Содержание

 

Педагогика
Лезина О.В., Терновая Л.О. Инновационные методики в инженерной педагогике: интеграция образовательных технологий и практико-ориентированного подхода 13
Васина К.И., Шалимов В.И., Жердев В.П., Жердева Л.В., Попов А.С. Влияние творческого подхода к преподаванию физической культуры на мотивацию студентов к учебно-тренировочным занятиям 23
Лукашенко Д.В. Анализ актуальных трендов в педагогике высшей школы: интеграция цифровых технологий и развитие компетенций преподавателей 30
Лукьянова А.А., Гаврикова О.Ю. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей деятельности в образовании студентов колледжа 38
Безденежных Н.Н., Бойцова И.В., Винник В.К. Развитие учебной мотивации в средней школе 46
Горина Л.В., Талинский И.Д., Захарова М.С. Негосударственный сектор дошкольного образования: частные детские сады 52
Гурина Т.А. Лабораторные и исследовательские работы в содержании элективного курса «Строение солнечной системы» как средство формирования мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла в условиях малокомплектной школы 63
Гусев А.С., Татарчук А.П., Иванова М.С., Сапарклычева С.Е., Шингарева Н.И. Обработка графических данных при подготовке студентов специальности земельно-имущественные отношения в аграрных вузах 76
Никитина Ю.С. Психологические аспекты эффективного обучения в системе высшего образования 89
Паночевный П.Н. Менеджмент качества в вузе в условиях цифровой трансформации и внедрения технологий искусственного интеллекта 93
Полукеева О.С. Нормативно-правовые основания исторического просвещения обучающихся в общеобразовательных организациях с учётом задач государственной политики в сфере образования 102
Постникова А.А. Применение инновационных образовательных технологий при достижении метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников с ЗПР 114
Лукьянова А.А., Гаврикова О.Ю. Сравнительный анализ отношения к здоровью студентов различной профессиональной направленности на примере «Череповецкого строительного колледжа имени А.А. Лепехина» 122
Лезина О.В., Терновая Л.О. Платное высшее образование: инвестиция в будущее страны или вклад в усиления социального неравенства 131
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая  история
Понька Т.И., Кисиев Д.О. Влияние Китая на наркотрафик в Мьянме: вызовы региональной стабильности и международной безопасности 141
Луговская В., Курепин Е.И. Итальянская историография конфликтов на Балканах: от османской империи до современной эпохи 152
Аль есбили фаизах Салех Мохаммeд Процесс формирования политической системы Йеменской республики: этапы партийного строительства 162
Кодебаева А., Ребровская Е.Д., Шуманская Д.В. Национальная идентичность в историографии Латинской Америки: на примере Венесуэлы и Аргентины 169
Ширзай Фархад Афганский вектор во внешнеполитической деятельности евразийского экономического сообщества 179
Рагимова А.Ф. Военно-техническое сотрудничество Индии и России в XXI веке: проблемы и перспективы 187
Тараканова С.А. События и оценки Японо-китайской войны 1937–1945 годов в парных надписях дуйлянь 201
Тахмазли Г.Г., Тишакова К.А. Образовательная политика России в рамках БРИКС: стратегии, приоритеты и перспективы сотрудничества 215
Луговская В. Англоязычный кризис в Камеруне 229
Ширзай Фархад Факторы, детерминирующие влияние Афганистана на региональную безопасности в центральной Азии 242
Лэй Цзинцин Международная художественная коммуникация и культурный обмен посредством современного танца: технологическая перспектива 249
Ахмед Хассан Таха Ягуб Российско-суданские отношения: перспективны и развитие 255
Актуальные  вопросы  исторических  наук
Рыжаков Д.Г., Средняк К.В., Зайцева Е.А. Правоохранительные структуры и политический сыск российской провинции конца XIX – начала XX вв. (на материалах новейшей отечественной историографии начала XXI в.) 265
Паршинцев А.В. Предложения об устройстве Афона генерального консула в Салониках А.К. Беляева 275
Муравлёв П.С., Тумбусов Д.Д. Репрезентация образов гражданской войны в России: фронтовая поэзия как источник по изучению исторической памяти первых послереволюционных лет 282
Аннотации 290
Авторы 320

 

 

Аннотации

Лезина О.В.
Терновая Л.О.

Инновационные методики в инженерной педагогике: интеграция образовательных технологий и практико-ориентированного подхода

Статья посвящена исследованию современных инновационных методик в инженерной педагогике, направленных на повышение качества подготовки будущих инженеров через интеграцию передовых образовательных технологий и практико-ориентированного подхода. Авторы анализируют эффективность этого подхода в формировании профессиональных компетенций, критического мышления и адаптивности выпускников к динамичным требованиям рынка. Результаты исследования демонстрируют, что комбинация технологических инноваций и практико-ориентированного обучения способствует не только углублению предметных знаний, но и развитию soft skills обучающихся.
Ключевые слова: инженерное образование, инженерная педагогика, методика преподавания, образовательные технологии, практико-ориентированное обучение, активные методы обучения, междисциплинарный подход, формирование компетенций, проектное обучение, цифровые инструменты в образовании.

 

Васина К.И.
Шалимов В.И.
Жердев В.П.
Жердева Л.В.
Попов А.С.

Влияние творческого подхода к преподаванию физической культуры на мотивацию студентов к учебно-тренировочным занятиям

Актуальность темы данного исследования связана в первую очередь с тем, что творческий подход имеет большое значение в современном мире, где в профессиональной деятельности требуются новые идеи, разработка и внедрение инновационных технологий, быстрое решения нестандартных задач. Существует противоречие, что, несмотря на очевидную актуальность творческого подхода, анализ современной методической литературы выявил недостаточное рассмотрение данного феномена в рамках преподавания физической культуры в высшей школе. Целью исследования является изучение влияния творческого подхода к преподаванию физической культуры на мотивацию студентов к двигательной активности. В данной работе применялись следующие методы: тематический анализ научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетный опрос. Изучение литературных источников показало, что наиболее актуальными для реализации творческого подхода в преподавании физической культуры являются следующие тематики: многообразие форм, средств и методов проведения занятий; внедрение разнообразных направлений фитнес-индустрии; применение искусственного интеллекта; практики, связанные с психическим здоровьем; активное использование игровых элементов и развлекательных форм обучения; создание творческих пространств и условий для самовыражения студентов в рамках учебных занятий по физической культуре. В результате проведённого исследования были получены следующие результаты. Преподаватели, применяющие творческий подход, отметили заинтересованность студентов, позитивное общение и обстановку на занятиях, студенты имели возможность проявлять инициативу, самореализовываться и в целом были положительно настроены относительно преподаваемой дисциплины. Преподаватели «второй» категории отмечали отсутствие осознанного отношения студентов к физическому воспитанию, а основной мотивацией к занятиям был «административный» мотив – посещение занятий для получения аттестации. Результаты анкетного опроса показали существенную взаимозависимость между применением творческого подхода к преподаванию и мотивации студентов к учебно-тренировочным занятиям по физической культуре.
Ключевые слова: двигательная активность, здоровьесбережение, искусственный интеллект, мотивация, подвижные игры, студенты, спортивные игры, творческий подход, физическая активность, физическая культура, физическое воспитание, фитнес, эстафеты.

 

Лукашенко Д.В.

Анализ актуальных трендов в педагогике высшей школы: интеграция цифровых технологий и развитие компетенций преподавателей

Статья посвящена анализу современных тенденций в педагогике высшей школы, с акцентом на интеграцию цифровых технологий и развитие профессиональных компетенций преподавателей. На основе систематического обзора литературы за 2020–2025 годы рассматриваются ключевые аспекты: персонализация обучения с помощью искусственного интеллекта, внедрение смешанного обучения, междисциплинарный подход и влияние цифровизации на организационную культуру вузов. В статье подчеркивается взаимосвязь между технологическими инновациями, профессиональной подготовкой преподавателей и качеством образования. Эмпирические данные подтверждают, что цифровизация повышает вовлеченность студентов и эффективность обучения, но требует системной поддержки преподавателей. Выводы направлены на разработку рекомендаций для вузов по адаптации к новым образовательным реалиям.
Ключевые слова: педагогика высшей школы, цифровизация, искусственный интеллект, смешанное обучение, междисциплинарный подход, компетенции преподавателей, организационная культура, персонализация обучения, критериальное оценивание, мотивация преподавателей.

 

Лукьянова А.А.
Гаврикова О.Ю.

Педагогические условия формирования здоровьесберегающей деятельности в образовании студентов колледжа

В представленной работе предпринят всесторонний разбор концепции «педагогических условий», ориентированных на развитие у учащихся колледжа умений применять физическую культуру и оздоровление для поддержания здоровья. Благодаря сопоставительному и многогранному изучению понятия «условия» предлагается авторское определение термина «педагогические условия», а также определяются основные педагогические факторы, стимулирующие формирование у студентов востребованных компетенций в этой сфере. Педагогические условия рассматриваются как неотъемлемая часть педагогической системы, отображающая потенциал образовательной среды, влияющий на личностное развитие и ход учебного процесса, что обеспечивает ее результативную работу. В статье также рассматриваются различные типы условий, гарантирующих успешное функционирование педагогической системы. Детальное внимание уделяется особенностям трех групп педагогических условий: организационных, психологических и методических.
Ключевые слова: педагогические условия, физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье студентов, компетенции, образовательная среда, личностное развитие, организационные условия, психолого-педагогические аспекты, методические условия, активный образ жизни, эффективное обучение, мотивация студентов, учебный процесс, здоровьесберегающее образование, умения и навыки.

 

Безденежных Н.Н.
Бойцова И.В.
Винник В.К.

Развитие учебной мотивации в средней школе

В условиях растущей конкуренции, стремительного развития технологий и изменения требований к знаниям и навыкам, успешное обучение становится возможным только при наличии сильной внутренней и внешней мотивации у обучающихся. Мотивация играет решающее значение в успехе учебного процесса. Уровень мотивации напрямую влияет на желание учащегося учиться, его стремление к высоким достижениям и готовность справляться с возникающими трудностями.
Актуальность темы заключается в том, что развитие устойчивой мотивации играет ключевую роль в школьном образовании, являясь основой для формирования устойчивого интереса к изучению учебных дисциплин и областей знаний. Применение эффективных мотивирующих методик и методов открывает уникальные возможности для настройки образовательных стратегий в соответствии с потребностями конкретного ученика, что, в свою очередь, улучшает качество образования.
Ключевые слова: процесс обучения, мотивация, цель, интерес, учебно-методические средства, учебный материал, критерий.

 

Горина Л.В.
Талинский И.Д.
Захарова М.С.

Негосударственный сектор дошкольного образования: частные детские сады

В статье рассматриваются тенденции становления и развития негосударственного сектора дошкольного образования в современной России. Опираясь на результаты контент-анализа сайтов частных дошкольных образовательных организаций и анкетирования родителей, авторы выявляют особенности функционирования частных детских садов, их преимущества и ограничения. Особое внимание уделено анализу педагогической концепции и организационно-управленческих решений в сети частных детских садов «Горница-Узорница» и «Beksly». Обоснована актуальность государственного стимулирования и нормативного сопровождения частных форм дошкольного образования как значимого ресурса повышения доступности и качества услуг в данной сфере.
Ключевые слова: негосударственный сектор дошкольного образования, негосударственное образовательное учреждение, частный детский сад, дошкольная образовательная организация, образовательная деятельность, образовательные услуги, образовательная программа.

 

Гурина Т.А.

Лабораторные и исследовательские работы в содержании элективного курса «Строение солнечной системы» как средство формирования мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла в условиях малокомплектной школы

Целью исследования, результатом которого является данная статья, представляется обоснование использования лабораторных работ и исследовательских заданий, включенных в содержание элективного курса «Строение Солнечной системы», выполнение которых выступает в роли средства мотивации обучающихся к формированию предметных знаний по дисциплинам естественно-научного цикла, в частности, физики и астрономии. В статье рассматриваются проблемы формирования астрономических знаний с использованием эффективных технологий, соответствующих требованиям реализуемого Федерального государственного образовательного стандарта. Автор подчеркивает необходимость того, чтобы методы обучения соответствовали современным требованиям системы образования, а также акцентирует внимание на необходимости использования современных образовательных технологий. В статье анализируются информационные ресурсы, доступные в открытом доступе для эффективной организации образовательного процесса. Именно такой подход к организации учебно-познавательной деятельности при обучении физике в малокомплектной школе позволит обеспечить формирование устойчивого интереса к изучению предметов естественно-научного цикла.
Ключевые слова: гибкие технологии в современных условиях, учебный процесс, образовательная система, малокомплектная школа, актуальные проблемы формирования предметных образовательных результатов.

 

Гусев А.С.
Татарчук А.П.
Иванова М.С.
Сапарклычева С.Е.
Шингарева Н.И.

Обработка графических данных при подготовке студентов специальности земельно-имущественные отношения в аграрных вузах

Статья посвящена рассмотрению современных технологий и программного обеспечения, используемых для графической визуализации данных в процессе подготовки студентов специальности «Земельно-имущественные отношения». В работе описаны основные инструменты и методики, применяемые в образовательном процессе, а также представлены примеры их использования на практике. Особое внимание уделено программам AutoCAD, ArchiCAD и QGIS, которые являются ключевыми в профессиональной деятельности специалистов ЗИО. Также рассматриваются перспективы развития графической визуализации и интеграции новых технологий в учебный процесс.
Ключевые слова: графическая визуализация, земельно-имущественные отношения, современное образование, информационные технологии, образовательный процесс.

 

Никитина Ю.С.

Психологические аспекты эффективного обучения в системе высшего образования

В статье рассматриваются ключевые психологические аспекты, влияющие на эффективность обучения в высшей школе. Анализируются вопросы учебной мотивации, когнитивных особенностей студентов, влияния стресса и тревожности на образовательный процесс, а также роли преподавателя в формировании благоприятной образовательной среды. Особое внимание уделяется индивидуальным стратегиям обучения, влиянию групповой динамики и взаимодействию между студентами и преподавателями. Рассматриваются современные подходы к созданию образовательных условий, способствующих повышению академической успешности и развитию познавательной активности студентов.
Ключевые слова: мотивация, когнитивные стили, стрессоустойчивость, педагогическое взаимодействие, образовательная среда, саморегуляция.

 

Паночевный П.Н.

Менеджмент качества в вузе в условиях цифровой трансформации и внедрения технологий искусственного интеллекта

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования системы менеджмента качества в высшем образовании в условиях цифровой трансформации и внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ). В работе проведен анализ перспектив использования цифровых инструментов и технологий ИИ для повышения эффективности образовательных программ и укрепления конкурентоспособности вузов.
В статье рассматриваются существующие цифровые инструменты управления качеством образования, такие как системы управления обучением (LMS), платформы для онлайн-тестирования и анализа данных. В результате исследования выявлены основные риски и вызовы, связанные с цифровой трансформацией системы менеджмента качества вуза, такие как необходимость обеспечения информационной безопасности, риск усиления цифрового неравенства и проблема недостаточной квалификации преподавателей в области цифровых технологий.
Ключевые слова: менеджмент качества, высшее образование, цифровая трансформация, искусственный интеллект, образовательные программы, цифровые инструменты, риски цифровизации, информационная безопасность, квалификация преподавателей.

 

Полукеева О.С.

Нормативно-правовые основания исторического просвещения обучающихся в общеобразовательных организациях с учётом задач государственной политики в сфере образования

Статья посвящена рассмотрению нормативно-правовых аспектов исторического просвещения обучающихся в общеобразовательных организациях с учетом задач государственной образовательной политики. Анализируются ключевые законодательные акты и нормативные документы, регулирующие образовательный процесс, включая федеральные государственные образовательные стандарты, приказы Министерства просвещения РФ и другие нормативные источники. Особое внимание уделяется вопросам интеграции исторического знания в учебные программы, формирования гражданской идентичности и патриотизма среди учащихся через изучение истории. В работе также исследуются механизмы взаимодействия образовательных организаций с государственными органами и общественными организациями в рамках реализации государственной политики в области исторического просвещения. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном анализе современных нормативно-правовых основ исторического просвещения обучающихся в общеобразовательных организациях, учитывающем изменения в государственной политике в сфере образования последних лет. Работа акцентирует внимание на новых подходах к формированию учебной программы, внедрении инновационных методов преподавания истории и усилении роли исторической науки в воспитании гражданственности и патриотизма.
Ключевые слова: историческое просвещение, нормативные правовые акты, правовое обеспечение исторического просвещения, гражданская идентичность, патриотизм, культурное самосознание.

 

Постникова А.А.

Применение инновационных образовательных технологий при достижении метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников с ЗПР

В научной работе автор подробно анализирует современные образовательные технологии, которые используются в процессе обучения школьников младшего возраста с синдромом задержки психического развития в (здесь и далее ЗПР). Важное внимание в научной работе автор уделяет метапредметным результатам, способствующим процессу формирования у учеников определённых учебных действий. В работе анализируются современные методы, а также подходы, которые предоставляют возможность внедрять учебный процесс в соответствии с потребностями младших школьников с задержкой психического развития, в том числе влияния данных методов и подходов на процесс развития основных компетенций в целом. Цель научной работы – изучить использование современных учебных технологий в процессе обучения учеников с задержкой психического развития, в том числе влияние данных технологий на общее достижение метапредметных результатов. Объектом данного исследования является учебный процесс учеников с ЗПР. Предметом данного исследования являются современные учебные технологии, которые применяются в процессе обучения, а также воздействия на процесс формирования образовательных действий, в том числе метапредметных результатов в целом. Научная новина данного исследования состоит в системном анализе использования современных учебных технологий в процессе обучения учеников с задержкой психического развития. В научной работе обращается внимание на адаптацию цифровых инструментов, а также игрового моделирования, в том числе адаптивного процесса обучения, что предоставляет возможность результативно удовлетворять специфические потребности учеников, в отличие от современных работ. Кроме того, в научной работе автор разрабатывает, а также адаптирует инновационные методические подходы, способствующие процессу формирования метапредметных результатов, как например аналитическое мышление, творческие способности самоорганизации в целом. Результаты исследования. Данное исследование продемонстрировало, что применение информационных образовательных ресурсов, а также игровое моделирование существенно повышает уровень мотивации, в том числе уровень вовлеченности учеников а процессе обучения. Кроме того, в результате адаптации современных технологий наблюдается общее развитие общих академических действий, в том числе взаимодействия коммуникационных навыков и аналитического мышления.
Ключевые слова: обучение, образовательный процесс, инновации, подходы и методы, исследование, развитие, психика, мышление.

 

Лукьянова А.А.
Гаврикова О.Ю.

Сравнительный анализ отношения к здоровью студентов различной профессиональной направленности на примере «Череповецкого строительного колледжа имени А.А. Лепехина»

В статье представлен сравнительный анализ отношения к здоровью студентов Череповецкого строительного колледжа, обучающихся по различным профессиональным направлениям. Исследование направлено на выявление особенностей восприятия здоровья и здорового образа жизни среди студентов, а также факторов, влияющих на их отношение к собственному здоровью. В ходе работы использовались методы анкетирования и статистического анализа, на основе исследования для оценки отношения к здоровью диагностической методики «Индекс отношения к здоровью», позволяющая оценивать интенсивность отношения к здоровью в разных сферах, что позволило получить количественные и качественные данные о здоровье и привычках студентов. Результаты исследования показывают различия в отношении к здоровью в зависимости от выбранной профессии, а также подтверждают проблемы, требующие внимания со стороны образовательных учреждений. Статья подчеркивает важность формирования здорового образа жизни среди молодежи.
Ключевые слова: классификация специальностей, здоровье, профессиональное здоровье, здоровье специалиста, здоровый образ жизни, отношение к здоровью, мотивация к здоровьесбереженью, студенты колледжа.

 

Лезина О.В.
Терновая Л.О.

Платное высшее образование: инвестиция в будущее страны или вклад в усиления социального неравенства

Статья посвящена анализу платного высшего образования как фактора, влияющего на социальное неравенство и экономическое развитие государств. Рассматриваются аргументы «за» и «против» платного обучения, включая его роль в повышении качества образования, вовлеченности студентов и доступности знаний. Особое внимание уделяется государственному регулированию, в частности, таким мерам, как квоты на платные места и гибридные модели обучения, которые могут смягчить негативные последствия ужесточения правил предоставления платных образовательных услуг. Также обсуждаются исторические аспекты платного образования в СССР и других странах, сравниваются модели финансирования образования в разных государствах. В статье подчеркиваются риски, связанные с сокращением платных мест, включая ограничение доступа к образованию для некоторых групп населения и снижение престижа преподавательской профессии. В качестве решений предлагаются альтернативные образовательные траектории, такие как вечернее и модульное обучение, а также вовлечение бизнеса в поддержку студентов через стипендиальные программы. Авторы приходят к выводу, что баланс между платным и бесплатным образованием требует гибкого подхода, учитывающего как экономические, так и социальные аспекты.
Ключевые слова: платное образование, социальное неравенство, государственное регулирование, экономика знаний, альтернативные образовательные модели.

 

Понька Т.И.
Кисиев Д.О.

Влияние Китая на наркотрафик в Мьянме: вызовы региональной стабильности и международной безопасности

Статья посвящена исследованию роли Китая в динамике развития незаконного оборота наркотиков в Мьянме и его влиянию на региональную безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В центре внимания находится проблема наркопроизводства в странах, так называемого «Золотого треугольника», где Мьянма выступает ключевым производителем наркотиков, таких как метамфетамин и героин. Особое внимание уделено влиянию китайских экономических инициатив, трансграничных связей и участию в транснациональных криминальных организациях, которые способствуют сохранению наркотрафика. Рассматриваются исторические и современные аспекты наркоторговли, включая её влияние на внутреннюю стабильность Мьянмы, поскольку обострение этнических конфликтов и транснациональная преступность, напрямую связаны с вопросом незаконного оборота наркотиков. В свою очередь, необходимо дополнительно рассмотреть противоречия в политике Китая, который, с одной стороны, активно борется с наркотиками внутри страны, а с другой — косвенно поддерживает наркобизнес через экономические и инфраструктурные проекты в регионе.
В работе подчеркивается, что наркотрафик представляет собой одну из ключевых угроз международной безопасности, усложняя работу региональных организаций, таких как АСЕАН, и препятствуя налаживанию эффективного сотрудничества между странами региона. В статье обосновывается необходимость выработки многосторонних подходов, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, укрепление трансграничного контроля и минимизацию негативных последствий для стабильности и развития региона.
Ключевые слова: Китай, Мьянма, наркотрафик, Золотой треугольник, региональная безопасность, международная безопасность, транснациональная преступность, Азиатско-Тихоокеанский регион, этнические конфликты, антинаркотическая политика.

 

Луговская В.
Курепин Е.И.

Итальянская историография конфликтов на Балканах: от османской империи до современной эпохи

В статье представлен комплексный анализ эволюции итальянской историографии балканских конфликтов с конца XIX века до современности. На основе обширного корпуса источников исследуются методологические подходы, концептуальные основы и ключевые направления в изучении конфликтов на Балканском полуострове итальянскими историками. Особое внимание уделяется трансформации исследовательских парадигм в контексте изменения политической и социокультурной ситуации в регионе. Проанализированы основные историографические школы, их теоретические построения и практические результаты исследований. Выявлены характерные особенности итальянского подхода к изучению балканской проблематики, его сильные стороны и ограничения. Определены перспективные направления дальнейшего развития итальянской историографии балканских конфликтов.
Ключевые слова: итальянская историография, Балканы, этнические конфликты, международные отношения, османское наследие, югославский кризис, методология исторических исследований, балканистика, историческая наука, компаративистика.

 

Аль есбили Фаизах Салех Мохаммeд

Процесс формирования политической системы Йеменской республики: этапы партийного строительства

В статье отражены процессы формирования политической системы Йеменской республики.
Предмет и цель исследования. В XX в. Йемен, будучи одним из самых неоднозначных государств арабского мира, прошел через череду внутренних конфликтов, революционных потрясений и смену власти военным путем. В политическом развитии этой страны значительную роль играют два ключевых аспекта: влияние исламских традиций и разрозненность племенных объединений. Становление демократических институтов в Йеменской Республике происходило неравномерно, что особенно заметно на примере сложного пути к созданию многопартийной системы. Цель исследования фокусируется на ретроспективном анализе специфики политического устройства государства, где традиционные общественные структуры тесно переплетаются с современными формами управления.
Материалы и методы исследования. Общенаучные методики познания: анализ, синтез, обобщение, дедукция, ретроспективный, критический анализ.
Результаты исследования. В политической системе страны значительное влияние оказывают племенные разногласия и исламские традиции. Становление демократических институтов, включая развитие многопартийной системы, происходит неоднозначно и сопровождается различными противоречиями. Эти процессы находятся в фокусе исследования, демонстрирующего сложную природу политических преобразований.
Новизна и область применения результатов. Представлена этапность формирования политической системы Йеменской республики с точки зрения перехода к многопартийности. В современном Йемене существует множество факторов, влияющих на становление партийной системы под влиянием действий правящей элиты. Среди них ключевую роль играют социальные, культурные и религиозные аспекты, а также племенные традиции и политические особенности страны. Анализ текущей ситуации в йеменском обществе позволил выявить потенциальные угрозы его развитию и спрогнозировать возможные сценарии будущего этого государства.
Ключевые слова: Йемен, политика, система, партия, многопартийность, революция, Йеменская Социалистическая партия, Всеобщий Народный конгресс, объединение, демократия, ислам.

 

Кодебаева А.
Ребровская Е.Д.
Шуманская Д.В.

Национальная идентичность в историографии Латинской Америки: на примере Венесуэлы и Аргентины

В статье представлен сравнительный анализ процессов формирования национальной идентичности в историографии Венесуэлы и Аргентины. Рассматриваются ключевые факторы, определившие различные траектории развития национального самосознания в этих странах: боливарианское наследие и социалистическая трансформация в Венесуэле, массовая европейская иммиграция и региональное разнообразие в Аргентине. На основе историографического анализа прослеживается влияние политических режимов на конструирование национальных нарративов, роль исторической памяти и взаимодействие региональных идентичностей с общенациональными проектами. Выявлены парадоксальные закономерности в развитии национальной идентичности обеих стран: противоречие между федеративным устройством Аргентины и тенденцией к культурной унификации, а также между централизованной структурой Венесуэлы и устойчивостью региональных различий. Показано, как государственное вмешательство в процессы конструирования национального самосознания часто приводило к непредвиденным результатам, стимулируя развитие альтернативных форм идентичности. Исследование демонстрирует, что при наличии общих постколониальных условий развития, специфические социально-политические факторы определили существенные различия в формировании национальной идентичности этих стран.
Ключевые слова: национальная идентичность, Латинская Америка, Венесуэла, Аргентина, историография, боливарианский проект, массовая иммиграция, региональные идентичности, историческая память.

 

Ширзай Фархад

Афганский вектор во внешнеполитической деятельности евразийского экономического сообщества

В статье проанализированы основные направления и особенности внешнеполитической деятельности Евразийского экономического сообщества в отношении Афганистана. Рассмотрено геостратегическое значение Афганистана в системе региональной безопасности ЕАЭС, выявлены ключевые вызовы стабильности, включая проблемы наркотрафика, распространения радикальных идеологий и миграционные риски. Особое внимание уделено анализу экономического потенциала сотрудничества, включая оценку перспектив торгово-экономического взаимодействия и возможностей освоения природных ресурсов Афганистана. Исследованы институциональные механизмы обеспечения безопасности, созданные в рамках ЕАЭС для противодействия региональным угрозам. На основе проведенного анализа сформулирован прогноз развития афганского вектора внешнеполитической деятельности ЕАЭС в средне- и долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: ЕАЭС, Афганистан, региональная безопасность, экономическое сотрудничество, наркотрафик, радикальные идеологии, миграционные процессы, природные ресурсы, институциональные механизмы, внешнеполитическая деятельность.

 

Рагимова А.Ф.

Военно-техническое сотрудничество Индии и России в XXI веке: проблемы и перспективы

В статье рассмотрены взаимоотношения между Россией и Индией в области военно-технического сотрудничества (далее ВТС) в начале XXI в., обозначены проблемы и вызовы, вновь ставшие актуальными в условиях нарастания глобальной мировой напряженности, дана краткая историческая справка истории военно-технического сотрудничества двух стран, начиная с 50-х гг. XX в. Кроме того, перечислены основные документы, на которых строятся взаимоотношения России и Индии в области ВТС в настоящее время, затронута их экономическая составляющая, дана развернутая характеристика конкретных проектов и инициатив, предложенных Россией и поддержанных Индией. В конце обозначены перспективы для будущего российско-индийского ВТС. Автор приходит к выводу, что, несмотря на некоторое снижение военных поставок, в целом российско-индийское ВТС будет продолжено.
Ключевые слова: Индия, Россия, военно-техническое сотрудничество, ВТС, российско-индийское сотрудничество, взаимоотношения, стратегическое партнерство, перспективы развития.

 

Тараканова С.А.

События и оценки Японо-китайской войны 1937–1945 годов в парных надписях дуйлянь

Данная статья посвящена парным надписям дуйлянь. В период Японо-китайской войны 1937–1945 годов они получили новое звучание и стали важным инструментом пропаганды антияпонского сопротивления и мобилизации китайской нации в борьбе против иностранных захватчиков. Парные надписи этого периода отражают реальные исторические события, передают политическую атмосферу в обществе, демонстрируют страдания и чаяния китайского народа; тем самым они являются ценным историческим материалом и могут учитываться в научных работах, посвященных исследованию Войны сопротивления 1937-1945 гг. как документальное свидетельство исторических событий.
Ключевые слова: антияпонская война, парные надписи, история, пропаганда, дуйлянь, Японо-китайская война.

 

Тахмазли Г.Г.
Тишакова К.А.

Образовательная политика России в рамках БРИКС: стратегии, приоритеты и перспективы сотрудничества

В статье авторы комплексно анализировали образовательную политику России в рамках БРИКС, охватывающий нормативно-правовые основы, институциональные механизмы и практические аспекты сотрудничества. Исследование раскрывает эволюцию взаимодействия стран БРИКС в сфере образования – от первых деклараций о намерениях до создания полноценных сетевых структуры, таких как Сетевой университет БРИКС и Лига университетов БРИКС. Особое внимание уделено нормативной базе российского образования, включая Конституцию РФ, федеральные законы и ведомственные акты, регулирующие международное сотрудничество. Автор подробно рассматривает систему образовательных программ в России, отмечая переход от Болонской системы к национальной модели высшего образования, а также внедрение инновационных форматов обучения, включая дистанционные технологии. Ключевой раздел статьи посвящен институциональному развитию образовательного сотрудничества в рамках БРИКС. Авторы анализировали основные документы саммитов за период с 2009 по 2024 гг., выделяются этапы формирования совместных образовательных инициатив. Подробно рассматривается процесс создания и функционирования Сетевого университета БРИКС как флагманского проекта академической интеграции, включая его организационную структуру, направления деятельности и проблемы развития. Также в статье исследуется роль России в образовательных проектах БРИКС, в частности ее инициатива по созданию Сетевого университета и участие в совместных исследовательских программах. Авторы приводили статистические данные по количеству передерживаемых проектов и участвующих организаций, подчеркивая лидирующую позицию России в научно-образовательном сотрудничестве объединения. Исследование основано на анализе официальных документов, статистических данных и материалов саммитов БРИКС. Результаты представляют ценность для понимания стратегии России в области международного образовательного сотрудничества и перспектив формирования единого образовательного пространства БРИКС.
Ключевые слова: образовательная политика России, БРИКС, Сетевой университет БРИКС, международное образовательное сотрудничества, академическая мобильность, гармонизация образовательных стандартов.

 

Луговская В.

Англоязычный кризис в Камеруне

В статье представлен комплексный анализ текущей ситуации в Амбазонии и его детерминации. Особое внимание уделяется изучению исторического наследия региона, включая колониальные корни и факторы, способствующие борьбе за независимость. Исследуются внутренние усилия, предпринятые различными группами и движениями для разрешения конфликта в Амбазонии. Выявлены и оценены внешние усилия и влияние международных игроков на процесс мирного разрешения конфликта.
Ключевые слова: деколонизация, Амбазония, англофонский кризис, разрешение конфликта. Франция, ООН.

 

Ширзай Фархад

Факторы, детерминирующие влияние Афганистана на региональную безопасности в центральной Азии

В этой статье рассматривается, Афганистан как ключевую страну в центральной Азии, которая оказала значительное влияние на региональную безопасность. Исторически Афганистан рассматривался как место пересечения культур и цивилизаций. Присутствие террористических группировок, таких как талибы и ИГИЛ (запрещена в РФ), серьезно угрожает безопасности региона, поскольку Талибы (запрещена в РФ), вернувшиеся к власти, представляют серьезную угрозу для соседних стран. Эта группировка представляет угрозу не только внутри Афганистана, но и на международном уровне. Риски, связанные с ИГИЛ (запрещена в РФ), также возрастают, поскольку группировка пытается проникнуть в Афганистан. Две террористические группировки используют заключенных и граждан для создания небезопасных условий и терроризма. Помимо терроризма, проблема наркотиков является одной из самых серьезных проблем в регионе. Афганистан является крупнейшим в мире производителем наркотиков, а их незаконная торговля подпитывает преступные и террористические сети. В целом Афганистан и его нынешняя ситуация создают серьезные проблемы для глобальной безопасности, особенно в центральной Азии. Необходимость международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и наркотиками в этом регионе имеет сложные масштабы. Стабильная безопасность в Афганистане может способствовать стабильности в центральной Азии, где любая нестабильность может иметь серьезные последствия. Мы также рассмотрим действия Талибов (запрещена в РФ), и то, как они пришли к власти.
Ключевые слова: Центральная Азия, Афганистан, Талибан, обеспечение безопасности, терроризм, афганский конфликт.

 

Лэй Цзинцин

Международная художественная коммуникация и культурный обмен посредством современного танца: технологическая перспектива

В современном мире глобализация и развитие технологий существенно расширяют возможности международной художественной коммуникации. Взаимодействие культур посредством искусства становится важнейшим инструментом межнационального диалога, способствует укреплению межкультурных связей и развитию толерантности. Изучение современного танца как формы культурного обмена особенно актуально, так как он сочетает в себе традиционные и инновационные подходы, использует современные технологии и способствует межкультурному диалогу. В условиях глобальных изменений важно исследовать роль технологий в развитии международной художественной коммуникации и их влияние на современный танец.
Данная статья посвящена исследованию роли современных технологий в развитии международной художественной коммуникации и культурного обмена через современный танец. В работе анализируются основные цифровые инструменты и платформы, способствующие межкультурному взаимодействию, а также рассматриваются практические кейсы успешных международных проектов, реализованных с использованием виртуальных технологий. Цель исследования – выявить потенциал современных цифровых средств для расширения границ культурного диалога и определить перспективы их развития в сфере современного танца. В качестве методов использованы аналитический обзор литературы, сравнительный анализ кейсов и эмпирические наблюдения за реализованными проектами. Результаты показывают, что внедрение технологий способствует расширению аудитории, укреплению межкультурных связей и созданию новых форм художественного взаимодействия. Значимые выводы подчеркивают необходимость дальнейшего развития цифровых платформ и формирования нормативных стандартов для этичного и эффективного использования технологий в международной культурной деятельности, что способствует укреплению глобального культурного диалога и сохранению культурного многообразия.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
• определить понятия «международная художественная коммуникация», «культурный обмен», «современный танец» и «технологии» в контексте исследования;
• проанализировать роль технологий в развитии современного танца и межкультурном взаимодействии;
• выявить основные формы и методы культурного обмена в рамках международных проектов и фестивалей;
• определить перспективы развития международной художественной коммуникации в сфере современного танца.
Ключевые слова: международная художественная коммуникация, культурный обмен, современный танец, цифровые технологии, виртуальная реальность, онлайн-платформы, межкультурное взаимодействие, танцевальные проекты, технологические инновации, культурная дипломатия.

 

Ахмед Хассан Таха Ягуб

Российско-суданские отношения: перспективны и развитие

В статье комплексно анализируются российско-суданские отношения с точки зрения их исторического развития, развития на современном этапе. Особое внимание уделено политическим и экономическим интересам России в Судане, и наоборот, Судана в России. Определены основные направления взаимного удовлетворения этих интересов в текущий момент и сложившиеся перспективы дальнейшего сотрудничества.
Ключевые слова: российско-суданские отношения, Россия, Судан, Африканский Рог, геополитика, внешнеторговые отношения.

 

Рыжаков Д.Г.
Средняк К.В.
Зайцева Е.А.

Правоохранительные структуры и политический сыск российской провинции конца XIX – начала XX вв. (на материалах новейшей отечественной историографии начала XXI в.)

В контексте изучения структуры и функций политического сыска Российской империи конца XIX – начала ХХ вв. предлагается обзор новейших исследований, принадлежащих ученым из различных регионов России. В основу методологии исследования положен хронологический метод анализа публикаций с учетом особенностей исторических источников, хранящихся в региональных архивах, а также принципы объективности и историзма. В качестве выводов рекомендуется определение основных направлений дальнейшего исследования темы и введение в научный оборот новых источников из столичных и региональных архивов. Важно указать и на необходимость продолжения рассмотрения историко-правовых аспектов и организационно-правовых основ деятельности губернских органов политического сыска, чей опыт может быть использован в борьбе с терроризмом и экстремизмом на современном этапе развития российского общества.
Ключевые слова: Российская империя, отечественная история, политический сыск, новейшая историография, регионы России.

 

Паршинцев А.В.

Предложения об устройстве Афона генерального консула в Салониках А.К. Беляева

В статье исследуются предложения генерального консула Российской Империи в Салониках А.К. Беляева по устройству Афона в новых политических условиях после освобождения Святой Горы от османского владычества в ходе Первой Балканской войны. На основе архивных материалов АВПРИ анализируется содержание записки Беляева, ее место в системе российских дипломатических инициатив по афонскому вопросу и влияние документа на последующие проекты международного статуса Святой Горы. Показано, что предложения Беляева стали одной из основ для разработки концепции совместного протектората православных держав над Афоном.
Ключевые слова: Афон, Балканские войны, российская дипломатия, А.К. Беляев, афонский вопрос, православные державы, международный статус.

 

Муравлёв П.С.
Тумбусов Д.Д.

Репрезентация образов гражданской войны в России: фронтовая поэзия как источник по изучению исторической памяти первых послереволюционных лет

Статья посвящена проблеме отражения Гражданской войны в творчестве непосредственных её участников. Песни и стихи, которые слагались непосредственными участниками боёв на фронтах, отражают идеологический аспект: ценности важные для противников, и события Гражданской войны. Изучение данных материалов позволяет составить представление о процессе формирования исторической памяти о данном периоде Отечественной истории в сознании советских людей.
Ключевые слова: Песни Гражданской войны, устное народное творчество, русская культура начала XX в., поэзия, историческая память, Гражданская война в России, «белые» и «красные».

 

 

Авторы

Аль есбили Фаизах Салех Мохаммeд - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Ахмед Хассан Таха Ягуб - кандидат исторических наук, аспирант. Российский университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
Безденежных Н.Н. - кандидат психологических наук, доцент кафедры европейских языков и методики их преподавания ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород. SPIN-код: 0000-0002-8064-1099
Бойцова И.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и культуры речи Нижегородской академии МВД России, г. Нижний Новгород. SPIN-код: 0000-0002-8559-4100
Васина К.И. - старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)».
Винник В.К. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования экономических процессов ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород. SPIN-код: 0000-0000-2562-0279
Гаврикова О.Ю. - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой физкультурно-оздоровительных технологий. Череповецкий государственный университет, г. Череповец.
Горина Л.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Гурина Т.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и естественно-научных дисциплин, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир.
Гусев А.С. - кандидат биологических наук, доцент кафедры землеустройства. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
Жердев В.П. - доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)».
Жердева Л.В. - старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)».
Захарова М.С. - воспитатель МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Город чудес», магистрант кафедры методологии образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Зайцева Е.А. - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации». Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева.
Иванова М.С. - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры растениеводства и селекции. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
Кисиев Д.О. - магистр 2-го курса. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Кодебаева А. - магистрант 2ого курса. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Курепин Е.И. - студент 2 курса магистратуры. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Лезина О.В. - заместитель декана факультета управления. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Луговская В. - студент 2 курса магистратуры. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Лукашенко Д.В. - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник. Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва.
Лукьянова А.А. - аспирант. Череповецкий государственный университет, г. Череповец.
Лэй Цзинцин - магистрант. Белорусский Государственный Университет Культуры и Искусств.
Муравлёв П.С. - Государственный гуманитарно-технологический университет.
Никитина Ю.С. - преподаватель кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин. Воронежский Государственный Медицинский Университет имени Н.Н. Бурденко.
Паночевный П.Н. - старший преподаватель высшей школы промышленной инженерии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет».
Паршинцев А.В. - аспирант. Государственный университет просвещения.
Полукеева О.С. - старший преподаватель. Высшей школы педагогики и истории, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Понька Т.И. - кандидат исторических наук, доцент. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Попов А.С. - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)».
Постникова А.А. - аспирант, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга.
Рагимова А.Ф. - кандидат исторических наук, доцент. Московский городской педагогический университет. ORCID: 0000-0002-3575-0923
Ребровская Е.Д. - магистрант 2ого курса. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Рыжаков Д.Г. - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации». Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева. ORCID: 0009-0009-1304-4268
Сапарклычева С.Е. - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры растениеводства и селекции. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
Средняк К.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации». Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева.
Талинский И.Д. - управляющий сетью частных детских садов «Горница-Узорница» и «Beksly» (г. Москва), аспирант кафедры методологии образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Тараканова С.А. - педагог дополнительного образования. КИЯ ФГСН Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Татарчук А.П. - преподаватель кафедры овощеводства и плодоводства имени Н.Ф. Коняева. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
Тахмазли Г.Г. - сотрудник Департамента по работе с выпускниками. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Тишакова К.А. - сотрудник Отдела развития межвузовского сотрудничества. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Тумбусов Д.Д. - Государственный гуманитарно-технологический университет.
Шалимов В.И. - профессор, Олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, Европы и СССР, заслуженный мастер спорта, Заведующий кафедрой «Физическая культура и спорт» ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (Мытищинский филиал).
Шингарева Н.И. - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры овощеводства и плодоводства имени Н.Ф. Коняева. ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
Ширзай Фархад - магистрант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Шуманская Д.В. - магистрант 2ого курса. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.