Содержание
Актуальные вопросы исторических наук | |
Грачев А.В. Пограничная служба сибирских казаков накануне Первой мировой войны | 11 |
Орлов Е.И. Борис Годунов: механизмы утверждения власти | 19 |
Узденов М.М. Становление телефонной сети на территории Карачаево-Черкесии (1920-е – первая половина 1930-х гг.) | 25 |
Панасюк В.В., Гинятуллин И.Д. Сельскохозяйственный выставочный показ в Калужской губернии в конце XIX в. (по материалам журнала «известия министерства земледелия и государственных имуществ») | 32 |
История геополитики, международных отношений и всеобщая история | |
Канте Сулейман Правовые основы и концептуальные аспекты миротворческой деятельности ООН | 43 |
Китанов Т.Т. Военно-политическое сотрудничество Республики Казахстан в формировании и развитии механизмов, сил и средств противодействия новым вызовам и угрозам в формате ОДКБ (ДКБ) | 51 |
Хабибов Ш.С. Становление военно-политического сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации в конце ХХ и начале ХХI века | 63 |
Лотико Г.Ф., Понуа Никола Культурно-образовательная кооперация ООН и Чада | 87 |
Баскакова А.С. Сравнительный анализ в рамках стран МЕРКОСУР и их подходы к ЦУР | 94 |
Бусалем Ашраф, Куделин А.А. Российская империя и завоевание Алжира: дипломатия молчания и стратегический выбор | 104 |
Педагогика | |
Старостенков Н.В. К вопросу об использовании опыта и уроков Великой Отечественной войны в работе по патриотическому воспитанию современной студенческой молодежи | 119 |
Маликова Н.А., Моисеева Л.В. Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми посредством реализации комплекса «Енотик» | 127 |
Тарасова Е.А. О сопоставительном анализе блоков профессиональных стандартов педагогической деятельности и квалификационных требований к муниципальным служащим | 134 |
Хасанова Н.А. Некоторые аспекты цифровизации в образовании | 144 |
Цветков С.А., Шимкович Е.Д., Махмутова Г.Ф., Мухаметов А.Р. Формирование экологической культуры иностранных слушателей подготовительного факультета | 154 |
Рахматуллин М.Т. Преподавание физики в дореволюционной Башкирии | 165 |
Мержвинская Л.В., Наумчик Е.Е., Яккола А.Н. Оценивание эффективности использования визуального сопровождения учебных занятий на примере мультимедийных презентаций | 177 |
Бабкина А.А., Aндрюшечкинa Н.A., Мамедова Л.Г., Татарчук А.П., Иванова М.С. Педагогические методы работы с одарёнными студентами | 192 |
Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю., Беляева А.С., Захарова М.С. Повышение конкурентоспособности и профессиональный рост руководителя дошкольной образовательной организации в процессе обучения в магистратуре | 201 |
Дейкова Л.А. Развитие ранних инженерных компетенций: образовательные траектории и вызовы времени | 214 |
Ушатов Д.В. Вопросы формирования познавательной активности у курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации | 224 |
Жемаева Е.А., Мастерова А.Н., Байко Ю.О., Нагейкина С.В. Использование лыжной подготовки для развития физических способностей студентов групп ОФП | 233 |
Камалова Л.А., Мокеева Е.В., Юнусова Г.Р., Путулян Н.С. Формирование межпоколенных отношений в детском театре | 240 |
Коньков Д.С. Использование веб-сайтов, мобильных приложений и интерактивных тренажеров как средство обучения иностранному языку студентов в вузе | 248 |
Попова Е.В. Использование современных технологий в естественнонаучном образовании детей младшего школьного возраста в контексте экологического воспитания | 257 |
Павликова С.К. Оценка трудности учебных текстовых материалов для начального этапа обучения устному переводу | 265 |
Рахматуллин М.Т. Становление и развитие физического образования в Башкирии | 271 |
Аннотации | 282 |
Авторы | 316 |
Аннотации
Грачев А.В.
Пограничная служба сибирских казаков накануне Первой мировой войны
В статье рассматриваются условия, задачи и особенности службы сибирского казачества на границе с Китаем накануне Первой мировой войны. На основе источников ранее не введенных в научный оборот автор раскрывает широкий спектр задач внешней и внутренней службы казаков напрямую зависящих от сложившейся военно-политической обстановки на приграничных территориях.
Ключевые слова: граница, служба, сибирские казаки, Западно-Сибирская казачья бригада, полк, конвой, Китай.
Орлов Е.И.
Борис Годунов: механизмы утверждения власти
В статье рассматривается стратегия легитимации власти Бориса Годунова в условиях династического кризиса конца XVI века. Автор анализирует политические механизмы, использованные Годуновым для утверждения на престоле, включая административные ресурсы, взаимодействие с ключевыми социальными группами и формирование идеологического образа правителя. Особое внимание уделяется ранним формам политической пропаганды и коммуникации, направленным на консолидацию поддержки в обществе. Статья раскрывает особенности политической борьбы, подчеркивая значимость механизмов власти, адаптирующихся к условиям средневековой информационной среды.
Ключевые слова: Борис Годунов, легитимация власти, династическая преемственность, политическая пропаганда, коммуникация, кризис, ресурс, общественное мнение.
Узденов М.М.
Становление телефонной сети на территории Карачаево-Черкесии (1920-е – первая половина 1930-х гг.)
В статье рассматривается аспекты становления и развития телефонной связи на территории Карачаево-Черкесской республики в период 1920-х – первой половины 1930-х гг. Отмечается, что имевшиеся в регионе к 1917 г. зачатки телефонизации были разрушены в годы гражданской войны. В результате отрасль в первые годы советской власти фактически создавалась заново. К началу 1930-х гг. благодаря усилиям органов власти, поддержанных энтузиазмом местного населения, в развитии телефонной сети удалось добиться определенных успехов. В то же время телефонизация в это время оставалась достоянием, прежде всего, областных и районных центров на территории Карачаевской и Черкесской автономных областей.
Ключевые слова: Карачаевская автономная область, Черкесская автономная область, коммуникации, телефонная связь, районные и областные центры.
Панасюк В.В.
Гинятуллин И.Д.
Сельскохозяйственный выставочный показ в Калужской губернии в конце XIX в. (по материалам журнала «Известия министерства земледелия и государственных имуществ»)
Объектом исследования является повседневная жизнь Калужской губернии в конце XIX в., предмет изучения – организация выставочного показа как одного из направлений агрономического просвещения жителей Калужской губернии в конце XIX в. Методологической основой публикации являются принципы историзма, научной объективности, системности, которые позволяют представить в динамике многообразие причинно-следственных связей событий, явлений и процессов. Источниковая база исследования состоит из разноплановых документов и материалов, которые можно разделить на несколько групп: во-первых, материалы центрального периодического издания «Известия министерства земледелия и государственных имуществ», во-вторых, справочные и статистические издания и, в-третьих, делопроизводственная документация земских органов самоуправления. Автором впервые в отечественной историографии на основе материалов периодической печати поставлена задача раскрыть данную проблематику на примере исследуемого региона. Основу статьи составляет анализ опубликованных отчетов чиновника министерства земледелия и государственных имуществ А.А. Гамалея о работе летней и осенней выставок Калужского губернского сельскохозяйственного общества 1899 г. Здесь приводятся подробные данные о деятельности различных отделов выставок, перечислены имена людей, ставших обладателями наград различного достоинства, подчеркивается высокое значение выставочного показа в общественной жизни Калужской губернии. Отчеты А.А. Гамалея представляют также особый интерес, поскольку в них содержится анализ ряда проблем местного сельского хозяйства. В целом, материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовки лекционных курсов по истории России, спецкурсов по истории сельского хозяйства, проведении практических занятий, написании учебных пособий.
Ключевые слова: Калужская губерния, министерство земледелия и государственных имуществ, периодическое издание, сельскохозяйственная выставка, экспонаты, помещичье хозяйство.
Канте Сулейман
Правовые основы и концептуальные аспекты миротворческой деятельности ООН
Статья посвящена миротворческим операциям ООН, которые можно определить как международное средство сохранения международной безопасности с помощью дипломатических методов (переговоры, арбитраж, контроль за выполнением соглашений) и, при необходимости, развертывания вооруженной силы для предотвращения или разрешения того или иного конфликта. Хотя концепция миротворчества Организации Объединенных Наций была первоначально представлена в 1948 году (ОНВУП; ГВНООНИП), она носила ограниченный характер, поскольку подразумевала простую миссию по наблюдению за ситуацией между сторонами в споре с целью предотвращения эскалации спора или создания угрозы международному миру и безопасности. Однако эволюция системы международных отношений, мировой политики и изменение характера глобальных реалий способствовали более широкому и динамичному обновлению концепции операций ООН по поддержанию мира. В результате операции по поддержанию мира стали самой распространенной внешней миссией ООН в мире. Исследования, проведенные в рамках данной научной деятельности, позволили изучить и проанализировать эволюцию операций по поддержанию мира и выявить их основы в рамках политики международной безопасности ООН.
Ключевые слова: ООН, миротворческая операция, Совет Безопасности, Устав ООН, международное право, международная безопасность, права человека.
Китанов Т.Т.
Военно-политическое сотрудничество Республики Казахстан в формировании и развитии механизмов, сил и средств противодействия новым вызовам и угрозам в формате ОДКБ (ДКБ)
Статья посвящена военно-политическому сотрудничеству Республики Казахстан по обеспечению нормативно-правового оформления создания и развития механизмов, сил и средств системы коллективной безопасности, предназначенных для противодействия нетрадиционным (новым) вызовам и угрозам безопасности в формате ОДКБ (ДКБ).
Показываются особенности взаимодействия Казахстана в интересах формирования и укрепления региональной безопасности на коллективной основе в формате ОДКБ (ДКБ), в частности в интересах создания и развития сил и средств противодействия современным угрозам и вызовам, системы кризисного реагирования.
Отмечаются основные факторы, динамика усиления нетрадиционных угроз и рисков безопасности, влиявшие на военно-политическое взаимодействие стран-участниц Организации с момента образования ДКБ в мае 1992 г. в рамках формирования и совершенствования соответствующих механизмов, сил и средств системы коллективной безопасности.
Членство Казахстана в ОДКБ (ДКБ) явилось существенным фактором поддержания необходимого уровня безопасности в Центральноазиатском регионе в условиях возрастания новых вызовов и угроз.
Ключевые слова: военно-политическое сотрудничество, Договор о коллективной безопасности 1992 г., Организация Договора о коллективной безопасности, новые угрозы и вызовы национальной и региональной безопасности, силы и средства системы коллективной безопасности, система кризисного реагирования, международный терроризм и экстремизм, наркотрафик.
Хабибов Ш.С.
Становление военно-политического сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации в конце ХХ и начале ХХI века
Настоящая статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе архивных документов, официальных соглашений и нормативно-правовых актов, освещающих этапы формирования и развития военно-политического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией с начала 1990-х годов до настоящего времени.
Основная цель исследования заключается в авторском осмыслении ключевых этапов эволюции двустороннего взаимодействия в сфере обороны, начиная с постсоветского периода. Работа охватывает пять последовательно выделенных этапов: от начала военного присутствия России в условиях гражданской войны в Таджикистане до современного уровня стратегического партнёрства и расширения форматов взаимодействия, включая сферу кибербезопасности. В каждом из этапов прослеживается нормативное закрепление соглашений, их практическая реализация и влияние международной обстановки на характер отношений.
Особое внимание уделено трансформации правового статуса российской 201-й мотострелковой дивизии, преобразованной в полноценную военную базу. Проанализированы ключевые события: подписание фундаментальных соглашений, визиты президентов, встречи министров обороны, поставки военной техники, подготовка специалистов, совместные учения и обмен опытом в рамках борьбы с терроризмом и укрепления приграничной безопасности.
Работа опирается на широкий перечень источников, включая аналитические статьи, официальные заявления, текстовые материалы о двусторонних военных учениях и уникальные данные по взаимодействию военных ведомств. Особое место занимает исследование соглашения о сотрудничестве в области международной информационной безопасности, которое открыло новое направление партнерства в условиях цифровых угроз.
Таким образом, статья представляет авторский взгляд на многолетнюю эволюцию таджикско-российского военно-политического взаимодействия, раскрывая его этапность, глубину и стратегическое значение. Проведённый анализ позволяет выявить устойчивые механизмы партнёрства, оценить тенденции развития и наметить направления адаптации двустороннего сотрудничества к вызовам современной геополитики.
Ключевые слова: Республика Таджикистан, Российская Федерация, военно-политическое взаимодействие, стратегическое партнерство, 201-я военная база, безопасность Центральной Азии, международные угрозы, военное сотрудничество.
Лотико Г.Ф.
Понуа Никола
Культурно-образовательная кооперация ООН и Чада
В статье анализируются современные механизмы сотрудничества Чада и Организации Объединённых Наций (ООН) в сфере образования и культуры. Рассматриваются исторические этапы взаимодействия, институциональные инструменты и ключевые инициативы международных организаций, направленные на развитие образовательной системы и сохранение культурного наследия Чада. Выявлены основные проблемы, ограничивающие эффективность сотрудничества, включая нехватку финансирования, политическую нестабильность и недостаточную адаптацию программ к местным условиям. Определены перспективные направления взаимодействия, такие как цифровизация образования, развитие культурного туризма и укрепление институционального потенциала страны. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к сотрудничеству, основанного на принципах устойчивого развития и стратегического планирования.
Ключевые слова: Чад, ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, международное сотрудничество, образование, культура, устойчивое развитие, цифровизация, культурное наследие.
Баскакова А.С.
Сравнительный анализ в рамках стран МЕРКОСУР и их подходы к ЦУР
Статья посвящена анализу подходов стран МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай) к реализации Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых ООН в рамках Повестки дня до 2030 года. Рассматриваются ключевые направления устойчивого развития, включая борьбу с бедностью, реформы в образовании и здравоохранении, экологические инициативы и экономическую интеграцию. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству стран блока, их взаимодействию с глобальными организациями и внутренним механизмам реализации ЦУР. Анализ выявил как общие тенденции, так и специфические особенности национальных стратегий, а также ключевые вызовы, такие как экономическая нестабильность, социальное неравенство и изменение климата. Сделаны выводы о перспективах углубления регионального сотрудничества для достижения устойчивого развития.
Ключевые слова: МЕРКОСУР, Цели устойчивого развития (ЦУР), Латинская Америка, экономическая интеграция, социальная политика, экологическая устойчивость, государственная политика, региональное сотрудничество, устойчивое развитие, социально-экономическое неравенство.
Бусалем Ашраф
Куделин А.А.
Российская империя и завоевание Алжира: дипломатия молчания и стратегический выбор
Летом 1830 года французские войска высадились на побережье Алжира, объявив о начале вторжения, которое навсегда изменило облик Северной Африки. Франция не сталкивалась с противодействием оккупации Алжира со стороны европейских стран, за исключением Великобритании, которая считалась соперником Франции. И в результате французской дипломатии, которой следовала Франция перед ее вторжением в Алжир, европейские страны в значительной степени поддержали французскую оккупацию Алжира. Франция сумела использовать обстоятельства, в которых находилась Европа в XIX веке, особенно после Наполеоновских войн и их влияния на европейскую реальность.
Франция использовала все свои человеческие и материальные возможности, чтобы выйти из экономического, социального и даже политического кризиса в свете международных условий. Они заключались в том, что где каждая страна стремилась отстаивать свои собственные интересы, главным образом в бассейне Средиземного моря.
В то время как Франция вторглась на территорию Алжира, Россия – великая держава – наблюдала за событиями издалека, ее позиция была сложна и противоречива. Хотя Россия официально не осудила вторжение, ее неохотная реакция, смешанная с осторожностью и обеспокоенностью, подняла вопросы о реальных мотивах этого очевидного нейтралитета. В данной статье мы попытаемся разобраться в этой сложной ситуации, рассмотрев политический, дипломатический и экономический контекст, который формировал решения России в этот ключевой период истории.
Ключевые слова: французское вторжение в Алжир, положение Российской империи.
Старостенков Н.В.
К вопросу об использовании опыта и уроков Великой Отечественной войны в работе по патриотическому воспитанию современной студенческой молодежи
Статья посвящена рассмотрению ряда проблем, связанных с формированием патриотического сознания у современной студенческой молодежи и роли в этом процессе опыта и уроков Великой Отечественной войны. Показана роль Русской Православной Церкви в мобилизации советского народа на ратные и трудовые подвиги. Рассмотрены некоторые социально-психологические и возрастные особенности современной молодежи. Намечены основные направления совместной деятельности научно-педагогического сообщества и РПЦ по патриотическому воспитанию молодежи в современных условиях.
Ключевые слова: проблемы, влияющие на эффективность патриотического воспитания молодежи; Русская Православная Церковь, особенности современной молодежи; основные направления патриотического воспитания.
Маликова Н.А.
Моисеева Л.В.
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми посредством реализации комплекса «Енотик»
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты методического сопровождения педагогов в процессе формирования исследовательских компетентностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется реализации комплекса «Енотик» в дошкольных образовательных организациях города Сургута как эффективного средства развития познавательной активности дошкольников. Анализируется структура комплекса, особенности образовательной среды, условия для осуществления исследовательской деятельности, а также формы методической поддержки педагогов.
Ключевые слова: исследовательские компетентности, методическое сопровождение, дошкольное образование, комплекс «Енотик», познавательная активность, инновационные технологии в ДОУ.
Тарасова Е.А.
О сопоставительном анализе блоков профессиональных стандартов педагогической деятельности и квалификационных требований к муниципальным служащим
Введение в проблему. В современных условиях внедрение профессиональных стандартов должно стать основой решения таких проблем отечественного рынка труда, как неэффективное использование трудового потенциала, зачастую недостоверная оценка уровня профессиональной компетентности, текучесть кадров среди молодых специалистов и многих других. Муниципальная служба, как и другие сферы профессиональной деятельности, испытывают острую нехватку профессионалов. Рассмотреть возможность успешного применения гуманитарного педагогического образования на муниципальной службе важно с практической точки зрения. Значимость данного исследования заключается в выявлении общих требований к профессиональным сообществам педагогов и муниципальных служащих, объединенных рядом специфических знаний, умений и навыков, характерных для работы с людьми. Ранее данные исследования не проводились.
Цель статьи – рассмотреть блоки профессиональных стандартов педагогической деятельности и сопоставить их с квалификационными требованиями, предъявляемыми к муниципальным служащим. Это позволит выявить общие и функциональные различия между двумя человекоориентированными профессиями, направленными на служение обществу. Методологию исследования составили системный, личностно-деятельностный подходы. Методы исследования: сравнение, анализ, обобщение и систематизация.
Результаты исследования. В результате исследования достигнута цель и установлены общие требования к знаниям, умениям и навыкам в обоих профессиональных сообществах, понимание общности профессий учителя и муниципального служащего в наличии целостных социально-профессиональных качеств, позволяющих грамотно решать профессиональные задачи и плодотворно взаимодействовать с другими людьми.
Исследуемое сопоставление подтверждает мысль об универсальности гуманитарного педагогического образования и возможности его успешного применения на муниципальной службе и в других видах профессиональной деятельности.
Заключение. Результаты исследования могут быть полезными для разработки и совершенствования профессиональных стандартов и их проектов в обоих областях деятельности, а также для оптимизации процесса подготовки и повышения квалификации специалистов на муниципальной службе.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, профстандарт, квалификационные требования, муниципальная служба, педагог, учитель, компетенции.
Хасанова Н.А.
Некоторые аспекты цифровизации в образовании
В данной статье рассматриваются ключевые аспекты процесса цифровизации образовательной сферы, которые оказывают значительное влияние на методы обучения, управление учебным процессом и взаимодействие между преподавателем и учащимся. Рассматриваются ключевые аспекты цифровизации в образовании, включая внедрение современных технологий в учебный процесс, использование цифровых платформ и инструментов для повышения качества обучения. Анализируются преимущества и вызовы, связанные с внедрением новых технологий, таких как онлайн-курсы, платформа для совместного обучения и использование искусственного интеллекта в образовательных целях. Особое внимание уделяется вызовам, связанным с цифровой трансформацией, включая неравенство в доступе к технологиям, необходимость переподготовки педагогов и вопросы защиты данных. Также обсуждаются вопросы равного доступа к образовательным ресурсам и их влияние на социальное неравенство.
В заключение подчеркивается важность комплексного подхода к цифровизации в образовании, включая необходимость развития инфраструктуры и повышения цифровой грамотности всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: цифровизации образовательной сферы, современные технологии, онлайн-курсы, геймификация обучения, искусственный интеллект.
Цветков С.А.
Шимкович Е.Д.
Махмутова Г.Ф.
Мухаметов А.Р.
Формирование экологической культуры иностранных слушателей подготовительного факультета
В статье описаны направления экологического образования слушателей Подготовительного факультета для иностранных учащихся Казанского (Приволжского) федерального университета (далее – Подготовительный факультет). Цель исследования: оценить уровень сформированности экологической культуры в рамках экологического образования у слушателей медико-биологического профиля Подготовительного факультета. С целью оценки уровня сформированности экологической культуры иностранных обучающихся с помощью специально составленной анкеты анонимно опрошены слушатели медико-биологического профиля Подготовительного факультета (экспериментальная и контрольные группы). Анкета была составлена по авторским методикам. Результаты анкетирования показали четко выраженное увеличение количества слушателей медико-биологического профиля экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности экологической культуры по сравнению со слушателями контрольной группы, а также аналогичное уменьшение числа респондентов, имеющих низкий уровень сформированности экологической культуры. Установлено, что внедрение элементов экологического образования в учебный процесс на Подготовительном факультете повышает уровень сформированности экологической культуры у иностранных обучающихся.
Ключевые слова: иностранный слушатель, углеродная грамотность, экологическая культура, экологическое образование.
Рахматуллин М.Т.
Преподавание физики в дореволюционной Башкирии
Целью исследования является изучение историко-педагогических аспектов физического образования в дореволюционной Башкирии. Проведен научно-методический анализ учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, а также педагогической деятельности учителей образовательных учреждений разных типов. В работе рассматривается организация физического образования в мусульманских и государственных (русскоязычных) учебных заведениях. Несмотря на раннее возрождение мусульманского образования, общеобразовательные предметы начали изучать лишь в конце XIX столетия. В государственных (православных) образовательных учреждениях среднего общего образования предметы естественнонаучного цикла, в частности физика, к тому времени уже преподавался как отдельный предмет. Содержание учебных программ по физике представлено не в полном объеме, ограничивалось лишь вопросами классической механики, молекулярной физики, электродинамики и геометрической оптики. Основные учебники и учебные пособия были на арабском и персидском языках. Для естественнонаучных дисциплин использовались учебники на татарском языке, авторами которых являлись сами учителя мусульманских учебных заведений. В государственных учебных заведениях физику изучали по учебникам А.Ф. Малинина "Начальные основания физики. Руководство для городских училищ и учительских семинарий", "Руководство физики для гимназий в 2-х ч.", а так же по второму изданию «Волфианская экспериментальная физика», с немецкого подлинника на латинском языке сокращенной, с которого на русский язык был переведен М. Ломоносовым.
Ключевые слова: физика, преподавание физики, мусульманские и православные учебные заведения, Башкирия.
Мержвинская Л.В.
Наумчик Е.Е.
Яккола А.Н.
Оценивание эффективности использования визуального сопровождения учебных занятий на примере мультимедийных презентаций
Статья посвящена вопросу разработки предложений по оцениванию эффективности использования визуального сопровождения учебных занятий в форме мультимедийных презентаций для повышения качества подготовки военных специалистов. Объективная оценка возможности, целесообразности и надежности средств визуализации, используемых на лекции, позволит измерить количественно-качественную меру для повышения эффективности обучения. За счёт применения визуального сопровождения учебных занятий в форме мультимедийных презентаций достигается требуемый уровень обученности и снижаются психические и физиологические затраты, что в конечном итоге имеет важное значение для поддержания высокого уровня работоспособности и познавательной активности обучающихся.
Ключевые слова: оценивание, эффективность, цифровая грамотность, визуальное сопровождение, мультимедийная презентация, учебные занятия.
Бабкина А.А.
Aндрюшечкинa Н.A.
Мамедова Л.Г.
Татарчук А.П.
Иванова М.С.
Педагогические методы работы с одарёнными студентами
Статья посвящена анализу педагогических методов работы с одарёнными студентами в контексте современного высшего образования. Рассмотрены особенности акселеративного обучения, дифференциации заданий, кейс-стадии, интеграции в научные проекты, междисциплинарных курсов и других стратегий. Проведено сравнение методов по критериям эффективности, ресурсоёмкости и связи с профессиональной практикой. Подчёркивается необходимость комбинирования подходов для достижения баланса между индивидуальными запросами студентов и требованиями инновационного развития. Выводы направлены на формирование системных решений для поддержки талантливой молодёжи.
Ключевые слова: одарённые студенты, педагогические методы, дифференциация заданий, акселеративное обучение, кейс-стадии, менторство, интеграция в науку.
Горина Л.В.
Колесниченко Ю.Ю.
Беляева А.С.
Захарова М.С.
Повышение конкурентоспособности и профессиональный рост руководителя дошкольной образовательной организации в процессе обучения в магистратуре
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современная отечественная система дошкольного образования остро нуждается в руководителях, обладающих высоким уровнем профессиональных качеств и специфическими личностными характеристиками. В системе дошкольного образования возникло несоответствие между необходимостью иметь конкурентоспособных управленцев нового типа, которые обладают гибким подходом, стрессоустойчивостью, мобильностью, готовностью к взвешенному принятию рисков и внедрению инноваций, и текущей системой подготовки и повышения квалификации руководителей детских садов. Данное противоречие обусловило необходимость подготовки менеджеров дошкольного образования по программам магистратуры в условиях педагогического института как структурного подразделения классического университета.
Цель исследования. Теоретически обосновать возможность и необходимость обучения в магистратуре управленческой направленности как фактора повышения конкурентоспособности и профессионального роста руководителя детского сада (дошкольной образовательной организации).
Методология. Для достижения цели исследования использован комплексный методологический подход, включающий системный, деятельностный и аксиологический подходы. Основой исследования является системный подход, который рассматривает процесс повышения квалификации руководителей детских садов как целостную систему, включающую образовательные организации, реализующие магистерские программы. Данный подход позволяет анализировать взаимодействие между элементами системы, выявлять взаимосвязи и зависимости, а также оценивать эффективность обучения в магистратуре в контексте повышения квалификации. В рамках деятельностного подхода акцентируется внимание на активной позиции самих руководителей как непосредственных участников системы непрерывного образования, вносящих вклад в развитие профессиональной компетентности. Аксиологический подход позволяет оценить ценности и мотивы руководителей в процессе обучения в магистратуре.
Результаты. Доказано, что обучение в магистратуре способствует повышению конкурентоспособности и профессиональному росту руководителя детского сада. Подтверждена взаимосвязь социально-профессионального статуса заведующих и старших воспитателей детского сада с высоким уровнем конкурентоспособности, стремлением к профессиональному росту через обучение в магистратуре, такими личностными качествами, как целеустремленность, самостоятельность и стремление к непрерывному образованию. Были выявлены и описаны характеристики подготовки управленца в сфере дошкольного образования. Прикладной аспект обсуждаемого вопроса может быть реализован посредством разработки системы профессиональной подготовки студентов к управленческой деятельности в области дошкольного образования в рамках магистратуры педагогического вуза, который является структурным подразделением классического университета.
Ключевые слова: руководитель дошкольной образовательной организации, конкурентоспособность, профессиональный рост, качество дошкольного образования, программа магистратуры, менеджмент дошкольного образования.
Дейкова Л.А.
Развитие ранних инженерных компетенций: образовательные траектории и вызовы времени
Статья посвящена актуальной проблеме развития ранних инженерных компетенций. Создание предпосылок выбора инженерной специальности в школе сегодня является одной из стратегических задач государства, поэтому важно понимание форм и инструментов развития инженерно-технологических компетенций у современных школьников. Это поможет в профориентационном процессе и увеличит долю студентов, выбравших специальность инженера для целевой профессиональной реализации. В процессе развития ранних инженерных компетенций основной акцент делается на предоставлении возможности получить начальные представления о техническом образовании. Такое обучение направлено не только на получение реальных знаний, умений, навыков, компетенций, но и на формирование тех качеств личности, которые позволят ему выбрать будущую профессию, связанную с интеграцией фундаментального и технологического знания.
Ключевые слова: инженер, инженерные кадры, проектно-исследовательская деятельность, вузы, промышленные предприятия, междисциплинарный.
Ушатов Д.В.
Вопросы формирования познавательной активности у курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации
В данной статье анализируются вопросы, связанные с формированием познавательной активности и системы знаний среди курсантов военных высших учебных заведений национальной гвардии России. Исследование направлено на выявление ключевых аспектов, способствующих повышению эффективности мотивационной составляющей в процессе обучения для достижения профессиональной компетентности. В работе использовались различные методологические подходы, в том числе компетентностный и синергетический, для анализа процесса развития профессиональных умений у курсантов. Исследование опиралось на такие теоретические методы, как сравнительный анализ, синтез, моделирование и планирование. Кроме того, в процессе анализа использовались педагогическое наблюдение, опросы, интервью, изучение документации и результатов деятельности, а также экспертные оценки.
Ключевые слова: формирование познавательной активности у курсантов, развитие профессиональных умений, повышение эффективности мотивационной составляющей в процессе обучения.
Жемаева Е.А.
Мастерова А.Н.
Байко Ю.О.
Нагейкина С.В.
Использование лыжной подготовки для развития физических способностей студентов групп ОФП
В ВУЗах крайне необходимо включать лыжную подготовку для студентов, так как при занятиях на лыжах у студентов развиваются основные физические способности, что позволяет равномерному и гармоничному развитию организма, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также укреплению иммунитета и здоровья. Также занятия на свежем воздухе позволяют студентам отдохнуть от аудиторий и переключиться с умственной деятельности на физическую, что позволяет уменьшить стрессовое состояние и избежать негативного влияния на психическое здоровье.
Ключевые слова: студенты, лыжные гонки, физическая культура, лыжный спорт.
Камалова Л.А.
Мокеева Е.В.
Юнусова Г.Р.
Путулян Н.С.
Формирование межпоколенных отношений в детском театре
В настоящей статье исследуется сложный и многогранный процесс формирования межпоколенных отношений в контексте детского театра. Работа рассматривает детский театр не только как площадку для художественного самовыражения и развития творческих способностей, но и как уникальную социокультурную среду, где происходит активное взаимодействие между представителями разных поколений. Анализируются специфические характеристики этого взаимодействия, обусловленные как организационной структурой театра (включающей опытных педагогов-режиссеров, молодых актеров и зрителей разных возрастных групп), так и содержанием театральных постановок, зачастую затрагивающих темы семьи, истории и связи времен.
Особое внимание уделяется изучению механизмов трансляции культурного опыта от старшего поколения к младшему посредством театрального искусства, а также выявлению потенциала детского театра в формировании уважительного отношения к истории, традициям и ценностям различных поколений. Статья предлагает критический анализ существующих подходов к организации межпоколенческих взаимодействий в детском театре и обосновывает необходимость разработки новых, более эффективных стратегий, направленных на укрепление связей между поколениями, воспитание чувства сопричастности к прошлому и ответственности за будущее. В заключение предлагаются практические рекомендации по оптимизации деятельности детских театров с целью усиления их роли в формировании позитивных межпоколенных отношений в обществе.
Ключевые слова: межпоколенные связи, межпоколенная преемственность, межпоколенное сотрудничество, детский театр, ребенок, родители, прародители, мать, отец, бабушка, дедушка, духовные ценности, традиции, опыт.
Коньков Д.С.
Использование веб-сайтов, мобильных приложений и интерактивных тренажеров как средство обучения иностранному языку студентов в вузе
В статье рассказывается об использовании интернет-приложений в обучении иностранному языку. Рассмотрены виды интернет-приложений и функции игровой деятельности. Исследуются методологические основы игровых технологий на уроках иностранного языка, раскрывается использование мультимедийных средств в процессе обучения и определена их роль в образовательном процессе. На веб-сайте технологии рассматриваются не только как средство обучения иностранному иностранного языка, но и как средство контроля знаний и умений учащихся. Особое внимание уделяется анализу возможностей Интернет-ресурсов как средства учебного процесса во время на курсах иностранного языка.
Целью данного исследования является рассмотрение особенностей мобильных приложений для изучения иностранных языков. Для достижения этой цели было проведено исследование, показывающее эффективность использования мобильных приложений для изучения английского языка.
Ключевые слова: интернет-приложения, информационно-коммуникационные технологии, мобильные приложения, изучение иностранного языка, методика, сервис, мультимедийные средства обучения, информационные технологии в образовании образование, обучение иностранным языкам, компьютерные технологии, интернет-ресурсы.
Попова Е.В.
Использование современных технологий в естественнонаучном образовании детей младшего школьного возраста в контексте экологического воспитания
Исследование анализирует опыт внедрения современных педагогических технологий в экологическое образование младших школьников в условиях экспериментальной площадки на базе взаимодействия школы и вуза. Представлены результаты диагностики экологической готовности учащихся и практика реализации проектной деятельности через экологические акции и тематические проекты. Определены условия формирования компетенций будущих педагогов в сфере экологического воспитания.
Ключевые слова: младший школьный возраст, естественнонаучное образование, экологическое воспитание, проектная деятельность, инновационные педагогические технологии, экспериментальная площадка, экологическая сказка.
Павликова С.К.
Оценка трудности учебных текстовых материалов для начального этапа обучения устному переводу
В настоящем исследовании выявлены лингвистические параметры, влияющие на трудность учебного материала (текста), предназначенного для обучения устным видам перевода, таким как синхронный и последовательный перевод для начального уровня владения переводческой деятельностью. Автор исследования определяет понятие трудности учебного материала, отталкиваясь от понятия читабельности, изученного в отечественной (М.C. Мацковский, 1976) и зарубежной литературе (Flesch R.F. 1979), рассматривает некоторые технологизированные инструменты оценки трудности текстового материала (количественная оценка). Используя Coh-Metrix, один из таких инструментов, автор исследования описывает лингвистические параметры ранжированных по уровню трудности учебных материалов, предназначенных для обучения устному переводу и представленных на образовательной платформе для (само)подготовки устных переводчиков Speech Repository (https://speech-repository.webcloud.ec.europa.eu/ (accessed 17.03.2025)). Использованы следующие лингвистические параметры для оценивания трудности учебного текстового материала: нарративность, синтаксическая простота, понятийная конкретность, референциальная связность, глубинная связность. Выявлены лингвистические параметры учебных текстовых материалов для начального уровня владения переводческой деятельностью.
Ключевые слова: читабельность учебного текстового материала, трудность учебного текстового материала, подготовка устных переводчиков, языковые параметры трудности учебного текстового материала.
Рахматуллин М.Т.
Становление и развитие физического образования в Башкирии
Цель исследования – анализ становления и развития физического образования в Башкирии для заимствования все наиболее передовое ее совершенствования. Для достижения поставленной цели был проведен анализ учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, а также педагогическая деятельность учителей образовательных учреждений. В ходе исследования выяснилось, что система образования в дореволюционной Башкирии развивалась по двум направлениям: мусульманское и государственное (русскоязычное) образование. Несмотря на раннее возрождение мусульманского образования, общеобразовательные предметы начали изучать лишь в конце XIX столетия. В государственных (православных) образовательных учреждениях среднего общего образования предметы естественнонаучного цикла, в частности физика, к тому времени уже преподавался как отдельный предмет. Содержание учебных программ по физике представлено не в полном объеме, ограничивалось лишь вопросами классической механики, молекулярной физики, электродинамики и геометрической оптики. Учебники и учебные пособия по естественнонаучным предметам были переведенные на татарский язык, авторами которых являлись сами учителя мусульманских учебных заведений. В государственных учебных заведениях физику изучали по второму изданию «Волфианская экспериментальная физика», с немецкого подлинника на латинском языке сокращенной, с которого на русский язык был переведен М. Ломоносовым.
Ключевые слова: физика, преподавание физики, мусульманские и православные учебные заведения, Башкирия.
Авторы
Aндрюшечкинa Н.A. - старший преподаватель. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.
Бабкина А.А. - старший преподаватель, ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург. SPIN-код: 3137-8720
Байко Ю.О. - преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Баскакова А.С. - студентка 1-го курса магистратуры по направлению “Международные отношения”, Факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, г. Москва.
Беляева А.С. - воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 44, магистрант кафедры методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Бусалем Ашраф - магистр, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Гинятуллин И.Д. - студент. Институт истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Горина Л.В. - кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Грачев А.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Омский государственный педагогический университет.
Дейкова Л.А. - кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, г. Санкт-Петербург. SPIN-код: 8560-8557
Жемаева Е.А. - старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Захарова М.С. - воспитатель МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Город чудес», магистрант кафедры методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Иванова М.С. - кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.
Камалова Л.А. - кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Канте Сулейман - аспирант. Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
Китанов Т.Т. - адъюнкт. Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва.
Колесниченко Ю.Ю. - кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Коньков Д.С. - магистрант 2 курса. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».
Куделин А.А. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Лотико Г.Ф. - аспирант кафедры теорий и истории международных отношение и внешней политики, федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы».
Маликова Н.А. - аспирант. Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут. SPIN-код: 9437-7848
Мамедова Л.Г. - старший преподаватель. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.
Мастерова А.Н. - старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Махмутова Г.Ф. - кандидат химических наук, доцент. Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Мержвинская Л.В. - кандидат военных наук, ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского», г. Санкт-Петербург.
Моисеева Л.В. - доктор педагогических наук, профессор. Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург. SPIN-код: 6256-2282
Мокеева Е.В. - кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Мухаметов А.Р. - кандидат географических наук, декан подготовительного факультета для иностранных учащихся. Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Нагейкина С.В. - доцент, Государственный университет по землеустройству.
Наумчик Е.Е. - младший научный сотрудник, ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского», г. Санкт-Петербург.
Орлов Е.И. - магистрант, Сибирского Федерального Университета, г. Красноярск. SPIN-код: 1142-1688
Павликова С.К. - кандидат филологических наук, доцент. Дипломатическая академии Министерства иностранных дел России, Москва. SPIN-код: 9675-5422
Панасюк В.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Попова Е.В. - кандидат сельско-хозяйственных наук, доцент. Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Балашов.
Понуа Никола - аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет».
Путулян Н.С. - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Рахматуллин М.Т. - кандидат педагогических наук, доцент. Бирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий», г. Бирск.
Старостенков Н.В. - доктор исторических наук, профессор. ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет».
Тарасова Е.А. - аспирант. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону. Orcid: 0009-0009-1737-6403
Татарчук А.П. - преподаватель. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.
Узденов М.М. - аспирант кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.
Ушатов Д.В. - кандидат юридических наук, профессор, доцент. Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.
Хабибов Ш.С. - адъюнкт. Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва.
Хасанова Н.А. - доцент, Брянский государственный технический университет, г. Брянск.
Цветков С.А. - кандидат биологически наук, доцент. Казанский (Приволжский) федеральный универси-тет.
Шимкович Е.Д. - кандидат биологически наук, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин подготовительного факультета для иностранных учащихся. Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Юнусова Г.Р. - кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Яккола А.Н. - кандидат технических наук, ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского», г. Санкт-Петербург.