мышления учеников начальной школы. Данное исследование разработано на основе использования интерактивных образовательных программ, специально предназначенных для развития основных компетенций у обучающихся. Результаты настоящего исследования демонстрируют значительный прогресс уровня аналитического мышления учеников начальной школы, подтверждая результативность данной методики. В процессе данного исследования были проанализированы результаты образовательного процесса с применением технологии развития аналитического мышления сравнительно с традиционными подходами в образовании. Полученные в результате исследования данные обеспечивают основание для вывода о значительной прогрессивности технологии в развитии аналитического мышления учеников начальных классов. Результаты исследования могут быть востребованы для преподавателей и наставников в образовательной сфере при планировании и внедрении передовых педагогических подходов, направленных на развитие аналитического мышления у младших школьников. Объект исследования – учебный процесс в начальной школе. Цель исследования – провести оценку эффективности применения технологии развития аналитического мышления школьников начальных классов. Методы исследования: критический анализ источников по развитию когнитивных способностей у детей младшего школьного возраста, проведение практических занятий с использованием современной технологии развития аналитического мышления, оценка (тестирование) учебных достижений младших школьников для оценки уровня аналитического мышления до и после использования технологии. Научная новизна исследования демонстрирует успешное применение современной технологии развития аналитического мышления в младшей школе, что позволяет значительно улучшить уровень аналитических и необходимых навыков обучающихся.
Ключевые слова: образование, начальная школа, ученики, развитие, эффективные технологии, критическое мышление, результаты обучения.

 

Салменкова М.В.
Жидяева Е.С.

Авторитет учителя в современной школе

Актуальность темы вызвана необходимостью повышения авторитета педагога школы. В современной школе сложилась парадоксальная ситуация: знание является важным ресурсом достижения новых статусных характеристик и высокого положения в обществе, но уважения к людям, знающим свой предмет, которые передают знания школьникам не на том уровне, который предполагает адекватную передачу знаний. Цель исследования – выявить внешние и внутренние факторы, личностные качества и корпоративные условия, необходимые для повышения авторитета учителя образовательного учреждения. Методологией рассмотрения проблемы является анализ и синтез педагогических теорий отечественных и европейских педагогов и теоретиков юридической мысли, предметом изучения которых является нормативно-правовое регулирование процессов образования. Авторский подход на предшествующем этапе состоял в исследовании компонентов педагогического мастерства. В настоящее время суть авторского понимания особенностей авторитета педагога состоит в избытке влияния на его позицию компонентов внешней среды, без возможности самостоятельного выбора средств и методов воздействия на личность обучающихся и в создании ситуации избытка ответственности. Практика работы с разными категориями учеников является самым трудным видом деятельности и требует постоянного обмена опытом. Чтение специальной литературы, конечно, приносит ощутимый положительный результат, но живое общение для педагога – кислород деятельности.
Ключевые слова: образовательное учреждение, авторитет учителя, законодательная основа образования, методология образования, образовательные ресурсы, обмен опытом, права учителя, зарубежный опыт.

 

Тотоева О.Н.
Касумова Л.А.
Оказова З.П.

Пропаганда здорового образа жизни как одна из составляющих образовательного процесса

Ежегодно на территории Российской Федерации в молодежной среде растет уровень заболеваемости. Ухудшение состояния здоровья молодежи вызвано рядом факторов. Прежде всего очень важно вовремя начать формирование необходимых навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения. Важно, чтобы молодежь уделяла больше внимания укреплению своего здоровья и придерживалась принципов здорового образа жизни. На современном этапе немаловажно, чтобы все получаемые знания имели практическое применение, что впоследствии позволит значительно расширить сферу деятельности будущему специалисту. Особую актуальность это приобретает именно у будущих медиков и педагогов. Цель исследования – оценка эффективности принципов формирования здорового образа жизни в контексте повышения общего культурного уровня подрастающего поколения. Одной из основных задач пропаганды здорового образа жизни является всесторонне развитие личности, способной вести здоровый образ жизни и его пропагандировать, что особенно важно для будущих врачей и педагогов. Необходима организация семинаров и круглых столов, как среди студентов, так и среди преподавателей, целью которых будет пропаганда здорового образа жизни в контексте современных требований к формированию естественно-научной грамотности молодежи.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, образовательный процесс, принципы здорового образа жизни, умения и навыки, здоровьесберегающие образовательные технологии.

 

Тянь Хаожань

Особенности и методы формирования профессиональной компетенции альтиста в процессе обучения в ВУЗе

Статья посвящена освещению способов формирования профессиональной компетенции студентов-альтистов. Автор подробно рассматривает цели и задачи обучения как со стороны педагога, так и со стороны студента. В статье выделены основные компетенции, которые связаны не только непосредственно с владением инструментом. На основе этого он выделяет самые эффективные способы формирования профессиональных компетенций альтистов в ВУЗе.
Ключевые слова: альт, профессиональные компетенции музыкантов, методы формирования компетенций, обучение в университете.

 

Хозиева Т.Х.
Калманова Ц.А.
Оказова З.П.
Гайрабекова Р.Х.

Народная педагогика в формировании у студентов культуры безопасного поведения

В основе формирования культуры любого общества лежит стремление к формированию культуры безопасного поведения, стремление индивидов к приобретению необходимых навыков. Формирование комплексных знаний, умений и навыков, как индивида, так и общества в целом возможно только при формировании общей культуры безопасного поведения. Цель исследования – оценка эффективности народных традиций в формировании культуры безопасного поведения как элемента функциональной грамотности у студентов высших учебных заведений. Система воспитания, народная педагогика содержат гуманистические принципы, предполагающие воспитание самодостаточной личности, патриота своей страны. Народная педагогика предполагает воспитание высоких нравственных качеств личности благодаря следующим воспитательным принципам: народность, культуросоответствие; гуманизация; этнизация; природосоответствие, демократизация. Примененные в воспитании студентов народные традиции должны улучшать уровень общей культуры молодежи, давать знания о здоровом образе жизни, сформировав определенный уровень культуры безопасного поведения. Функциональная грамотность сегодня – это гарантия воспитания достойных граждан современного государства, имеющих достаточно высокий уровень культуры безопасности и владеющих приемами ее повышения, что крайне важно сегодня.
Ключевые слова: культура безопасного поведения, образовательный процесс, гуманизация, этнизация, историческое наследие, уровень общей культуры.

 

Чжэн Дунни

Музыкальное образование в России: история и современность

Актуальность. Китай и Россия имеют тесные связи в области художественного образования, а высшее музыкальное образование в России оказало глубокое влияние на Китай. Цель и результаты. В данной работе анализируются учебные планы, особенности преподавания, направления развития и философии обучения в российских музыкальных университетах, сравниваются различия между методами обучения в китайских музыкальных университетах и в российских музыкальных университетах, а также изучаются характерные курсы и методики обучения в российских музыкальных университетах, чтобы выдвинуть соответствующие предложения по обменам и сотрудничеству между двумя странами. Методы. В данной работе были использованы общенаучные методы исследований. Новизна. По итогам статьи автором были сделаны авторские выводы по изучаемой проблематике.
Ключевые слова: Россия, высшее музыкальное образование, школы музыки, история музыки, искусство.

 

Чэнь Чжуюй

Исследование современных психологических принципов и их применение в обучении перформансу

Перформанс рассматривается как один из путей самопознания. В этом возможности его эффективности и выразительности в психотерапии и в искусстве. Осуществление перформанса происходит, как ожидается, стихийно, по наитию и мгновению. Социальный конструкционизм в психотерапии, отдающий приоритет в познании жизни и миропонимания самому субъекту, его представлениям о проблеме и путях ее решения, признает, что уже факт события означает его значимость для проживающего его субъекта. При конструировании реальности протагонист, обращаясь к собственному способу действия в условиях созданного им самим пространства, так или иначе выражает свои неотреагированные аффекты. Импровизированное действие высвобождает сдерживающие развитие чувства, удаленные в подсознание. Тем самым осуществляется внутренний диалог человека с собственным «Я», не детерминированный рассудком и не проходящий через аналитические фильтры. Объект исследования - психологические и психотерапевтические области применения понятия перформативности. Цель исследования - рассмотреть современные психологические и психотерапевтические принципы и их связи с обучением перформансу. Методы исследования: работа базируется на совокупности методологических и теоретических подходов. Исходя из этого, может считаться междисциплинарной. Новизна исследования. Роль психологических принципов в обучении перформансу впервые становится объектом пристального научного исследования, хотя данная проблема была поставлена ранее в аспекте научных обсуждений и отдельных статей. Привлечение в научном исследовании психологических принципов в связи с перформативностью требует дополнительного рассмотрения. Новизна исследования обусловлена также спецификой самого жанра, его динамичности, философской оценки непостоянства и изменчивости внутреннего содержания, развития хронотопа и ситуативного окружения, границ восприятия, осознания смыслов, потому что обучение перформансу не детерминирует устойчивости, постоянства, семантического единообразия формулировок.
Ключевые слова: социально-конструкционистское направление в терапии, перформанс и драматерапия, техника драматического парадокса, когнитивного дистанцирования, техника «внутреннего голоса».

 

Ян Чиюй

Применение методов обучения основанных на задачах на театральных специальностях в университетах

Режим обучения, основанный на задачах, - это новый тип режима обучения, который в последние годы широко используется в различных дисциплинах. Основная причина кроется в учебных задачах, направленных на стимулирование субъективной инициативы учащихся и, в конечном счете, на повышение качества преподавания. Университетское образование также должно как можно скорее и шире применять эту передовую и научную модель преподавания, чтобы культивируемые таланты могли по-настоящему адаптироваться к изменениям времени и потребностям общества. Качественное образование в китайских университетах пропагандируется уже много лет, и методы повышения качества образования также активно развиваются. В этой статье, основанной на теории социального перформанса, исследуется, что такое модель обучения, основанная на задачах, и проводится конкретный анализ того, как она может быть применена в обучении музыкальному исполнительству в университетах.
Ключевые слова: университетское образование, прикладной анализ, модель обучения, основанная на задачах, обучение сценического искусства.

 

Чэнь Чжуюй

Практическое исследование развития и тренировки воображения учащихся при обучении исполнительскому мастерству

Исполнительское мастерство музыканта во многом определяется творческим фактором, который основывается на формировании и воплощении исполнительского образа произведения. Развитие музыкального образа – процесс индивидуальный и неповторимый для каждого исполнителя, он происходит при тесном переплетении осознанного, логического и интуитивного, стихийного начал, под влиянием интеллекта и подсознания.
Хотя можно утверждать, что процесс эволюции образа направляется не только творческим вдохновением: его возникновение предуготовано всеми аспектами и этапами работы с музыкальным сочинением как единым целым. Художественный исполнительский образ, будучи результатом активности творческого воображения, обусловливает характер и средства воплощения музыки, а они, в свою очередь, позволяют раскрыть глубинное содержание произведения и оригинальное творческое его прочтение, видение. Объектом исследования стало музыкальное исполнительское мастерство и процесс его становления. Методы исследования: методологической базой исследования стала эстетическая концепция Л.С. Выготского. Среди основных методов –такие, которые помогают объяснить внутренний индивидуальный образ миропонимания личности: анализ содержания, то есть контент-анализ, функционально-статистический анализ, метод репертуарных решеток Дж. Келли, экспертные оценки. Научная новизна определяется тем, что в работе осуществляется подход к становлению музыкально-исполнительского мастерства как к созданию высшей психической функции в понимании Л.С. Выготского. Подобный аспект позволяет раскрыть роль творческого воображения в процессах ассоциативных эстетических связей внешнего средства и внутреннего образного и концептуального содержания, установить объективные критерии эффективности внешнего средства и способов их экспликации.
Ключевые слова: музыкально-исполнительское мастерство, исполнительский образ и модель музыкального произведения, творческое воображение, обучение инструменталиста.

 

Иванцов И.Г.
Романюк С.Н.

Из истории проверок коммунистов на предмет деятельности и род занятий в оккупированных районах Кубани. По материалам расследований органов ВКП (Б)

По мере освобождения районов Краснодарского края от войск немецко-фашистских войск, начиная с января 1943 г., органы ВКП (б) приступили к восстановлению работы своих структур и переучету своих членов. Все коммунисты, не эвакуировавшиеся в тыл и пребывавшие на временно оккупированной немцами территории, проходили проверку на предмет деятельности и род своих занятий. В том числе выявлялись факты их сотрудничества с оккупационной властью, некоторые из которых заканчивались исключением из партии и арестами.
Ключевые слова: ВКП (б), лояльность врагу, пассивность сопротивления, проверки, предательство.

 

Пафов А.М.

Система среднего образования Карачаево-Черкесии в 1990-е гг.

Возрождение России как мировой супердержавы, невозможно без высокого уровня образования и науки. Именно это, как представляется, позволит Российскому государству достичь поставленных целей и задач во всех сферах. При этом, нет сомнений, качественным образование должно быть на всех уровнях – от дошкольного до послевузовского. Только так можно выстроить действенную систему непрерывного получения знаний новыми поколениями россиян, которым предстоит развивать страну в XXI в.
И в этой связи обращение к историческому опыту, изучение основных проблем с которыми сталкивалась система среднего образования, ее достижений и неудач в сложнейший период в отечественной новейшей истории (1990-е гг.), представляется актуальным и своевременным.
Целью подготовки представленной статьи является анализ состояния системы среднего образования Карачаево-Черкесии в 1990-е гг. В статье, опираясь на основные принципы исследовательской работы (принцип историзма и научной объективности), автор обозначает основные проблемы в функционировании региональной общеобразовательной школы. Дано представление о проведении в школах КЧР ведущих направлений образовательной реформы на основе федерального закона «Об образовании» (1992), отмечается достоинства и недостатки в деятельности отрасли. В процессе работы применялся комплексный подход к изучению документов и материалов, литературы по заданной тематике. Используя методы сравнительно-исторического и проблемно-хронологического анализа, автор предпринимает попытку выявить причины кризисных явлений в отрасли, их итоги и последствия.
В статье отмечается, что кадровый дефицит, острая нехватка учебно-методических материалов, слабость материальной базы – эти и многие другие факторы, вызванные острым экономическим кризисом, в значительной мере затрудняли достижение поставленных перед общеобразовательной школой Карачаево-Черкесии задач. Вместе с тем, 1990-е гг. стало периодом расцвета педагогического творчества учительского сообщества КЧР, которое, несмотря на все сложности, продолжало обучать и воспитывать подрастающие поколения в лучших традициях народов Карачаево-Черкесии. Именно в 1990-е гг. в школах республики проявилось все разнообразие форм, методов и приемов обучения детей и юношества, которое было характерно для образовательной системы России в целом.
Ключевые слова: Карачаево-Черкесия, система среднего образования, общеобразовательные школы, реформа образования, экономический кризис, методические объединение учителей.

 

Пронин А.А.

Когнитивные возможности библиометрического анализа историографического нарратива на примере изучения диссертаций по истории российской эмиграции

Предметом исследования являются когнитивные возможности библиометрического анализа историографического нарратива на примере изучения диссертаций по истории российской эмиграции. Цель исследования имеет двуединый характер: разработка методики применения и апробация библиометрического метода при анализе массива диссертаций 1980–2016 гг. по истории российской эмиграции, а также выявление доминирующих тенденций развития отечественной науки по осмыслению проблем российской эмиграции, репрезентированных в диссертационных исследованиях. Нами предлагается алгоритм познания диссертации как формы научной работы и историографического феномена. Поэтому, если говорить об актуальности исследования, то все три основные составляющие проблемы, которые можно обозначить ключевыми словами: библиометрический метод, диссертации, эмиграция, – являются актуальными.
Автором предложен науко- и библиометрический подход к проведению историографических исследований, дана его подробная характеристика, определены достоинства и недостатки (границы применимости), осуществлена апробация, для чего впервые в историографии осуществлен библиометрический анализ диссертаций по теме «российская эмиграция», защищавшихся в РСФСР/РФ за 37 лет и охватывающих советский и постсоветский временные отрезки; для анализа диссертаций усовершенствована система библиометрических показателей, разработанная и впервые примененная соискателем в 2000-2001 гг., а позднее поддержанная другими исследователями.
Ключевые слова: библиометрия, наукометрия, методология исторических исследований, диссертации, российская эмиграция, российское зарубежье, эмигрантоведение, диссертациеведение, новые научные направления, историография, историографический феномен.

 

Ванграуа В. Ванесса Эстель
Аду Я.Н.

Корни терроризма и борьба с ними в Республике Буркина-Фасо

В статье рассмотрены основные факторы, которые послужили толчком к активному распространению явления терроризма на территории одного из африканских государств – Буркина-Фасо. Основной причиной совершения многочисленных террористических атак стала так называемая Арабская весна, вследствие которой в стране была провозглашена «Чёрная весна». В течение последних нескольких лет индекс терроризма в стране остается практически неизменным – в Буркина-Фасо он один из самых высоких (8.6) в мире, вследствие чего делается вывод о неэффективности средств борьбы с терроризмом в государстве.
Ключевые слова: индекс терроризма, вооруженные конфликты, методы «жесткой силы», сотрудничество, военные советники, государственный террор, Арабская весна, Черная весна.

 

Яхия Бин Аисса Мохаммед Уссаид

Французская оккупация Алжира причины и побуждения 1827/1830

Важность предмета исследования обусловлена важностью этого периода алжирской истории, связанного с оккупацией французами, которая произошла в 1830 году после морской блокады, длившейся почти три года с 1827 года, целью данного исследовательского проекта является анализ и изучение реальных причин и мотивов оккупации Алжира французами. и рассмотрим наиболее важные колониальные планы, которые предшествовали оккупации, Благодаря донесениям ее шпионов и торговцев и Есть также внутренние причины для вторжения, потому что Франция продвигалась к реализации своего экспансионистского колониального проекта в Африке, поэтому Алжир был важной страной для пересечения Африки , а Проблема с долгами и Инцидент с веером 29 апреля 1827 года были. Прямая причина для объявления войны и блокады, оправдания своей военной кампании и осуществления своих планов.
Ключевые слова: Французская оккупация, колониальные планы, Алжир, проблема с долгами, инцидент с пропеллером, Африка, морской блокады.

 

 

Авторы

Аджиев А.М. - аспирант ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск.
Аджиева З.И. - Кандидат исторических наук, доцент кафедры «Государственные и административно-правовые дисциплины». ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск.
Аду Я.Н. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Доцент кафедры теории государства и права и конституционного права, Оренбургский государственный университет.
Алиева А.М. - к.п.н., доцент, г. Карачаевск.
Барсукова Н.В. - доцент высшей школы лингводидактики. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Белякова А.Е. - аспирант.
Боциева Б.С. - преподаватель, Северо-Осетинская медицинская академия, Владикавказ.
Ванграуа В. Ванесса Эстель - аспирантка. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Васильковская Ю.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта. Сочинский государственный университет.
Волков А.В. - старший преподаватель кафедры физического воспитания. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Вражнова М.Н. - доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Гайрабекова Р.Х. - кандидат биологических наук доцент, завкафедрой микробиологии и клеточной биологии. Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный.
Дмитриев С.Б. - соискатель. Сочинский государственный университет.
Жаринова Е.Н. - кандидат психологических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины», г. Санкт-Петербург.
Жидяева Е.С. - кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и межкультурных коммуникаций, НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ», г. Краснодар.
Иванов Н.А. - преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Сочинский государственный университет, директор учебно-оздоровительного центра.
Иванцов И.Г. - доктор исторических наук, доцент. Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко», г. Краснодар.
Калманова Ц.А. - кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный.
Касумова Б.С.-А. - кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный.
Касумова Л.А. - преподаватель, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный.
Ли Идин - аспирант, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград.
Максименко В.Г. - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Сочинский государственный университет.
Майорова М.А. - доцент, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО Ярославский государственный технический университет, кафедра "Экономики и управления", руководитель центра дополнительного образования ЯГТУ, Ярославль.
Малыгина Л.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта. Сочинский государственный университет.
Марков А.В. - аспирант, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования "Московский финансово-промышленный университет "Синергия".
Мукминова Г.Р. - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта. Сочинский государственный университет.
Набат Бейдулла кызы Джафарова - доктор педагогических наук, профессор. Азербайджанский Государственный Педагогический Университет.
Насипова С.Б. - руководитель центра повышения квалификации и дополнительного образования НАО «Кызылординский университет имени Коркыт Ата».
Оказова З.П. - доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный.
Пафов А.М. - аспирант кафедры истории России исторического факультета, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Петрова И.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет.
Пронин А.А. - кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры актуальных культурных практик, Екатеринбургская академия современного искусства.
Романюк С.Н. - кандидат педагогических наук. Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко», г. Краснодар.
Салменкова М.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и межкультурных коммуникаций, НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ», г. Краснодар.
Слободчиков И.М. - доктор психологических наук, профессор. ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы».
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Тотоева О.Н. - кандидат медицинских наук, доцент, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ.
Тумасян Ю.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорт, Сочинский государственный университет.
Тянь Хаожань - аспирант. Владимирский Государственный Университет, г. Владимир.
Хозиева Т.Х. - кандидат исторических наук, доцент, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ.
Храпченков В.Г. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет.
Чжэн Дунни - магистр. Музыкальная, драматическая и танцевальная школа. Российский национальный педагогический университет.
Чэнь Чжуюй - аспирант, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
Ян Чиюй - аспирант, Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Яхия Бин Аисса Мохаммед Уссаид - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.