Содержание
Актуальные вопросы исторических наук | |
Чекулаев Н.Д. О малоизвестном факте добрососедских отношений между российским казачеством и северокавказскими народами в XVIII столетии | 11 |
Галимзянова Л.Р., Ахметова А.Р. Сохранение историко-культурного наследия как один из факторов развития туристического потенциала города Казани | 16 |
Поспелов Д.В. Некоторые аспекты начала торгового мореплавания в северном Причерноморье на рубеже V-IV вв. до н.э. | 23 |
Куренкова Е.А. Научная школа «Ценностных оснований общественных процессов в России» в развитии направления цивилизационного подхода в современной отечественной историографии | 29 |
Психомахова А.Р. Вклад А.-Г. Кешева в общественно-политическую, культурную жизнь горцев | 46 |
Фидарова К.К., Дармилова Э.Н., Маргиев Д.Ю., Плиева А.А. История формирования политических партий в России | 52 |
История геополитики, международных отношений и всеобщая история | |
Ли В.Н. Оборонно-промышленные комплексы РФ и КНР как ключевой элемент военно-политического сотрудничества | 57 |
Поспелов Д.В. Архитектурные особенности кораблей на фресках Феры | 67 |
Стукачева Ю.Ю. Предпосылки введения месяца женской истории в США | 73 |
Черняев М.С. Фактор AUKUS во внешней политике Великобритании | 79 |
Юнюшкина А.С. Энергетическая политика КНР: место стран Юго-Восточной Азии в энергетической стратегии Китая | 84 |
Педагогика | |
Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Произведения художественной литературы в вузовском курсе «Основы кадровой безопасности» | 113 |
Чапкин Н.С. Цифровизация образовательного процесса в современной высшей школе | 122 |
Лезина О.В., Терновая Л.О. Кейсы в учебе и жизненной стратегии современных студентов | 133 |
Дюсенбаев А.Ж. Использование цифровых технологий в обучении будущих графических дизайнеров в ВУЗе | 142 |
Зарединова Э.Р. Организация педагогической диагностики по выявлению сформированности культуры безопасности у обучающихся 9 класса по основам безопасности жизнедеятельности | 151 |
Королёв В.Б., Королёва Е.В., Комаров А.С. Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся: на примере общеобразовательных организаций Калужской области | 161 |
Минкова А.С. Анализ исследований по использованию инновационных технологий в учебном процессе высшего учебного заведения | 167 |
Протасова Л.А., Столбов П.В. Компетентностная модель выпускника архитектурно-строительного ВУЗа | 179 |
Тань Сяо Высокий уровень образования как инструмент реализации внешней политики и реализации научно-практических исследований | 187 |
Чай Чжихэн Социально-исторические предпосылки становления физического воспитания в Китае | 196 |
Аннотации | 204 |
Авторы | 230 |
Аннотации
Чекулаев Н.Д.
Чекулаев Н.Д.
О малоизвестном факте добрососедских отношений между российским казачеством и северокавказскими народами в XVIII столетии
В данной научной статье предпринимается попытка рассмотреть и изучить малоизвестный аспект российско-северокавказских отношений – наличие у дагестанских, гребенчуковских и чеченских феодальных правителей, так называемого казачьего караула. Основным источником по исследованию данной проблемы являются хранящихся в Центральном Государственном архиве Республики Дагестан в фонд 379 подлинные архивные документы XVIII в. По своей сути фонд № 379 представляет собой военное делопроизводства одного из российских гарнизонов – гарнизона Кизлярской крепости. Северокавказские феодальные правители, живя с XVI века бок обок на Северном Кавказе с российским казачеством – Гребенским и Терско – Семейным казачьим войском, прекрасно знало о боевой силе и военном искусстве казаков приняло решение использовать их в качестве личных телохранителей. С подобной просьбой к главе российской военной администрации комендантам Кизлярской крепости. Естественно комендант Кизляра предоставлял не всем северокавказским феодальным правителям, а лишь тем, кому это выгодно было с точки зрения усиления власти Российской империи в регионе. Как показывают подлинные исторические документы XVIII в. получив от коменданта Кизляра казачий караул использовала не только для охраны своей персоны, но и активно использовали его в борьбе со своими политическими соперниками.
Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, Дагестан, казачество, горцы, комендант, владелец, караул, документы, конокрадство.
Галимзянова Л.Р.
Ахметова А.Р.
Сохранение историко-культурного наследия как один из факторов развития туристического потенциала города Казани
В статье рассматривается влияние сохранения историко-культурного наследия на развитие туристического потенциала г. Казани. Сегодня охрана объектов культурного наследия – это одна из приоритетных задач государства.
Республику Татарстан отличает богатое культурное наследие. Поликультурность и поликонфессиональность традиционно присутствуют на данной земле. Столицу республики – город Казань - ежегодно посещают миллионы туристов. Особое внимание авторы уделяют наиболее посещаемым туристическим объектам города: музею-заповеднику «Казанский Кремль», старо-татарской слободе, Казанскому Богородицкому монастырю и историческому центру. За последние годы в области сохранения культурного наследия, в частности на указанных объектах, проведены глобальные работы, свидетелями результатов которых сейчас являются жители и туристы Казани.
В целях продвижения культурного наследия и привлечения туристов в город, музейно-культурные центры Казани ведут активную выставочную, методическую, издательскую и иную деятельность. В историческом центре города создана все необходимая инфраструктура для приема туристов: гостиницы, пункты питания и места специализированной торговли. Культурное наследие города и современные туристические реалии не противоречат, а гармонично дополняют друг друга.
Ключевые слова: история, Республика Татарстан, Казань, историко-культурное наследие, туристический потенциал, музеи.
Поспелов Д.В.
Некоторые аспекты начала торгового мореплавания в северном Причерноморье на рубеже V-IV вв. до н.э.
Научная статья исследует зарождение и развитие морской торговли в одном из ключевых регионов древнего мира. Работа акцентирует внимание на важности Северного Причерноморья как стратегического узла, соединяющего экономические и культурные пространства различных цивилизаций.
Исследование опирается на междисциплинарный подход, включая археологические находки, исторические хроники и экономические данные, чтобы реконструировать торговые маршруты, товарообмен и политические взаимодействия. Авторы анализируют роль греческих полисов, таких как Ольвия, Херсонес и Пантикапей, в инициировании и поддержании торговых связей с регионами Средиземного моря, Малой Азией и внутренними районами Евразии.
Статья также рассматривает влияние геополитических факторов, демографических изменений и технологических инноваций на развитие мореплавательной инфраструктуры. Особое внимание уделено характеристике судов, навигации, а также портовой логистике и операциям. Исследование раскрывает динамику торговли основными товарами, включая зерно, вино, металлы и керамику, обогащая тем самым понимание экономического и культурного взаимодействия в античный период.
Особое место в исследовании занимают вопросы социальной структуры и организации труда, а также культурного обмена, который сопровождал торговые контакты. Авторы приводят новые данные о роли этнических и этнокультурных групп в процессе торгового взаимодействия, что проливает свет на сложную картину взаимодействия различных народов.
Выводы, сделанные в статье, имеют важное значение как для истории торговли и экономических отношений, так и для изучения политической и культурной истории Северного Причерноморья и сопредельных регионов в античный период. Работа вносит значительный вклад в дальнейшее понимание процесса начала торгового мореплавания, подчеркивая его релевантность современным экономическим и культурным исследованиям.
Ключевые слова: мореплавание, северное Причерноморье, Херсонес, Ольвия, торговое мореплавание, морская торговля, история морской торговли, развитие судоходства, черное море.
Куренкова Е.А.
Научная школа «Ценностных оснований общественных процессов в России» в развитии направления цивилизационного подхода в современной отечественной историографии
Актуальность развития цивилизационного подхода в отечественной историографии определяется вызовами новой геополитической конфронтации и задачами восстановления суверенных потенциалов России на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В статье представлен обзор исследовательских разработок по тематике цивилизационного развития научной школы «Ценностных оснований общественных процессов в России», сформированной на базе Государственного университета просвещения. Раскрываются потенциалы применяемой научной школой методологии аксиологических исследований в переосмыслении исторического процесса. Показываются различия в применении методологии цивилизационного подхода в раскрытии содержания российской истории в сравнении с методологией теории модернизации. Материалы статьи могут быть использованы при формировании новых подходов в преподавании гуманитарных и обществоведческих дисциплин.
Ключевые слова: ценностные основания, цивилизационный подход, научная школа, Государственный университет просвещения, теория модернизации, история России.
Психомахова А.Р.
Вклад А.-Г. Кешева в общественно-политическую, культурную жизнь горцев
В статье рассмотрены периоды жизни и деятельности просветителя Адиль-Гирея Кешева. Родился в 1840 году в семье известного адыгейского князя Кучука Кешева, в 1858 году с отличием заканчивает Ставропольскую гимназию, по рекомендации дирекция поступает в Петербургский университет. Учёба его продолжалась всего один год, за участие в забастовках, и ему пришлось покинуть Петербург. В Ставрополе и стал работать переводчиком с татарского языка в канцелярии начальника Ставропольской губернии, а в ноябре 1862 г. преподаватель татарского языка в Ставропольской гимназии. В 1866 году должность учителя татарского языка в гимназии сокращается, и он переходит на должность секретаря контрольной палаты. Первые произведения опубликованы в журналах «Библиотека для чтения» и «Русский вестник». Сюжеты для своих произведений брал из жизни своего родного народа. Последние годы работал главным редактором газеты «Терские ведомости».
Ключевые слова: редактор, просветитель, фольклор, публикация, историк.
Фидарова К.К.
Дармилова Э.Н.
Маргиев Д.Ю.
Плиева А.А.
История формирования политических партий в России
Политические партии являются одним из связующих звеньев между государством и обществом и участвуют практически во всех политических процессах. Участие политических партий в решении государственных проблем является одним из важнейших механизмов распределения и перераспределения властных ресурсов в государстве и обществе.
Ключевые слова: политическая партия, власть, общество, государство.
Ли В.Н.
Оборонно-промышленные комплексы РФ и КНР как ключевой элемент военно-политического сотрудничества
В статье анализируется эволюция российско-китайского стратегического партнерства с конца холодной войны до наших дней, с акцентом на военное сотрудничество и оборонно-промышленные комплексы (ОПК) двух стран. Рассматриваются этапы развития отношений, начиная с добрососедства и конструктивного партнерства до всеобъемлющего стратегического взаимодействия. Особое внимание уделено роли ОПК России и Китая в укреплении военного потенциала и обеспечении национальной безопасности. Авторы выделяют ключевые достижения и проблемы модернизации ОПК обеих стран, обсуждают их адаптацию к новым геополитическим реалиям и технологическим вызовам. Статья подчеркивает важность независимости оборонных производств от внешних поставщиков, а также раскрывает значимость стратегического партнерства между Москвой и Пекином в условиях внешнего давления и санкций. В заключении делается вывод о том, что ОПК обеих стран являются важными элементами их международного влияния и военной мощи, обеспечивающими устойчивость их оборонной политики.
Ключевые слова: Россия, Китай, оборонно-промышленный комплекс, военное сотрудничество, стратегическое партнерство, вооружения, военные технологии.
Поспелов Д.В.
Архитектурные особенности кораблей на фресках Феры
В данной статье рассматриваются архитектурные особенности кораблей, изображённых на фресках античного города Фера, которыми восхищаются археологи и искусствоведы. Авторы анализируют формы, размеры и конструкции судов, их якорные, плавательные и маневренные способности, основываясь на детальных изображениях древних фресок минойского периода (примерно 1700-1400 до н.э.). Особое внимание уделяется интерпретации декоративных элементов и технических деталей, таких как такелаж и руль, которые являются важными для понимания морской культуры Эгейского моря.
Методологическая основа исследования включает использование современных технологий, таких как цифровая реставрация и 3D-моделирование, для реконструкции визуальных и функциональных аспектов древних кораблей. В ходе работы авторы также сравнивают изображения кораблей с аналогичными артефактами и документальными источниками из других регионов того времени, что позволяет выявить общие и уникальные черты эгейского кораблестроения.
Важной частью статьи является анализ символического значения кораблей на фресках, отражающего религиозные и социальные аспекты жизни общества Феры. Исследование демонстрирует, что корабли играли не только экономическую и военную роль, но и выполняли ритуальные функции, связанные с мифологией и социальной иерархией.
Особый интерес исследования заключается в интегративном подходе, сочетающем археологические, исторические и технологические методы. Предлагаются новые интерпретации известных артефактов и вносится значительный вклад в понимание морской архитектуры древней Эгеи. Статья ориентирована на специалистов в области археологии, истории искусства и морской археологии, а также представляет интерес для широкой аудитории, интересующейся древними культурами и инженерными достижениями прошлого.
Ключевые слова: фрески, древние фрески, изображения кораблей, образ корабля, древнегреческое кораблестроение, фрески феры, судостроение, развития судоходства, древнегреческое искусство.
Стукачева Ю.Ю.
Предпосылки введения месяца женской истории в США
Месяц женской истории – мероприятие, которое на официальном и неофициальном уровнях проводится во многих европеизированных странах мира, включая США, Великобританию, Канаду, Австралию и др. Цель исследования – проанализировать предпосылки формирования в сельском округе Сонома идеи Месяца женской истории. Показана идеологическая среда, повлиявшая на развитие женских исследований в округе Сонома. Проанализировано влияние новосозданного государственного колледжа Сонома на распространение леворадикальных идей в округе. В заключении кратко подытожены предпосылки принятия на административном уровне Недели (позже – Месяца) женской истории в округе Сонома.
Ключевые слова: женская история, женские исследования, Месяц женской истории, Сонома, колледж.
Черняев М.С.
Фактор AUKUS во внешней политике Великобритании
Целью исследования является определение роли трехстороннего объединения AUKUS во внешней политике Соединенного Королевства. Участие Великобритании в блоке представляет особый интерес ввиду того, что она не является полноценным актором в Индо-Тихоокеанском регионе, усиление военно-политического влияния в котором и является основной целью создания AUKUS. В статье отдельное внимание уделяется анализу места пакта в стратегических документах Великобритании, его влияния на британо-американские «особые отношения», а также роли AUKUS в контексте концепции «Глобальной Британии». Автор приходит к выводу о том, что участие в партнерстве представляет стратегический интерес для Соединенного Королевства в контексте стремления страны к усилению влияния в Индо-Тихоокеанском регионе, развития оборонно-промышленного потенциала и укрепления отношений с США и Австралией.
Ключевые слова: AUKUS, Великобритания, Индо-Тихоокеанский регион, США, Австралия, оборонное сотрудничество.
Юнюшкина А.С.
Энергетическая политика КНР: место стран Юго-Восточной Азии в энергетической стратегии Китая
Исследование посвящено особенностям политики Китая в сфере энергетики и месту сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии в обеспечении энергетической безопасности КНР. На сегодняшний день Китай является одним из лидеров по потреблению энергоресурсов в мире и одним из важных игроков на мировом энергетическом рынке. Авторами рассматривается энергетическая стратегия КНР, политический курс которой направлен на сбалансированное развитие и модернизацию Китая. В работе проводится анализ достижений и перспектив дальнейшего развития сектора энергетики в Китае; определяется место государств Юго-Восточной Азии в энергетической политике страны; раскрываются основные направления развития энергетического сотрудничества Китая с государствами АСЕАН; выявляются ключевые проблемы и вызовы на пути реализации указанного сотрудничества. В заключении авторами делается попытка выделить ключевые точки соприкосновения Китая и стран АСЕАН в энергетической сфере, а также спрогнозировать вероятные вызовы и противоречия в рамках отношений КНР со странами-членами Ассоциации.
Ключевые слова: энергетическая политика, АСЕАН, многостороннее сотрудничество, стратегическое развитие, энергетическая безопасность, энергетические ресурсы, международное сотрудничество, энергетические ресурсы, национальная безопасность, энергетический кризис.
Вражнова М.Н.
Терновая Л.О.
Произведения художественной литературы в вузовском курсе «Основы кадровой безопасности»
В статье рассматривается возможность и необходимость включения в учебный курс «Основы кадровой безопасности» литературных источников. Этим достигается повышение интереса студентов к чтению и развивается их воображение и творческое мышление. Однако есть и прямая ценность обращения к той части массива мировой литературы, в которой раскрываются особенности различных профессий, заключающаяся том, что обучающиеся расширяют образный ряд этой сферы, обнаруживают кадровые сложности, связанные с данным профессиональным выбором, и минимизируют собственные профессиональные страхи.
Ключевые слова: высшее образование, междисциплинарный подход, художественная литература, студенты, профессия, кадровая безопасность.
Чапкин Н.С.
Цифровизация образовательного процесса в современной высшей школе
В последние годы цифровизация стала ключевым направлением развития образовательных процессов в университетах, кардинально меняя способы передачи знаний и взаимодействия между участниками учебного процесса. Статья рассматривает исторические предпосылки цифровизации, начиная с первых шагов по внедрению информационных технологий и вплоть до современного этапа, когда цифровые технологии охватывают практически все аспекты образовательной деятельности. Важнейшие направления цифровизации включают развитие высокоскоростных интернет-сетей, внедрение облачных платформ для хранения данных, создание и использование онлайн-курсов, а также применение технологий виртуальной и дополненной реальности для создания интерактивных учебных сред.
В работе проведен обзор текущего состояния цифровизации в российских университетах, таких как Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и Томский государственный университет (ТГУ), которые являются лидерами в этой области. Описаны их ключевые проекты, такие как внедрение платформы Smart LMS в ВШЭ и использование системы Moodle в ТГУ. Также рассматривается международный опыт и примеры передовых практик в области цифровизации в ведущих мировых университетах, таких как Массачусетский технологический институт (MIT) и Стэнфордский университет.
Сделан вывод о том, что несмотря на вызовы, цифровизация является важнейшим условием для поддержания конкурентоспособности университетов и обеспечения качественного образования в современном мире.
Ключевые слова: цифровизация, образовательный процесс, персонализация обучения, онлайн-курсы, технологии, университеты.
Лезина О.В.
Терновая Л.О.
Кейсы в учебе и жизненной стратегии современных студентов
В статье раскрываются особенности метода кейсов, который насчитывает почти сто лет, но активно стал применяться в университетах, бизнес-образовании и даже в средних специальных учебных заведениях последние два десятилетия. Это было вызвано тем, что кейсы, построенные на решении сложных задач, оказались исключительно востребованными в условиях возросшей непредсказуемости. Результат кейса способен показать, как следует поступать в случае риска. Польза и своеобразный азарт, возникающий в процессе решения кейса, привели к появлению кейс-движения, яркой формой которого стали студенческие кейс-клубы и кейс-чемпионаты.
Ключевые слова: высшая школа, педагогика, студенты, методы обучения, кейс-стади, кейс-клуб, кейс-чемпионат.
Дюсенбаев А.Ж.
Использование цифровых технологий в обучении будущих графических дизайнеров в ВУЗе
Данная работа направлена на выявление потенциала использования цифровых технологий в обучении будущих специалистов по графическому дизайну в высших учебных заведениях. Выявляя специфику данного направления, автор отмечает актуальность включения в образовательный процесс способов и методов, которые ее отражают̶ цифровых и технологических. Конкретизируется, что цифровые технологии являются неотъемлемым компонентом при подготовке будущих графических дизайнеров и именно они являются одним из факторов повышения учебной мотивации. Это обусловлено тем, что данные технологии не только могут удовлетворить образовательные потребности студентов, но и актуальны, интересны для современной молодежи.
На начальном этапе работы подчеркивается востребованность современного общества в высококомпетентных специалистов, в том числе, и в области графического дизайна. Подобный специалист должен обладать набором универсальных и профессиональных компетенций, которые повышают эффективность выполнения трудовых функций. Поэтому при обучении необходимо использовать инновационные, интерактивные технологии, позволяющие студентам реализовывать свой потенциал и развиваться.
Исходя из вышесказанного, целью исследования было определено подтверждение актуальности использования цифровых образовательных технологий при подготовке будущих графических дизайнеров. Объектом работы конкретизирован процесс подготовки будущих графических дизайнеров, предметом ̶ использование цифровых технологий.
Ключевые слова: интерактивное пространство, графический дизайн, цифровые технологии, интернет- ресурсы, компетентность специалиста, высшее образование, инновационные технологии, универсальные компетенции, профессиональные навыки.
Зарединова Э.Р.
Организация педагогической диагностики по выявлению сформированности культуры безопасности у обучающихся 9 класса по основам безопасности жизнедеятельности
В статье раскрывается организация констатирующего эксперимента, обеспечивающего проведение педагогической диагностики по выявлению сформированности культуры безопасности у обучающихся 9 класса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». На основе анализа нормативных документов и образовательной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» представлены планируемые результаты обучения. Выявлено значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников. Определена сущность понятия «культура безопасности», выделены ее структурные компоненты. Выявлен критериальный аппарат (мотивационно-волевой, когнитивный, деятельностно-практический) и определены компоненты культуры безопасности учащихся. Подобраны методы диагностики. Разработан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности компонентов культуры безопасности. С учетом выявленных критериев представлено описание уровневых характеристик. Подчеркивается, что от организации констатирующего эксперимента будет зависеть качество и результативность педагогической диагностики. Диагностический инструментарий позволит провести педагогическую диагностику по выявлению уровня сформированности культуры безопасности у учащихся 9 класса.
Ключевые слова: безопасность, школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», культура безопасности, обучающиеся, констатирующий эксперимент, педагогическая диагностика.
Королёв В.Б.
Королёва Е.В.
Комаров А.С.
Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся: на примере общеобразовательных организаций Калужской области
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время существует проблема профессионального самоопределения школьников, психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования адекватного выбора профессионального пути с учетом их способностей и интересов. Цель авторов исследования: изучить систему профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций и экспериментально проверить ее эффективность на примере СОШ Калужской области. Для достижения данной цели авторы использовали теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, беседы, методы сбора эмпирических данных, методы статистического анализа, интерпретации и обработки экспериментальных данных. Гипотеза авторов состоит в том, что только при комплексной работе обучающийся сможет сформировать необходимые компетенции, навыки, а также познать самого себя, чтобы определить истинную профориентационную цель для себя. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученный эмпирический материал может быть использован молодыми специалистами, работниками общеобразовательных организаций для повышения качества и развития системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: профессиональная ориентация обучающихся, высшая школа, общеобразовательная организация, психолого-педагогический подход, профориентационная работа.
Минкова А.С.
Анализ исследований по использованию инновационных технологий в учебном процессе высшего учебного заведения
В данной научной работе представлено подробное изучение текущих исследований, которые посвящены применению современных технологий в образовательном процессе высших образовательных учебных учреждений. Внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий (здесь и далее - ИКТ), интерактивного процесса обучения, дистанционных методов преподавательской деятельности и применение игровых элементов, анализируется как основной фактор, который способствует повышению уровня образовательного процесса и учебных результатов обучающихся. Данные исследования демонстрируют, что интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс улучшает влияние, как между преподавательским составом, так и обучающимися, кроме того способствует персонализации процесса обучения. В целом, обучающие платформы для дистанционного процесса обучения, как например, известные Moodle и Coursera, которые позволяют проводить обучение при учете актуальных потребностей каждого обучающегося. Интерактивные подходы и приемы, как например, проектно-ориентированное обучение и кейс-метод, которые развивают аналитическое мышление и умения для решения проблемных ситуаций у обучающихся. Научная работа также рассматривает влияние современных приемов на уровень успеваемости обучающихся. Большое количество исследований демонстрируют, что применение данных технологий, которые могут повысить уровень успеваемости на 10-15%. Кроме того, успешное внедрение применяемых технологий зависит от соответствующей готовности преподавательского состава к использованию, что определяет необходимость для повышения уровня квалификации профессорско-преподавательского состава. В том числе, автор научной работы выделяет текущие проблемы, с которыми приходится сталкиваться высшим учебным заведениям при интеграции инновационных подходов. К которым относятся ресурсные ограничения, в том числе цифровое неравенство среди обучающихся, а так же недоработки методических рекомендаций. Целью настоящего исследования является изучение существующих приемов и практики применения инновационных подходов в образовательном процессе высших образовательных учреждений, а кроме того, определение их воздействия на уровень образовательного процесса и учебные достижения обучающихся. Объектом данного исследования являются современные подходы, используемые в образовательном процессе высших образовательных учреждений, в том числе современные информационно-коммуникационные технологии, онлайн обучения, а так же интерактивные подходы процесса преподавания и игровое стимулирование. Научная новизна представленного исследования состоит в классификации и изучении актуальных тенденций и применения на практике новейших технологий в академической подготовке, а кроме того в определении факторов, которые способствуют, в том числе которые препятствуют их успешному внедрению. Проведенное исследование в том числе, акцентирует пристальное внимание на требование подготовки профессорско-преподавательского состава к применению данных технологий, а так же рассматривает влияние цифрового разделения на открытость учебных ресурсов. Методика исследования: литературный обзор, эффективные методы, методы количественного анализа, сопоставительный анализ, кейс-стадии.
Ключевые слова: образовательный процесс, обучение, высшие учебные заведения, инновации, современные технологии, методы, подходы, образовательные ресурсы.
Протасова Л.А.
Столбов П.В.
Компетентностная модель выпускника архитектурно-строительного ВУЗа
В настоящей научной работе автор кратко анализирует особенности структуры и содержания компетентностной модели выпускника архитектурно-строительного вуза. Для этого автор работы рассматривает сущность компетентностной модели как таковой, исследует ее особенности. Далее автор изучает уже непосредственно характеристики компетентностной модели выпускника архитектурно-строительного вуза, ее отдельные элементы и свойства. В т.ч. автор анализирует конкретные примеры актуальных образовательных программ, их структуру и содержание. В заключении исследования автор также делает более общий вывод относительно уровня компетентности выпускников архитектурно-строительных вузов в целом. Объектом данного научного исследования являются особенности структуры и содержания компетентностной модели выпускника архитектурно-строительного вуза. Целью данного научного исследования является комплексный, последовательный анализ особенностей структуры и содержания компетентностной модели выпускника архитектурно-строительного вуза. Методы данного научного исследования: сравнительный анализ, диалектический, статистический, математический, обобщение, конкретизация, систематизация, дедукция, иные методы теоретического и практического уровней научного познания. Научная новизна данного научного исследования заключается в подготовке комплексного исследования, формировании авторских выводов относительно особенностей структуры и содержания компетентностной модели выпускника архитектурно-строительного вуза. Данная научная статья будет полезна теоретикам, практикам, обучающимся и профессорско-преподавательскому составу экономических и иных направлений подготовки, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами и перспективами развития компетентностной модели выпускника архитектурно-строительного вуза в целом.
Ключевые слова: компетенции, компетентностная модель, профессиональная деятельность, профессиональные компетенции, математика, архитектурно-строительный университет.
Тань Сяо
Высокий уровень образования как инструмент реализации внешней политики и реализации научно-практических исследований
Данная работа отражает специфику повышения качества образования как инструмента осуществления внешней политики, а также пространства, в котором возможна реализация научно- практических исследований и осуществления международного сотрудничества.
Автор исследует изменения различных уровней образования в контексте политического и социально- экономического развития современного общества и их влияние на трансформации социума. В работе подчеркивается значимость научно- практических исследований в профессиональной деятельности любой сферы и в соответствии с этим тесная взаимосвязь вузов и предприятий, учреждений, организаций. Также очень важно то, что высшее образование предоставляет теоретическую базу для интеграции науки и практики и обладая необходимым уровнем знаний, выпускники вузов становятся высококвалифицированными конкурентоспособными специалистами не только у себя в стране, но и на международном рынке труда.
Работа в том числе, раскрывает потенциал высокого уровня образования в сфере реализации направлений международного сотрудничества и определении новых векторов развития государственности.
Исследовательской целью мы определили характеристику повышения качества образования как инструмента реализации внешней политики и реализации научно- практических исследований. Объектом работы названы стратегии международного сотрудничества в сфере трансформаций образования, предметом- инструментальные характеристики высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, стратегии развития, международное сотрудничество, стажировка, международный обмен, социокультурные исследования, международные проекты, научно- практические исследования, внешняя политика, государственное развитие.
Чай Чжихэн
Социально-исторические предпосылки становления физического воспитания в Китае
На данном этапе развития в Китайской народной республике на данный момент уделяется большое внимание созданию здорового населения и процветанию страны. В силу этого Китай заинтересован в здоровом и крепком населении. На сегодняшний день одной из главных задач Китая является оказание большого внимания физическому развитию детей и взрослых в Китае. Данная статья раскрывает социально-исторические предпосылки становления физического воспитания в Китае, которые и являются предметом статьи. Здесь раскрывается важнейшее направление развития физической культуры в Китае на сегодняшний день. Даются основные периоды развития физической культуры в Китае. Статья затрагивает аспекты развития с точки зрения развития системы массовой физической культуры в Китае (от первых элементов физической культуры - ушу до современного развития физической культуры в Китае), которое включает добавление Китая в олимпийское движение между народами. В выводе статьи подведены основные итоги по социально-историческим предпосылкам становления физического воспитания в Китае. Подтверждено заключение о том, что на данный момент в Китае существует мощная инфраструктура спортивного характера, которая способствует высокому экономическому развитию в Китае. Выделены факторы, которые способствуют развитию спорта в Китае на сегодняшний день.
Ключевые слова: социально-исторические предпосылки, физическое воспитание, физическая культура, спортивная инфраструктура, развитие физической культуры.
Авторы
Ахметова А.Р. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия, Институт международных отношений Казанского федерального университета.
Вражнова М.Н. - доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Галимзянова Л.Р. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия, Институт международных отношений Казанского федерального университета.
Дармилова Э.Н. - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Дюсенбаев А.Ж. - старший преподаватель. Западно Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова, г. Уральск, Республика Казахстан.
Зарединова Э.Р. - доктор педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования БОУВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь, Россия.
Комаров А.С. - студент 5 курса Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга.
Королёв В.Б. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.
Королёва Е.В. - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой общественных наук и иностранных языков, Калужский филиал РГАУ-МСХА (Российский государственный аграрный университет Московской сельскохозяйственной академии) имени К.А. Тимирязева, Калуга.
Куренкова Е.А. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения».
Лезина О.В. - заместитель декана факультета управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
Ли В.Н. - аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумубы.
Маргиев Д.Ю. - обучающийся 1 курса лечебного факультета. Северо-Осетинская медицинская государственная академия Минздрава России.
Минкова А.С. - старший подаватель кафедры Высшая математика ФГБОУ ВО "Российский технологический университет – МИРЭА (Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники)", г. Москва.
Плиева А.А. - обучающаяся 1 курса лечебного факультета. Северо-Осетинская медицинская государственная академия Минздрава России.
Поспелов Д.В. - кандидат психологических наук, доцент, Херсонский Технический Университет, г. Геническ.
Психомахова А.Р. - кандидат исторических наук, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5».
Протасова Л.А. - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой математики ННГАСУ (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет).
Столбов П.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры математики ННГАСУ (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет).
Стукачева Ю.Ю. - аспирант, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы, Республика Беларусь.
Тань Сяо - ассистент, Гуйчжоуский институт электромеханических технологии.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Фидарова К.К. - кандидат исторических наук, доцент кафедры общественного здоровья здравоохранения и социально-экономических наук. Северо-Осетинская медицинская государственная академия Минздрава России.
Чай Чжихэн - Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казань, Межлаука 1 Республика Татарстан.
Чапкин Н.С. - старший преподаватель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова". Базовая кафедра цифровой экономики института развития информационного общества.
Чекулаев Н.Д. - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, г. Махачкала.
Черняев М.С. - аспирант кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Юнюшкина А.С. - аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Факультет гуманитарных и социальных наук (ФГСН), Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.