Содержание

Педагогика
Бурганов Р.Т., Зизикова С.И. Формы и методы преодоления профессиональных дефицитов в деятельности начинающих учителей физической культуры 13
Ачаева М.С. Изучение лингвокультурных типажей на уроке иностранного языка с помощью технологии «дебаты с прошлым» 19
Белоус Н.Н., Вакулина Е.В., Савченко Е.С. Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром 26
Го Цзинюань Методическая модель обучения китайских студентов говорению на русском языке (уровень а2) с применением интернет-ресурсов 35
Лу Канди Индивидуализация образовательного процесса средствами информационных технологий: проблемы и перспективы 44
Оу Жоусянь, Осипова О.П. Наследство и трансформация образования: историческое наследие российского образования и практика образования в XXI веке 51
Полетаева Н.В., Ермолова О.В., Кузьмина Е.Е. А.В. Чаянов – экономист или педагог? 58
Салманова М.В., Рафикова Н.В., Липко О.В. Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении и активизации словарного запаса детей дошкольного возраста при взаимодействии разных возрастных коллективов 64
Ткач Р.С., Шапова Э.Н. Активизация развития скоростных и силовых качеств детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности 77
Чжан Лицзя Особенности организации дошкольного образования в России и Китае 86
Яковлев Р.Д. Обобщение собственного педагогического опыта как одно из направлений исследовательской деятельности педагога 93
Бурганов Р.Т., Зизикова С.И. Формирование прогностических компетенций будущих учителей физической культуры 101
Ковалев А.М., Липка В.М. Виртуальные музеи и возможности их применения в процессе образования и просвещения 107
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Путилин И.А. Русское мессианство в годы Крымской войны: идеи особого назначения России и Восточный вопрос 120
Сабаева Н.И., Кунгурова И.М., Павлинова К.А., Рептюх В.И. Воспитательный потенциал культуры казачества в духовно-нравственном развитии студентов педагогического вуза (на примере деятельности Коркинской казачьей сотни ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ) 128
Линькова Е.В., Кулешин Е.О., Дмитрякова А.С. Военно-стратегические аспекты развития Крайнего Севера России в XIX веке 135
Моисеева Т.А. Административно-хозяйственная деятельность эвакопунктов в период Гражданской войны (на материалах Среднего Поволжья, 1918 г.) 143
Никольская А.В., Белановская И.С. Взаимодействие общества и власти в эпоху Екатерины II 152
Путилин И.А. Русское мессианство в годы Крымской войны: идеи особого назначения России и конфликт с Европой 167
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая история
Баскакова А.С., Исякаева А.Р., Хромова А.А. Стратегическое партнерство между БРИКС и странами Латинской Америки: перспективы сотрудничества и влияние на глобальную экономику 176
Маркина А.А., Панасюк Н.В. Торговые связи Мероитского царства с античным миром в VI в. до н. э. – сер. III в. н. э. 182
Нгуен Тху Ха, Хоанг Ван Тхам Деятельность общества Вьетнамско-российской дружбы (ОВРД) в развитие отношения между Вьетнамом и Россией 188
Абаси Рашед, Нури Марва Сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом и наркотрафиком США, России и Афганистана 196
Коротков Е.А., Токтамысов С.Ж. Хлопковый вопрос в международной деятельности Московской биржи в начале XX в. 203
Черняев М.С. Подходы Великобритании к оборонному сотрудничеству с ЕС после Brexit 210
Баскакова А.С., Исякаева А.Р., Хромова А.А. Экономическое сотрудничество ЮАР со странами Латинской Америки 219
Аннотации 225
Авторы 242

 

 

Аннотации

Бурганов Р.Т.
Зизикова С.И.

Формы и методы преодоления профессиональных дефицитов в деятельности начинающих учителей физической культуры

Цель исследования – определить наиболее эффективные формы и методы преодоления профессиональных дефицитов будущих учителей физической культуры. В статье рассмотрено понятия «профессиональные дефициты», «внутренние и внешние барьеры», «педагогический потенциал», «кризис адаптации». Авторами рассмотрены успешные практики работы с начинающими учителями физической культуры, формы и методы преодоления профессиональных дефицитов, а также диагностические средства выявления дефицитов. Выявлены профессиональные потребности и дефициты начинающих учителей физической культуры.
Ключевые слова: профессиональные дефициты, адаптация к профессиональной деятельности, внутренние и внешние барьеры, профессиональная деятельность, профессиональная успешность, дуальный подход, будущие учителя, физическая культура.

 

Ачаева М.С.

Изучение лингвокультурных типажей на уроке иностранного языка с помощью технологии «дебаты с прошлым»

В статье рассматривается анализ применение технологии «дебаты с прошлым» в процессе изучения иностранного языка. Материалом для дискуссии является профессия, связанная с периодом промышленной революции в Великобритании. Целью статьи является анализ лингвокультурного типажа «будильщик» с помощью технологии «Дебаты с прошлым» на уроке английского языка в старших классах общеобразовательной школы. Методы исследования: анализ научной литературы, семантизация, синтез, обобщение, систематизация, классификация и сравнение, компонентный анализ. В результате исследования выявлены понятийные, образные, ассоциативные характеристики, кроме того, определены формы и требования к проведению дебатов на тему: «будильщик - необычная профессия в истории Англии». Данный подход к изучению английского языка носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Применение технологии «дебаты с прошлым» способствуют формированию критического мышления, увеличению словарного запаса, развитию навыков правильной логичной аргументации, формированию социокультурной компетенции.
Ключевые слова: педагогическая технология, лингвокультурный типаж, будильщик, Англия, английский язык, школа, междисциплинарный.

 

Белоус Н.Н.
Вакулина Е.В.
Савченко Е.С.

Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром

Статья посвящена проблемам активизации познавательной деятельности младших школьников через ознакомление с окружающим миром. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования уровня активизации познавательной деятельности младших школьников. По результатам исследования в статье разработаны рекомендации.
Ключевые слова: активизация, младшие школьники, окружающий мир, познавательная деятельность, процесс ознакомления.

 

Го Цзинюань

Методическая модель обучения китайских студентов говорению на русском языке (уровень а2) с применением интернет-ресурсов

Многие педагоги, которые занимаются обучением китайских студентов РКИ, в процессе своей практики сталкиваются с тем, что навыки устной речи у студентов базового уровня осваиваются гораздо медленней и сложней, чем знания лексики и грамматики русского языка, или умения, связанные с чтением и письмом. Особенно это заметно, когда студенты находятся вне языковой среды. Это обуславливает необходимость создания инновационных моделей обучения РКИ, в том числе связанных с возможностью применения в образовательном процессе электронных ресурсов. В данной статье будет рассмотрена модель обучения китайских студентов базового уровня владения РКИ навыкам устной речи с применением ресурсов сети Интернет. Объект исследования: навык устной речи у китайских студентов, проходящих обучение РКИ (Уровень А2). Предмет исследования: модель обучения китайских студентов базового уровня владения РКИ говорению на русском языке с применением ресурсов, доступных в сети Интернет. Методы исследования: анализ литературных источников, моделирование, логико-абстрактный метод, обобщение, классификация. Научная новизна: Дана характеристика компонентам, входящим в рассматриваемую модель, предложен комплекс упражнений, предназначенных для развития навыка устной речи на базе ситуаций бытового, культурного и социального характера. Обозначены основные методические приёмы обучения РКИ китайский студентов, учитывающие этнопсихологические факторы.
Ключевые слова: обучение РКИ, модель обучения говорению на русском языке, китайские студенты, базовый уровень знания РКИ, интернет-платформы, электронные ресурсы.

 

Лу Канди

Индивидуализация образовательного процесса средствами информационных технологий: проблемы и перспективы

В данной статье индивидуального подхода к образованию студентов на базе использования информационно–коммуникационных технологий. Цель статьи: выявить особенности такого педагогического явления, как индивидуализация и охарактеризовать возможности процесса индивидуализации в контексте использования ИКТ. В статье использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, системный метод, описательный метод. Результаты исследования показали, что эффективным средством индивидуализации обучения является адаптивный электронный курс, создающий базу для индивидуализированного обучения. Автор статьи делает вывод, что, поскольку методология электронного пока еще не разработана и нет методологической базы использования ИКТ в рамках индивидуализированного подхода к образованию, то реализация программ, связанных с повсеместным электронным обучением как средством индивидуализации образовательного процесса, возможна только в будущем.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, информационно–коммуникационные технологии (ИКТ), образовательная траектория, электронное обучение, электронный курс.

 

Оу Жоусянь
Осипова О.П.

Наследство и трансформация образования: историческое наследие российского образования и практика образования в XXI веке

Система образования России, как страны с многовековой историей и глубоким культурным наследием, содержит богатое историческое наследие. Идеи и практика таких педагогов, как Сухомлинский В.А., оказали глубокое влияние на российское образование и стали важной частью образования страны. В условиях постоянного развития общества и изменений времени российская образовательная практика постоянно претерпевает изменения и корректировки. Цель данной статьи — изучить историческое наследие отечественного образования в России на примере исторического наследия Сухомлинского В.А. образования, проанализировать его характеристики и способы его сочетания с современными образовательными практиками для адаптации к потребностям современного общества.
Ключевые слова: Российское образование, историческое наследие, Сухомлинский В.А., образовательная практика, социальные потребности.

 

Полетаева Н.В.
Ермолова О.В.
Кузьмина Е.Е.

А.В. Чаянов – экономист или педагог?

Статья посвящена анализу педагогических идей А.В.Чаянова, больше знакомого в научном мире как, одного из идеологов кооперации, теоретика аграрной экономики. Вместе с тем, разработанная им экономическая теория семейно–крестьянского хозяйства, легла в основу его успешной педагогической практики при преподавании учебных дисциплин в сельхозинститутах на протяжении 25 лет в качестве преподавателя и организации по сельскому хозяйству кружков и курсов, для не имеющих даже начального образования. Результатом этой педагогической практики явились разработанные им положения «Вертикальной интеграции», и «Дифференциального оптимума» как эффективных дидактических, воспитательных и организационных педагогических методов. Трансформация экономической теории сельхозхозяйства в педагогическую практику, предполагало привлечение к организации «всеобуча» по всей стране, не только образованных и обученных специалистов (учителей, педагогов), но и всего потенциала русской культуры (церковь, искусство и т.д.). Многие идеи А.В. Чаянова были воплощены в жизнь еще в 30-е годы 20-го века (взаимообучение, интеграция учебных дисциплин) разумеется, без упоминания имени автора этих идей. С позиции сегодняшнего дня педагогические идеи А.В. Чаянова приобретают новое современное звучание.
Ключевые слова: образование, вертикальная интеграция, дифференциальный оптимум, воспитание гражданина, культурно-образовательная среда, идеология кооперации, семейно-крестьянское хозяйство.

 

Салманова М.В.
Рафикова Н.В.
Липко О.В.

Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении и активизации словарного запаса детей дошкольного возраста при взаимодействии разных возрастных коллективов

В этой статье автор раскрывает концепцию сюжетно-ролевой игры. Описывает ее влияние на обогащение и активизацию словарного запаса детей дошкольного возраста. Эффективность используемого инструмента была доказана практическим опытом работы, представленным на примере взаимодействия разных возрастных коллективов в МАДОУ № 30 Детский сад "Улыбка" г. Южно-Сахалинска в ходе реализации мероприятий в рамках региональной инновационной площадки «Организационно-педагогические условия создания образовательно-развивающей среды как эффективного средства выявления, развития и сопровождения способностей детей дошкольного возраста". Представленный опыт подтвердил гипотезу о том, что сюжетно-ролевая игра положительно влияет не только на обогащение и активизацию словарного запаса дошкольников, но и на взаимодействие детей разных возрастных коллективов, а также на эмоциональный интеллект всех участников взаимодействия. Говоря о практическом опыте, автор шаг за шагом описывает свое исследование. Используя определенные примеры, он рассказывает о взаимодействии детей. В примерах представлены не только запланированные и целенаправленные мероприятия, но и повседневные режимные моменты, которые также были организованы для проведения сюжетно-ролевой игры, в которой будут взаимодействовать дети разных возрастных коллективов.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, разновозрастные коллективы, словарный запас, взаимодействие разновозрастных коллективов, игра.

 

Ткач Р.С.
Шапова Э.Н.

Активизация развития скоростных и силовых качеств детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности

В статье представлены результаты исследования возможностей активизации развития скоростных и силовых качеств детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности. Полученные в эксперименте данные свидетельствуют о значительном повышении результатов тестирования в развитии изучаемых физических качеств детей экспериментальной группы. У детей контрольной группы прирост скоростных и силовых качеств тоже произошел, но не столь существенный, скорее всего, он связан с физическим ростом и естественным взрослением младших школьников. В экспериментальной работе осуществлялся учет возрастной специфики физического развития младших школьников, обеспечивалась ориентация на повышение уровня функциональных возможностей организма первоклассников. Оптимальный эмоциональный фон занятий и значительное мышечное напряжение, возникающее при выполнении различных упражнений, способствовали повышению эффективности специализированного оздоровительно-развивающего процесса в безопасном образовательном пространстве. Использование комплекса специально отобранных физических упражнений, игр, эстафет, направленных на развитие скоростных и силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста, благоприятно повлияло на физическое развитие детей, что доказывает ценность, значимость, целесообразность проведения такой работы.
Ключевые слова: физическая культура, скоростные и силовые качества, дети младшего школьного возраста, физическое развитие детей, оздоровительно-развивающий процесс, безопасное образовательное пространство.

 

Чжан Лицзя

Особенности организации дошкольного образования в России и Китае

В условиях развития современного общества страны всего мира уделяют большое развитию дошкольного образования. Россия и Китай рассматривают дошкольное образование как стратегический компонент национальной политики, активно проводят ряд приоритетных мероприятий по обновлению и реформированию системы дошкольного образования. Цель данной статьи – дать сравнительный анализ российской и китайской системам дошкольного образования, выявив на основе официальных образовательных программ и стандартов их общие и специфические черты. В статье используются методы описательного и сравнительного анализа. Согласно результатам исследования, учебная деятельность детей дошкольного возраста в России шире учебной деятельности китайских детей, которых не готовят к обучению в школе, а только социализируют и прививают им личностные качества. Автор статьи делает вывод, что системы дошкольного образования в Китае и в России обусловлены историческим и национальным развитием обеих стран.
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, Федеральный стандарт, учебная деятельность, Китай, Россия.

 

Яковлев Р.Д.

Обобщение собственного педагогического опыта как одно из направлений исследовательской деятельности педагога

Работа, связанная с изучением, обобщением и распространением собственного педагогического опыта является одним из важнейших направлений исследовательской деятельности школьного педагога. Её основная цель – повышение качества образования, а также внедрение инновационных методик в процесс обучения. В данной статье будет рассмотрена модель обобщения собственного педагогического опыта, включающая в себя несколько основных этапов, а также обозначены ошибки, которые допускают педагоги в процессе описания своего опыта педагогической деятельности. Объект исследования: собственный педагогический опыт. Предмет исследования: модель обобщения собственного педагогического опыта. Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, логико-абстрактный метод, моделирование, классификация. Научная новизна: На основании изучения источников информации, относящихся к объекту исследования дана характеристика категориям «педагогический опыт», и «обобщение педагогического опыта». Предложена поэтапная модель обобщения собственного педагогического опыта, а также дана характеристика входящим в неё элементам; Обозначены основные ошибки, которые допускают педагоги в процессе обобщения и описания своего педагогического опыта.
Ключевые слова: педагогический опыт, исследовательская деятельность, обобщение педагогического опыта, аттестация, передовой педагогический опыт.

 

Бурганов Р.Т.
Зизикова С.И.

Формирование прогностических компетенций будущих учителей физической культуры

Цель исследования – определить прогностические компетенции будущих учителей физической культуры. В статье рассмотрено понятия «профессиональная деятельность», «прогностические способности». Авторами рассмотрена способы формирования прогностических способностей у будущих учителей физической культуры через дуальный подход. Рассмотрены критерии сформированности прогностических компетенций в контексте успешности профессиональной деятельности.
Ключевые слова: прогностические компетенции, профессиональная деятельность, профессиональная успешность, дуальный подход, будущие учителя, физическая культура.

 

Ковалев А.М.
Липка В.М.

Виртуальные музеи и возможности их применения в процессе образования и просвещения

Статья посвящается теме использования в школьном образовании виртуальных музеев и возможностей, предоставляемых для системы просвещения и образования. Данная тематика достаточно давно является дискурсом в научном сообществе. Однако, применимость ресурсов и возможностей виртуальных музеев в системе образования и просвещения остаётся мало изученной областью, которая в свою очередь является довольно перспективной.
Ключевые слова: виртуальные музеи, просвещение, образование, интернет-ресурсы, виртуальное пространство, образовательные возможности, просветительская деятельность.

 

Путилин И.А.

Русское мессианство в годы Крымской войны: идеи особого назначения России и Восточный вопрос

В статье рассматриваются идеи русского мессианства, которые сформировались в годы Крымской войны. Целью исследования является выявление особенностей формирования концепций особого назначения России как ответа русского общества и государства на вызовы времени и идейного значения мессианских идей в контексте комплекса проблем, связанных с решением Восточного вопроса в 50-х годах XIX века. Руководствуясь ценностным подходом при изучении темы и используя историко-генетический метод, автор приходит к выводу, что Крымская война сыграла значимую роль в развитии русского мессианства. Так, данный конфликт побудил русскую общественность к осмыслению сущности Восточного вопроса и его значения для России, Славянского мира и Православия. Изучение данного комплекса концепций особого назначения России представляет интерес как с научной точки зрения, характеризуя состояние России и русской мысли в годы Крымской войны, так и с точки зрения формирования адекватного ответа России на геополитические вызовы XXI века.
Ключевые слова: панславизм, легитимизм, патриотическая лирика, Манифест, Византия, славянофильство.

 

Сабаева Н.И.
Кунгурова И.М.
Павлинова К.А.
Рептюх В.И.

Воспитательный потенциал культуры казачества в духовно-нравственном развитии студентов педагогического вуза (на примере деятельности Коркинской казачьей сотни ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ)

В статье авторы описывают процесс патриотического воспитания студентов педагогического института и его роль на их духовно-нравственное развитие. Авторы анализируют деятельность студенческого объединения «Коркинская казачья сотня» Ишимского педагогического института им П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» как одного из наиболее эффективных способов духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов. Также в статье представлены результаты, достигнутые объединением за 2022-2024 гг..
Ключевые слова: педагогика, воспитание, казачество, патриотизм, духовные ценности.

 

Линькова Е.В.
Кулешин Е.О.
Дмитрякова А.С.

Военно-стратегические аспекты развития Крайнего Севера России в XIX веке

В статье анализируется проблема создания в конце XIX в. военно-морского порта на Кольском полуострове как часть военной доктрины Российской Империи. Авторы реконструируют предпосылки, которые привели к возникновению военно-морского порта на Кольском полуострове, его военно-стратегическое значение, рассматривают природно-географические и экономические преимущества региона с точки зрения складывания транспортно-логистических путей сообщения с европейскими государствами. Отмечается, что данное направление стало рассматриваться в рамках военной стратегии России лишь после Крымской войны 1853-1856 гг., что было обусловлено военными действия на Белом море. Именно вторая половина XIX в. – это время, когда северное и, в частности, арктическое направление, впервые находят свое отражение во внешнеполитической и военной стратегии России, а также постепенно находят свое отражение и в общественной мысли. Благодаря научным исследованиям региона Россия активно осваивает данные территории, которые, как показала история, имели важное значение для укрепления безопасности страны.
Ключевые слова: Русский Север, Кольский полуостров, военно-морской порт, Мурман, военно-стратегическое направление, обороноспособность северных регионов.

 

Моисеева Т.А.

Административно-хозяйственная деятельность эвакопунктов в период Гражданской войны (на материалах Среднего Поволжья, 1918 г.)

В данной статье рассматриваются наиболее проблемные вопросы административно-хозяйственной деятельности эвакопунктов в годы Гражданской войны. Выделяются и описываются характерные особенности устройства эвакуационных организаций и обеспечение их военно-санитарных потребностей. На материале архивных документов того периода выстраивается система взаимодействий эвакуационных пунктов с Комиссариатами по военным делам, Комиссариатом Социального обеспечения, Народным Комиссариатом Здравоохранения в деле оказания помощи больным и раненым воинам. Особо внимание уделяется изучению порядка удовлетворения различными видами довольствия находящихся на излечении в госпиталях и лазаретах красноармейцев. Предпринимается оценка эффективности работы, как конкретного начальника Эвакуационного пункта, так и складывающейся в то время системы в целом.
Ключевые слова: эвакопункт, Главсанупр, Военные комиссариаты, военно-санитарные нужды.

 

Никольская А.В.
Белановская И.С.

Взаимодействие общества и власти в эпоху Екатерины II

Резюме: В статье предпринята попытка исследовать мобилизационную составляющую абсолютизма, направленную на создание социальной опоры власти в лице образованного и социально мобильного дворянства. Описаны способы коммуникации власти с дворянством и народом в целом, а также механизмы воздействия на массовое и общественное сознание. В рамках описания коммуникации власти и народа особое внимание уделяется характеру обратной связи и зависимости сознания от официальных ценностей, под которыми понимается совокупность идей и символов, направленных на обеспечение внутренней стабильности, построение образа власти и мобилизация человеческих ресурсов. Определены механизмы социального контроля власти и их результативность, проявляющаяся в восприятии службы государству и образа власти, а также государственной идеологии.
Ключевые слова: взаимодействие народа и власти, гражданское сознание, субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие, индивидуация.

 

Путилин И.А.

Русское мессианство в годы Крымской войны: идеи особого назначения России и конфликт с Европой

В статье рассматриваются мессианские концепции, возникшие в годы Крымской войны. Целью исследования является выявление особенностей формирования мессианского ответа русского общества и государства на вызовы того времени и идейного значения концепций особого назначения России в контексте политического и военного противостояния с Европой в 50-х годах XIX века. Используя историко-генетический метод и основывая свое исследование на ценностном подходе, автор приходит к выводу, что события 1853-1856 годов оказали значительное воздействие на эволюцию мессианских идей. Так, данный конфликт побудил русскую общественность к выявлению цивилизационных основ противостояния с Европой и осознанию кризисных явлений в российской политике, которые становились препятствием для развития России и осуществления идей её особого назначения в мире. Изучение данного комплекса мессианских идей представляет научный интерес, характеризуя состояние русского общества и государства в годы Крымской войны, а также может помочь в осмыслении современного геополитического противостояния.
Ключевые слова: славянофильство, легитимизм, патриотическая лирика, Манифест, Крым, русофобия.

 

Баскакова А.С.
Исякаева А.Р.
Хромова А.А.

Стратегическое партнерство между БРИКС и странами Латинской Америки: перспективы сотрудничества и влияние на глобальную экономику

Существование географического баланса новых членов БРИКС является ярким примером их стремления к более активной роли в формировании международной системы. В экономическом отношении, в связи с тем, что БРИКС расширяется, группа стран становится более сильной и ее статус повышается. Несмотря на это, как и в случае с первоначальной группой, в БРИКС присутствует асимметрия. Это может затруднить достижение консенсуса в будущем. Наиболее перспективным является направление сотрудничества со странами Латинской Америки.
В этом смысле последний саммит БРИКС стал поворотным моментом в истории международной системы, так как именно он сыграл решающую роль в формировании многополярного мира. Бразилия, Россия и Индия в 2009 году создали группу БРИКС, которая стала альтернативой для стран с развивающейся экономикой, стремящихся к сотрудничеству и желающих участвовать в формировании новой системы глобального экономического управления. В данной статье были рассмотрены перспективные проблемы и сдерживающие факторы взаимодействия Латинской Америки и стран БРИКС.
Ключевые слова: Латинская Америка, БРИКС, Национальный банк развития, проблемы взаимодействия, сотрудничество.

 

Маркина А.А.
Панасюк Н.В.

Торговые связи Мероитского царства с античным миром в VI в. до н. э. – сер. III в. н. э.

Целью статьи является изучение торговых отношений Мероитского царства с греко-римской ойкуменой в период с VI в. до н. э. по сер. III в. н. э. При изучении археологических и письменных источников использовались методы комплексного изучения и сравнительного анализа привлекаемых источников. Установлено, что Мероисткое царство несмотря на свою отдаленность от Средиземноморья и географическую изолированность имело прямые контакты с греко-римской ойкуменой в VI в. до н. э. – сер. III в. н. э. и развивалось в ее русле.
Ключевые слова: Царство Мероэ, античность, Птолемеи, торговля, Нубия.

 

Нгуен Тху Ха
Хоанг Ван Тхам

Деятельность общества Вьетнамско-российской дружбы (ОВРД) в развитие отношения между Вьетнамом и Россией

Общество вьетнамско-российской дружбы (или Общество Вьетнам-Россия) (далее ОВРД) было создано 19 декабря 1994 года на основе наследования и развития Общества дружбы Вьетнам — Советский Союз. Общество принадлежит Вьетнамскому союзу организаций дружбы и участвует в деятельности народной дипломатии под руководством Коммунистической партии Вьетнама и правительства Вьетнама.
Ключевые слова: дружба, деятельность, развитие, Вьетнам, Россия, общество, история.

 

Абаси Рашед
Нури Марва

Сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом и наркотрафиком США, России и Афганистана

Торговля наркотиками и терроризм являются одними из глобальных проблем современного мира. Многие страны ведут сотрудничество в сфере искоренения данных проблем. Российская Федерация и Афганистан не являются исключениями.
Ключевые слова: зависимость, США, Россия, Афганистан, сотрудничество, борьба с наркотрафиком, борьба с терроризмом.

 

Коротков Е.А.
Токтамысов С.Ж.

Хлопковый вопрос в международной деятельности Московской биржи в начале XX в.

В статье рассматривается международная деятельность Прядильно-Ткацкого комитета по обработке хлопка при Московской Бирже, отмечается, что его представители принимали участие в заграничных Международных конгрессах. Цель статьи – показать роль Московской биржи в начале XX в. в выработке стандартов в вопросах производства и торговли российским хлопком на основе международного опыта. Источниковой базой исследования послужили неопубликованные архивные документы из фондов Центрального государственного архива г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Делается вывод о заинтересованности российских предпринимателей в развитии российского хлопководства с учётом международного опыта.
Ключевые слова: экономическая история, Российская империя, Туркестан, Московская биржа, хлопководство, текстильная промышленность, Н.Д. Морозов.

 

Черняев М.С.

Подходы Великобритании к оборонному сотрудничеству с ЕС после Brexit

Статья посвящена анализу взаимодействия Великобритании с Европейским союзом по вопросам безопасности и обороны после проведения в 2016 году референдума о членстве страны в ЕС. Предметом исследования являются подходы британского правительства к выстраиванию диалога с Евросоюзом в оборонной сфере. Цель работы – выявление ключевых тенденций в европейском векторе внешней политики Великобритании после Brexit. Методологическая основа исследования представлена системным и комплексным анализом, который позволил всесторонне рассмотреть позиции возглавлявших Великобританию после референдума 2016 года премьер-министров – Т. Мэй, Б. Джонсона, Л. Трасс и Р. Сунака – по выстраиванию оборонного сотрудничества с ЕС, оценить изменения в подходах к диалогу с Евросоюзом и проследить наиболее значимые тенденции взаимодействия сторон, что обусловило новизну данной работы. Автор приходит к выводу о том, что меняющиеся подходы британских властей к оборонному сотрудничеству с ЕС связаны с продолжающимся поиском места страны в европейском и общемировом контуре безопасности, а дальнейший вектор взаимодействия будет определяться наличием в Лондоне и Брюсселе общих целей и интересов.
Ключевые слова: Великобритания, Европейский союз, PESCO, европейская безопасность, Brexit, НАТО.

 

Баскакова А.С.
Исякаева А.Р.
Хромова А.А.

Экономическое сотрудничество ЮАР со странами Латинской Америки

Экономическое сотрудничество Южной Африки со странами Латинской Америки осуществляется преимущественно с Бразилией в рамках членства в БРИКС, наибольше количество торговых связей Южная Африка имеет сегодня с бразильским государством. Также развивается сотрудничество и с другими странами, такими как Куба, Венесуэла. Торговые отношения развиваются с данными странами в меньших объемах, но являются перспективными на фоне того, что данными страны планируют вступление и интеграцию в БРИКС в ближайшем будущем. В статье рассмотрены основные торговые партнеры Южной Африки, результаты торговых отношений, а также динамика торговых отношений Южной Африки с Бразилией, Кубой и Венесуэлой.
Ключевые слова: Бразилия, Куба, Венесуэла, ЮАР, БРИКС, ИБСА, торговые отношения, экономика.

 

 

Авторы

Абаси Рашед - магистрант кафедры Теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Ачаева М.С. - доцент, Елабужский инстиnут Казанского федерального университета.
Баскакова А.С. - студент 4-ого курса бакалавриата, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Белановская И.С. - студентка III курса Филологического факультета Психологического направления. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Белоус Н.Н. - кандидат педагогических наук. Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Бурганов Р.Т. - доктор экономических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Вакулина Е.В. - кандидат физико-математических наук. Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Го Цзинюань - кандидат педагогических наук, Преподаватель факультета русского языка, Сианьский нефтяной университет, Китай, г. Сиань.
Дмитрякова А.С. - студент, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Ермолова О.В. - кандидат педагогических наук, доцент. Липецкий институт кооперации (филиал) АНО ВО БУКЭП, г. Липецк.
Зизикова С.И. - кандидат педагогических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Исякаева А.Р. - студент 4-ого курса бакалавриата, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Ковалев А.М. - магистрант, ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет, г. Севастополь.
Коротков Е.А. - магистрант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Кузьмина Е.Е. - кандидат педагогических наук, доцент. Липецкий институт кооперации (филиал) АНО ВО БУКЭП, г. Липецк.
Кулешин Е.О. - студент. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Кунгурова И.М. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания, начальник научного отдела. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет.
Линькова Е.В. - доктор исторических наук, Профессор кафедры истории России, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Липка В.М. - доцент кафедры «Строительство и землеустройство», ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет, г. Севастополь.
Липко О.В. - учитель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска.
Лу Канди - аспирант. Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Маркина А.А. - магистрант кафедры «Всеобщей истории». Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Моисеева Т.А. - кандидат исторических наук, преподаватель, филиал Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г. Сызрань.
Нгуен Тху Ха - магистрант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Никольская А.В. - доцент кафедры психологии, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва.
Нури Марва - магистрант кафедры Теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Осипова О.П. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Оу Жоусянь - аспирант кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Павлинова К.А. - обучающаяся 4 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет.
Панасюк Н.В. - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры «Всеобщей истории». Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Полетаева Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент. Липецкий институт кооперации (филиал) АНО ВО БУКЭП, г. Липецк.
Путилин И.А. - аспирант. Государственный Университет Просвещения.
Рафикова Н.В. - воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска.
Рептюх В.И. - обучающийся 4 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет.
Сабаева Н.И. - кандидат биологических наук, доцент, директор. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет.
Савченко Е.С. - Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Салманова М.В. - воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска.
Ткач Р.С. - кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск.
Токтамысов С.Ж. - доцент, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Хромова А.А. - студент 4-ого курса бакалавриата, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Хоанг Ван Тхам - магистрант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Черняев М.С. - аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Чжан Лицзя - аспирант. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Шапова Э.Н. - студент. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск.
Яковлев Р.Д. - магистрант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.