Содержание

Педагогика
Байханов И.Б. Сложности формирования и закрепления профессиональной идентичности педагога 11
Фидарова К.К., Калабекова С.В., Кулова М.Л. Философско-мировоззренческие аспекты в рамках вузовского курса «Основы российской государственности» 21
Грибова Е.П. Цифровые технологии как средство развития познавательной активности старших дошкольников 28
Закирова Л.М., Комарова Л.Ю., Ямалеева Ф.М. Опыт применения системы оценивания индивидуальных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования 35
Кунгурова И.М., Слизкова Е.В., Павлинова К.А., Рептюх В.И. Реализация национально-регионального (казачьего) компонента обучения на уроках английского языка в средней школе 42
Меньшикова К.С., Спесивцева С.Е. Исследование по проблеме использования цифрового образовательного ресурса как инструмента обучения в цифровой образовательной среде 51
Миндзаева Э.В., Акишина Е.М., Демидова Ю.В. Современные проблемы методики обучения грамоте 62
Серякова С.Б., Андреева Д.А. Формирование компетенции сотрудничества младших школьников при реализации факультативного курса во внеурочной деятельности 71
Софронова А.Н. Педагогические аспекты формирования этнокультурного самосознания школьников во внеурочной деятельности в поликультурной среде 77
Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Сидоров В.И., Тутаришев А.К. К вопросу понятия сущности «воспитания», «социализация», «базовая культура» в педагогике (теоретические подходы, определения) 81
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. «Политика невмешательства» в контексте кризиса в Испанской республике 1936 года 88
Курышова Л.Н., Мотькин В.Н., Курмышкина О.Н. Экспертное мнение о проблемах и перспективах развития казачьего движения в Мордовии 97
Макаров Н.А. На пути к однопартийной диктатуре: особенности формирования партийного аппарата РКП (б) в сентябре – декабре 1918 г. (по материалам Костромской губернии) 104
Панасюк В.В. Деятельность землеустроительных комиссий Калужской губернии по оказанию материальной помощи единоличным домохозяйствам в период Столыпинских преобразований 115
Сазонова Д.Ю. «Религия спасла Россию от беспримерных бедствий»: требования министра народного просвещения С.С. Уварова к отражению роли православия в учебнике русской истории 125
Семёнова Э.Ю., Иванов К.С. Концентрационные лагеря нацистской Германии. Создание и уничтожение лагерей смерти 129
Шелудяков И.Ф. Промышленность Калужской губернии в годы новой экономической политики (1921-1929 гг.). Историографический обзор 135
Шувалов Е.Г. О некоторых эсхатологических аспектах «русской врачебной мысли», в контексте становления врачебного дела и здравоохранения в период централизации Московского государства 142
Дарчиев А.В. Осетинский народный праздник Цыппурс в рукописных материалах Е.Г. Пчелиной 149
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая история
Сидибе У. Антифранцузские настроения или пробуждение гражданского сознания Малийского общества? Анализ роли акторов гражданского общества в отказе от Франции в Мали 155
Аннотации 162
Авторы 182

 

 

Аннотации

Байханов И.Б.

Сложности формирования и закрепления профессиональной идентичности педагога

В статье раскрываются особенности такого сложного процесса, как формирование профессиональной идентичности педагога. В этом процессе велика роль внешних факторов, однако, главное значение имеют внутренние духовные импульсы, позволяющие индивиду рассматривать педагогическую деятельность как более, чем профессию, видеть в ней свое призвание. В призвании сложнее выявить четкие критерии идентичности но применительно к педагогической сфере они в первую очередь проявляются в том, что учитель руководствуется в своем служении не только любовью к профессии, но и к своим ученикам.
Ключевые слова: образование, педагогика, учитель, профессия, призвание, профессиональная идентификация, профессиональный долг.

 

Фидарова К.К.
Калабекова С.В.
Кулова М.Л.

Философско-мировоззренческие аспекты в рамках вузовского курса «Основы российской государственности»

Текущие преобразования в системе высшего образования в России привели к появлению новых дисциплин, среди которых «Основы российской государственности», «Обучение служением», «Этнология и регионоведение». Современная социально-политическая ситуация обуславливает необходимость усиления внимания к духовным аспектам общественной жизни нашей страны. Это во многом определяет важность воспитания молодого поколения, в том числе и в рамках высшего образования. В сентябре 2023 года в учебные планы бакалавров всех направлений подготовки включен курс «Основы российской государственности». Цель этой учебной программы заключается в следующем: расширить знания об истории российской государственности, подчеркнуть значимость традиционных русских ценностей для формирования гражданской позиции патриота, способствовать развитию навыков критического мышления и способности принимать мировоззренческие установки, характерные для русского народа.
Ключевые слова: российская государственность, мировоззрение, ценности, менталитет, молодое поколение, гражданственность, нравственность, смысл жизни.

 

Грибова Е.П.

Цифровые технологии как средство развития познавательной активности старших дошкольников

В статье анализируются цифровые технологии как средство развития познавательной активности старших дошкольников. Цифровизация предполагает качественное изменение содержания и условий, в которых протекает образовательный процесс. В детских садах применение цифровых технологий позволяет создавать для ребёнка ситуации, в которых ему требуется активно и самостоятельно искать решение проблем, предполагающих активизацию его когнитивных навыков. Познавательную активность ребёнка можно рассматривать в двух аспектах: как избирательную ориентацию психических процессов на события и объекты окружающего мира, личностную потребность и стремление заниматься продуктивной деятельностью, которая приносит удовлетворение, а такие как качество личности. Характерная черта познавательной активности ребёнка — наличие интереса к предмету изучения. Чтобы процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста был результативен, педагогу требуется соблюдать ряд организационно-педагогических условий на занятиях. Цифровые технологии превратились в значимый инструмент развития познавательной активности старших дошкольников. Для получения исключительно положительных эффектов при использовании цифровых технологий важно соблюдать избирательность и умеренность в количестве цифрового контента в времени взаимодействия детей с ним.
Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, личность, детский сад, познавательная активность, познавательный интерес, развитие познавательной активности, обучение, цифровизация, цифровые технологии.

 

Закирова Л.М.
Комарова Л.Ю.
Ямалеева Ф.М.

Опыт применения системы оценивания индивидуальных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь страны является перспективным направлением современной действительности. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать сопричастность и востребованность своих действий. Любое образование должно быть включающим, доступным, учитывающим право любого человека на отличие, и, в то же время, дающим право быть независимым и свободным. Наша задача исследования -дать шанс каждому человеку, независимо от его потребностей и возможностей здоровья, полностью раскрыть свой потенциал, реализовать свои цели и стать полноценным членом общества. Цель статьи заключается в прикладном анализе в работе с лицами с особыми потребностями в обучении. Структура представленной исследовательской работы включает в себя целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативный компоненты. Разработанные подходы в практической деятельности будущего специалистов включает в себя целевой (цели, задачи); методологический (подходы, принципы); содержательный аспект (особенности негативных переживаний у одаренных младших школьников с разным уровнем познавательных способностей); организационно-процессуальный аспект (организационно-педагогические условия, научно-методическое обеспечение) и результативный компоненты (показатели результативности).
Ключевые слова: дети и взрослые с особыми потребностями в обучении, реабилитация, профессиональные компетенции, нейропсихологическое исследование.

 

Кунгурова И.М.
Слизкова Е.В.
Павлинова К.А.
Рептюх В.И.

Реализация национально-регионального (казачьего) компонента обучения на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается возможность реализации национально-регионального (казачьего) компонента на уроках английского языка в современных образовательных реалиях. Авторы поднимают вопрос о необходимости внедрения национально-регионального (казачьего) компонента в обучение иностранному языку (английскому языку) и предлагают методику его интеграции с другими образовательными предметами – литературой, географией, историей и др.
Ключевые слова: национально-региональный компонент в образовании, интеграция, школа, английский язык, современный урок, ФГОС.

 

Меньшикова К.С.
Спесивцева С.Е.

Исследование по проблеме использования цифрового образовательного ресурса как инструмента обучения в цифровой образовательной среде

В статье показано проведенное исследование по проблеме использования цифрового образовательного ресурса как инструмента обучения в дистанционном формате для иностранных граждан на этапе довузовской подготовки. Вопрос по проблематике статьи детально изучен и проанализован посредством научных трудов, с рассмотрением различных точек зрения. Выделены позитивные и негативные опыты использования цифрового образовательного ресурса в образовательном процессе. Выделено понятие «цифровой университет» как собирательный образ многочисленных вариаций цифровизации образования. Определены фундаментальные понятия, определяющие цифровой образовательный ресурс, необходимые для его создания. Детально рассмотрены все известные типы электронного обучения с их характеристиками. Представлено рекомендуемое наполнение цифрового образовательного ресурса учебными материалами и требования к ним.
Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, цифровизация образования.

 

Миндзаева Э.В.
Акишина Е.М.
Демидова Ю.В.

Современные проблемы методики обучения грамоте

В статье рассматривается проблематика методики преподавания русского языка в аспекте обучения грамоте. Представлен краткий исторический анализ развития букваристики и обзор диссертационных исследований по методике обучения грамоте (1984-2011 гг.). Исследованы противоречия применения звукового аналитико-синтетического метода в различных методических системах. Выявлены существенные разногласия во взглядах на современную методику обучения грамоте и результаты её применения, а также в оценке последствий её массового внедрения в букварях и азбуках. Обозначены актуальные направления возможных диссертационных исследований в данной области.
Ключевые слова: методология, дидактика, методика преподавания русского языка, методика обучения грамоте, букваристика.

 

Серякова С.Б.
Андреева Д.А.

Формирование компетенции сотрудничества младших школьников при реализации факультативного курса во внеурочной деятельности

Целью данной статьи является представление результатов опытно-экспериментальной работы по итогам диссертационного исследования. Автор представляет анализ диагностических материалов и статистических данных констатирующего этапа эксперимента, проведенного с целью фиксирования уровня развития компетенции сотрудничества младших школьников. В статье представлено описание разработанного автором факультативного внеурочного курса «Успешная коммуникация и сотрудничество», эффективность которого была подтверждена в ходе исследования и итоговой диагностики респондентов. Практическая значимость исследования и статьи заключается в определении диагностических методик и разработке факультативного курса для формирования компетенции сотрудничества младших школьников.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, компетенция сотрудничества, младший школьный возраст, факультативный курс, воспитание, формирование.

 

Софронова А.Н.

Педагогические аспекты формирования этнокультурного самосознания школьников во внеурочной деятельности в поликультурной среде

В данной научной статье рассматриваются педагогические подходы к формированию этнокультурного самосознания школьников в процессе внеурочной деятельности в условиях поликультурной среды. Анализируются теоретические методы и формы работы, способствующие развитию уважения детей к культурному многообразию и формированию межкультурной компетенции у учащихся.
Ключевые слова: этнокультурное самосознание, внеурочная деятельность, поликультурная среда.

 

Цеева Н.А.
Чунтыжева З.И.
Сидоров В.И.
Тутаришев А.К.

К вопросу понятия сущности «воспитания», «социализация», «базовая культура» в педагогике (теоретические подходы, определения)

В статье рассматриваются различные подходы авторов к процессу воспитания и формирования личности, который включает в себя как целенаправленное внешнее воздействие, так и самовоспитание. Согласно новому подходу, особое внимание уделяется воспитанию личности через культуру, целью которого должно стать формирование базовой культуры личности. Базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения и предполагает наличие у человека ценностных ориентаций, которые служат основой для дальнейшего развития и позволяют ему гармонично развиваться в соответствии с социальной культурой. Иными словами, культура личности является основным определяющим понятием процессов воспитания и социализации.
Ключевые слова: культура, культура личности, личность, развитие, базовая культура, базовое образование, воспитание, социализация.

 

Щупленков О.В.
Щупленков Н.О.

«Политика невмешательства» в контексте кризиса в Испанской республике 1936 года

Настоящая работа посвящена анализу условий возникновения войны в Испании (1936–1939 гг.) исходя из международной позиции Лиги Наций и Комитетом по невмешательству. Основными методами исследования являются сравнительный и системный подходы. Авторы приходят к выводу, что стремление обезопасить собственные границы Великобритании и Франции привело к разрастанию конфликта в Испании. Актуальность исследования сопряжена с проблемой усиления роли межгосударственных институтов, в первую очередь ООН.
Ключевые слова: Британия, война, Испания, Лига Наций, «политика умиротворения», республика, Франция.

 

Курышова Л.Н.
Мотькин В.Н.
Курмышкина О.Н.

Экспертное мнение о проблемах и перспективах развития казачьего движения в Мордовии

Одна из ключевых проблем изучения казачества – отсутствие в научных кругах и среди общественности четкого понимания сущности этого понятия. Эксперты говорят в первую очередь о важности религиозной идентификации казачества, при этом отличительным маркером выступает факт вхождения в состав казачьего объединения. В статье представлено экспертное мнение о деятельности регионального казачества. Реальная помощь казачества государству выражается в патриотическом воспитании молодежи, организации детского и подросткового досуга. В регионе развивается кадетское образование. В рамках государственной службы, казаки помогают полиции и МЧС в обеспечении общественного порядка и гражданской безопасности. Проводятся ряд мероприятий по сохранению и развитию казачьей культуры. Эксперты отметили сильные и слабые стороны деятельности казачьих объединений Мордовии. Развитию казачьих объединений препятствуют такие административные барьеры, как бюрократизм и бумажная волокита, несовершенство законодательства, пассивность чиновников. Экспертами отмечается ряд проблем, которые препятствуют развитию регионального казачьего движения, для решения которых необходимы: финансовая поддержка казачьих объединений, правовое обеспечение и популяризация деятельности казачьих объединений.
Ключевые слова: казак, казачество, регион, перспективы развития, проблемы казачества, экспертный опрос.

 

Макаров Н.А.

На пути к однопартийной диктатуре: особенности формирования партийного аппарата РКП (б) в сентябре – декабре 1918 г. (по материалам Костромской губернии)

В статье рассматривается процесс складывания партийного аппарата РКП (б) в условиях формирования однопартийной большевистской диктатуры в период с сентября по декабрь 1918 гг. На основе материалов государственного архива новейшей истории Костромской области, анализируется процесс становления местных партийных организаций губернии и трансформация РКП (б) в правящую партию, стремящуюся к установлению однопартийной диктатуры. В частности, показывается расширение партийного аппарата, сложности в процессе организации партийной работе в районах, отдаленных от центра. Показывается, что ключевую роль в процессе организации политической структуры партии на местах играла деятельность организаторов и агитаторов городской партийной школы. Характеризуется роль местных политических элит и их электората. Автор анализирует агитационно-пропагандистскую работу, деятельность по укреплению внутрипартийной дисциплины, а также по распространению периодических изданий и брошюр. Показывается, что в конечном итоге все эти мероприятия способствовали повышению эффективности деятельности аппарата, формированию системы однопартийной диктатуры, что конечном итоге помогло победить большевикам в Гражданской войне.
Ключевые слова: РКП(б), октябрьская революция, Костромская губерния, агитация, пропаганда, партийная школа, партийная дисциплина.

 

Панасюк В.В.

Деятельность землеустроительных комиссий Калужской губернии по оказанию материальной помощи единоличным домохозяйствам в период Столыпинских преобразований

Объектом исследования является внутренняя политика России в начале XX в., предмет изучения – деятельность землеустроительных комиссий Калужской губернии по оказанию материальной помощи единоличным домохозяйствам в период столыпинских преобразований. Методологическую основу публикации составляют принципы историзма, научной объективности, системности, позволяющие представить в динамике многообразие причинно-следственных связей событий, явлений и процессов. Источниковая база исследования состоит из широкого круга разноплановых документов и материалов, которые можно разделить на несколько групп: во-первых, нормативные акты, во-вторых, делопроизводственная документация, выявленная в Государственном архиве Калужской области, в-третьих, справочные и статистические издания, в-четвертых, материалы центральной и местной периодической печати. Автор впервые в отечественной историографии поставил задачу раскрыть данную проблематику на примере исследуемого региона. В статье раскрываются основные формы материальной помощи домохозяйствам при проведении единоличных землеустроительных работ в регионе (ссуды, пособия и пр.), приводятся конкретные примеры и статистические данные о количестве крестьян, которым была оказана эта помощь. Установлено, что объемы отпускаемых государством средств на эти цели во многом зависело от количества образованных участковых хозяйств в регионе. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовки лекционных курсов, проведении практических занятий, написании учебных пособий и т.д.
Ключевые слова: Калужская губерния, землеустроительные комиссии, ссуды, пособия, огнестойкое строительство, единоличные домохозяйства.

 

Сазонова Д.Ю.

«Религия спасла Россию от беспримерных бедствий»: требования министра народного просвещения С.С. Уварова к отражению роли православия в учебнике русской истории

Статья посвящена первому из элементов концепции министра народного просвещения С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность». На примере «Программы» составления учебника по русской истории и других документов рассматриваются требования к отражению роли православия в русской истории в учебной литературе. Министр ждал от авторов учебников, что православие будет представлено как фактор, спасавший «Россию от беспримерных бедствий» и «сосредоточивающий силы ее» на протяжении веков.
Ключевые слова: С.С. Уваров, Николай I, православие, учебник русской истории, Министерство народного просвещения.

 

Семёнова Э.Ю.
Иванов К.С.

Концентрационные лагеря нацистской Германии. Создание и уничтожение лагерей смерти

Концлагеря нацистской Германии являлись местами для заключения, содержания и уничтожения обычных людей и политических заключенных. Во всех лагерях применялись различные формы насилия (пытки, медицинские эксперименты, использование заключенных в качестве рабов). После завершения Второй мировой войны и поражения нацистской Германии, многие бывшие узники лагерей столкнулись с трудностями в процессе реабилитации и возвращения к нормальной жизни.
Ключевые слова: Концентрационный лагерь, нацистская Германия, геноцид, узники, заключённые, пытки, крематории, принудительный труд, массовые убийства, Вторая мировая война.

 

Шелудяков И.Ф.

Промышленность Калужской губернии в годы новой экономической политики (1921-1929 гг.). Историографический обзор

В статье рассматриваются особенности развития историографии промышленности Калужской губернии в годы новой экономической политики. Автор указывает, что развитие промышленности Калужской губернии в годы новой экономической политики уже давно привлекает внимание исследователей. Однако публикаций по этой теме было создано не много. К наиболее ранним, можно отнести труды С.А. Карпова и Г.Ф. Серебрякова, где относительно подробно представлены данные о работе предприятий Калужской губернии и Мальцовского промышленного округа в 1920-е гг. В 1950-х гг., в форме научно-популярной лекции, была издана брошюра В.М. Бритова, которая посвящена развитию Калужской области за 40 лет Советской власти. Часть этой публикации рассматривает развитие предприятий Калужской губернии в период НЭПа. В последние годы появилось несколько работ, в которых используются данные о работе предприятий Калужской губернии, однако эти материалы используются для изучения общих проблем развитие советской экономики 1920-х гг., а собственно Калужская губерния объектом исследования в них не является. Автор указывает, что тема истории развития промышленности Калужской губернии в 1920-х гг. остается слабо разработанной и требует дальнейшего изучения.
Ключевые слова: историография, промышленность, Калужская губерния, новая экономическая политика.

 

Шувалов Е.Г.

О некоторых эсхатологических аспектах «русской врачебной мысли», в контексте становления врачебного дела и здравоохранения в период централизации Московского государства

В данной работы мы проследим роль религиозного мировоззрения и эсхатологического учения в контексте социокультурного взаимоотношения и общего информационного пространства. Выделим некоторые события, повлиявшие на «русскую медицинскую мысль».
Ключевые слова: отечественная история, русской медицины, эсхатология, православие, апокалипсис, Библия.

 

Дарчиев А.В.

Осетинский народный праздник Цыппурс в рукописных материалах Е.Г. Пчелиной

Евгения Георгиевна Пчелина (1895-1972) внесла значительный вклад в изучение истории, археологии и этнографии осетинского народа. Большая часть рукописного наследия Пчелиной до сих пор не опубликована, поэтому его тщательное изучение и введение в научный оборот представляет собой актуальную научную задачу. В статье рассматриваются рукописные материалы Е.Г. Пчелиной об осетинском народном празднике новогоднего цикла Цыппурс. Он занимает важное место в традиционной культуре осетин, однако в его изучении до сих пор остаются нерешённые вопросы. Целью данной работы является выяснение того нового, что вносят материалы Е.Г. Пчелиной в наши знания об этом празднике. Описанные ею элементы праздника (сжигание части жертвенного животного в праздничном костре) обнаруживают этнографические аналогии, позволяющие трактовать их как реликт архаичного жертвоприносительного ритуала, тем самым дополнительно подкрепляя вывод других исследователей о дохристианском возникновении праздника, несмотря на его календарную приуроченность к православному Рождеству. Отдельные положения исследовательницы нуждаются в корректировке: Цыппурс не является исключительно поминальным днём, хотя в некоторых осетинских обществах он и выступает в этом качестве, что является отражением локальных особенностей в праздничной обрядности осетин. Е.Г. Пчелиной приводит отсутствующее в других этнографических источниках название поминального дня «Цыппурс кард хай хист», в котором не вполне ясным остаётся значение компонента «кард». Автором статьи предложены две трактовки, тем не мене вопрос о его значении нуждается в дополнительном комплексном этнолого-лингвистическом исследовании. В целом же, рукописные материалы Е.Г. Пчелиной содержат важные сведения, способствующие изучению осетинского праздника новогоднего цикла Цыппурс, а стало быть, и более полной реконструкции традиционных религиозных представлений осетин.
Ключевые слова: народный календарь, новогодние праздники, новогодние костры, сжигание жертвы, осетины, Цыппурс, Рождество, Е.Г. Пчелина.

 

Сидибе У.

Антифранцузские настроения или пробуждение гражданского сознания Малийского общества? Анализ роли акторов гражданского общества в отказе от Франции в Мали

В статье рассматриваются причины роста антифранцузских настроений в Мали, а также роль акторов гражданского общества в этом процессе. Автор анализирует, как длительное военное присутствие Франции в Мали, начиная с операции «Серваль» в 2013 году, привело к усилению общественного недовольства. Приводятся причины, почему, несмотря на заявленные антитеррористические цели Франции, её действия интерпретировались как проявление неоколониализма. Особое внимание уделяется роли молодежных и социальных движений, которые способствовали усилению давления на французские власти и их окончательному выводу войск.
Ключевые слова: Франция, Мали, антифранцузские настроения, гражданское общество, операция «Серваль», неоколониализм, экстремизм, суверенитет.

 

 

Авторы

Акишина Е.М. - доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАО, руководитель Центра совершенствования методик преподавания дисциплин ФГБУ «Российская академия образования», Москва.
Андреева Д.А. - аспирант, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет".
Байханов И.Б. - кандидат политических наук, эксперт.
Грибова Е.П. - преподаватель, Северо-Кавказский институт (филиал) АНО ВО Московский гуманитарно-экономический университет.
Дарчиев А.В. - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН.
Демидова Ю.В. - методист учебно-методического отдела, АНО ДПО «Центр развития военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи», Москва.
Закирова Л.М. - ФГАОУ ВОНабережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Набережные Челны.
Иванов К.С. - старший преподаватель. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университет.
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия».
Комарова Л.Ю. - ФГАОУ ВОНабережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Набережные Челны.
Кулова М.Л. - кандидат исторических наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказского государственного института искусств.
Кунгурова И.М. - кандидат педагогических наук, доцент, начальник научного отдела, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Курмышкина О.Н. - старший научный сотрудник, ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга».
Курышова Л.Н. - кандидат социологических наук, директор ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга»; доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва».
Макаров Н.А. - аспирант ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», директор филиала Российского общества «Знание» в Ивановской области.
Меньшикова К.С. - старший преподаватель. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия.
Миндзаева Э.В. - кандидат педагогических наук, Почётный работник сферы образования РФ, ведущий аналитик Центра совершенствования методик преподавания дисциплин ФГБУ «Российская академия образования», Москва.
Мотькин В.Н. - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга».
Павлинова К.А. - студент, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Панасюк В.В. - кандидат исторических наук, доцент. Институт истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Рептюх В.И. - студент, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Сазонова Д.Ю. - соискатель ученой степени кандидата исторических наук ИРИ РАН. Младший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Остафьево» - «Русский Парнас».
Семёнова Э.Ю. - студент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университет.
Серякова С.Б. - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет".
Сидоров В.И. - кандидат педагогических наук, доцент. Адыгейский государственный университет.
Слизкова Е.В. - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Сидибе У. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Софронова А.Н. - аспирант. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутск.
Спесивцева С.Е. - кандидат педагогических наук, доцент. Белгородский государственный университет имени В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия.
Тутаришев А.К. - старший преподаватель, Адыгейский государственный университет.
Фидарова К.К. - кандидат исторических наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Осетинской государственной медицинской академии Минздрава России.
Цеева Н.А. - кандидат педагогических наук, доцент. Адыгейский государственный университет.
Чунтыжева З.И. - кандидат педагогических наук, доцент. Адыгейский государственный университет.
Шелудяков И.Ф. - Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга.
Шувалов Е.Г. - аспирант. Государственный университет просвещения.
Щупленков О.В. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Щупленков Н.О. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Ямалеева Ф.М. - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №88 для детей с ограниченными возможностями здоровья», Набережные Челны.