Содержание

Педагогика
Лукашенко Д.В. Актуальные проблемы педагогики высшей школы в условиях цифровой трансформации образования 11
Кривцов А.С., Кривцова М.В., Жемаева Е.А., Булавкина Е.С. Адаптация студентов, занимающихся пулевой стрельбой к тренировочным и соревновательным нагрузкам 19
Живодёров А.В., Гаврилова Е.А. Проблемы разработки нормативной базы в массовых видах спорта на примере гиревого спорта 28
Зырянова Е.В., Алексеева Е.В. К вопросу о дополнительном образовании школьников 33
Кулинская Е.В. Организация образовательной деятельности иностранных студентов на подготовительном факультете с использованием межпредметных связей 39
Ло Яфан, Ма Хаожань Адаптация инновационных цифровых технологий для повышения уровня мотивации к музыкальному образованию обучающихся 47
Нарыкова Н.А., Крюкова И.В., Симонова Н.А. Техника использования жестикуляции в процессе запоминания иностранных слов 56
Петрушенко С.А. Профессиональное развитие педагогов в конфигурации цифрового суверенитета образовательной организации 62
Синицын А.Ю. Английский язык в авиации России и США 72
Царегородцева Л.Д., Есаулов М.Н., Кохан Т.А., Жирнова Е.В. Значение разминки на занятиях по физической культуре в вузе 82
Андреева А.В. Цифровые технологии в инклюзивном образовании 88
Лю Цзиньли Цифровые технологии расширяют возможности преподавания в классе и улучшают мышление учащихся 93
Морозов А.П. Система подготовки милицейских кадров в начале XX века 105
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая история
Барановская Б.И. CELAC, ЕС и Китай: динамика международного взаимодействия 113
Карпухин М.К. Веапонизация мигрантов: кейс Беларуси 123
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Упоров И.В. Экономические преобразования в СССР в середине 1960-х годов: изменение планирования и другие принципы не дали ожидаемых результатов 130
Иванцов И.Г. Из материалов расследований личных дел коммунистов и уточнения потерь партийной организации ВКП (б) города Ейска в 1943 г. 138
Павлова М.Н. Эвакуация арсенала из Москвы во время Отечественной войны 1812 года 145
Текеев С.О. Правовые практики недропользования на территории Карачаево-Черкесии в дореволюционный период (XIX – начало XX в.) 153
Фельдман А.Л. Формирование первых представлений о нефтеносности региона Центральной и Восточной Сибири 159
Шостак В.А., Синегубов С.Н., Долгушина П.С. Развитие образования, как главный элемент в социальной политике Сталина 171
Аннотации 178
Авторы 202

 

 

Аннотации

Лукашенко Д.В.

Актуальные проблемы педагогики высшей школы в условиях цифровой трансформации образования

В статье рассматриваются актуальные проблемы педагогики высшей школы в условиях цифровой трансформации образования. Анализируются противоречия, возникающие в связи с внедрением цифровых технологий в образовательный процесс, такие как цифровое неравенство, изменение роли преподавателя, развитие цифровой компетентности студентов, сохранение баланса между традиционными и цифровыми формами обучения, оценка эффективности цифровых технологий. Предлагаются пути решения этих проблем, включая сокращение цифрового неравенства, повышение квалификации преподавателей, развитие цифровых навыков у студентов, адаптацию образовательных программ и создание современной технической инфраструктуры. Подчеркивается необходимость комплексного подхода к решению этих задач для обеспечения качественного и доступного высшего образования в условиях современной цифровой среды.
Ключевые слова: цифровая трансформация, высшее образование, педагогика, цифровые технологии, цифровое неравенство, цифровая компетентность, роль преподавателя, методы обучения, оценка эффективности.

 

Кривцов А.С.
Кривцова М.В.
Жемаева Е.А.
Булавкина Е.С.

Адаптация студентов, занимающихся пулевой стрельбой к тренировочным и соревновательным нагрузкам

Современная студенческая молодёжь испытывает потребность в самореализации. Занятия физической культурой и спортом позволяет развить физические и психологические качества необходимые будущим специалистам. В программу обучения высший учебных заведений входят дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективный курс по физической культуре и спорту». В МГТУ им. Н.Э. Баумана студенты со второго семестра имеют возможность заниматься не только в группах общефизической подготовки, но и в спортивно-подготовительных отделениях по различным видам спорта, где они могут само реализоваться. Одним из которых является пулевая стрельба. Данный вид спорта позволяет развить в себе важные физические и психологические качества. Студенты проходят подготовку и участвуют в соревнованиях как внутри ВУЗа, так и за его пределами. Основными задачами тренера-педагога является не только воспитание и обучение, но, а также поиск и подбор специальных форм и методов использования различных упражнений для адаптации студентов к тренировочным и соревновательным нагрузкам. В нашей статье подобран специальный комплекс упражнений, который был апробирован на учебно-тренировочных занятиях по пулевой стрельбе в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Результат педагогического эксперимента показал эффективность предложенного комплекса.
Ключевые слова: пулевая стрельба, физическая культура, студенты, комплекс упражнений.

 

Живодёров А.В.
Гаврилова Е.А.

Проблемы разработки нормативной базы в массовых видах спорта на примере гиревого спорта

Модель жизненного цикла, предложенная ведущим специалистом в отрасли повышения эффективности работы компаний, Адизесом – Ицхаком, имеет следующие этапы зарождения: младенчество, стадия высочайшей активности, молодость, расцвет и стадия стареющей компании (по Адизесу). Этап трудности и старения во всех компаниях практически одинаков, отличия состоят лишь в интенсивности и масштабах протекаемых процессов. Данную модель можно отнести к любой деятельности человека и спорт не является исключением. Говоря о спорте, авторами была рассмотрена его управленческая составляющая, а именно – федерации спорта. Главной задачей федераций того или иного спорта является их развитие и популяризация, а также в необходимый момент предотвращение и предвидение этапа старения, оставаясь на стадии высочайшей активности по Адизесу. Эффективное управление – это определяющая роль федераций спорта.
Ключевые слова: спорт, гиревой спорт, гири, рост нормативов, длинный цикл, управление, временные затраты, возможность выполнения.

 

Зырянова Е.В.
Алексеева Е.В.

К вопросу о дополнительном образовании школьников

На современном этапе развития российского образования широко внедряются элементы дистанционного обучения на всех уровнях, что обусловлено стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Так, в условиях территориальной отдаленности школьников от основных образовательных центров с обучением в очном формате на помощь приходит система дополнительного дистанционного образования (далее ДО), которое имеет свои технологии и особенности.
В данной статье речь пойдет об опыте дистанционной работы со слушателями курсов «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Основной аудиторией этих курсов являются школьники: десятиклассники и одиннадцатиклассники. Помимо школьников занятия посещают студенты ССУЗов, а также люди, давно окончившие школу, но желающие хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, т.к. оно нужно для поступления в высшее учебное заведение.
Ключевые слова: абитуриент, дистанционная подготовка, задания ЕГЭ русский язык, Интернет-сервисы.

 

Кулинская Е.В.

Организация образовательной деятельности иностранных студентов на подготовительном факультете с использованием межпредметных связей

Использование межпредметных связей в организации образовательной деятельности иностранных студентов на подготовительном факультете архитектурно-строительного университета. Данная методика позволяет поддерживать и усиливать познавательный интерес среди студентов-иностранцев, а также знакомит их с социокультурной средой России. Её применение способствует устойчивой мотивации иностранных студентов к качественному усвоению знаний, что является основным компонентом для подготовки высококвалифицированных специалистов. Кроме того, методика улучшает коммуникативно-когнитивные способности студентов, что приводит к формированию единой научно-профессиональной картины и обеспечивает профессиональное общение на более высоком уровне. Методика также способствует улучшению изучения русского языка в объеме, необходимом для общения в учебно-профессиональной среде, и позволяет применять полученные знания в социально-бытовой и социально-культурной сферах.
Ключевые слова: иностранные студенты, межпредметные связи, мотивация, организация учебного процесса, подготовительный факультет для иностранных студентов.

 

Ло Яфан
Ма Хаожань

Адаптация инновационных цифровых технологий для повышения уровня мотивации к музыкальному образованию обучающихся

В научной работе автор подробно анализирует реализацию современных педагогических подходов в области музыкального обучения, которые направлены не только на повышение уровня образовательного процесса, но и на развитие творческих способностей обучающихся. Также исследует ситуационные подходы к процессу обучения музыки, что включает в себя не только адаптацию современных цифровых технологий, но и проектное обучение, в том числе и инновационные методы для привлечения обучающихся в учебный процесс. Важное внимание уделяется практике адаптации данных технологий в образовательных учреждениях, что в том числе повлияло на уровень мотивации обучающихся, а также на их успеваемость в целом. Данное исследование базируется на опыте профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и включает в себя примеры эффективных практик, способствующих процессу формирования у обучающихся как профессиональных навыков, так и развитие аналитического мышления, творческих способностей. Выводы автора научного исследования отмечают важность перспективы дальнейших исследований к внедрению современных методов в рамках музыкального образования с целью достижения успехов в процессе обучения. Цель научной работы исследовать, также адаптировать современные педагогические технологии в сфере музыкального образования с целью повышения качества образовательного процесса, также развития творческих способностей учеников в процессе формирования их интересы к музыке в целом. Объектом данного исследований является процесс музыкального обучения в учебных заведениях. Предметом данного исследования являются современные педагогические подходы, которые применяются в музыкальном обучении, включают в себя не только методические аспекты, но и влияние на процесс обучения, а также результаты данного процесса у обучающихся. Научная новизна данного исследования состоит из адаптации инновационных цифровых технологий, а также методов процесса обучения в интерактивном режиме, что предоставляет возможность как повысить интерес учащихся, так и способствовать развитию креатива. Кроме того, в контексте исследования проводится анализ влияния инновационных технологий на повышение уровня интереса к музыкальному образованию обучающихся разных возрастов. Результаты исследования продемонстрировали, что в процессе переработки музыкальных впечатлений у музыканта возникают совершенно четкие музыкально-слуховые представления, соответствующие внутреннему художественному образу произведения.
Ключевые слова: музыка, образование, учебный процесс, современные технологии и методы, творческие способности, креатив.

 

Нарыкова Н.А.
Крюкова И.В.
Симонова Н.А.

Техника использования жестикуляции в процессе запоминания иностранных слов

В данной работе рассматривается техника использования жестов при овладении лексикой иностранного языка. Цель данного исследования – продемонстрировать эффективность применения жестов в процессе изучения иностранного языка. Для осмысления значения жестов и роли, отводимой данному компоненту в процессе обучения, в статье применяются следующие методы исследования: аналитический и описательный. Результат исследования - авторами обосновывается необходимость применения техники жестикуляции с целью улучшения качества и скорости запоминания. Научная новизна исследования заключается в анализе языка жестов и в переосмыслении его статуса как ключевого компонента межличностной и межкультурной коммуникации. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предлагаемого авторами подхода в образовательной деятельности на различных этапах обучения для усовершенствования процесса обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: жест, метод изучения, техника, запоминание, лексика, память.

 

Петрушенко С.А.

Профессиональное развитие педагогов в конфигурации цифрового суверенитета образовательной организации

В век технологического прогресса и нестабильной политической обстановки исключительно важным считается обеспечение цифрового суверенитета образовательных организаций, что предъявляет новые требования к профессиональному развитию педагогов. В статье автором рассматриваются вопросы касающиеся цифровизации образования; выделены причины важности цифрового суверенитета в образовании. Описан ряд инициатив для обеспечения цифрового суверенитета в образовательной сфере России. Определена роль педагогов в пропаганде цифрового суверенитета. Выдвинуто предложение о пересмотре содержания программ профессионального развития, включив дополнительные обучающие блоки для формирования и совершенствования цифровых компетенций; приведены практические действия для более эффективного профессионального развития; выделены показатели оценки результативности профессионального развития педагогов.
Ключевые слова: кибербезопасность, цифровой суверенитет в образовании, цифровизация образования, цифровая среда образовательных организаций, профессиональное развитие педагогов, цифровые компетенции.

 

Синицын А.Ю.

Английский язык в авиации России и США

Статья посвящена английским общеупотребительным названиям самолетов в ВВС России и США. В ней проанализирована структура ВВС США и России и приведены примеры наиболее популярных названий самолетов в соответствии с родами летательной авиации и их военным назначением. Все примеры приводятся с переводом и возможным объяснением возникновения таких наименований.
Ключевые слова: авиация, ВВС России, ВВС и ВМС США, прозвища самолетов.

 

Царегородцева Л.Д.
Есаулов М.Н.
Кохан Т.А.
Жирнова Е.В.

Значение разминки на занятиях по физической культуре в вузе

Профилактика травматизма на академических и внеурочных занятиях по физической культуре является важной составляющей учебного процесса в вузе. Эффективное проведение разминки повышает качество процесса физического воспитания и способствует формированию здорового образа жизни среди молодежи. Рассмотрено влияние разминки на психофизическое состояние студентов. Даны рекомендации по правильному построению разминки, упражнениям, которые входят в разминку.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, физические качества, физические упражнения, разминка, психоэмоциональное состояние, аспекты разминки, эффективность разминки.

 

Андреева А.В.

Цифровые технологии в инклюзивном образовании

В статье излагаются перспективы использования цифровых технологий в целях совершенствования инклюзивного образования в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что в инклюзивном образовании учатся дети/молодежь, имеющие ограниченные возможности здоровья. Чтобы сделать для них обучение удобным, необходимо использование цифровых технологий, которые повышают доступность образовательных услуг для таких обучающихся. Задачами статьи является определение факторов, повышающих вовлеченность образовательных учреждений инклюзивного образования к внедрению цифровых технологий; определены факторы-барьеры, формирующие проблемы использования цифровых технологий в инклюзивном образовании; проведен обзор цифровых технологий, которые могут применяться при совершенствовании форм инклюзивного образования в России.
Ключевые слова: инклюзивное образование, цифровые технологии, цифровизация образования, цифровая трансформация образования, формы инклюзивного образования, инклюзивное обучение.

 

Лю Цзиньли

Цифровые технологии расширяют возможности преподавания в классе и улучшают мышление учащихся

Применение и эффект от использования цифровых технологий в классе рассматривается на примере обучения чтению на китайском языке в четвертом классе «Mother Hen». С помощью «трех помощников» (помощника по планированию уроков, помощника по преподаванию и помощника по выполнению домашних заданий) Шанхайской интеллектуальной образовательной платформы реализуется оптимальное распределение учебных ресурсов и режим глубокой интеграции онлайн и офлайн. Этот режим не только повышает интерес и участие студентов в обучении, но и оптимизирует учебный эффект и способствует улучшению мыслительных способностей студентов.
Ключевые слова: цифровые технологии, расширение возможностей класса, обучение чтению, интеграция онлайн и офлайн, развитие навыков мышления.

 

Морозов А.П.

Система подготовки милицейских кадров в начале XX века

Статья посвящена становлению системы подготовки милицейских кадров в начале ХХ века. Целью настоящего исследования является обобщение историко-педагогического процесса развития системы подготовки милицейских кадров, на фоне структурных и функциональных изменений правоохранительной деятельности в начале ХХ века. Актуальность рассматриваемой темы заключается в возрастающей потребности научно-теоретического анализа и недостаточной степени ее изученности. Указанные аспекты определили актуальность исследования по данной проблематике и необходимость продолжения работы в этом направлении в дальнейшем. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате исследования выявлены особенности формирования процесса становления и развития системы подготовки милицейских кадров в XX веке. В то же время, практическая значимость исследования заключается в том, что материалы статьи могут быть использованы при разработке практических курсов для студентов и преподавателей системы высшего образования структур правоохранительных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: министерство внутренних дел, юридическое образование, образовательная система, учебное учреждение, полиция, милиция, исторические аспекты, обучение, педагогика, образовательный процесс.

 

Барановская Б.И.

CELAC, ЕС и Китай: динамика международного взаимодействия

Современные вызовы глобального масштаба, такие как изменение климата, рост миграционных потоков, а также необходимость цифровой трансформации экономики, требуют усиленного международного сотрудничества. В статье рассматривается роль сотрудничества между Сообществом государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), Европейским Союзом (ЕС) и Китаем в решении этих проблем. Главной целью работы является исследование текущих направлений и перспектив взаимодействия между этими международными акторами, а также оценка вклада Мексики, как одного из ключевых участников CELAC, в укрепление партнерства между регионами.
Методологическая основа исследования включает в себя анализ межрегиональных отношений на основе документальных данных, сравнительный подход и системный анализ. Особое внимание уделено ключевым инициативам, выдвигаемым Мексикой в контексте CELAC, и их влиянию на усиление сотрудничества с ЕС и Китаем. В работе подчеркивается важность многостороннего подхода, который включает стратегическое партнерство в таких областях, как борьба с изменением климата, устойчивое развитие, наука и технологии, а также социальные и экономические реформы.
В ходе исследования выявлено, что ЕС и страны Латинской Америки объединяют не только исторические и культурные связи, но и общие интересы в сфере устойчивого развития. Взаимодействие с Китаем, в свою очередь, характеризуется активными инвестиционными потоками, а также совместными проектами в области сельского хозяйства, цифровой экономики и инфраструктуры. Результаты показывают, что в будущем ожидается дальнейшее углубление этих отношений, что обеспечит регионам новые возможности для устойчивого экономического роста и социальной интеграции.
Работа подчеркивает, что важнейшими направлениями сотрудничества в ближайшей перспективе будут сферы зеленой энергетики, технологический обмен и развитие сельского хозяйства. Ключевыми задачами остаются борьба с изменением климата и поддержка многосторонности, что открывает новые горизонты для укрепления позиций Латинской Америки на международной арене.
Ключевые слова: международное сотрудничество, CELAC, Европейский Союз, Китай, региональная интеграция, устойчивое развитие.

 

Карпухин М.К.

Веапонизация мигрантов: кейс Беларуси

Веапонизация (инструментализация) мигрантов – использование мигрантов в качестве инструмента давления для достижения политических или экономических целей, стремясь добиться уступок от страны реципиента миграционных потоков. В современном мире миграционные процессы становятся не только социально-экономическим, но и политическим инструментом, используемым различными международными акторами в рамках геополитического противостояния. Данное исследование посвящено анализу миграционного кризиса 2021 года на белорусско-европейской границе и его интерпретации в контексте международных отношений. Рассматриваются механизмы регулирования миграционных потоков, политические аспекты кризиса, а также действия Европейского Союза, направленные на его разрешение.
Целью работы является изучение кейса Беларуси как примера вовлеченности государства в сложные процессы управления миграцией, в том числе в условиях внешнего давления. В ходе исследования использованы методы сравнительного анализа нормативно-правовых актов, официальных заявлений европейских и белорусских политиков, материалов международных организаций и публикаций СМИ. Междисциплинарный подход позволяет рассмотреть проблему сквозь призму международных отношений, теории безопасности и миграционной политики.
Анализ показывает, что Европейский Союз столкнулся с собственными внутренними противоречиями в вопросе миграционной политики. Вместо выработки конструктивного диалога с Беларусью и совместного поиска решений ЕС избрал путь санкционного давления, что лишь усугубило кризис и привело к дальнейшей эскалации напряженности. Исследование демонстрирует, что кризис 2021 года стал не столько следствием белорусской политики, сколько реакцией страны на экономические и политические ограничения, введенные Западом. Помимо произошедшей гуманитарной трагедии, появился пример того, как миграция может использоваться в качестве инструмента политического давления. Автор приходит к выводу, что для предотвращения подобных ситуаций в будущем необходимо пересмотреть европейский подход и реформы в области миграции, отказаться от политики двойных стандартов и наладить диалог с соседними странами, основанный на равноправном взаимодействии и взаимном уважении.
Ключевые слова: Республика Беларусь, миграционный кризис, Европейский Союз, международные отношения, политическое давление, санкции, гибридные угрозы, безопасность, миграционная политика.

 

Упоров И.В.

Экономические преобразования в СССР в середине 1960-х годов: изменение планирования и другие принципы не дали ожидаемых результатов

Советская экономика с самого начала развивалась, исходя из марксистской политико-идеологической платформы, суть которой, если упростить, заключалась в том, что средства производства, включая землю, должны принадлежать народу в лице социалистического государства; в целом экономика должна была работать на плановых началах под централизованном управлением; доходы распределяются между членами общества таким образом, чтобы не было ни бедных, ни богатых граждан. Однако к рубежу середины 1960-х гг. в экономическом развитии СССР появились такие масштабные проблемы, что правящая элита сочла необходимым осуществить экономические реформы, получившие название «косыгинских» (А.Н. Косыгин – председатель Совета Министров СССР в то время). Соответствующие коррективы в экономическую стратегию СССР изначально и в порядке руководства к действию были утверждены в партийно-правительственных решениях. В статье акцентируется внимание на изменениях в вопросах планирования экономической деятельности социалистических государственных предприятий. Отмечается, что предприятия получили в этом отношении дополнительную самостоятельность, в частности, они получили право разрабатывать проекты планов своей деятельности, однако эти проекты не были окончательными – они утверждались вышестоящими инстанциями. Вводились также ограничения получать дополнительные заказы, если они могли помешать выполнению установленных плановых показателей. И в целом руководящие установки рассматриваемых реформ не отражали реальное положение в экономике, где имелось стремление к большей хозяйственной самостоятельности, чем предлагалось реформами. В итоге совместить эффективную экономику и коммунистическую идеологию так и не удалось, что показал распад СССР в 1991 г.
Ключевые слова: советское государство, реформы А.Н. Косыгина, социалистическое предприятие, планирование, хозяйственная самостоятельность, идеология.

 

Иванцов И.Г.

Из материалов расследований личных дел коммунистов и уточнения потерь партийной организации ВКП (б) города Ейска в 1943 г.

После того как территория Краснодарского края начала постепенно освобождаться от войск нацистской Германии, начиная с января 1943 года, местные органы ВКП (б) стали возобновлять свою деятельность. Одними из первых мероприятий в работе возобновленных райкомов партии стали проверки и перерегистрация их членов. Все коммунисты, которые не покинули регион и оставались на территории, временно оккупированной немецкими войсками, были подвергнуты проверке. В ее ходе выяснялись и характеризовались их поведение во время оккупации и род занятий. Особое внимание уделялось выявлению случаев сотрудничества с оккупантами, которые в некоторых случаях приводили к исключению из партии и арестам.
Ключевые слова: ВКП (б), пассивное сопротивление, перерегистрация, проверка, расследование, лояльность врагу, предательство.

 

Павлова М.Н.

Эвакуация арсенала из Москвы во время Отечественной войны 1812 года

Цель. Провести комплексный анализ предпринятых властями мер по эвакуации Арсенала из Москвы.
Процедура и методы. Ведущим исследовательским методом стал системный анализ. При помощи данного метода был проведен комплексный анализ архивных материалов фонда 160 ОПИ ГИМ, а также исследована разрозненная в идеологическом контексте историография по вопросу эвакуации главного военного хранилища страны в 1812 году.
Результаты: в ходе исследования была установлена общая тягость артиллерийского имущества в Московском арсенале в размере 161 888 пудов. Для эвакуации в данном случае по материалам ОПИ ГИМ потребовалось 6 415 подвод. Таким образом была выявлена историографическая ошибка об общем количестве подвод, поскольку многие историки полагали, что требовалось 6475 подвод. Что касается споров в историографии относительно, решения об эвакуации запасов вооружения, то этот процесс все время откладывался из-за комплекса факторов. Из материала ОПИ ГИМ было установлено, что от московских властей отсутствовало предписание для Московского гражданского губернатора, что и привело к задержке в поставках необходимых для эвакуации материалов. Однако, было выяснено, что подготовка к эвакуации началась еще 18 августа.
Теоретическая и/ или практическая значимость заключается в том, что несмотря на обилие источников историографии по эвакуации Арсенала из Москвы остаются спорные вопросы о количестве оставленного и спасенного имущества, а также о четком времени и дне начала эвакуации. Данная статья подвела общий историографический итог.
Ключевые слова: война 1812 года, московский арсенал, артиллерийское депо.

 

Текеев С.О.

Правовые практики недропользования на территории Карачаево-Черкесии в дореволюционный период (XIX – начало XX в.)

Статья рассматривает аспекты дореволюционного периода формирования российской системы нормативной регуляции пользования природными ресурсами на территории современной Карачаево-Черкесии. Автор указывает на длительность генезиса этой системы и наличие чрезмерного количества административных инстанций, наделявших разрешительными полномочиями в сфере недропользования. В статье указывается на наличие в рассматриваемое время разных форм собственности на недра, отмечается неэффективность государственного пользования горными ресурсами, а также на перспективность частного недропользования. В работе также обращается внимание на дуальный характер общественной формы владения недрами в горной части региона, включавшей две разновидности — общенародную и аульную.
Ключевые слова: недра, месторождения, регуляция недропользования, формы владения и пользования недрами, оборот горных ресурсов.

 

Фельдман А.Л.

Формирование первых представлений о нефтеносности региона Центральной и Восточной Сибири

Первые сообщения о потенциальной нефтеносности региона относятся к 17 веку, а с 18 века изучение сибирских недр продолжилось с большей интенсивностью. По инициативе российского императора Петра 1 организовывались исследовательские экспедиции в этот регион, в том числе и с участием европейских ученых. Эта деятельность продолжилась и в послепетровский период. Весь 18-й и первую половину 19-го века собиралась информация о «сибирском горном и каменном масле», о естественных нефтепроявлениях и битумах на территории региона.
Ключевые слова: Восточная Сибирь, естественные нефтепроявления, нефтяные битумы.

 

Шостак В.А.
Синегубов С.Н.
Долгушина П.С.

Развитие образования, как главный элемент в социальной политике Сталина

В статье рассматривается актуальность образования, как главного элемента в осуществлении социальной политики И.В. Сталина. Данный материал предоставлен в ознакомительных целях с фрагментом истории СССР. Цель статьи заключается в изучении специфики социальной политики Сталина и дальнейшей её влияния на развитие СССР. Задачи исследования основываются на выявлении тенденции развития начального, среднего и высшего образования на период 1920-1940-х гг. В заключении сделан вывод, который демонстрирует сжатые положения о решениях правителя по вопросу образовательной среды в социальной политике.
Ключевые слова: Сталин, пятилетка, образование, социальная политика, индустриализация.

 

 

Авторы

Алексеева Е.В. - кандидат биологических наук, доцент кафедры ЗиЭ, ФГБОУ ВО «Бурятский госуниверситет».
Андреева А.В. - преподаватель математики высшей квалификационной категории, Самарский колледж железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова, Приволжский государственный университет путей сообщения, г. Самара.
Барановская Б.И. - аспирант. Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
Булавкина Е.С. - преподаватель кафедры «Физическое воспитание», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Гаврилова Е.А. - Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины, г. Санкт-Петербург. SPIN-код: 6230-7612
Долгушина П.С. - студент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим.
Есаулов М.Н. - кандидат педагогических наук, доцент. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ)», г. Москва. SPIN-код: 2863-3321
Жемаева Е.А. - старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Живодёров А.В. - кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург. SPIN-код: 1648-729
Жирнова Е.В. - доцент. ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)». SPIN-код: 4742-7006
Зырянова Е.В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания, ФГБОУ ВО «Бурятский госуниверситет».
Иванцов И.Г. - доктор исторических наук, доцент. Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко», г. Краснодар.
Карпухин М.К. - аспирант факультета Гуманитарных и социальных наук. Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
Кохан Т.А. - кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)». SPIN-код: 7922-9881
Кривцова М.В. - старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Кривцов А.С. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Крюкова И.В. - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь. ORCID: 0000-0003-0085-07082
Кулинская Е.В. - старший преподаватель. Санкт-Петербургский Государственный Архитектурный Строительный Университет.
Ло Яфан - аспирант. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
Лукашенко Д.В. - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник. Научно-исследовательский институт ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) России, г. Москва.
Лю Цзиньли - степень магистра, преподаватель первого класса, Экспериментальная школа Сонцзян при Восточно-китайском университете политических наук и права, Шанхай, Китай.
Ма Хаожань - аспирант. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
Морозов А.П. - преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Ростов-на-Дону.
Нарыкова Н.А. - кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России. ORCID: 0000-0001-8187-0734
Павлова М.Н. - ассистент кафедры Истории России. Государственный университет просвещения.
Петрушенко С.А. - кандидат философских наук, доцент, директор. Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", г. Таганрог. SPIN-код: 4600-8740
Симонова Н.А. - кандидат педагогических наук, доцент департамента лингвистики факультета международных отношений. Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь. ORCID: 0000-0002-4804-9175
Синегубов С.Н. - доктор исторических наук, профессор, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета.
Синицын А.Ю. - доцент кафедры английского языка, кандидат политических наук, Дипломатическая академия МИД России.
Текеев С.О. - аспирант кафедры истории России. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Упоров И.В. - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор. Российская академия естествознания, г. Краснодар.
Фельдман А.Л. - кандидат экономических наук, доцент кафедры топливообеспечения и горюче-смазочных материалов. Институт нефти и газа Сибирского федерального университета, Красноярск.
Царегородцева Л.Д. - кандидат педагогических наук, доцент. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ)». SPIN-код: 3337-3272
Шостак В.А. - студент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим.