Содержание
Педагогика | |
Борисов Б.Ю. Развитие законодательства о воспитательной работе в отечественных гимназиях в 60-70-х годах XIX века | 13 |
Лукашенко Д.В. Адаптивность и инновации в военном образовании: подготовка офицеров к вызовам современности | 22 |
Середа А.В. Использование информационных технологий во внеаудиторной работе студентов в процессе их подготовки к педагогической деятельности | 29 |
Бочков Д.В. Теоретико-методологические аспекты осмысления управления инновационными процессами в профессиональной образовательной организации | 36 |
Ерёмина О.В. Интерактивное обучение иностранному (английскому) языку: опыт и перспективы для неязыковых ВУЗов | 51 |
Калабекова С.В., Погосова К.Л., Бережнова О.В. Педагогическая диагностика образовательного процесса в профессиональном образовании | 59 |
Логинова О.А. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе | 64 |
Лукашенко Д.В. Мониторинг в системе военного образования: стратегии и принципы эффективной подготовки офицеров | 73 |
Лысенко А.С. Риск-ориентированный подход в оценке безопасности образовательного учреждения | 80 |
Семенов М.Х. Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций учащихся сельскохозяйственных техникумов Карачая и Черкесии в 1930-х – начале 1940-х гг. | 88 |
Майдуров О.Ю. Формирование стохастической культуры учащихся средней (основной) школы | 95 |
Матвеева С.В., Смотрова Л.Н., Шацков П.А. Исследование психологической устойчивости студентов современного педагогического ВУЗа | 104 |
Мезенцева Ю.С., Кириллова А.С., Холмова О.Я. Влияние системно-деятельностного подхода на формирование правовой культуры обучающихся в образовательной среде | 117 |
Насипова С.Б. Проектное управление в структуре профессиональных компетенций государственных служащих | 124 |
Носакова Т.В. Управленческие аспекты снижения уровня агрессивности у подростков в общеобразовательных организациях | 131 |
Павлова Т.А. Индивидувльно-образовательная траектория как подвид дистанционного обучения | 141 |
Середа А.В. Формы и виды работ со студентами во внеаудиторное время для формирования профессиональных компетенций будущего учителя обществознания | 151 |
Серкина Е.В. Оценка результатов коллективных ценностей, уровня удовлетворенности педагогов в образовательных отношениях при развитии корпоративной культуры в дошкольном учреждении | 156 |
Смирнов А.Г., Маркова О.А., Величко Т.И., Ванина О.С. Использование мотивации студентов для самостоятельных занятий в рамках дисциплины «физическая культура и спорт» в МГТУ им. н.э. Баумана | 166 |
Фаварисов Э.А. Формирование личностной идентичности студентов через взаимодействие с преподавателями физической культуры | 172 |
Цангари А.С., Горлова Н.А. Технологии формирования коммуникативно-познавательных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преобразующего обучения | 178 |
Черкиева Л.М., Шипкова Е.Н. Влияние педагогического опыта школьника на выбор профессии | 186 |
Чэн Юйсяо, Михайлова О.А. Применение цифровых ресурсов в процессе формирования лингвистической компетенции студента на уроках китайского языка | 193 |
Шимкович Е.Д., Азитова Г.Ш. (Гульсина Шариповна), Азитова Г.Ш. (Гульсум Шариповна) Методика преподавания различных дисциплин иностранным обучающимся в университете | 208 |
Актуальные вопросы исторических наук | |
Даренская И.В. «Маленький человек» в «большом деле»: стратегии участия городского населения Урала в реализации займовых мобилизационных кампаниях 1920-1930-х гг. | 218 |
Зуев А.В. Программа портостроительных работ в России в конце XIX – начале XX вв. и ее итоги | 225 |
Соколов Р.А. Состояние и развитие Москвы к началу Отечественной войны 1812 года | 229 |
Федорова М.И., Манченко К.А. Рациональность в повседневной практике руководства сельским хозяйством региональными управленцами и специалистами в 50-60-е гг. XX в. (на примере Западной Сибири) | 238 |
История геополитики, международных отношений и всеобщая история | |
Коновалова М.В. Исторические особенности алжиро-марокканских отношений | 249 |
Биниш Российско-индийские двусторонние и стратегические отношения в новую эпоху | 254 |
Taп Н.Д. Гражданская война в Кот-д’Ивуаре и роль ООН в урегулировании конфликта 2002-2011 гг. | 266 |
Алибалаев М.М. Гуманитарные исключения в условиях современной геополитики | 281 |
Климашин А.Л. Афганистан во внешней политике России в конце XIX в. в отражении русской публицистики | 289 |
Дэн Хун, Чжао Хуэйцин Образование китайского народа в архивах Дальнего Востока России | 296 |
Мохамед Альсадиг Хамид Муса, Базанова А.Е., Музыкант В.Л. Современные тренды наружной коммерческой рекламы на основе 5G: типология и применение | 304 |
Аннотации | 313 |
Авторы | 342 |
Аннотации
Борисов Б.Ю.
Развитие законодательства о воспитательной работе в отечественных гимназиях в 60-70-х годах XIX века
Статья посвящена изучению развития законодательства о воспитательной работе в отечественных гимназиях в пореформенное время. Проблемы, связанные с поведением гимназистов вне стен учебного заведения породили обсуждение данного вопроса в Педагогическом комитете Санкт-Петербургского учебного округа. Итогом данной работы стал выход 19 ноября 1864 г. Указа Правительствующему Сенату об уставе и штатах гимназий и прогимназий, где улучшение преподавания в них прямо увязывалось с участием в воспитательной работе директора и всего преподавательского состава. Вышедший в 1871 г. Устав особо подчеркнул значение воспитательного воздействия гимназии на учащихся. Важным вопросом при введении Устава 1871 г. стало осуществление мысли о совмещении научно-образовательной и нравственно-воспитательной задач гимназии. Также продуктивным являлось то обстоятельство, что классные наставники назначались из числа тех, у кого наибольшее число уроков в классе, и данные лица по праву считались ближайшими помощниками директора и инспектора в попечении как об успехах, так и о нравственности учеников. Главной направленностью постановки воспитательного дела было то, что гимназии считали своим долгом, не ограничиваться сообщением научных сведений, но «внушить всем учащимся правила доброй нравственности и честные убеждения», а также воспитание в духе «высокой стезе служения престолу и Отечеству», что говорит о патриотической направленности постановки всей воспитательной работы.
Ключевые слова: воспитательная работа, законодательство, Педагогический комитет, гимназия, инспектор, классный наставник.
Лукашенко Д.В.
Адаптивность и инновации в военном образовании: подготовка офицеров к вызовам современности
В статье рассматривается важность адаптивности и инновационного мышления в подготовке военных офицеров в условиях современного мира. Автор подчеркивает, что быстро меняющаяся геополитическая обстановка и технологический прогресс требуют от военных образовательных учреждений пересмотра традиционных методов обучения. В новой эпохе, когда военные действия становятся все более сложными и многогранными, офицеры должны быть способны не только к стратегическому планированию и тактическому руководству, но и к быстрой адаптации к новым вызовам и неожиданным ситуациям. Это требует от военных учебных заведений введения курсов, направленных на развитие критического мышления, творческих навыков и способности к инновациям. Адаптивность и инновационное мышление должны стать ключевыми элементами военного образования, чтобы подготовить офицеров к эффективному решению проблем в условиях неопределенности и быстро меняющегося технологического ландшафта. Обучение должно включать практические упражнения, симуляции и игровые сценарии, которые помогут курсантам развить гибкость мышления и способность к принятию решений в стрессовых ситуациях. В статье подчеркивается, что современные военные учебные заведения должны стремиться к созданию образовательной среды, которая способствует развитию адаптивных и инновационных навыков, необходимых для успешного выполнения военных задач в XXI веке.
Ключевые слова: военное образование, инновационное мышление, критическое мышление, симуляционное обучение, системный анализ, теория игр, нелинейное мышление.
Середа А.В.
Использование информационных технологий во внеаудиторной работе студентов в процессе их подготовки к педагогической деятельности
Введение. На современном этапе, при глобальном внедрении компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности, в условиях модернизации российского образования происходит структурно-содержательное изменение системы высшего профессионального образования, влияющее на формирование студента как будущего специалиста и как инициативного члена общества. Данные преобразования определены увеличением тенденции глобализации, гуманизации и информатизации сферы образования, необходимостью раскрытия интеллектуального и творческого потенциала будущего профессионала для его дальнейшей созидательной деятельности, направленной на пользу общества. Цель. Изучение новых эффективных подходов и методов обучения студентов вузов с применением в своей работе модернизированных информационно-коммуникационных технологий, подразумевающих всестороннее развитие личности. Компьютер сегодня уже не входит в предмет изучения, а составляет одно из результативных средств, дающих богатейшие возможности для развития личности, позволяющих использовать электронные образовательные продукты во многих областях знаний. Материалы и методы. Материалом послужила психолого-педагогическая методическая литература. Использовались описательная и сравнительная методики, анализ теоретической литературы по теме исследования, концептуальный анализ, обобщение и классификация данных, массовые и групповые формы внеаудиторной работы. Результаты и обсуждения. В ходе работы обнаружено, что при использовании информационно-коммуникационных технологий необходимо учитывать комплекс теоретических и экспериментальных психолого-педагогических методов, который включает: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. Заключение. В статье рассмотрена сущность информационно-коммуникационных технологий, изучены направления информатизации современного высшего образования, выявлены способы применения и возможности информационных технологий во внеаудиторной работе студентов, определена роль информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов, оценена их эффективность для формирования компетентностей будущих педагогов.
Ключевые слова: внеаудиторная работа студентов, информационно-коммуникационные технологии, педагогическая деятельность.
Бочков Д.В.
Теоретико-методологические аспекты осмысления управления инновационными процессами в профессиональной образовательной организации
В статье автором представлен обзор научных источников по проблеме управления инновационными процессами в системе профессионального образования. На этой основе автор проводит осмысление особенностей инновационной деятельности преподавателя новатора в профессиональной образовательной организации с позиции компетентностного подхода, которая заключается в том, что преподаватель осваивает новые методы ведения занятий, использует современные средства обучения. В исследовании рассматривается объект - управление инновационной деятельностью педагогического коллектива в профессиональной образовательной организации. Предметом изучения выступила инновационная деятельности педагога.
По ходу проведения исследования автор решает следующие задачи.
Проведен анализ научных взглядов и изучены сущностные характеристики и типологизация инновационных процессов в современном образовании.
Рассмотрен процесс управления инновациями в профессиональной образовательной организации. Затронута проблема оценки эффективности управления нововведениями с позиции участия педагога в качестве новатора в учебном процессе. Выявлены и обоснованы факторы, которые определяют успешное выполнение новаторского процесса в учебном заведении. Исследованы главные функции управления новаторскими процессами в учебном заведении.
В управлении инновационными процессами в профессиональной образовательной организации на теоретическом уровне обосновывает необходимость реализации четырех направлений: мотивационного (повышение заинтересованности преподавателя в инновационной деятельности, желание осуществлять ее); содержательного (усвоение различных терминов данной сферы, умение применять их на практике, знание особенностей инновационных технологий); технологического (владение активными и интерактивными методами обучения); рефлексивного (объективная оценка преподавателями своей профессиональной деятельности, учет недочетов и их исправление).
Представлен механизм управления инновационными процессами в профессиональной образовательной организации, который включает в себя: набор функций по обучению, повышению квалификации, обобщению и распространению передового опыта, обеспечению взаимодействия педагогов с другими звеньями системы образования. Структура – поддержка, помощь, опека, диалог, консалтинг, сотрудничество, со-творчество, со-управление, наставничество. Содержание – надпредментый, предметный и личностный уровни.
В завершении статьи автор предлагает в качестве рекомендаций по совершенствованию системы управления инновационными процессами в профессиональной образовательной организации рассматривать педагога как центральное звено, с учетом задач которые педагог-новатор решает в рамках реализации инновационных процессов в учреждении.
Ключевые слова: инновация, педагогическая инновация, инновационный процесс, управление инновационным процессом, профессиональное образование, инновационная деятельность.
Ерёмина О.В.
Интерактивное обучение иностранному (английскому) языку: опыт и перспективы для неязыковых ВУЗов
В данной статье рассматриваются интерактивные формы аудиторной работы при изучении иностранного (английского) языка студентами неязыковых вузов с использованием таких методов как скаффолдинг и ролевая игра. Основное внимание уделяется применению этих методов для повышения мотивации студентов, развития и улучшения коммуникативных навыков и более глубокого усвоения материала. Метод скаффолдинга, обеспечивая пошаговую поддержку студентов в процессе обучения, помогает в преодолении языковых барьеров, способствует постепенному развитию автономии при изучении иностранного языка. Ролевые игры, в свою очередь, создают аутентичную языковую среду, способствую активному вовлечению студентов в учебный процесс и развитию навыков межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: студент, обучение, преподаватель, взаимодействие, эмоциональный интеллект, скаффолдинг, ролевая игра, лексика, грамматика.
Калабекова С.В.
Погосова К.Л.
Бережнова О.В.
Педагогическая диагностика образовательного процесса в профессиональном образовании
Данная статья посвящена проблеме педагогической диагностики в среднем и высшем профессиональном образовании, рассматривая её актуальность и влияние на формирование квалифицированных специалистов. Автор обосновывает необходимость эффективного использования диагностических инструментов в образовательных процессах, а также подчеркивает изменчивость требований рынка труда и необходимость адаптации обучения к современным вызовам. Исследование ориентировано на выявление проблем существующих подходов к диагностике и предложение рекомендаций по их совершенствованию. Автор также акцентирует внимание на необходимости индивидуализированного подхода и инновационных методов диагностики для эффективного развития профессиональных компетенций обучающихся. Статья направлена на обобщение опыта исследований в области педагогической диагностики с целью содействия повышению качества образования в сфере среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, среднее профессиональное образование, диагностические инструменты, качество образования, профессиональные компетенции, квалификационные специалисты.
Логинова О.А.
Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе
Данное исследование отражает специфику процесса организации внеурочной деятельности в начальной школе. Автор определяет структуру внеурочной деятельности, формы данной работы и значимость для обучения и воспитания младших школьников.
Внеурочная деятельность рассматривается как инструмент педагогического воздействия на личность обучающегося, а также как пространство комфортного развития и коммуникации обучающихся начальной школы. Внеурочная деятельность раскрывается не только как компонент образовательного процесса, но и как личностнообразующий элемент воспитания и обучения школьника. В контексте особенностей младшего школьного возраста подчеркивается большое значение внеурочной деятельности как средства, при помощи которого формируются универсальные учебные действия, компетенции, а также происходит становление и закрепление личностных качеств, социально одобряемых моделей поведения. Кроме того, автор затрагивает тему формирования профессиональной компетентности педагога, осуществляющего внеурочную деятельность в начальной школе, отражая ключевые личностные и профессиональные качества, а также особенности коммуникации с младшими школьниками.
В контексте вышесказанного целью можно определить выявление особенностей организации внеурочной деятельности в начальной школе. Объектом работы при этом является образовательный процесс в начальной школе предметом- организация внеурочной деятельности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа, личностное развитие, коммуникация, воспитательный процесс, образовательная организация, перспективы развития, младший школьный возраст, универсальные учебные действия.
Лукашенко Д.В.
Мониторинг в системе военного образования: стратегии и принципы эффективной подготовки офицеров
В условиях быстро меняющегося мира система военного образования стоит перед задачей подготовки офицеров, способных адаптироваться к новым вызовам и эффективно выполнять свои обязанности. Статья посвящена анализу роли адаптивного мониторинга в повышении качества образовательного процесса в военных учебных заведениях. Основное внимание уделено принципам и стратегиям мониторинга, которые обеспечивают целостную оценку всех аспектов подготовки обучающихся, включая академические, физические и морально-волевые качества. В статье представлен комплексный подход к мониторингу, который способствует формированию готовности будущих офицеров к службе в современных условиях, подчеркивая важность индивидуального подхода, непрерывного улучшения и системной интеграции данных.
Ключевые слова: мониторинг и оценка, гуманизация образования, информатизация образования, образовательные инновации, подготовка офицеров.
Лысенко А.С.
Риск-ориентированный подход в оценке безопасности образовательного учреждения
В настоящей работе автор кратко анализирует особенности риск-ориентированного подхода в оценке безопасности образовательного учреждения. Для этого автор подробно разбирает сущность и преимущества риск-ориентированного подхода, анализирует этапы применения его в конкретной практической ситуации. Отдельно автор упоминает особенности использования методологии на некоторых этапах аналитической деятельности. В заключении представленного исследования автор отмечает, что обеспечение безопасности образовательного учреждения – это работа каждого, кто так или иначе находится в образовательном учреждении или на его территории, и только совместными усилиями могут быть достигнуты максимально эффективные результаты. Объектом данного исследования являются особенности риск-ориентированного подхода в оценке безопасности образовательного учреждения. Целью данного исследования является комплексный, последовательный анализ особенностей риск-ориентированного подхода в оценке безопасности образовательного учреждения. Методы исследования: сравнительный анализ, статистический, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, дедукция, иные методы теоретического и практического уровней научного познания. Научная новизна данного исследования заключается в подготовке комплексного исследования, формировании авторских выводов относительно особенностей риск-ориентированного подхода в оценке безопасности образовательного учреждения. Данная статья будет полезна теоретикам, практикам, обучающимся и профессорско-преподавательскому составу, а также широкому кругу читателей, интересующихся особенностями развития современной российской системы образования, вопросами обеспечения безопасности обучающихся.
Ключевые слова: образовательное учреждение, образовательная организация, риск-ориентированный подход, безопасность, требования к безопасности, риски.
Семенов М.Х.
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций учащихся сельскохозяйственных техникумов Карачая и Черкесии в 1930-х – начале 1940-х гг.
Будучи одной из ведущих сельскохозяйственных держав мира, Российская Федерация, на современном этапе, как известно, предпринимает определенные шаги по повышению престижности профессий аграрного профиля.
Распад государственной системы организации сельского хозяйства в лице колхозов и совхозов привел к значительному снижению притока молодежи в высшие и средние профессиональные учебные заведения, а, следовательно, к уменьшению числа квалифицированных специалистов.
В подобной ситуации решение проблем сохранения статуса мировой аграрной державы, как и самой продовольственной безопасности Российского государства, на наш взгляд, представляет определенные сложности.
И в этой связи обращение к историческому опыту, изучение основных направлений подготовки в учебных заведениях среднего профессионального уровня, и в частности, опыта учебной и производственной практики студентов, как одного из важнейших и неотъемлемых этапов процесса обучения специалистов-аграриев, представляется актуальным и своевременным.
Целью подготовки представленной статьи является историко-педагогический анализ системы организации и проведения учебной и производственной практики в техникумах аграрного профиля Карачая и Черкесии в 1930-е – начале 1940-х гг. В статье, опираясь на основные принципы исследовательской деятельности (принцип историзма и научной объективности), автор обозначает роль и место студенческой практики в образовательной процессе учебных заведений
Дано представление об основных этапах практики, ее организации и проведения, методах и приемах практической работы студентов, условиях их контроля и оценивания. Отмечаются как положительные факторы, так и недостатки в деятельности техникумов и хозяйств, на базе которых проводилась практики. В процессе работы применялся комплексный подход к изучению документов и материалов, литературы по заданной тематике. Используя методы сравнительно-исторического и проблемно-хронологического анализа, автор предпринимает попытку выявить роль практических занятий в формировании профессиональных компетенций будущих зоотехников, ветеринаров и агрономов.
В статье отмечается важность подготовки квалифицированных специалистов для стремительно развивавшейся отрасли сельского хозяйства. Особенно подчеркивается роль практической деятельности в этом процессе.
Ключевые слова: Карачай, Черкесия, система среднего профессионального образования, сельскохозяйственные техникумы, профессиональные компетенции, учебная практика, производственная практика, учебное хозяйство.
Майдуров О.Ю.
Формирование стохастической культуры учащихся средней (основной) школы
В течение последнего десятилетия научная сфера значительно цифровизируется и математизируется. Этим обусловлено повышенное внимание к методам стохастики, являющейся базой для разработки решения множества проблем. В современном школьном образовании все активнее разрабатывается тема воспитания стохастической культуры у школьников. Данная статья рассматривает обоснование данной тенденции, в особенности - целесообразность формирования стохастической культуры в средней школе, признаки сформированности стохастической культуры у учащихся, а также педагогические проблемы, возникающие в ходе внедрения обучения вероятностному мышлению и формирования стохастического подхода у учащихся. В качестве объекта исследования выступает стохастическая культура и аспекты ее формирования у учащихся средней (основной) школы. Цель исследования - рассмотрение современного состояния методики формирования стохастической культуры учащихся средней (основной) школы и выявление проблем в данной сфере. В ходе исследования использовались такие методы как анализ научной литературы, анализ и синтез данных, абстрагирование, сравнение, логический анализ, наблюдение. Научная новизна исследования состоит в произведенном анализе и формулировании проблем формирования стохастической культуры учащихся средней школы.
Ключевые слова: математическая культура, современное образование, стохастическая культура, стохастика, педагогические проблемы.
Матвеева С.В.
Смотрова Л.Н.
Шацков П.А.
Исследование психологической устойчивости студентов современного педагогического ВУЗа
В статье рассмотрены ключевые основы психологической устойчивости личности и осуществлено научное обоснование проблемы психологической устойчивости студентов современного педагогического вуза. На основании проведенного исследования осуществлена разработка программы повышения уровня психологической устойчивости студенческой молодежи, углубляющая их знания об изучаемом феномене, дающая понимание важности влияния психологической устойчивости на личностный рост и эффективность будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психологическая устойчивость, образовательная среда, студент, педагогический вуз, исследование.
Мезенцева Ю.С.
Кириллова А.С.
Холмова О.Я.
Влияние системно-деятельностного подхода на формирование правовой культуры обучающихся в образовательной среде
На основании анализа литературных источников в статье исследовано влияние системно-деятельностного подхода на формирование правовой культуры обучающихся в образовательной среде. В работе рассматривается значение формирования правовой культуры в современном образовании и принципы, методы системно-деятельностного подхода, которые способствуют эффективной интеграции правового образования в учебный процесс.
Один из разделов статьи посвящен теоретическим основам правовой культуры обучающихся, анализу сущности и значимости данного аспекта в образовательном процессе. Далее рассматривается системно-деятельностный подход как методология, позволяющая совершенствовать образовательную практику и стимулировать формирование правовой культуры обучающихся.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, проблемное обучение, правовая культура, критическое мышление, обучающиеся, групповая работа, проектное обучение.
Насипова С.Б.
Проектное управление в структуре профессиональных компетенций государственных служащих
Статья посвящена исследованию проектного управления как ключевого элемента профессиональных компетенций государственных служащих. В современных условиях государственная служба сталкивается с необходимостью повышения эффективности и качества выполняемых функций, что требует внедрения проектного подхода в управленческую практику. В данной работе рассматриваются основные аспекты проектного управления, его значимость для государственной службы и методы интеграции в структуру профессиональных компетенций. Авторы анализируют различные модели и методы проектного управления, применяемые в государственных учреждениях, и их влияние на улучшение процессов принятия решений, планирования и реализации государственных программ и проектов. Особое внимание уделяется разработке и внедрению обучающих программ для государственных служащих, направленных на повышение их квалификации в области проектного управления. В статье приводятся результаты эмпирических исследований, проведенных среди государственных служащих различных уровней. Анализ данных показывает, что успешное применение проектного управления способствует более эффективному использованию ресурсов, улучшению межведомственного взаимодействия и повышению общей производительности. Авторы также обсуждают барьеры и вызовы, с которыми сталкиваются государственные служащие при внедрении проектного подхода, и предлагают рекомендации по их преодолению. Работа подчеркивает необходимость систематического развития проектных компетенций в структуре профессиональных стандартов государственных служащих. Это включает в себя как теоретическую подготовку, так и практическое обучение на конкретных примерах и кейсах. Заключение содержит выводы о значимости проектного управления для модернизации государственной службы и предложениях по дальнейшим исследованиям в этой области. Статья адресована исследователям, преподавателям и практикам, занимающимся вопросами государственного управления и профессиональной подготовки государственных служащих.
Ключевые слова: проектное управление, обучение, развитие, компетенции, государство, государственные служащие, профессиональная деятельность.
Носакова Т.В.
Управленческие аспекты снижения уровня агрессивности у подростков в общеобразовательных организациях
В статье рассматриваются ключевые управленческие аспекты, направленные на снижение уровня агрессивности у подростков в общеобразовательных учреждениях. Целью исследования является детальный анализ факторов, влияющих на агрессивное поведение подростков, с акцентом на теоретическое обоснование и эмпирические данные. Для достижения этой цели выполнен теоретический обзор научной литературы, посвященной проблемам агрессивности в подростковом возрасте, а также проведен эмпирический анализ, включающий описательную статистику и корреляционный анализ связи между агрессивностью и самооценкой подростков. Результаты исследования выявили значимые корреляции между низкой самооценкой и высоким уровнем агрессивности, что подчеркивает необходимость разработки и внедрения специфических программ психолого-педагогического сопровождения. Обобщение полученных данных позволило сформулировать рекомендации по созданию и внедрению целевых программ, направленных на коррекцию агрессивного поведения подростков. В статье представлены практические подходы к формированию психологически безопасной среды в образовательных учреждениях, а также конкретные методики и стратегии, которые могут быть использованы педагогами и психологами для снижения уровня агрессивности среди подростков. Подчеркивается важность междисциплинарного взаимодействия и вовлечения семей и общественных организаций в процесс коррекции агрессивного поведения подростков.
Ключевые слова: агрессивность, управление, общеобразовательные организации, подростки, обучающиеся, мальчики, девочки, педагоги, руководители.
Павлова Т.А.
Индивидувльно-образовательная траектория как подвид дистанционного обучения
В данной статье автор проводит теоретическое исследование тенденций развития системы современного образования. Изучает и анализирует подходы индивидуализации и дифференциации в системе образования. Рассматриваются основные аспекты формирования индивидуальных образовательных траекторий. В статье уделяется внимание исследованию особенностей дистанционного образования и применения в нем индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова: образование, индивидуализация, дифференциация, образовательная траектория, дистанционное обучение, форма обучения, интернет-технологии.
Середа А.В.
Формы и виды работ со студентами во внеаудиторное время для формирования профессиональных компетенций будущего учителя обществознания
Введение. Процесс модернизации образования в современном мире обусловлен сменой традиционных представлений о нём как о жизненном этапе, на котором основной деятельностью является учебная деятельность, целью которой служит система передачи определенной суммы знаний и формирования соответствующих умений и навыков обучающихся. Ключевой идеей модернизации образовательной системы сегодня выступает формирование и развитие компетенций будущего профессионала, характеризующее качество образования, где студент проявляет личностную готовность эффективно мобилизовать свои знания, умения и навыки для решения возникающих проблем и задач в процессе учебной, внеучебной (внеаудиторной) и будущей профессиональной педагогической деятельности. Цель. Выделение перспектив различных форм и видов работ со студентами во внеаудиторное время для формирования профессиональных компетенций у будущего учителя обществознания. В данной статье раскрывается роль внеаудиторной работы при формировании профессиональных компетенций будущего учителя обществознания, анализируются формы и виды работ со студентами во внеаудиторное время, рассматриваются основные характеристики внеаудиторной деятельности студента, способствующие развитию и становлению активного гражданина страны, компетентного высококвалифицированного профессионала своего дела. Материалы и методы. Материалом послужила психолого-педагогическая методическая литература. Использовались описательная и сравнительная методики, анализ теоретической литературы по теме исследования, концептуальный анализ, обобщение и классификация данных, массовые и групповые формы внеаудиторной работы. Результаты и обсуждения. В ходе работы обнаружено, что основной целью внеаудиторной работы студента, включающей образовательную, научно-исследовательскую, творческую, спортивно-оздоровительную, благотворительную, волонтерскую и другие виды деятельности, является восполнение дефицита учебного времени в теоретической подготовке и возможность практического формирования профессиональных компетенций будущих учителей. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что внеаудиторная работа со студентами-будущими учителями обществознания направлена на воспитание общей и профессиональной культуры.
Ключевые слова: методы и формы работы со студентами, студенты - педагоги, внеаудиторная деятельность, профессиональные компетенции педагогов, учитель обществознания.
Серкина Е.В.
Оценка результатов коллективных ценностей, уровня удовлетворенности педагогов в образовательных отношениях при развитии корпоративной культуры в дошкольном учреждении
В статье затрагиваются вопросы управления развитием корпоративной культуры и описывается опытно-экспериментальная часть научного исследования по развитию корпоративной культуры образовательной организации, перечисляются валидные, широко применяемые методики, выявляющие личностные особенности социально-психологической адаптации к новым условиям деятельности, уровень сформированности корпоративной культуры образовательной организации. Раскрываются полученные результаты проведенной диагностики родителей обучающихся, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения города Сургута и города Волгограда, как внешних экспертов на определение действующей эффективности организаций, включающее качество образования и наличие составляющих показателей корпоративной культуры в представленных учреждениях. Результаты предложенных методик применимы в разработке при апробации модели управления развитием корпоративной культуры образовательной организации корпоративной культуры и могут быть использованы для планирования дальнейшей работы по развитию организационной культуры, сплочения коллектива, улучшению деятельности компании. Описание настоящего исследования ограничено теоретическим анализом.
Ключевые слова: корпоративная культура, ценности, социально-психологическая адаптация личности, диагностика личности, управление развитием корпоративной культурой.
Смирнов А.Г.
Маркова О.А.
Величко Т.И.
Ванина О.С.
Использование мотивации студентов для самостоятельных занятий в рамках дисциплины «физическая культура и спорт» в МГТУ им. Н.Э. Баумана
В статье исследуется значение самостоятельных занятий в рамках предмета «Физическая культура и спорт». Описываются основные аспекты внеучебных занятий физической активностью, их значение для жизнедеятельности студентов. Приводятся результаты, полученные в ходе исследования, дающие возможные рекомендации сформулировать практические рекомендации по развитию качеств студентов на основании реальной и действительной информации о присутствии или отсутствии самостоятельных занятий спортом студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Эти исследования должны учитываться для того, чтобы определить, на какие упражнения стоит делать акцент для развития необходимых физических качеств.
Исследование нацелено на изучение того, как мотивация влияет на внеучебные занятия физической культурой студентов университета. Путем анкетирования (n=235) студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана были выявлены основные факторы, влияющие на их мотивацию и интерес к физической активности. Результаты исследования предлагают рекомендации по созданию стратегий стимулирования мотивации студентов для занятий физической культурой, содействуя развитию их физического и психологического благополучия.
Ключевые слова: самостоятельные занятия, качества студентов, опыт, учебный процесс, физическое здоровье, мотивация, мотивы, методы и подходы, образовательный процесс, студенты, физическая культура и спорт.
Фаварисов Э.А.
Формирование личностной идентичности студентов через взаимодействие с преподавателями физической культуры
Личностная идентичность — это процесс осознания себя как определенного типа личности и признания себя таковым в определённом окружении. Формирование личностной идентичности является одним из значимых аспектов развития каждого человека. Взаимодействие с преподавателями физической культуры играет значительную роль в этом процессе, поскольку способствует формированию у студентов ценностей, навыков и убеждений, связанных с здоровым образом жизни и активным образом деятельности. В данном исследовании будет изучено, какие методы и подходы помогают формировать личностную идентичность студентов через взаимодействие с преподавателями физической культуры, а также какие результаты можно достичь благодаря этому воздействию. Взаимодействие студентов с преподавателями физической культуры приводит к увеличению степени общей профессиональной идентичности студентов, что, в свою очередь, приводит к усилению мотивации в процессе профессионального пути и к психологической готовности к начинаниями, а также приводит к реализации эффективных стратегий для положительной динамики в формировании личностной идентичности студентов.
Ключевые слова: личностная идентичность, профессиональная идентичность, преподаватели физической культуры, формирование идентичности, идентичность студента.
Цангари А.С.
Горлова Н.А.
Технологии формирования коммуникативно-познавательных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преобразующего обучения
В настоящей научной работе автор кратко анализирует технологии формирования коммуникативно-познавательных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преобразующего обучения. Для этого автор кратко исследует сущность преобразующего обучения, далее переходит непосредственно к различным практическим инструментам и методикам, приводит конкретные примеры. В заключении исследования автор также отмечает, что для достижения максимально эффективного результата необходимо соблюдение и ряда других условий, которые перечислены в настоящем исследовании. В конечном итоге, автор пишет о том, что такая деятельность направлена на формирование полноценной и всесторонне развитой личности. Объектом данного научного исследования является технологии формирования коммуникативно-познавательных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преобразующего обучения. Целью данного научного исследования является комплексный, последовательный анализ технологий формирования коммуникативно-познавательных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преобразующего обучения. Методы данного научного исследования: сравнительный анализ, диалектический, статистический, математический, обобщение, конкретизация, систематизация, дедукция, иные методы теоретического и практического уровней научного познания. Научная новизна данного научного исследования заключается в подготовке комплексного исследования, формировании авторских выводов относительно технологий формирования коммуникативно-познавательных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преобразующего обучения. Данная научная статья будет полезна теоретикам, практикам, обучающимся и профессорско-преподавательскому составу, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами реализации современной педагогики, а также педагогики дошкольного и школьного образования в частности.
Ключевые слова: преобразующее обучение, преемственность, преемственное обучение, дошкольное образование, школьное образование, система образования, образовательные программы, образовательные организации.
Черкиева Л.М.
Шипкова Е.Н.
Влияние педагогического опыта школьника на выбор профессии
В данной статье представлены результаты исследования, направленного на выявление форм педагогического опыта, приобретенного обучающимися в школьном возрасте, влияющих на выбор профессии педагога. Ведущими методами исследования являются теоретические (анализ научной литературы) и эмпирические (анкетирование студентов и молодых педагогов) методы. В анкетировании приняли участие 103 респондента, студенты педагогических колледжей, вузов, молодые педагоги из Костромской, Московской, Свердловской, Ярославской, областей, Красноярского края, Донецкой народной республики.
Выявлены следующие формы опыта детей школьного возраста, влияющие на выбор педагогических профессий: положительный опыт ученика, имеющего пример личностно-значимого учителя; опыт, связанный с наличием близких родственников-педагогов; игра «в школу»; оказание помощи в учебе одноклассниками и младшим школьникам (положительный опыт педагогической позиции); ответственность за младших братьев-сестер; дни самоуправления в школе, опыт замены учителя; помощь вожатым в лагере; организация коллективных дел в классе. Результаты опроса констатируют, что многие молодые люди испытывают влияние педагогических впечатлений, полученных в школьном возрасте на свой профессиональный выбор.
Выявлено, что успешный опыт педагогической деятельности в школьном возрасте является фактором выбора профессии педагога. Условием наличия педагогического опыта, полученного в школьном возрасте, является экзистенциальный характер деятельности, запускаемой механизмами наблюдения, подражания, примера и принятия ответственности. Данные выводы дополняют результаты исследователей самоопределения и профориентации обучающихся в контексте экзистенциального подхода. Выявленные в результате исследования формы первого педагогического опыта соотносятся классификацией мотивирующих факторов выбора профессии школьниками и влияют собственные мотивационные факторы. Характерными особенностями деятельности, позволяющей ребенку приобрести педагогический опыт в школьном возрасте являются: осмысление и рефлексия, деятельностность, интериоризация, систематичность, осознанное принятие ответственности, проявление инициативы и лидерских качеств.
Ключевые слова: педагогический опыт, выбор профессии, допрофессиональная подготовка, профориентация, ориентация на педагогические профессии, мотивация, факторы выбора профессии, опрос, сопровождение будущих педагогов.
Чэн Юйсяо
Михайлова О.А.
Применение цифровых ресурсов в процессе формирования лингвистической компетенции студента на уроках китайского языка
Цель исследования – выявить возможности внедрения доступных для преподавателя и русских студентов цифровых образовательных ресурсов, направленных на эффективное формирование лингвистической компетенции в обучении китайскому языку как иностранному. В статье уточнены понятие и составляющие компоненты иноязычной лингвистической компетенции; выявлены цифровые ресурсы в процессе формирования рассматриваемой компетенции. Новизна статьи заключается в разработке системного применения цифровых ресурсов, способствующих эффективному формированию лингвистической компетенции у обучающихся в России в процессе обучения китайскому языку как иностранному. В результате выделены и охарактеризованы три типа цифровых образовательных ресурсов (комплексные интеллектуальные платформы, специализированные цифровые ресурсы и универсальные цифровые инструменты), а также выстроена система их применения с учетом формирования всех аспектов рассматриваемой компетенции в обучении дисциплине «Китайский язык» в вузах России.
Ключевые слова: иноязычная лингвистическая компетенция, цифровые образовательные ресурсы, эффективное обучение, китайский язык как иностранный, русские студенты.
Шимкович Е.Д.
Азитова Г.Ш. (Гульсина Шариповна)
Азитова Г.Ш. (Гульсум Шариповна)
Методика преподавания различных дисциплин иностранным обучающимся в университете
Работа раскрывает особенности методики организации образовательного процесса в высшем учебном заведении в контексте обучения иностранных студентов. Авторы исследуют содержание и специфику преподавания различных учебных предметов и выявляют общие принципы и методы вне зависимости от направления подготовки. Методическое обеспечение образовательного процесса рассматривается как одно из важнейших условий организации обучения и воспитания иностранных студентов. В публикации изучаются структурные компоненты методики преподавания как общего, так и частного характера и определяется их значимость для достижения образовательного результата.
Для того, чтобы понять специфику методики работы с иностранными студентами, необходимо определить важнейшие характеристики данной категории обучающихся и их влияние на образовательный процесс. Также в работе отражается специфика коммуникации с данной категорией студентов и способы преодоления социокультурных различий и языковых барьеров.
Основной целью нашего исследования является выявление особенностей методики преподавания различных дисциплин иностранным студентам в университете. Объектом работы мы конкретизировали обучение иностранных студентов, предметом – методику преподавания.
На заключительном этапе работы авторы предлагают рекомендации для преподавателей высшей школы по интеграции инновационных образовательных методик в процесс обучения иностранных студентов.
Ключевые слова: методика преподавания, иностранные студенты, дидактические условия, высшая школа, особенности обучения, языковой барьер, специфика коммуникации, методы обучения, университет, компетентность преподавателя.
Даренская И.В.
«Маленький человек» в «большом деле»: стратегии участия городского населения Урала в реализации займовых мобилизационных кампаниях 1920-1930-х гг.
В статье на материалах Уральского региона рассмотрены технологии организации и сопровождения мобилизационных кампаний 1920-х-1930-х гг. Автор, привлекая широкий круг источников властного и низового дискурса, анализирует стратегии поведения городского советского социума в условиях интенсивного мобилизационного воздействия на них государственных институтов. На основе региональных материалов реконструируется модели взаимодействия власти и общества: формы поддержки и альтернативные модели поведения городского населения, варьирующиеся от организации протестных акций до индивидуального пассивного сопротивления. Автор анализирует причины разноуровневого отношении населения к кампаниям, влияние внутренних и внешних вызовов, обосновывая отражение в займовых кампаниях типичных черт мобилизационного характера раннесоветской эпохи.
Ключевые слова: индустриализация, власть, мобилизационная кампания, займ, городское население, стратегии поведения, великий перелом.
Зуев А.В.
Программа портостроительных работ в России в конце XIX – начале XX вв. и ее итоги
Ответом на требования времени о необходимости портового строительства в стране стала первая программа, представленная 1 июля 1883 года в виде особой записки министром путей сообщения генерал-адъютантом Посьетом императору Александру III. Это был документ, послуживший началом широкой портово-строитель-ной деятельности в стране. Для проведения всех этих работ при министерстве путей сообщения было создано особое центральное учреждение – «Временная комиссия по устройству торговых портов». Первым председателем временной комиссии стал тайный советник П.А. Фадеев, а вице-председателем действительный тайный советник М.Н. Герсеванов. В стране была проведена большая работа по программе портостроительных работ. Однако она была, направлена на строительство основных сооружений в приморских портах, и практически не затрагивала их внутреннего устройства. Строящиеся и реконструируемые основные сооружения российских торговых портов были предназначены для экономических потребностей начала восьмидесятых годов XIX века. Расходы на портостроительные работы, несмотря на значительные размеры, уступали расходам практически всех ведущих морских держав. В таких условиях российские торговые порты не были подготовлены, в должной мере, к выполнению основных задач, возлагаемых на них быстро растущей промышленностью и торговлей.
Ключевые слова: Министерство путей сообщения, главное управление торгового мореплавания и портов, торговое мореплавание, морские порты, дноуглубительные работы, торговый флот, паровой флот, морские суда, государственный бюджет.
Соколов Р.А.
Состояние и развитие Москвы к началу Отечественной войны 1812 года
Статья посвящена описанию процессов, происходящих в Москве накануне Отечественной войны 1812 года. Дано описание органов управления второй столицы. Дана характеристика экономических процессов, происходящих в Москве накануне вступления Наполеона Бонапарта на территорию Российской империи. Особое внимание уделено образовательным учреждениям Москвы в рассматриваемый период. Даны выводы о состоянии города к началу франко-русского противостояния 1812 года.
Ключевые слова: Ф.В. Ростопчин, Отечественная война 1812 года, Москва, Московский университет, Управа Благочиния.
Федорова М.И.
Манченко К.А.
Рациональность в повседневной практике руководства сельским хозяйством региональными управленцами и специалистами в 50-60-е гг. XX в. (на примере Западной Сибири)
Анализируются методы управления сельским хозяйством и приемы их реального воплощения на региональном уровне на примере Западносибирского региона. Авторы вводят в научный оборот архивные источники, используют исторический и нарративный методы исследования. Обращают внимание на личный вклад региональных управленцев и специалистов в реализацию программ по интенсификации сельского хозяйства. В статье рассматриваются мероприятия, проводимые региональными руководителями по выяснению причин невыполнения хозяйственных планов, а также, действия, направленные на их выполнение. Делается вывод: региональные управленцы в хрущевскую эпоху не только констатировали причины отставания сельского хозяйства региона по выполнению спускаемых сверху хозяйственных заданий, но и принимали личное участие в повседневном решении хозяйственных проблем.
Ключевые слова: сельское хозяйство, Западная Сибирь, региональные управленцы, рациональность, повседневная практика управления.
Коновалова М.В.
Исторические особенности алжиро-марокканских отношений
Автор исследует историческую подоплеку отношений двух североафриканских государств – Марокко и Алжира. Проанализирован исторический и культурный контекст, который формирует характерные черты двустороннего взаимодействия, а также причины конфликта между государствами. Выявлено, что алжиро-марокканские отношения имеют глубокие исторические корни, заложившие предпосылки для конфронтации, которая наблюдается на современном этапе.
Ключевые слова: Марокко, Алжир, алжиро-марокканские отношения, история, культурные связи.
Биниш
Российско-индийские двусторонние и стратегические отношения в новую эпоху
Научная статья посвящена изучению двусторонних отношений между Индией и России и их последних изменений в условиях изменения мирового порядка. Несмотря на сохранение некоторых элементов старой дружбы, в 21 веке индийско-российское партнерство, созданное в суровых условиях холодной войны, претерпело существенную эволюцию. Стратегическое партнерство между двумя странами сводится к сотрудничеству в двух основных областях - обороне и энергетике. Однако, несмотря на общую историю, обе страны сталкиваются с различными внутренними и внешними вызовами, такими как геополитическая обстановка, характеризующаяся изменением соотношения сил и появлением новых препятствий. В этой научной статье рассматривается меняющийся характер двусторонних и стратегических связей между Россией и Индией в новую эпоху Meтoдoлoгия по нayчнoгo иccлeдoвaния ocнoвaнa нa xpoнoлoгичecкoм пoдxoдe к peшeнию пpoблeм, a тaкжe нa тeopeтичecкoм, иcтopичecкoм и пoлитэкoнoмичecкoм пoдxoдax, кoтopыe являютcя ocнoвoй мoeгo иccлeдoвaния. Научная новизна статьи заключается в том, что она основана на широком спектре источников и учитывает экспертные оценки внешней политики Индии и России, а также их двусторонних отношений, всесторонний анализ содержания и особенностей индийских подходов и стратегий в отношении двусторонних отношений в контексте рассмотрена эволюция внешней политики Индии при различных политических режимах. Новизна исследования заключается также в выявлении взаимосвязи и взаимовлияния между различными аспектами внешней политики, международных и двусторонних отношений. Стратегическому партнерству между Индией и Россией пришел конец, но экономические связи имеют решающее значение для укрепления политики и безопасности. Несмотря на семь десятилетий стратегических отношений, асимметрия между политическим и экономическим измерениями может сохраняться, а основы обороны и безопасности остаются доминирующими. Экономическая мощь необходима для всеобъемлющего партнерства.
Ключевые слова: Индия, Россия, двусторонние отношения, Азия, экономические отношения, холодная война, сотрудничество и международное сообщество.
Taп Н.Д.
Гражданская война в Кот-д'Ивуаре и роль ООН в урегулировании конфликта 2002-2011 гг.
Гражданская война в Кот-д'Ивуаре, продолжавшаяся с 2002 по 2011 год, была сложным конфликтом, имевшим глубокие корни в политических, социальных и экономических вопросах. Конфликт начался после неудачного переворота против президента Лорана Гбагбо в 2002 году, который в итоге перерос в полномасштабную гражданскую войну между правительственными войсками и повстанческими группировками, особенно новыми силами, базирующимися на севере страны. Тринадцать лет спустя Организация Объединенных Наций завершила этап поддержания мира в Кот-д'Ивуаре в сотрудничестве с ивуарийским правительством, успешно способствуя восстановлению стабильности после постэлекторального кризиса в 2010 году.
Ключевые слова: ООН, Кот-д'Ивуар, урегулирование конфликтов, концепция "ivoirité", гражданская война, военные перевороты, многопартийная система, мирные соглашения, военное вторжение.
Алибалаев М.М.
Гуманитарные исключения в условиях современной геополитики
Цель статьи заключается в исследовании гуманитарных исключений, их роли и места в современных геополитических условиях для решения гуманитарных проблем. В статье отмечается важность гуманитарных исключений для оказания гуманитарной помощи пострадавшим или поддержки других видов деятельности, которые удовлетворяют основные потребности человека, в условиях политической нестабильности, вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и гуманитарных кризисов. На примере деятельности Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также через анализ конкретного примера, связанного с Сирийской Арабской Республикой, в статье демонстрируется, как гуманитарная дипломатия способствует защите прав человека и облегчению страданий населения, находящегося в зоне конфликта.
В статье применены общенаучные методы и метод анализа ситуаций, позволившие определить рамки научного исследования, уточнить основные понятия и категории, связанные со становлением и развитием феномена гуманитарной дипломатии. В процессе подготовки статьи были применены такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, аналогия, абстрагирование и обобщение.
Автор определяет понятие гуманитарной дипломатии, выделяя её ключевые особенности, функции и значение в рамках современной геополитики.
Гуманитарные исключения в условиях современной геополитики играют критически важную роль в облегчении страданий населения, пострадавшего от вооруженных конфликтов и гуманитарных кризисов. В рамках положений Женевских Конвенций о защите жертв войны 1949 года и Дополнительных протоколов к ним нейтральные гуманитарные организации, составляющие Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, являются основными структурами, оказывающими помощь пострадавшим. Основополагающие принципы деятельности этих организаций включают гуманность, нейтральность, беспристрастность, независимость, единство, универсальность и добровольность. Гуманитарная дипломатия, будучи ключевым инструментом принятия решений о гуманитарных исключениях, обеспечивает диалог между государствами и гуманитарными акторами для достижения общих целей по защите прав человека и обеспечению помощи.
Автор проводит анализ ключевых резолюций, принятых Советом Безопасности ООН, предусматривающих гуманитарные исключения с целью избежать непреднамеренных гуманитарных последствий для гуманитарной деятельности в Сирийский Арабской Республике. Эти резолюции включают в себя меры, направленные на обеспечение безопасного доступа гуманитарных работников, предоставление медицинской помощи и доставку жизненно необходимых ресурсов, несмотря на действующие экономические и финансовые ограничения. В условиях продолжающегося конфликта международное сообщество продолжает совершенствовать механизмы гуманитарных исключений, чтобы минимизировать негативные последствия для гражданского населения и обеспечить соблюдение прав человека.
В исследовании также рассматриваются вопросы создания гуманитарных организаций, составляющих Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, деятельность которых направлена на продвижение принципов нейтральности, независимости и беспристрастности в оказании помощи.
Автор приходит к выводу, что гуманитарные исключения играют важнейшую роль в глобальной системе оказания гуманитарной помощи и реализации гуманитарной дипломатии. Это подчеркивает необходимость дальнейшего изучения и развития гуманитарной дипломатии как средства предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, а также обеспечения защиты и поддержки населения в условиях чрезвычайных ситуаций. В заключении автор формулирует рекомендации для усиления эффективности гуманитарной дипломатии на международном уровне.
Ключевые слова: гуманитарная дипломатия, международное гуманитарное право, Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный Комитет Красного Креста, Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, санкции, гуманитарные исключения.
Климашин А.Л.
Афганистан во внешней политике России в конце XIX в. в отражении русской публицистики
В статье рассматривается оценка периодическими изданиями России конца XIX в. места Афганистана в противостоянии между Российской империей и Великобританией с целью реконструкции взглядов публицистов роль Афганистана в «Большой игре». Проведен анализ интерпритаций отечественными публицистами основных компонентов российской политики в Средней Азии, аргументов, с помощью которых публицисты обосновывали деятельность русского правительства в отношении Афганистана, насколько осмысляли национальные интересы страны, что критиковали и какие решения предлагали.
Ключевые слова: Россия, история, XIX века, публицистика, Афганистан, внешняя политика.
Дэн Хун
Чжао Хуэйцин
Образование китайского народа в архивах Дальнего Востока России
Данная работа раскрывает особенности китайского образования в архивных российских источниках различных исторических периодов и конкретизирует основные направления культурного и образовательного взаимодействия Китая и России. Автор изучает основные исторические периоды, начиная с конца 19 века по середину 20 века в контексте развития китайского образования. Это позволяет определить особенности различных ступеней образования части китайского народа, который проживал на территории России в течение конкретных исторических периодов, которые рассмотрены в публикации.
В работе использованы данные источников архивов и литературы Дальнего Востока России, а также анализ публикаций, отражающих мнение современных авторов по данному вопросу.
Автор актуализирует проблему образования китайцев, проживающих на территории России вплоть до середины ХХ века, получения ими необходимых, в приоритете первичных навыков грамотности и профессиональных умений.
Целью работы является изучение отражения образования китайского народа в архивах Дальнего Востока. Объектом исследования определена информация, содержащаяся в архивных документах Дальнего Востока, предметом- образование китайского народа.
Ключевые слова: китайский народ, Дальний Восток, Россия, китайское образование, архивная документация, периоды истории, культурные связи, система образования, международные отношения, уровень образования.
Мохамед Альсадиг Хамид Муса
Базанова А.Е.
Музыкант В.Л.
Современные тренды наружной коммерческой рекламы на основе 5G: типология и применение
В представленной статье был проведен анализ воздействия технологической среды 5G на продвижение рынка наружной рекламы и рассмотрены стратегии трансформации и модернизации креатива и коммуникации наружной рекламы в контексте технологии 5G с целью предоставления рекомендаций для рекламной индустрии и смежных исследований.
В результате детального анализа рынка наружной рекламы выделены характеристики новых тенденций в креативной и коммуникационной стратегии коммерческой индустрии наружной рекламы в контексте 5G; охарактеризовано, что испытывает рынок на данном этапе и что ожидается в ближайшем будущем; описано, какие области применения могут быть в данной индустрии.
Ключевые слова: Технология 5G, наружная реклама, целевая аудитория, привлечение внимания, техника.
Авторы
Азитова Г.Ш. (Гульсина Шариповна) - кандидат педагогических наук, доцент, Казанский федеральный университет, г. Казань.
Азитова Г.Ш. (Гульсум Шариповна) - кандидат педагогических наук, доцент, Казанский федеральный университет, г. Казань.
Алибалаев М.М. - аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Базанова А.Е. - кандидат филологических наук, доцент. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Индия.
Бережнова О.В. - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального и дошкольного образования, Ставропольский государственный педагогический институт (Филиал СГПИ в г. Железноводске).
Биниш - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Индия.
Борисов Б.Ю. - кандидат педагогических наук, доцент. Псковский государственный университет, г. Псков.
Бочков Д.В. - кандидат экономических наук, доцент. Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург.
Ванина О.С. - старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Величко Т.И. - кандидат биологических наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Горлова Н.А. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и инновационных образовательных технологий, Государственный университет Просвещения.
Даренская И.В. - кандидат исторических наук. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил.
Дэн Хун - старший преподаватель, Институт иностранных языков Хэйхэйского университета, город Хэйхэ, Китай.
Ерёмина О.В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2 ИРНИТУ, ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», г. Иркутск.
Зуев А.В. - кандидат исторических наук, доцент, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказской государственной академии.
Кириллова А.С. - магистранты, Тюменский государственный университет, г. Тюмень.
Климашин А.Л. - ассистент кафедры истории России. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Коновалова М.В. - студент, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Логинова О.А. - ассистент кафедры общей и социальной педагогики. ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул.
Лукашенко Д.В. - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник. Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва.
Лысенко А.С. - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.
Манченко К.А. - доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Московский государственный университет технологий и управления (Первый казачий университет).
Маркова О.А. - старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Матвеева С.В. - кандидат психологических наук, доцент, Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Балашов.
Майдуров О.Ю. - соискатель учёной степени кандидата педагогических наук, ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина", г. Елец.
Мезенцева Ю.С. - магистранты, Тюменский государственный университет, г. Тюмень.
Михайлова О.А. - профессор, Доктор филологических наук. Уральский федеральный университет, Екатеринбург.
Мохамед Альсадиг Хамид Муса - кандидат филологических наук, ассистент и старший педагог дополнительного образования. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Индия.
Музыкант В.Л. - доктор социологических наук, профессор. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Индия.
Насипова С.Б. - руководитель центра повышения квалификации и дополнительного образования, НАО «Кызылординский университет имени Коркыт Ата», г. Кызылорда, Республика Казахстан.
Носакова Т.В. - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург.
Павлова Т.А. - преподаватель кафедры английской и восточной филологии, «Луганский государственный педагогический университет», Луганск.
Погосова К.Л. - старший преподаватель кафедры общественных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Горский ГАУ.
Семенов М.Х. - аспирант. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Середа А.В. - аспирант. Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск.
Серкина Е.В. - аспирант. Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет», МБДОУ детский сад №37 «Колокольчик», педагог-психолог.
Смирнов А.Г. - доцент, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Смотрова Л.Н. - кандидат педагогических наук, доцент, Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Балашов.
Соколов Р.А. - Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань.
Taп Н.Д. - аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Фаварисов Э.А. - преподаватель, Казанский федеральный университет.
Федорова М.И. - доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Московский государственный университет технологий и управления (Первый казачий университет).
Холмова О.Я. - студент, ИПИ имени П.П. Ершова (филиал) Тюменский государственный университет, г. Ишим.
Цангари А.С. - аспирант, Государственный университет Просвещения.
Черкиева Л.М. - студент. Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского.
Чжао Хуэйцин - доцент, Институт иностранных языков Хэйхэйского университета, город Хэйхэ, Китай.
Чэн Юйсяо - старший преподаватель, кандидат филологических наук. Синьцзянский университет финансов и экономики, Урумчи, Китай.
Шацков П.А. - кандидат педагогических наук, доцент, Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Балашов.
Шимкович Е.Д. - кандидат биологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, г. Казань.
Шипкова Е.Н. - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского.