Содержание

Педагогика
Лезина О.В., Терновая Л.О. Возможности образования по преодолению кризиса «общества потребления» и соблазнов «общества впечатлений» 13
Напсо М.Д., Агирбов Т.Р. Онлайн-обучение: некоторые особенности современной педагогической практики 22
Шехирева Н.А. Формирование вторичной языковой личности в контексте гуманитарных наук 28
Симонов А.Н. Особенности педагогической деятельности в высших учебных заведениях биологического профиля 35
Барсукова Н.В. Искусственный интеллект и возможности и перспективы использования его технологий в изучении и преподавании иностранных языков 44
Григорьев О.В. Формирование социальной ответственности курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации в современных геополитических условиях 54
Давудова С.Я., Рагимханова К.Т. Перспективы применения искусственного интеллекта в образовании 59
Зимина Е.В. Использование оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций при изучении курса биология с целью совершенствования естественнонаучных компетенций студентов педагогического ВУЗа 64
Казаков В.А., Мыльникова Е.М., Кудина М.В., Якупова О.В. Влияние организации обучения в высших учебных заведениях на мотивацию студентов 71
Коренева В.В., Василовская Л.И. Роль студенческих олимпиад в подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования в России 79
Кунгурова И.М., Залевская В.Ю., Лоншакова Д.Д.,Червова А.А. Развитие эмоционально-образного мышления старшеклассников посредством написания эссе (на примере работы с произведением Федора Крюкова «Казачьи повести») 88
Лисаченко О.В. Цифровизация в системе образования 97
Ляшенко В.С. Перспективы применения современных технологий в обучении математических дисциплин в ВУЗе 103
Матченко Е.П. Роль целеполагания в процессе формирования образовательной самостоятельности у обучающихся в обучении иностранному языку 110
Мирзаханян Р.Э. Моделирование с помощью графов индивидуальной траектории обучения дискретной математике 117
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая история
Зотова А.С., Ранджбар М.Д. Иран и Шанхайский энергетический хаб: SWOT-анализ в рамках ШОС 123
Зинчук М.Г. Ближневосточная политика России в контексте ирано-саудовского противостояния (2016-2024 гг.) 142
Комелев А.И. Отношения между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой после 22 февраля 2022 года 150
Куровский С.В., Зинчук М.Г., Мишин Д.А. Детерминанты российской политики в прибрежных странах Персидского залива 156
Динь Нгуен Мань Куанг Вьетнамо-российское сотрудничество в атомной энергетике 166
Парфенов Д.В. Позиции России на вьетнамском рынке образования в современных условиях 173
Ю Цзюнхуэй Динамика образовательных ресурсов городского населения РСФСР в середине 1960-ых – начале 1980-ых гг. 178
Велиев Р.Р., Тахмазли Г.Г. Геополитическая роль России и Азербайджана на Южном Кавказе 183
Филимонова К.Н. Русская диаспора в Испании как ресурс «мягкой силы» России по сохранению историко-культурного наследия 195
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Шаповалов С.Н. Исторические особенности освоения северо-восточного берега Черного моря казачьим населением 206
Орлова Д.И. Проблема беженцев и перемещенных лиц на Потсдамской (Берлинской) конференции 1945 г. 116
Кириллова А.И. Генеалогические исследования камчатских эвенов: к актуальности вопроса 222
Ершова К.Е. Звуковое пространство традиционного свадебного обряда якутов 228
Аксарин В.В., Садыкова Э.Ф. Журнал «Северосоюз» как источник по истории северной потребительской кооперации 1917-1919 годов 232
Аннотации 246
Авторы 278

 

 

Аннотации

Лезина О.В.
Терновая Л.О.

Возможности образования по преодолению кризиса «общества потребления» и соблазнов «общества впечатлений»

Статья затрагивает кардинальную проблему социальной безопасности, связанную с постоянной трансформацией социума, приобретающего разные формы и предлагающего индивиду выбор между потреблением и впечатлением. У каждой из этих моделей имеется собственные риски, которые проявляются как на личностном, так и на общественном уровне. Система образования всегда выступала механизмом снижения уровня этих рисков. В новой цифровой реальности у институтов образования открываются новые возможности адаптации обучающихся к социальным реалиям.
Ключевые слова: система образования, цифровизация, искусственный интеллект, «общество потребления», «общество впечатлений», консьюмериззм, антиконсьюмеризм, повседневность, социальная безопасность.

 

Напсо М.Д.
Агирбов Т.Р.

Онлайн-обучение: некоторые особенности современной педагогической практики

Предметом анализа статьи являются особенности онлайн-обучения, показывается востребованность данной педагогической практики реалиями и требованиями системы образования, находящейся в процессе цифровых трансформаций. Раскрываются достоинства и недостатки онлайн-образования. Исследуются такие его принципы, как актуальность, доступность, автономность, гибкость, модульность. Обращено внимание на принцип коннективизма, подчеркивается необходимость его использования в образовательном процессе. Онлайн-обучение рассматривается с точки зрения социальной и экономической эффективности.
Ключевые слова: онлайн-обучение, виртуальная среда, принцип доступности, креативность, интерактивность, информационная грамотность, коннективизм.

 

Шехирева Н.А.

Формирование вторичной языковой личности в контексте гуманитарных наук

Изучение иностранного языка и прочих гуманитарных дисциплин оказывает значительное влияние на формирование вторичной языковой личности. Данное понятие неразрывно связано с общим пониманием личности.
В целом понятие личности сводится к сложному и многогранному определению. Каждый человек уникален, и его характерные черты формируют не только его индивидуальность, но и влияют на взаимодействие с окружающими, а также на общественные процессы. Личность может быть также определена как совокупность психических свойств и черт, которые определяют поведение и особенности восприятия мира конкретного человека. Эти свойства включают темперамент, характер, установки, ценности и интересы. Формирование личности начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни, подвергаясь влиянию различных факторов, среди которых важную роль играют семья, окружение, культура и общественные условия.
Языковая личность предполагает выражение социально-языкового содержания в речевом поведении. Это некое вместилище социально-языковых норм, смешение социально-языковых категорий.
Значение иностранного языка, безусловно, является важнейшим компонентом при формировании личности, в том числе языковой. В данной статье рассматриваются особенности данного процесса, а также воздействие прочих дисциплин на становление языковой личности.
Ключевые слова: личность, языковая личность, становление, развитие, мотивация, культура, значимость, гуманитарные науки.

 

Симонов А.Н.

Особенности педагогической деятельности в высших учебных заведениях биологического профиля

Статья посвящена исследованию особенностей педагогической деятельности в высших учебных заведениях биологического профиля, что является актуальной проблемой в условиях современных вызовов, связанных с развитием биологических наук, внедрением инновационных технологий и повышением требований к качеству подготовки специалистов. Авторы рассматривают специфику образовательного процесса в контексте биологического образования, выделяя ключевые аспекты, такие как интеграция фундаментальных и прикладных знаний, использование междисциплинарного подхода, а также внедрение современных методов обучения, включая цифровые технологии, проектные и исследовательские методы.
Особое внимание уделено роли преподавателя в формировании профессиональных компетенций студентов, развитии их научного мышления и способности к самостоятельной исследовательской деятельности. Статья представляет интерес для преподавателей высшей школы, методистов, а также исследователей в области педагогики и биологического образования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ и методик, направленных на повышение качества подготовки специалистов в области биологии.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, высшие учебные заведения, биологический профиль, образовательные технологии, методика преподавания, научно-исследовательская работа, профессиональная подготовка, междисциплинарный подход, практико-ориентированное обучение, компетентностный подход.

 

Барсукова Н.В.

Искусственный интеллект и возможности и перспективы использования его технологий в изучении и преподавании иностранных языков

Актуальность данной темы обусловлена растущей популярностью цифровых технологий во всех отраслях жизни общества, включая образование. В рамках работы автор проанализировал плюсы и минусы использования технологий искусственного интеллекта в сфере образования и перспектив их использования при изучении и преподавании иностранных языков. Особый акцент делается на том факте, как технологии искусственного могут облегчить труд преподавателя и сделать процесс изучения иностранного языка более увлекательным и продуктивным.
Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), технологии, обучение, преподавание, персонализированное обучение, нейронные системы, иностранный язык.

 

Григорьев О.В.

Формирование социальной ответственности курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации в современных геополитических условиях

Статья посвящена вопросам формирование социальной ответственности курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации в современных геополитических условиях. Высказывается мысль о том, что в нынешней научной среде нет общей позиции по вопросам социальной ответственности военнослужащих вообще и курсантов военных вузов ВНГ РФ, в частности, тогда как, сложившаяся внешнеполитическая обстановка и некоторые сложности с наборами курсантов в военные вузы в последние годы, побуждают к изучению указанных проблем. Также затрагиваются вопросы воинского коллектива, то есть той среды, в которой собственно и будет вращаться будущий офицер. Делается вывод о том, что социальная ответственность у будущих офицеров вузов ВНГ РФ сделавших выбор в пользу различных военных профессий обладает некоторыми качественными различиями, что в свою очередь, побуждает к поиску психолого-педагогических подходов для формирования социальной ответственности курсантов с целью их профессиональной подготовки, адекватной современным политическим и социально-экономическим условиям.
Ключевые слова: социальная ответственность будущих офицеров, курсанты вузов войск национальной гвардии, воинский коллектив, выбор военных профессий, психолого-педагогические подходы.

 

Давудова С.Я.
Рагимханова К.Т.

Перспективы применения искусственного интеллекта в образовании

Целью научной статьи является обоснование направлений совершенствования регулирования по вопросам искусственного интеллекта в образовательном процессе. В данной связи в статье указаны основные аспекты, которыми урегулирован искусственный интеллект, выявлены направления использования искусственного интеллекта в образовании, а также возникающие проблемы в связи с этим. В данном обзоре акцентируется внимание на применении технологий искусственного интеллекта в области обучения и преподавания. Важность этого исследования подчеркивается необходимостью адаптации к цифровизации экономики в России. Также приводятся данные из опроса, проведенного среди преподавателей школ, касательно их восприятия искусственного интеллекта в качестве ассистирующего инструмента.
В качестве выводов сформулированы предложения по улучшению основы в сфере искусственного интеллекта, которые могли бы найти отражение в действующем законодательстве. В данной связи полученные выводы могут быть интересны для научных, правоприменительных и законотворческих целей.
Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, обучение, умные помощники, роботизированные системы, нейросеть, образовательный процесс, цифровые технологии.

 

Зимина Е.В.

Использование оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций при изучении курса биология с целью совершенствования естественнонаучных компетенций студентов педагогического ВУЗа

В данной статье рассматриваются некоторые методические вопросы преподавания дисциплины «Биология» у студентов педагогического университета, получающих среднее профессиональное образование. С целью активизации процесса обучения и совершенствования естественнонаучной грамотности у будущих учителей предлагается использование оборудование Технопарка Универсальных педагогических компетенций. В статье рассмотрены методические аспекты использования, в частности биологических моделей технопарка. С целью активизации процесса обучения при изучении биологии предлагается использование таких моделей технопарка, как «Деление клетки. Митоз», «Деление клетки. Мейоз», «Строение ДНК». В работе предложены технологии моделирования для активизации обучения, закрепления материала при изучении таких важных общебиологических тем, как «Жизненный цикл клетки», «Цитологические основы размножения и наследственности», «Митоз как основной способ деления соматических клеток», «Мейоз как способ образования половых клеток, гамет», «Гаметогенез», «Нуклеиновые кислоты – строение и функции, структурные уровни организации ДНК», «Решение задач по цитологии», «Решение задач по молекулярной биологии». Данная технология способствует осознанному формированию и прочному закреплению основных общебиологических понятий, которые лежат в понимании глубинных процессов основы жизни на Земле.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, биология, естественнонаучная картина мира, естествознание, генетика, биологические модели, структурные уровни организации наследственного материала, ДНК, РНК, матричные процессы, деление клетки, митоз, мейоз.

 

Казаков В.А.
Мыльникова Е.М.
Кудина М.В.
Якупова О.В.

Влияние организации обучения в высших учебных заведениях на мотивацию студентов

В эпоху XXI века вовлеченность в обучение бакалавров, специалистов и/или магистрантов университетов, институтов и/или академий является очень значимым направлением. Авторы настоящей статьи исследовали мотивацию студентов высших учебных заведений относительно организации образовательного процесса. Полученные результаты исследования, позволили авторам выявить основные факторы, мотивирующие студентов высших учебных заведений к успешному обучению с позиции эффективной организации учебного процесса. Определить значимые критерии, которые характеризуют демотивированность «вузовцев» в ракурсе образовательной деятельности, реализуемой учреждениями соответствующего уровня. А также идентифицировать элементы, имеющие отношение к учебной деятельности, которые оказывают «двоякое» влияние на мотивацию/демотивацию студентов высших учебных заведений. Информированность руководящего состава университетов, институтов и/или академий (проректоров, деканов и заведующих кафедрами) о том, какие аспекты формируют у обучающихся молодых людей лояльное восприятие организации учебного процесса и какие моменты «подрывают» энтузиазм у студентов высших учебных заведений при их «погружении» в учебную деятельность особо актуальна. Ведь именно она воздействует на процесс обновления и дополнения учебных планов и учебно-методических комплексов дисциплин с одной стороны и процедуру реорганизации образовательной деятельности с другой стороны.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, организация обучения, организация учебного процесса, образовательная деятельность, учебная деятельность, мотивация студентов, демотивация «вузовцев», факторы мотивации, критерии мотивации, элементы мотивации, индикаторы мотивации.

 

Коренева В.В.
Василовская Л.И.

Роль студенческих олимпиад в подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования в России

В статье рассматривается роль состязательных мероприятий, в том числе, студенческих олимпиад в подготовке специалистов среднего звена. Сегодня государство ставит задачу подготовки кадров, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к личности: инициативность, творческий подход, гибкость и адаптивность. Это заставляет исследователей обратиться к новым формам подготовки кадров. Целью исследования является описание опыта использования новых форм подготовки специалистов системой среднего профессионального образования. Описан опыт проведения олимпиады, как формы работы со студентами, обучающимися в средних профессиональных заведениях. Авторами статьи выделены этапы проведения олимпиады, описана роль каждого этапа, предложены рекомендации по их проведению. Тема проведенного исследования находит отражение в современном образовательном процессе и является актуальной, особенно в свете компетентностного подхода в образовании.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, формы подготовки, образовательный процесс, олимпиада, конкурс, взаимодействие, этапы, цели, задачи.

 

Кунгурова И.М.
Залевская В.Ю.
Лоншакова Д.Д.
Червова А.А.

Развитие эмоционально-образного мышления старшеклассников посредством написания эссе (на примере работы с произведением Федора Крюкова «Казачьи повести»)

В статье представлено понятие «эмоционально-образное мышление», особенности развития эмоционально-образного мышления старшеклассников, описано использование такого инструмента его развития как написание эссе по произведениям, относящимся к теме казачества, на уроке литературы (описаны структура эссе и критерии оценки). В статье представлена краткая биография Ф.Д. Крюкова, история написания его произведения «Казачьи повести», а также приведены примеры форм работы с данным произведением.
Ключевые слова: эмоционально-образное мышление, эссе, русская литература, Ф.Д. Крюков, «Казачьи повести», казачество.

 

Лисаченко О.В.

Цифровизация в системе образования

В данной статье рассматриваются основные аспекты цифровизации системы образования в Российской Федерации. Анализируются современные технологии, используемые в образовательном процессе, и выявляются основные проблемы, связанные с технологическим неравенством, отсутствием цифровых навыков и кибербезопасностью. Особое внимание уделено перспективам цифровизации, таким как повышение доступности образования, индивидуализация образовательных траекторий и внедрение гибридных форматов обучения. Документ предлагает практические рекомендации по преодолению существующих препятствий и успешному внедрению цифровых технологий в образование. Он может быть полезен исследователям, преподавателям и практикам, интересующимся вопросами развития образования.
Ключевые слова: цифровизация, образование, технологии, доступность, индивидуализация, кибербезопасность.

 

Ляшенко В.С.

Перспективы применения современных технологий в обучении математических дисциплин в ВУЗе

В данной работе рассматриваются перспективы применения современных технологий в обучении математических дисциплин в вузе. Анализируются преимущества и недостатки различных технологий, таких как электронное обучение, интерактивные симуляции, виртуальная и дополненная реальность.
Работа представляет собой ценный ресурс для преподавателей математических дисциплин. Она предоставляет обзор последних достижений в области образовательных технологий и предлагает практические идеи по их использованию для улучшения обучения математике в вузе.
Ключевые слова: математический анализ, дискретная математика, теория вероятностей, образование, мультимедиа, тестирование.

 

Матченко Е.П.

Роль целеполагания в процессе формирования образовательной самостоятельности у обучающихся в обучении иностранному языку

В статье рассматривается роль целеполагания в процессе формирования образовательной самостоятельности у обучающихся в обучении иностранному языку в современной школе. В тексте представлены научные дефиниции понятия образовательной самостоятельности, а также сложности, возникающие у обучающихся в процессе её формирования у них. Целью настоящего исследования было определение роли целеполагания в процессе формирования образовательной самостоятельности у обучающихся в обучении иностранному языку. Для достижения поставленной цели были использованы методики: анкетирование и беседа. В ходе исследования, выполненного в рамках этого проекта, было обнаружено, что есть существенная проблематика, связанная с процессом целеполагания в образовательной сфере. Исследования показало, что обучающиеся зачастую не осознают важность процесса постановки целей и испытывают недостаток в компетенциях, необходимых для самостоятельного определения образовательных задач в контексте их учебной и познавательной активности. Параллельно, педагогические практики не уделяют адекватного внимания развитию умений целеполагания у обучающихся, предоставляя им заранее сформулированные образовательные цели. Это обстоятельство препятствует формированию у обучающихся навыков образовательной самостоятельности, особенно в процессе изучения иностранных языков.
Ключевые слова: целеполагание, образовательная самостоятельность, обучение иностранному языку, анкетирование.

 

Мирзаханян Р.Э.

Моделирование с помощью графов индивидуальной траектории обучения дискретной математике

Актуальность статьи определяется значительной эффективностью индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения студентов. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) позволяет каждому обучающемуся делать осознанный выбор из предложенных направлений, исходя из личных интересов и карьерных задач. Ключевую роль в проектировании образовательной траектории играет теория графов. Она предоставляет инструменты для анализа и оптимизации учебного процесса. Целью данного исследования является построение индивидуальной траектории обучения дискретной математике на основе модели из теории графов.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, дискретная математика, моделирование, графы, проект, критический путь.

 

Зотова А.С.
Ранджбар М.Д.

Иран и Шанхайский энергетический хаб: SWOT-анализ в рамках ШОС

На сегодняшний день одним из важных трендов современных международных отношений является процесс регионализации. Страны все больше стремятся развивать и углублять отношения с соседними странами в различных областях, поскольку видят в такого рода формате более стабильное и взаимовыгодное сотрудничество. Одним из главных направлений межгосударственного сотрудничества является энергетика, производство и транспортировка энергетических ресурсов. В статье рассматривается путь становления Ирана в качестве полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), идея создания энергетического хаба на пространстве ШОС, а также роль и место Ирана в ее энергетической политике. В первом разделе статьи рассмотрена история создания и развития ШОС, различные инициативы, в том числе и энергетические. Второй раздел статьи посвящен истории взаимодействия Ирана и ШОС, а также факторам, послужившие препятствием для вступления Ирана в организацию на полноправной основе. В следующем разделе анализируются преимущества и недостатки иранской идеи «Шанхайской энергетики», которые являются определяющими в реализации такой инициативы, а также перспективы и риски, которые могут последовать в случае создания подобного проекта. В качестве исследовательского метода применяется SWOT-анализ, нацеленный на выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в деле формирования «Шанхайского энергетического хаба», что позволяет оценить возможность существования и развития рассматриваемого энергетического узла.
Ключевые слова: энергетика, сотрудничество, ШОС, энергетический хаб, Иран, санкции, региональное сотрудничество, энергетическая безопасность, новый миропорядок.

 

Зинчук М.Г.

Ближневосточная политика России в контексте ирано-саудовского противостояния (2016-2024 гг.)

На фоне противостояния между Россией и Западом, которое еще больше обострилось с началом Специальной военной операции на Украине, российское руководство нуждалось в надежных партнерах. Согласно положениям концепции внешней политики РФ от 2023 года, российская сторона сделала выбор в пользу развития двусторонних отношений, преимущественно, со странами Востока, среди которых Королевство Саудовская Аравия и исламская республика Иран стали одними из приоритетных направлений. Россия понимает, что в Ближневосточном регионе сходятся ее региональные и глобальные интересы, которых достичь без содействия данных государств невозможно.
Так с 2016 года началось стремительное оживление контактов Москвы с Тегераном и Эр-Риядом. С каждым годом эта динамика набирала свою актуальность на фоне ежегодного роста напряжения между этими странами и западными государствами.
Ключевые слова: Российская Федерация, Ближний Восток, Ирано-Саудовские отношения, балансирование, конфликт, дипломатия.

 

Комелев А.И.

Отношения между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой после 22 февраля 2022 года

После событий, которые произошли 22 февраля 2022 г. отношения между РФ и КНДР начали только укрепляться, что было совсем не на руку Западным странам. Данный период ознаменовался рядом значимых событий и тенденций, которые оказали существенное влияние на характер взаимодействия между Россией и Северной Кореей.
Особое внимание уделяется тому, как события на Украине повлияли на позиции КНДР и России на международной арене, а также на характер двусторонних взаимодействий между ними. Россия, находясь под санкционным давлением Запада, стремиться к укреплению связей с такими государствами как Китай, Индия, Вьетнам, Таиланд и многими другими странами АТР и Ближнего Востока. Также, все вышеперечисленные государства заинтересованы в расширении сотрудничества с Россией, особенно главную роль играет КНДР, с которой у РФ есть схожие интересы практически во всех сферах деятельности.
Также в статье рассматривается то, как впервые после пандемии коронавируса Россию посетил северокорейский лидер Ким Чен Ын, и то, как впервые за 24 года президент Российской Федерации В.В. Путин посетил Северную Корею, где было подписано ряд важных для дальнейшего сотрудничества России и КНДР документов.
Ключевые слова: специальная военная операция, двусторонние отношения, визит, украинский кризис, санкции, сотрудничество, договор, РФ, Северная Корея.

 

Куровский С.В.
Зинчук М.Г.
Мишин Д.А.

Детерминанты российской политики в прибрежных странах Персидского залива

В данной статье раскрываются детерминанты российской политики в прибрежных странах Персидского залива. Отражаемые в статье вопросы приобретают особую актуальность в условиях необходимости формирования основных направлений и изучения особенностей политики, проводимой Россией, в отношении арабских стран Персидского залива. Цель научного исследования состоит в исследовании детерминантов российской политики в арабских странах Персидского залива. Для достижения поставленной цели в статье приведена характеристика государств Персидского залива (на примере Катара), определены перспективные направления торгово-экономического сотрудничества РФ с арабскими странами Персидского залива, выявлены возможности имплементации особенностей финансового партнёрства между государствами Персидского залива в рамках развития международного объединения ЕАЭС.
Ключевые слова: детерминанты, политика Российской Федерации, прибрежные страны, арабские страны Персидского залива, возможности имплементации, торгово-экономическое сотрудничество, финансовое партнёрство, международные отношения.

 

Динь Нгуен Мань Куанг

Вьетнамо-российское сотрудничество в атомной энергетике

В эпоху, когда энергия является ключевым фактором, определяющим развитие страны, Вьетнам стоит перед сложным, но многообещающим выбором: атомная энергетика. Процесс развития атомной энергетики во Вьетнаме прошел через значительные изменения, начиная с первых шагов в 1970-х годах и до откладывания проекта в 2016 году. В последние годы, когда спрос на электроэнергию резко возрос, атомная энергетика снова рассматривается как стратегический вариант для достижения целей устойчивого развития СРВ. С 1980-х годов Россия всегда была главным партнером Вьетнама в сотрудничестве по строительству и развитию атомной энергетики во Вьетнаме. В настоящее время, особенно после визита российского премьер-министра М.В. Мишустина в связи с 75-летием установления двусторонних дипломатических отношений, Россия проявляет себя как важный стратегический партнер в развитии ядерных энергетических технологий во Вьетнаме. В статье применены основные принципы и методы исследования международных отношений, такие как историзм, научность и достоверность; Критический анализ документов и подписанных документов для анализа подходов двух сторон к сотрудничеству в развитии ядерной энергетики во Вьетнаме.
Ключевые слова: Вьетнам, Россия, АЭС Ниньтхуан-1, Росатом, атомная энергетика, сотрудничество.

 

Парфенов Д.В.

Позиции России на вьетнамском рынке образования в современных условиях

В статье автор рассматривает российско-вьетнамские отношения в сфере образования с позиций взаимной заинтересованности Вьетнама и России в сотрудничестве. В статье приводится анализ в трех аспектах: российское образование, как предмет экспорта; вьетнамские потребности в области образования; и позиции России на вьетнамском образовательном рынке в контексте конкурентной среды.
Ключевые слова: Вьетнам, Россия, образование, сотрудничество, конкуренция.

 

Ю Цзюнхуэй

Динамика образовательных ресурсов городского населения РСФСР в середине 1960-ых – начале 1980-ых гг.

Статья посвящена обсуждению динамики образовательных ресурсов городского населения РСФСР в середине 1960-ых – начале 1980-ых гг., когда РСФСР находилась в состоянии расцвета, в том числе и ее образование. В основе исследования – народное хозяйство РСФСР(статические ежегодники) и монографии и др. В статье представлена данные по образовательным ресурсам РСФСР и их динамика. В статье рассматривалось количество основных учебных заведений и их учащихся в РСФСР, их изменение во времени, для выявления состояния развития образования в изучаемый период. В статье также уделено внимание основным вопросам в этой сфере.
Сделан вывод что, несмотря на заметный прогресс в развитии образовании, в данный период существовали большое количество проблем, что в определенной степени сдержало последующее развитие образования РСФСР.
Ключевые слова: образование, образовательные заведения, город, педагоги, учащиеся.

 

Велиев Р.Р.
Тахмазли Г.Г.

Геополитическая роль России и Азербайджана на Южном Кавказе

В контексте возросшей роли Южного Кавказа на современной международной арене Россия и Азербайджан демонстрируют особую значимость в формировании регионального порядка. Их стратегические интересы охватывают военное, экономическое и политическое измерения, отражая стремление к расширению собственного влияния и поиску надёжных партнёрств. Цель представленного исследования – изучить и сопоставить геополитические подходы обеих держав, определив факторы, влияющие на их выбор инструментов для обеспечения безопасности и экономического роста.
Во второй части работы рассмотрены стратегические приоритеты России, направленные на поддержание стабильности в регионе, а также геополитическое значение Азербайджана, обладающего существенным транзитным и энергетическим потенциалом. Автор проводит сравнительный анализ военных, экономических и дипломатических инструментов, используемых этими странами, что позволяет выявить сходства и различия в их попытках укрепить собственные позиции на Южном Кавказе.
В результате автор приходит к выводу, что Россия и Азербайджан занимают различные, но дополняющие друг друга позиции: Москва опирается на исторические связи и военно-политическое присутствие, а Баку использует энергетические и торговые возможности для упрочения своей роли. Взаимодействие этих игроков формирует основу региональной стабильности и во многом определяет стратегическую динамику. Статья представляет ценность для специалистов, интересующихся механизмами взаимодействия крупных региональных акторов и их влиянием на общий баланс сил.
Ключевые слова: Южный Кавказ, геополитика, российско-азербайджанские отношения, Московская декларация, экономические показатели.

 

Филимонова К.Н.

Русская диаспора в Испании как ресурс «мягкой силы» России по сохранению историко-культурного наследия

В условиях современной геополитической ситуации представители русской диаспоры в Испании и других странах остаются важным ресурсом «мягкой силы» Российской Федерации, помогающим поддерживать связи между сторонами, в первую очередь, в области культуры и гуманитарных связей. В статье исследована деятельность российских соотечественников, проживающих в Испании, выделены основные задачи, которые решаются в рамках проводимых ими мероприятий, в том числе: формирование интереса к исторической родине, сохранение духовно-нравственных ценностей, распространение русского языка и культуры, знаний о русской истории. Определены проблемные точки в реализации политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом и предложены шаги по их корректированию.
Ключевые слова: диаспора, гуманитарная политика, культурная идентичность, культурное наследие, мягкая сила, российское зарубежье, соотечественники.

 

Шаповалов С.Н.

Исторические особенности освоения северо-восточного берега Черного моря казачьим населением

В статье впервые предпринята попытка проанализировать роль различных казачьих групп в освоении северо-восточного берега Черного моря. В качестве таковых были выбраны малороссийские, азовские и донские казаки. Цель статьи – продемонстрировать вклад различных казачьих групп в заселение, освоение и защиту населенных пунктов северо-восточного берега Черного моря. В качестве методологического подхода использована концепция социального подхода, которая позволяет выделить из всей многообразной совокупности социальных слоев и этнических групп, участвовавших в освоении северо-восточного берега Черного моря, именно казачество и сконцентрировать исследовательское внимание на его вкладе в этот процесс. В статье применяется историко-генетический, ретроспективный и системный метод.
Показано, что появление малороссийских, азовских и донских казаков на северо-восточном берегу Черного моря было вызвано несколькими взаимосвязанными причинами. Значительный приток в Анапу и ее окрестности беглого населения из других губерний и областей Российской империи не позволял планомерно заселять и осваивать новый край. Постоянная внешняя опасность со стороны горцев не позволяла производить распашку близлежащих земель и развивать сельское хозяйство, промыслы, торговлю. Одним из путей решения сложившейся ситуации было переселение в крепость Анапу казачьего населения, способного владеть оружием и защищать новые населенные пункты.
Сделан вывод, что в процессе освоения северо-восточного берега Черного моря были задействованы различные группы казачества. Малороссийские казаки участвовали в заселении нового края, основывали населенные пункты и занимались исключительно хозяйственной деятельностью. Азовские казаки, в силу сложившихся обстоятельствах, внесли свой вклад только в защиту морских коммуникаций на северо-восточном берегу Черного моря. Донские казаки занимались охраной населения Анапы и станиц Закубанского поселения. Они постоянно проживали в станицах, обеспечивали безопасность проведения полевых работ и защиту самих населенных пунктов.
Ключевые слова: Азовские казаки, Анапа, донские казаки, Закубанское поселение, малороссийские казаки, переселение.

 

Орлова Д.И.

Проблема беженцев и перемещенных лиц на Потсдамской (Берлинской) конференции 1945 г.

Статья посвящена разрешению и обсуждению проблемы беженцев и перемещенных лиц на Потсдамской (Берлинской) конференции 1945 г. стран-победительниц - СССР, США, Великобритания. В основе исследования – документы Архива внешней политики РФ. В статье представлены ключевые темы в рамках обозначенной проблемы, которые обсуждались на заседаниях конференции, а именно, польский вопрос, вопрос относительно правомерности использования польским населением сельскохозяйственных угодий и производственных предприятий на территории Силезии, захваченных во время войны Германией. Рассматривалась ситуация с положением в лагерях для перемещенных лиц в Италии, Австрии, Германии и Норвегии, где содержались советские военнопленные и перемещенные лица, в отношении которых применялись насильственные мероприятия и велась пропаганда по невозвращению на родину. Кроме того, в исследовании уделено внимание актуальной задаче о прекращении насильственного перемещения немцев из Чехословакии, Польши и Венгрии в Германию, до принятия окончательного решения трех великих держав по этому вопросу.
В статье проанализированы созданные в рамках конференции структуры, их компетенции, раскрыт механизм принятия ими решений.
Сделан вывод о том, что несмотря на достигнутые договорённости, Конференция не привела к эффективному решению вопроса о судьбе перемещенного населения в Европе. Переговоры были осложнены нараставшей конфронтацией между англо-американским блоком и СССР по многим международным проблемам того времени, что в будущем привело к противостоянию бывших союзников в условиях начавшейся холодной войны.
Ключевые слова: Потсдамская (Берлинская) конференция, Вторая мировая война, беженцы, перемещенные лица.

 

Кириллова А.И.

Генеалогические исследования камчатских эвенов: к актуальности вопроса

В статье рассматриваются вопросы происхождения эвенских родов, пришедших на Камчатку в XIX в. Генеалогические исследования эвенов Быстринского района, позволяют определить регионы, из которых происходило переселение эвенов на Камчатку, а также составлять генеалогические древа, важные для создания эвенских семей, особенно при заключении браков между камчатскими эвенами сегодня и создании традиционных эвенских семей.
Ключевые слова: Камчатка, коренные народы Камчатки, историография Камчатки, исследования Камчатки, быстринские эвены, камчатские эвены.

 

Ершова К.Е.

Звуковое пространство традиционного свадебного обряда якутов

В статье анализируется звуковой аспект ритуала, который является объектом изучения сенсорной этнографии. Цель исследования — изучение акустического кода традиционного свадебного обряда народа саха, который включает в себя как звуки, так и моления. В ходе исследования были использованы историко-типологический и семантический подходы. Они позволили изучить звуковую составляющую ритуальных действий, определить их функции и символическое значение. Также был применён функциональный анализ, который помог систематизировать различные способы использования голоса как средства магической коммуникации с божествами. Автор акцентирует внимание на семиотике звука и тишины в семейном быту и ритуальной практике, поскольку обряды представляют собой неотъемлемую составляющую традиционной духовной культуры, постижение которой способствует более глубокому проникновению в сущность народного мировоззрения и формированию представления о путях развития духовной культуры в дальнейшем. Автором делается вывод, что молчание, звук, слово могут сочетаться с музыкой или использоваться независимо от нее, придавая обряду эмоциональную окраску и создавая определённое настроение. Звуковой аспект непосредственно связан с вербальным аспектом ритуала, включающим в себя словесные формулы, благопожелания, приговоры, а также специальную терминологию. Звук в качестве инструмента священного действия приобретает различные магические функции: защищать от несчастий, лечить от болезней, отгонять злых духов, благословлять. В результате исследования автор приходит к выводу, что с самых древних времен народная культура была направлена на то, чтобы помочь людям выживать в суровых природных и исторических условиях. Именно поэтому в якутской культуре звук имеет особое значение и тесно связан с окружающей природой и духовным миром. Звуковые традиции играют важную роль в повседневной жизни и обрядах. В перспективе изучения темы можно будет сформировать систему звуковых элементов, которые органично вписаны в окружающую среду и являются неотъемлемым компонентом этнокультурного ландшафта Якутии.
Ключевые слова: этносемиотика, звуковые табу, акустический код, свадебный обряд, звуковой аспект ритуала, традиционная культура.

 

Аксарин В.В.
Садыкова Э.Ф.

Журнал «Северосоюз» как источник по истории северной потребительской кооперации 1917-1919 годов

Предметом исследования выступает региональная журналистика, объектом – периодическое кооперативное издание «Северосоюз». Впервые вводятся в научный оборот материалы первого журнала Объ-Иртышского союза кооперативов, документы региональных архивов и Тюменского музейно-просветительского объединения. При написании статьи учитывалось влияние природно-географических, социальных, экономических условий сибирских территорий в указанный период на развитие кооперации; применялись историко-сравнительный, историко-типологический, статистический методы исследования, анализировались материалы, помещенные на страницах журнала «Северосоюз» в 1917-1919 гг., которые освещали торгово-хозяйственную, общественно-массовую и культурно-просветительную деятельность северной потребительской кооперации. Данные периодической печати свидетельствуют о появлении первого кооперативного издания в Тобольской губернии, небольшом штате селькоров, финансовых, хозяйственных, кадровых проблемах кооперативной сети, типичных и региональных особенностях издания. Отражение деятельности северной кооперации шло по схожей общероссийской тематике журнальной рубрикации. Как и в центральной России региональная кооперативная печать уделяла до 40% своих материалов работе кооперации. Издание публиковало статьи о работе данной системы в городе и на местах, хроникерские заметки, финансовые отчеты, обзоры и итоги работы за год. Обращение к историческому опыту развития региональной кооперативной журналистики будет способствовать пополнению данных по истории потребительской кооперативной системы.
Ключевые слова: Западная Сибирь, журнал, кооператив, периодическое издание, регион, Север Западной Сибири, Северосоюз.

 

 

Авторы

Агирбов Т.Р. - студент. Северо-Кавказской государственной академии.
Аксарин В.В. - кандидат исторических наук, доцент, главный научный сотрудник, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник.
Барсукова Н.В. - доцент высшей школы Лингводидактики. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Василовская Л.И. - заместитель директора КГБПОУ «Красноярский строительный техникум», г. Красноярск.
Велиев Р.Р. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Григорьев О.В. - Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург.
Давудова С.Я. - кандидат физико-математических наук, доцент. Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия.
Динь Нгуен Мань Куанг - магистрант кафедры теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Ершова К.Е. - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
Залевская В.Ю. - обучающаяся 3 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова, (филиал) Тюменский государственный университет.
Зимина Е.В. - кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и естественных наук. ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет».
Зинчук М.Г. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Зотова А.С. - студент магистратуры, факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Казаков В.А. - студент 4 курса, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток. SPIN-код 1631-5630
Кириллова А.И. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», Петропавловск-Камчатский.
Комелев А.И. - аспирант, Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
Коренева В.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики. ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск. SPIN-код 3475-6773
Кудина М.В. - кандидат технических наук, доцент. ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь. SPIN-код 2782-9949
Кунгурова И.М. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания, начальник научного отдела. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова, (филиал) Тюменский государственный университет.
Куровский С.В. - руководитель научно-исследовательского подразделения ООО «Высшая Школа Образования».
Лезина О.В. - заместитель декана факультета управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
Лисаченко О.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» институт химических технологий и инжиниринга, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет в г. Стерлитамаке.
Лоншакова Д.Д. - обучающаяся 3 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова, (филиал) Тюменский государственный университет.
Ляшенко В.С. - кандидат педагогических наук, доцент, МИРЭА – Российский технологический университет.
Матченко Е.П. - МБОУ «СОШ №98», Алтайский государственный педагогический университет.
Мирзаханян Р.Э. - доцент, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
Мишин Д.А. - руководитель редакционно-издательского отдела ООО «Высшая Школа Образования».
Мыльникова Е.М. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг». ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь. SPIN-код 6624-3790
Напсо М.Д. - доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказской государственной академии.
Орлова Д.И. - аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Парфенов Д.В. - аспирант факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН), Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Рагимханова К.Т. - старший преподаватель. Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия.
Ранджбар М.Д. - ассистент кафедра, факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Садыкова Э.Ф. - кандидат педагогических наук, доцент. Кафедра естественнонаучных дисциплин и методик преподавания. Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета.
Симонов А.Н. - кандидат биологических наук, доцент, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь.
Тахмазли Г.Г. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Филимонова К.Н. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Червова А.А. - обучающаяся 3 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова, (филиал) Тюменский государственный университет.
Шаповалов С.Н. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Кубанский государственный университет.
Шехирева Н.А. - кандидат педагогических наук, доцент. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. SPIN-код: 5744-2170
Ю Цзюнхуэй - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Якупова О.В. - старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг». ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь. SPIN-код 5965-3363