Содержание
История геополитики, международных отношений и всеобщая история | |
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Роль французского капитала в сохранении политического влияния в Сирии и Ливане 1920–1930-е гг. | 13 |
Воробьев Н.А. Роль СССР в становлении Чехословакии как советского государства после окончания Второй Мировой войны | 27 |
Нгойе С.Т. Последствия специальной военной операции в Украине для военного сотрудничества между Россией и странами Центральной Африки | 38 |
Бегеулов Р.М., Джаубаев Р.С.-М., Узденов Ш.Н. Мечети в общественно-правовом пространстве мусульман Карачаево-Черкесии в 1960-х - начале 1980-х гг.: проблемы открытия и регистрации | 49 |
Бисимбаева В., Родригес В.В., Биау А. Немецкий фашизм во французской историографии после Второй мировой войны | 59 |
Ахмед Хассан Таха Ягуб Этнополитические конфликты в странах Африканского Рога: исторические корни, современные вызовы и роль внешних акторов | 74 |
Актуальные вопросы исторических наук |
|
Текеев С.О. Становление промышленной разработки свинцово-серебряных руд в верховьях Кубани во второй половине XIX века | 83 |
Павлова М.Н. Москва, как центр противостояний цивилизаций в 1812 году | 89 |
Педагогика | |
Байханов И.Б., Терновая Л.О. Педагогическая антропология лекции | 97 |
Багамаева И.О., Гичиханова З.М. Самореализация студенческой молодёжи как ценность вузовского обучения | 110 |
Веревкин А.И. Трудности и барьеры, возникающие в ходе цифровой коммуникации управленческой команды и учителей на примере территориальных образовательных комплексов города Москвы | 121 |
Власенко О.К., Костенко А.А., Мацко А.И., Алдакимова О.В., Терсакова А.А. Роль индивидуального подхода в развитии массового спорта в современном обществе | 130 |
Гребенюкова Е.Ю. Формирование дополнительных профессиональных компетенций будущего педагога по организации здоровьесберегающего образовательного пространства педагогического колледжа | 140 |
Гусев А.С., Татарчук А.П., Иванова М.С., Бабкина А.А., Андрюшечкина Н.А. Обучение и оценка персонала преподавателей специальности «землеустройство и кадастры» | 147 |
Ермакова И.Г. Индикаторы и дескрипторы, как инструменты моделирования и актуализации образовательных программ | 160 |
Забелина Т.А. К вопросу об особых образовательных потребностях несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей | 174 |
Калашникова Ю.Е., Мальцева К.Г., Цой Н.Г. Роль искусственного интеллекта в современных подходах к обучению китайскому языку | 180 |
Коробкина М.А., Кубрак У. Оптимизация программ обучения персонала в организации аэропортовой деятельности: анализ и рекомендации | 191 |
Краевская А.Г., Носов С.М. Законодательное регулирование в области применения физических упражнений для профилактики и лечения хронических заболеваний | 200 |
Лукашенко Д.В. Педагогика высшей школы в эпоху цифровизации: трансформация образовательных практик и роль преподавателя | 208 |
Люй Чэн Анализ методов и практических подходов к обучению игре на саксофоне | 213 |
Мигачева Г.Н., Лялин А.Е. От догматизма к цифровизации: эволюция педагогических моделей в образовании | 220 |
Милованов А.В. Свободное воспитание как педагогическая парадигма в отечественной образовательной мысли конца XIX века | 236 |
Музалева А.В. Возрождение духовного наследия в дошкольном образовании: движение к корням в эпоху глобализации | 245 |
Оганнисян В.А. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в парадигме партнёрских отношений родителей и образовательной организации как условие успешного развития воспитанников в билингвальной группе | 254 |
Пашаян М.О., Мальцева К.Г., Цой Н.Г. Педагогические аспекты изучения лексической омонимии в китайском языке | 262 |
Субботина Н.С., Поспелова Н.В., Ачаева М.С., Башарова Р.Ф. Формирование критического мышления на уроке английского языка в процессе иммерсионного чтения | 271 |
Хисамутдинова А.Ф., Тулумбаев В.З. Текст как основа формирования лексико-стилистических умений и навыков речи учащихся на уроках русского языка | 275 |
Холодова С.Н. Особенности решения физических задач на циклические процессы в термодинамике | 282 |
Цой Н.Г., Мальцева К.Г. Роль фонологического анализа в совершенствовании педагогических практик преподавания китайского языка | 287 |
Байханов И.Б. Корпоративное образование: смыслы и отличия от общего или дополнительного образования | 298 |
Кунгурова И.М., Кельберер Г.Р., Павлинова К.А., Рептюх В.И. Развитие конкурсного и олимпиадного движения в Ишимском педагогическом институте имени П.П. Ершова (филиале) ТюмГУ | 307 |
Abstracts | 318 |
Authors | 348 |
Аннотации
Щупленков О.В.
Щупленков Н.О.
Роль французского капитала в сохранении политического влияния в Сирии и Ливане 1920–1930-е гг.
В статье рассматривается политика Франции в Сирии и Ливане в 1920–1930-е гг. исходя из полученного от Лиги Наций мандата, что позволило европейской нации продолжить свою роль защитника христиан и сохранить политическое и экономическое влияние в регионе, вызванном упадком Османской империи. Выделены ключевые условия политики Франции в средиземноморском регионе: контроль над Сирией, воротами Востока, открывая путь в Азию и уравновешивая экспансию Великобритании в этом регионе. Более того: овладев Дамаском, городом Омейядов, Франция, империя которой простиралась до Магриба и Западной Африки, укрепляла свои позиции мусульманской державы. Первоначально условия мандата были ограничены по объему: Франции было поручено «в кратчайшие сроки привести Сирию к политическому самоопределению, то есть независимости, и защитить ее территориальную целостность». Формулировка была достаточно расплывчатой, чтобы оставить большую часть для толкования. Была ли это помощь в создании суверенного государства или установление формы мягкого империализма? Делается вывод, что на протяжении более двадцати пяти лет различные участники мандата – военные, священнослужители, гражданские администраторы – оставались разделенными во мнениях относительно значения, которое они намеревались придать своей миссии.
Ключевые слова: Банк Сирии и большого Ливана, BSGL, валюта, кредит, Мандат, Постоянный комитет, Сирия.
Воробьев Н.А.
Роль СССР в становлении Чехословакии как советского государства после окончания Второй Мировой войны
В данной научной статье рассматривается роль Советского Союза в становлении Чехословакии как социалистического государства после окончания Второй мировой войны. В статье представлен краткий обзор событий, связанных с созданием национального фронта, проведением реформ в экономике, образованием нового правительства, утверждением конституции 1948 г., помощью в восстановлении послевоенной экономики, политическими консультациями и обменом опытом, поддержкой социалистических преобразований, нарушениями прав человека, критикой социалистической экономической модели, влиянием на внутреннюю политику Чехословакии.
В статье делается вывод о том, что СССР сыграл значительную роль в становлении Чехословакии как социалистического государства, оказав поддержку в разных сферах, включая экономику, политику и культуру. Без этой поддержки Чехословакия, возможно, не стала бы социалистической страной, история бы развивалась по-другому.
Ключевые слова: СССР, Чехословакия, социализм, Вторая мировая война, экономические реформы, политические консультации, нарушения прав человека, коммунистический режим.
Нгойе С.Т.
Последствия специальной военной операции в Украине для военного сотрудничества между Россией и странами Центральной Африки
Настоящее исследование посвящено анализу текущих и будущих последствий специальной военной операции (СВО) на Украине для военно-политического сотрудничества между Российской Федерацией и странами Центральной Африки, включая Габон, Демократическую Республику Конго, Камерун, Республику Конго, Центральноафриканскую Республику, Чад, Экваториальную Гвинею и Сан-Томе и Принсипи. В условиях нарастающей глобальной геополитической напряженности и изменения расстановки сил, представленное исследование фокусируется на динамике военно-технического взаимодействия и перспективах углубления стратегического партнерства. Оживление интереса к военному сотрудничеству с Россией со стороны центральноафриканских государств объясняется стремлением последних обеспечить внутреннюю безопасность и защиту суверенитета, а также искать новые источники вооружения и военной помощи. В рамках исследования рассматриваются ключевые аспекты, такие как увеличивающиеся поставки вооружений, совместные военные учения и обмен опытом в области безопасности, которые позволяют выявить тенденции к укреплению военно-политических контактов. Также акцентируется внимание на будущем формировании новых многосторонних альянсов и расширения влияния России на африканском континенте в контексте изменений международных отношений. Важно отметить, что особенно актуальными становятся вопросы формирования устойчивых моделей сотрудничества, способствующих как безопасности граждан, так и экономическому развитию регионов. Таким образом, данное исследование является попыткой осветить сложные и многогранные взаимосвязи, складывающиеся между Россией и Центральной Африкой, в условиях трансформации глобального геополитического ландшафта и усиления конкуренции за влияние и ресурсы.
Ключевые слова: Специальная военная операция, Военное сотрудничество, Центральная Африка, Российская Федерация, Военно-техническое взаимодействие, Геополитическая напряженность, Внешняя политика.
Бегеулов Р.М.
Джаубаев Р.С.-М.
Узденов Ш.Н.
Мечети в общественно-правовом пространстве мусульман Карачаево-Черкесии в 1960-х - начале 1980-х гг.: проблемы открытия и регистрации
В статье проводится исторический анализ особенностей организации и функционирования мусульманского культа в Карачаево-Черкесии в 1960-х – начале 1980-х гг. Основное внимание уделяется реакции региональных властей на просьбы об открытии культовых зданий, правовой регламентации предоставления верующим мечетей, их роли в духовной жизни местной мусульманской общины. В работе отмечаются основные этапы изменения государственной политики (в региональном аспекте) в отношении мусульман региона и принадлежащих им культовых сооружений, акцентируется внимание на проблемах, возникавших у верующих в ходе оформления правового статуса общин и мечетей.
Ключевые слова: Карачаево-Черкесия, мусульмане, религиозные общины, мечети, эфенди, регистрация, конфессии, дискриминация.
Бисимбаева В.
Родригес В.В.
Биау А.
Немецкий фашизм во французской историографии после Второй мировой войны
Статья посвящена анализу развития французской историографии немецкого фашизма в период после Второй мировой войны. Рассматривается эволюция исследовательских подходов к изучению нацистского периода во французской исторической науке, начиная с первых послевоенных десятилетий до современности. Особое внимание уделяется трансформации интерпретаций роли режима Виши и масштабов французского коллаборационизма в работах историков разных поколений. Анализируются ключевые историографические концепции, включая теорию "двойной игры" и "синдром Виши", их влияние на формирование национальной исторической памяти. Исследуются методологические новации, внесенные работами Роберта Паксона, которые способствовали преодолению национальной замкнутости французской историографии и формированию критического подхода к изучению взаимоотношений между режимом Виши и нацистской Германией. В статье рассматривается проблематика французской историографии Холокоста, анализируется эволюция подходов к изучению участия французской администрации в реализации антисемитской политики. Отдельное внимание уделяется современным тенденциям в изучении нацистского периода французскими историками, включая использование подходов глобальной и транснациональной истории. Выявляются противоречия между стремлением к объективному научному анализу и тенденциями к смягчению оценок коллаборационизма в работах современных исследователей парижской школы. Рассматривается влияние политики памяти на развитие исторических исследований, анализируется роль общественных дебатов в расширении проблематики научных работ и открытии архивов периода оккупации. На основе проведенного исследования делается вывод о продолжающемся процессе научного переосмысления нацистского прошлого во французской историографии, отражающем более широкие тенденции в развитии исторической науки и трансформации коллективной памяти.
Ключевые слова: французская историография, нацистская Германия, режим Виши, коллаборационизм, Холокост, историческая память, политика памяти, методология исторического исследования.
Ахмед Хассан Таха Ягуб
Этнополитические конфликты в странах Африканского Рога: исторические корни, современные вызовы и роль внешних акторов
Исследование анализирует этнополитические конфликты в странах Африканского Рога (Эфиопия, Сомали, Эритрея, Джибути), выявляя их колониальные истоки и институциональные причины. Особое внимание уделено роли внешних акторов (США, ЕС, Россия, Китай) в динамике конфликтов. Работа сочетает исторический, институциональный и геополитический анализ, предлагая рекомендации для российской политики в регионе.
Ключевые слова: Африканский Рог, этнополитические конфликты, колониальное наследие, внешнее вмешательство, геополитическое соперничество, суверенное урегулирование, региональная безопасность.
Текеев С.О.
Становление промышленной разработки свинцово-серебряных руд в верховьях Кубани во второй половине XIX века
Статья рассматривает аспекты становления во второй половине XIX в. промышленной разработки свинцово-серебряных руд в верховьях реки Кубань на территории современной Карачаево-Черкесской республики. Автор указывает на то, что данный процесс по различным причинам затянулся и только в начале 1890-х гг. удалось наладить добычу и переработку полезных ископаемых. В статье отмечается, что большую роль в организации горнорудной промышленности в рассматриваемом регионе сыграл предприниматель В.В. Томашевский. Созданное им предприятие в последующие десятилетия внесло значительный вклад в социально-экономическое развитие всего региона.
Ключевые слова: недра, свинцово-серебряные руды, промышленное освоение, горные товарищества, Верхняя Кубань, карачаевское общество.
Павлова М.Н.
Москва, как центр противостояний цивилизаций в 1812 году
Москва в 1812 г. столкнулась не просто с жестокой французской оккупацией, но и противостоянием цивилизаций в культурном аспекте. С одной стороны – христианской, с другой стороны де-христианской, связанной с революционными потрясениями в Европе. Это противостояние между разными по культуре цивилизациями практически не угасло, даже спустя 200 лет. Данная статья посвящена анализу культурного противостояния цивилизаций в канун французской оккупации Москвы, демонстрирующая неизменность со стороны коллективного Запада методику их действий.
Ключевые слова: нашествие Наполеона на Россию, Отечественная война 1812 года, противостояние цивилизаций, французская оккупация.
Байханов И.Б.
Терновая Л.О.
Педагогическая антропология лекции
В статье рассмотрена эволюция такой образовательной технологии, как лекция. Являясь одной из самых древних форм учебной работы, лекция отразила все принципиальные достижения человечества и стала своеобразным маркером не только развития образования, но и всего общества. Однако в наши дни лекция из-за прогресса цифровых технологий может потерять конкурентоспособность, поэтому ей необходимо не только использовать технические инновации, но и совершенствоваться в эмоциональном плане.
Ключевые слова: риторика, ораторское искусство, педагогика, образовательная технология, лекция, аудитория, проблемное обучение, визуализация, тайм-менеджмент.
Багамаева И.О.
Гичиханова З.М.
Самореализация студенческой молодёжи как ценность вузовского обучения
Цель исследования заключается в рассмотрении феномена самореализации студенческой молодёжи с точки зрения социально - экологического и педагогически - инвайронментального подходов. В статье рассматривается экологичность феномена саморазвития. Личностное развитие учащейся молодежи в образовательном процессе вуза является ключевой ценностью и приоритетом современного высшего образования.
Приоритетом образовательного процесса является формирование личностных и профессиональных качеств, позволяющих будущему специалисту адаптироваться к постоянным вызовам современного мира, способному к критическому и системному мышлению и готовому к достижению успеха в различных сферах жизни. Научная новизна исследования состоит в том, что студенческая молодёжь, являясь особой социальной группой, испытывает потребность в развитии в специально созданной для этого социально-культурной среде, в которой учитываются ценности российского общества.
В результате исследования установлено, что ключевые критерии ценности вузовского обучения являются фундаментом самореализации студенческой молодёжи. ВУЗ и организуемый в нём образовательный процесс — важная среда формирования психологического и социокультурного облика студенческой молодёжи.
Ключевые слова: самореализация, студенческая молодёжь, высшее учебное заведение, вузовское обучение.
Веревкин А.И.
Трудности и барьеры, возникающие в ходе цифровой коммуникации управленческой команды и учителей на примере территориальных образовательных комплексов города Москвы
В настоящей статье поднимается проблема реализации управленческой коммуникации в условиях цифровизации образования. Предпринята попытка систематизировать и раскрыть основные трудности и барьеры, которые возникают в ходе цифровой коммуникации между учителями и администрацией. Исследование проводилось в контексте территориальных образовательных комплексов города Москвы как наиболее вовлеченных в цифровую коммуникацию из-за своей территориальной распределённости и наиболее показательных для выявления проблем цифрового взаимодействия.
Ключевые слова: цифровизация образования, территориальный образовательный комплекс, цифровое взаимодействие, управленческая коммуникация, цифровые инструменты
Власенко О.К.
Костенко А.А.
Мацко А.И.
Алдакимова О.В.
Терсакова А.А.
Роль индивидуального подхода в развитии массового спорта в современном обществе
Индивидуальный подход в массовом спорте становится все более актуальным в современном обществе, где растет осознание важности здорового образа жизни и регулярной физической активности. Данная работа исследует теоретические основы, преимущества, практическое применение и проблемы внедрения индивидуализированных программ тренировок. Анализ показал, что персонализированные тренировки способствуют повышению мотивации, улучшению физического здоровья и увеличению эффективности тренировочного процесса. Также рассматриваются социальные, культурные и этические аспекты, связанные с внедрением индивидуального подхода, и предлагаются решения для преодоления существующих вызовов.
Ключевые слова: Индивидуальный подход, массовый спорт, персонализированные тренировки, мотивация, физическое здоровье, эффективность тренировок, социальные аспекты, культурные аспекты, этические аспекты, внедрение технологий.
Гребенюкова Е.Ю.
Формирование дополнительных профессиональных компетенций будущего педагога по организации здоровьесберегающего образовательного пространства педагогического колледжа
Статья посвящена исследованию особенностей формирования дополнительных профессиональных компетенций будущего педагога по организации здоровьесберегающего образовательного пространства педагогического колледжа. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования дополнительных профессиональных компетенций будущего педагога в области организации здоровьесберегающего образовательного пространства в педагогическом колледже. Анализируются ключевые компоненты здоровьесберегающей компетентности, включающие мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-технологический уровни. Представлены педагогические условия и методы, способствующие развитию у студентов профессиональной готовности к внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Особое внимание уделяется роли педагогического колледжа как среды, формирующей у будущих специалистов навыки создания комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В завершение автор делает вывод о том, что формирование дополнительных профессиональных компетенций будущего педагога по организации здоровьесберегающего образовательного пространства является актуальной задачей педагогического колледжа. Успешное решение данной задачи позволит подготовить квалифицированных специалистов, способных создавать комфортные и безопасные условия для обучения.
Ключевые слова: здоровьесбережение, пространство, обучение, компетенции, педагог, мотивация, практики.
Гусев А.С.
Татарчук А.П.
Иванова М.С.
Бабкина А.А.
Андрюшечкина Н.А.
Обучение и оценка персонала преподавателей специальности «землеустройство и кадастры»
Работа посвящена исследованию вопросов обучения и оценки персонала преподавателей специальности «Землеустройство и кадастры». В ней рассматриваются современные подходы к подготовке кадров для данной сферы, а также методы повышения квалификации уже работающих специалистов. Особое внимание уделено анализу существующих программ профессионального развития и их адаптации под нужды конкретной образовательной организации. Рассматриваются различные формы и методы обучения, включая дистанционные технологии, стажировки и тренинги. Также, в работе освещены вопросы оценки эффективности работы преподавателей, критерии качества преподавания и способы мотивации сотрудников. Приводятся примеры успешных практик и рекомендаций по улучшению системы подготовки и оценки персонала в сфере землеустройства и кадастров.
Ключевые слова: образование, обучение персонала, повышение квалификации, методы преподавания, система оценки.
Ермакова И.Г.
Индикаторы и дескрипторы, как инструменты моделирования и актуализации образовательных программ
В статье рассматриваются индикаторы и дескрипторы как ключевые инструменты моделирования и актуализации образовательных программ в контексте повышения профессиональной компетенции студентов. Обсуждается важность интеграции этих инструментов в процесс педагогического проектирования, что позволяет педагогам гибко адаптировать учебные курсы в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда и образовательными стандартами. Индикаторы служат для количественной оценки достижений студентов, в то время как дескрипторы предоставляют качественные характеристики уровня их знаний, умений и навыков.
Автор подчеркивает, что использование индикаторов и дескрипторов не только способствует более четкому пониманию целей и задач обучения, но и позволяет активно работать над развитием имеющихся компетенций, обеспечивая студентов актуальными знаниями и практическими навыками. Статья включает практические рекомендации для педагогов по применению данных инструментов в учебном процессе. В итоге, данный подход может значительно улучшить качество образования и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Ключевые слова: индикаторы оценки, дескрипторы, моделирование образовательных программ, профессиональная компетентность, педагогические инструменты, актуализация учебных программ, развитие умений и навыков, оценка знаний, качество образования, адаптация педагогических методов.
Забелина Т.А.
К вопросу об особых образовательных потребностях несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей
В статье исследуется образовательные потребности несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей, с целью их адаптации в российское общество. Отсутствие интеграции в новое общество, сложности в общении с местными сверстниками, и как следствие сложности в получении образования в российских школах, является одним из факторов риска и приводит к социальной дезадаптации. При изучении русского языка названная категория лиц сталкиваются с множеством трудностей, например, особенностями кириллического алфавита, правилами русской грамматики, произношением трудновыговариваемых слов и сочетанием звуков и смысловыми трудностями при изучении русских слов. К числу последних можно отнести сложности понимания иностранцами суффиксов эмоциональной оценки русского языка. Автор анализирует семантику слов с суффиксами эмоциональной окраски.
Ключевые слова: адаптация, дети с миграционной историей, коммуникация, навыки, несовершеннолетние иностранные граждане, обучение, образовательные потребности, суффиксы эмоциональной оценки.
Калашникова Ю.Е.
Мальцева К.Г.
Цой Н.Г.
Роль искусственного интеллекта в современных подходах к обучению китайскому языку
В настоящее время наблюдается глобальная тенденция к автоматизации технологических процессов, основанная на интеграции новейших информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. С развитием искусственного интеллекта (ИИ) появились различные инструменты для преодоления языковых барьеров, среди них системы машинного перевода, чат-боты и инструменты с голосовым управлением. Новшества были внедрены и в образование. Это слияние способствовало изобретению учебных приложений и платформ. В настоящее время тема потенциала применения искусственного интеллекта при изучении языков стала особенно актуальной. Функции искусственных технологий способны помочь в изучении языков, вызывающих наибольшую трудность, например, китайского языка. Популярность цифровых технологий в сфере языкового обучения вызвала потребность в исследовании способов их эффективного использования. Для реализации этой цели автор предоставляет теоретические и практические обзоры, демонстрирующие преимущества и недостатки использования нейросетей. В частности, рассматриваются чат-боты ChatGPT, Tutor Lily и мобильное приложение Duolingo. Таким образом, качественный научный подход способствовал достижению поставленной задачи.
Ключевые слова: искусственный интеллект, чат-бот, мобильные приложения, китайский язык, обучение китайскому языку, теоретические обзоры, практические обзоры.
Коробкина М.А.
Кубрак У.
Оптимизация программ обучения персонала в организации аэропортовой деятельности: анализ и рекомендации
Статья посвящена анализу программ обучения персонала в организации, осуществляющей аэропортовую деятельность. Исследование направлено на оценку существующих подходов к обучению, выявление их сильных и слабых сторон, а также разработку рекомендаций по совершенствованию системы подготовки кадров. На основе анализа документации, опроса сотрудников и экспертного интервью выявлены ключевые аспекты применяемой методологии, формы обучения и результаты оценки программ. Отмечается комплексный подход к обучению, однако указываются и проблемные зоны, такие как несоответствие некоторых программ актуальным потребностям, разрыв теории и практики, вопросы к качеству учебных материалов и неоднозначное влияние обучения на эффективность работы. В заключении представлены рекомендации по оптимизации системы обучения, направленные на повышение квалификации персонала, укрепление безопасности и улучшение качества обслуживания в аэропортовой отрасли.
Ключевые слова: обучение персонала, аэропортовая деятельность, методология обучения, программы обучения, оценка эффективности обучения, профессиональная подготовка, повышение квалификации, авиационная безопасность, качество обслуживания, анализ потребностей в обучении, практико-ориентированное обучение, обратная связь с сотрудниками.
Краевская А.Г.
Носов С.М.
Законодательное регулирование в области применения физических упражнений для профилактики и лечения хронических заболеваний
В статье анализируются особенности законодательного регулирования в области применения физических упражнений для профилактики и лечения хронических заболеваний. Рассматриваются правовые акты, определяющие порядок организации физической реабилитации, профилактических программ и лечебной физкультуры в медицинских учреждениях и на предприятиях. Обозначены основные правовые и организационные механизмы, обеспечивающие доступ к занятиям физической культурой для лиц, страдающих хроническими заболеваниями. Акцент сделан на международном и российском законодательстве, регламентирующем использование физических упражнений как метода профилактики и лечения. Также изучены права и обязанности медицинских организаций и специалистов в сфере лечебной физкультуры, а также правовые гарантии для пациентов. Отмечается необходимость дальнейшего совершенствования нормативной базы для повышения эффективности профилактических и реабилитационных программ, связанных с хроническими заболеваниями.
Ключевые слова: законодательное регулирование, физические упражнения, профилактика, лечение, хронические заболевания, лечебная физическая культура, реабилитация, медицинское право, правовые механизмы, здоровье.
Лукашенко Д.В.
Педагогика высшей школы в эпоху цифровизации: трансформация образовательных практик и роль преподавателя
Статья посвящена анализу трансформации образовательных практик в высшей школе в условиях цифровизации, с акцентом на изменении роли преподавателя и интеграции цифровых технологий. Выявлены ключевые тенденции: переход к смешанным форматам обучения (78% вузов), использование искусственного интеллекта для персонализации обучения (рост точности прогноза успеваемости на 15%) и рост значимости цифровых компетенций преподавателей (65% испытывают сложности с технологиями). Результаты показывают, что цифровизация усложняет роль преподавателя, требуя многозадачности и вызывая стресс (55% респондентов), а также снижает мотивацию студентов (60% отмечают снижение из-за отсутствия личного контакта). Корреляционный анализ выявил связь между цифровыми компетенциями преподавателей и качеством обучения. В статье подчеркивается необходимость комплексного подхода, включающего переподготовку преподавателей, внедрение интерактивных инструментов и междисциплинарные исследования для учета социально-психологических факторов.
Ключевые слова: цифровизация, педагогика высшей школы, роль преподавателя, смешанное обучение, цифровые компетенции, искусственный интеллект, мотивация студентов, образовательные практики.
Люй Чэн
Анализ методов и практических подходов к обучению игре на саксофоне
Данная работа посвящена анализу методов и практических подходов к обучению игре на саксофоне, одного из самых популярных и универсальных музыкальных инструментов. Саксофон – это уникальный музыкальный инструмент, который занимает важное место в различных музыкальных жанрах, таких как джаз, классическая музыка, поп и рок. Его выразительный звук и широкие возможности для импровизации делают его популярным среди музыкантов и слушателей. Введение в тему подчеркивает актуальность изучения различных методов обучения, учитывающих как традиционные, так и современные подходы. В ходе исследования были выделены ключевые аспекты, влияющие на процесс обучения, включая структуру уроков, упражнения для начинающих, методы развития слуха и ритма, а также способы оценки прогресса учащихся. Традиционные методы, такие как обучение по нотам и индивидуальные занятия с преподавателем, обеспечивают структурированный подход к обучению, в то время как современные методы, включая использование технологий и акцент на импровизацию, способствуют более интерактивному и творческому процессу.
Цель исследования: Определить и проанализировать наиболее эффективные методы и практические подходы к обучению игре на саксофоне, которые способствуют развитию музыкальных навыков и творческого самовыражения у учащихся.
Этот вводный раздел задает тон для дальнейшего анализа методов и подходов к обучению игре на саксофоне, подчеркивая их значимость и необходимость в контексте современного музыкального образования.
Работа также предлагает практические рекомендации для преподавателей, направленные на улучшение процесса обучения, включая комбинирование различных методов и активное предоставление обратной связи. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований в области обучения игре на саксофоне, включая изучение влияния технологий и психологических аспектов на успехи учащихся.Изучение методов обучения игре на саксофоне имеет большое значение для формирования музыкальных навыков у начинающих музыкантов. Эффективные методы обучения способствуют не только техническому мастерству, но и развитию творческого потенциала, что особенно важно в контексте современного музыкального образования. В условиях быстро меняющегося музыкального мира, где технологии и стили постоянно эволюционируют, необходимо адаптировать подходы к обучению, чтобы соответствовать требованиям времени и интересам учащихся.
Данная работа может быть полезна как для преподавателей музыки, так и для студентов, стремящихся улучшить свои навыки игры на саксофоне, а также для исследователей, интересующихся вопросами музыкального образования.
Ключевые слова: саксофон, обучение музыке, методы обучения, практические подходы, музыкальный слух, ритм, индивидуальные занятия, групповые занятия, импровизация, технологии в обучении.
Мигачева Г.Н.
Лялин А.Е.
От догматизма к цифровизации: эволюция педагогических моделей в образовании
В статье исследуется эволюция педагогических моделей от догматических методов античности до цифровых парадигм XXI века. На основе комплексного анализа разработана авторская классификация, интегрирующая критерии исторического развития, технологической инновационности и ориентации на личность. Результаты демонстрируют, что современные гибридные подходы сочетают эффективность традиционных методов с развитием критического мышления и адаптивности, однако выявлены ограничения, такие как снижение глубины усвоения материала в массово-открытых онлайн курсах.
Ключевые слова: модель обучения, цифровизация, гибридный подход, классификация, адаптивность.
Милованов А.В.
Свободное воспитание как педагогическая парадигма в отечественной образовательной мысли конца XIX века
В статье рассматриваются основополагающие положения концепции свободного воспитания, формировавшейся в российской педагогической мысли конца XIX века. Особое внимание уделено переосмыслению статуса ребёнка как активного субъекта образовательного процесса. Анализируются социально-экономические и культурные предпосылки, способствовавшие переходу от авторитарных методов к гуманистически ориентированным подходам воспитания. Также освещается вклад ведущих отечественных педагогов в развитие теоретических оснований и практических моделей свободного воспитания.
Ключевые слова: свободное воспитание, педагогические концепции XIX века, детство, образовательные реформы, отечественная педагогика, личность ребёнка, социально-экономические преобразования, гуманистическая педагогика, личностно-ориентированное образование, российская педагогическая мысль, педагогические инновации, история образования.
Музалева А.В.
Возрождение духовного наследия в дошкольном образовании: движение к корням в эпоху глобализации
Статья исследует роль духовного наследия в дошкольном образовании как инструмента сохранения культурной идентичности в условиях глобализации. Рассматриваются теоретические аспекты духовного наследия, включая фольклор, обряды и нравственные ценности, а также их связь с воспитательным процессом. Анализируется влияние глобальных изменений на образовательную среду, включая унификацию культур и вызовы мультикультурной среды. Особое внимание уделено методам интеграции традиций в практику детских садов: через сказки, праздники, игры и краеведение. Обсуждаются проблемы, такие как недостаточная подготовка педагогов и влияние массовой культуры, и пути их преодоления. На основе отечественного и зарубежного опыта предложены рекомендации для воспитателей, направленные на формирование у детей духовно-нравственных ориентиров. Подчеркивается значимость таких подходов для воспитания личности, уважающей свои корни и готовой к жизни в глобальном мире. Методы исследования включают анализ литературы, обобщение опыта и сравнение практик.
Ключевые слова: духовное наследие, дошкольное образование, глобализация, культурная идентичность, фольклор, традиции, этнопедагогика, нравственное воспитание, краеведение.
Оганнисян В.А.
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в парадигме партнёрских отношений родителей и образовательной организации как условие успешного развития воспитанников в билингвальной группе
Цель настоящего исследования состоит в анализе влияния партнёрских отношений между родителями и образовательной организацией на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста, обучающихся в билингвальных группах. Для достижения данной цели в работе применены методы анализа, синтеза и систематизации актуальных научных исследований и педагогических практик. В статье рассматривается значение сотрудничества семьи и детского сада в формировании устойчивого эмоционального состояния ребёнка в условиях двуязычного образования. Результаты исследования показывают, что прочные партнёрские связи между родителями и дошкольным учреждением оказывают существенное положительное влияние на эмоциональное благополучие билингвальных дошкольников, выступая ключевым фактором их успешной адаптации и развития в двуязычной среде и залогом эмоциональной стабильности. В статье также представлены практические рекомендации по укреплению взаимодействия между родителями и педагогами для обеспечения успешного развития детей.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дошкольное образование, билингвальные группы, эмоциональное благополучие, сотрудничество.
Пашаян М.О.
Мальцева К.Г.
Цой Н.Г.
Педагогические аспекты изучения лексической омонимии в китайском языке
В настоящее время у изучающих китайский язык возникают проблемы с пониманием омонимов. Данная статья рассматривает педагогические аспекты изучения лексической омонимии в китайском языке как иностранном. В работе исследуются особые трудности, связанные с омонимами, с которыми сталкиваются изучающиеся китайский язык, возникшие из-за его фонетического и грамматического строя. Также проводится анализ наиболее эффективных методических стратегий преподавания и практических аспектов формирования навыков. Раскрываются лингводидактические свойства китайской омонимии. В статье акцентируется внимание на типичные трудности восприятия омонимов и на анализ материала китайской прессы и современных педагогический практик. Данное исследование написано с целью повысить эффективность обучения и развить коммуникативные навыки студентов, выбравших китайский язык в качестве иностранного.
Ключевые слова: лексическая омонимия, омонимы, преподавание, иероглифика, коммуникативные навыки, пресса.
Субботина Н.С.
Поспелова Н.В.
Ачаева М.С.
Башарова Р.Ф.
Формирование критического мышления на уроке английского языка в процессе иммерсионного чтения
В статье рассматривается вопрос о способах формирования критического мышления в процессе изучения иностранного языка в школе. Особое внимание уделено рассмотрению иммерсионного чтения, что предполагает полное погружение в иноязычный текст с выявлением историко-культурных, географических и социально - политических контекстов, а также семантизацию культурно - маркированной лексики и реалий. Целью статьи является анализ технологий иммерсионного чтения в процессе формирования критического мышления на уроке английского языка в школе. Методы исследования: анализ научной литературы, контекстуальный анализ, технология «интервью у слова», арт-технология, семантизация. Реализация данной цели достигнута следующим образом: даны элементы этимологического анализа, представлены структурно-семантические особенности, лингвострановедческое описание, результаты ономастического анализа и выявлены сходства и различия исследуемой лексики в английском и русском языках.
Ключевые слова: критическое мышление, виды чтения, иммерсионное чтение, английский язык, Google Earth, Microsoft Paint, «интервью у слова».
Хисамутдинова А.Ф.
Тулумбаев В.З.
Текст как основа формирования лексико-стилистических умений и навыков речи учащихся на уроках русского языка
В современном мире важно научить детей работать с текстом. На фоне роста применения информационных технологий и снижения интереса к художественной литературе имеется риск упадка грамотности и оскудения речи. Художественный текст является одним из универсальных материалов, используемых в процессе формирования лексико-стилистических умений и навыков речи учащихся на уроках русского языка. Основная работа проводится под руководством учителя, которым осуществляется выбор методов и приемов, определение содержания обучения, в частности отбор дидактического материала для уроков. К тому же работа с текстом может быть использована на всех этапах урока.
В данной статье даны методические рекомендации к организации процесса формирования речи школьников на текстовой основе. Показаны методы работы над текстом, приведены примеры.
Ключевые слова: текст, лексические и стилистические умения, анализ, навыки, словарь, методика, упражнения, речь.
Холодова С.Н.
Особенности решения физических задач на циклические процессы в термодинамике
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики способствует тому, что учитель помогает обучающимся понимать природу изучаемых явлений, с научной точки зрения объяснять процессы и закономерности физики, как науки. Решая задачи, которые помогают анализировать закономерности физики, школьники учатся использовать полученные знания в повседневной жизни. В статье рассматриваются физические задачи из раздела термодинамики, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности. Такие задачи студенты физики Армавирского государственного педагогического университета предлагают школьникам, создавая реальные ситуации. Рассматривают работу кондиционера в аудитории, цикл работы двигателя Стирлинга. Предложенные задачи можно использовать для дальнейшей разработки в исследовательских проектах обучающихся. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами одним из приоритетов является развитие у обучающихся навыков исследовательской деятельности.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, термодинамические процессы, прямой и обратный цикл, работа теплового двигателя, цикл Карно.
Цой Н.Г.
Мальцева К.Г.
Роль фонологического анализа в совершенствовании педагогических практик преподавания китайского языка
Статья посвящена исследованию роли фонологического анализа в модернизации методик преподавания китайского языка, ориентированных на русскоязычную аудиторию. В работе детально рассматриваются ключевые аспекты китайской фонологической системы, создающие трудности для учащихся: тоновая система, особенности артикуляции звуков, структура слога и фонотактические ограничения. Проводится глубокий сравнительный анализ фонемных систем русского и китайского языков, акцентируя внимание на принципиальных различиях, таких как отсутствие в китайском языке оппозиций по звонкости/глухости и твёрдости/мягкости, а также доминирующая роль тонов в смысл различении. На основе выявленных контрастов предлагаются практические рекомендации для педагогов, включая методы постановки произношения, упражнения для отработки тонов и стратегии преодоления интерференции русского языка. Особое внимание уделяется адаптации традиционных лингводидактических подходов с учётом специфики китайской фонологии. Результаты работы имеют значительный прикладной потенциал: они могут быть использованы при разработке учебных программ, создании специализированных пособий и организации тренингов для преподавателей китайского языка. Статья представляет интерес для широкого круга специалистов в области лингводидактики, фонологии и методики преподавания восточных языков.
Ключевые слова: фонологический анализ, преподавание китайского языка, тоны, артикуляция, слоговая структура, сравнительный анализ, методика преподавания.
Байханов И.Б.
Корпоративное образование: смыслы и отличия от общего или дополнительного образования
В статье представлен экскурс в проблематику корпоративного образования, как современной стремительно растущей сферы образовательных услуг. Показаны этапы развития корпоративного образования. Доказана потребность в разработке особой области педагогической науки — корпоративной педагогики. На основании проведенного сравнения корпоративного образования с общим и дополнительном образованием сделано заключение о важности для продвижения корпоративного образования формирования профессиональной идентичности педагога-тренера, отличающейся от профессиональной идентичности учителя.
Ключевые слова: корпоративное образование, корпоративная педагогика, обучение взрослых, профессиональное развитие, корпоративный университет, корпоративная культура, кадры организации, инструмент развития персонала, управление знаниями в организации.
Кунгурова И.М.
Кельберер Г.Р.
Павлинова К.А.
Рептюх В.И.
Развитие конкурсного и олимпиадного движения в Ишимском педагогическом институте имени П.П. Ершова (филиале) ТюмГУ
В статье дается анализ особенностей развития и функционирования олимпиадного и конкурсного движения в России, начиная со времен Советского Союза, рассматриваются актуальные проблемы, связанные с ними, акцентируются их сильные стороны. Авторы рассматривают возможности участия в олимпиадном и конкурсном движении как средстве активизации творческого потенциала личности, ее личностного развития. Также в статье описана система проведения олимпиад и конкурсов для обучающихся общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений в Ишимском педагогическом институте им. П.П. Ершова (филиале) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» в период с 2022 по 2025 гг.
Ключевые слова: олимпиада, конкурс, олимпиадное и конкурсное движение, сопровождение одаренных старшеклассников, организация конкурсов и олимпиад.
Авторы
Алдакимова О.В. - кандидат педагогических наук, начальник отдела по развитию СПО, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.
Андрюшечкина Н.А. - старший преподаватель кафедры математики и ИТ. ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет».
Ахмед Хассан Таха Ягуб - кандидат исторических наук, аспирант. Российский университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
Ачаева М.С. - доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета.
Бабкина А.А. - старший преподаватель кафедры математики и ИТ. ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет».
Багамаева И.О. - кандидат педагогических наук. Дагестанский государственный университет.
Байханов И.Б. - доктор педагогических наук, доцент, ректор Чеченского государственного педагогического университета.
Башарова Р.Ф. - студент, Елабужский институт Казанского федерального университета.
Бегеулов Р.М. - профессор кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.
Биау А. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Бисимбаева В. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Веревкин А.И. - учитель, магистр по направлению Государственное и муниципальное управление (Национально-исследовательский университет «Высшая школа экономики») ГБОУ «Московская международная школа». SPIN-код: 9813-7029
Власенко О.К. - старший преподаватель, «Высшей школы социальных и политических наук», Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Воробьев Н.А. - аспирант. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Гусев А.С. - кандидат биологических наук, доцент кафедры землеустройства. ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет».
Гичиханова З.М. - Дагестанский государственный университет.
Гребенюкова Е.Ю. - аспирант. Образовательное частное учреждение высшего образования «Московская международная академия».
Джаубаев Р.С.-М. - ассистент кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.
Ермакова И.Г. - аспирант. Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск.
Забелина Т.А. - старший преподаватель, Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Тверь.
Иванова М.С. - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры растениеводства и селекции. ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет».
Калашникова Ю.Е. - студент. Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону.
Кельберер Г.Р. - менеджер научного отдела. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ (Тюменский государственный университет).
Коробкина М.А. - кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом и организационной психологии. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, факультет управления и психологии, кафедра управления персоналом и организационной психологии, г. Краснодар.
Костенко А.А. - кандидат психологических наук, заведующая кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.
Краевская А.Г. - студент.
Кубрак У. - магистр. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, факультет управления и психологии, кафедра управления персоналом и организационной психологии, г. Краснодар.
Кунгурова И.М. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания, начальник научного отдела. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ (Тюменский государственный университет).
Лукашенко Д.В. - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник. Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва.
Люй Чэн - магистрант, Белорусский Государственный Университет Культуры и Искусств.
Лялин А.Е. - ассистент, ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Мальцева К.Г. - преподаватель. Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону. SPIN-код: 8986-3835
Мацко А.И. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры безопасности жизнедеятельности, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.
Мигачева Г.Н. - кандидат технических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Милованов А.В. - аспирант. ФГБОУ ВО "Херсонский государственный педагогический университет".
Музалева А.В. - старший воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 50 детский сад «Карусель» г. Южно-Сахалинска.
Нгойе С.Т. - аспирант. Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы.
Носов С.М. - старший преподаватель кафедры физического воспитания. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
Оганнисян В.А. - учитель английского языка в билингвальной группе в МАДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) № 50 «Карусель».
Павлинова К.А. - обучающаяся 5 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ (Тюменский государственный университет).
Павлова М.Н. - ассистент кафедры «Истории России», Государственный университет просвещения, г. Москва.
Пашаян М.О. - студент. Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону.
Поспелова Н.В. - доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета.
Рептюх В.И. - обучающийся 5 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ (Тюменский государственный университет).
Родригес В.В. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Субботина Н.С. - старший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета.
Татарчук А.П. - преподаватель кафедры овощеводства и плодоводства имени Н.Ф. Коняева. ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет».
Текеев С.О. - аспирант кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Терсакова А.А. - кандидат педагогических наук, заведущая кафедрой теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.
Тулумбаев В.З. - кандидат филологических наук, доцент. Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа.
Узденов Ш.Н. - аспирант кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.
Хисамутдинова А.Ф. - студент магистрант 2 курса. Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа.
Холодова С.Н. - кандидат педагогических наук, доцент. Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.
Цой Н.Г. - преподаватель. Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону. SPIN-код: 9914-9799
Щупленков О.В. - кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», филиал в г. Ессентуки.
Щупленков Н.О. - кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», филиал в г. Ессентуки.