Содержание
Педагогика | |
Лукашенко Д.В. Современные подходы к формированию профессиональной компетентности студентов вуза через интеграцию цифровых технологий и критериального оценивания | 13 |
Баймурзина В.И., Валиахметова Ф.Х., Королева А.В. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях учреждений дополнительного образования | 20 |
Галиахметов И.М., Шигапова Н.В. Потенциал проектной деятельности в формировании учебной мотивации на занятиях по физической культуре | 29 |
Духовникова И.Ю. Нейросети и искусственный интеллект в педагогической деятельности | 34 |
Иванкевич А.Н. Субъектно-деятельностный подход обеспечения педагогического образования преподавателя военного ВУЗа | 39 |
Иголкина К.А., Подорожний Д.С., Крутских М.И. Формирование экологической компетентности школьников через практико-ориентированное изучение методов анализа нефтепродуктов в почве (на примере метода водной вытяжки и хроматографирования) | 46 |
Корбачкова С.А., Алехина В.Р. Театральная методика обучения английскому языку будущих учителей биологии | 57 |
Кравченко Е.В., Гартунг С.Р. Коммуникативные стратегии в преподавании морского английского языка | 65 |
Кунгурова И.М., Денисова Д.В., Пальянова Я.Н., Пролыгина М.Е., Третьяков В.А. Использование творческих заданий на уроках литературы в средней школе (на примере произведения В.М. Шукшина «Вольные казаки») | 75 |
Матченко Е.П. Формирование образовательной самостоятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка в современной школе | 81 |
Рогожина Т.С. Разработка и апробация методики использования виртуальных лабораторий для формирования экспериментальных навыков учащихся на уроках физики | 92 |
Сечкарь Ю.А., Дяченко А.С. Интеграция интерактивных платформ на уроках гуманитарного цикла: педагогический потенциал и ограничения | 101 |
Чжу Ифань Динамичная воспитательная система Сенеки в трактате «О благодеяниях»: диалектика логики и практики | 111 |
Королева Е.С., Добротворская С.Г. Обоснование применяемых педагогических подходов при формировании готовности к управлению рисками чрезвычайных ситуаций у студентов технического ВУЗа | 119 |
Нотфуллина Г.Р. Педагогические практики работы с детьми с ОВЗ: интеграция международного опыта и российских реалий | 125 |
Попова Ю.И. Билингвизм и развитие межкультурной компетентности у детей в цифровой среде | 135 |
Самсонова Е.В. Исследовательскиe умения как основа готовности будущих учителей к инновационной деятельности | 143 |
История геополитики, международных отношений и всеобщая история |
|
Масленко П.В. Юзеф Пилсудский на советских плакатах-карикатурах 1920–1922 гг.: конструирование образа лидера враждебного государства | 150 |
Тишакова К.А., Тахмазли Г.Г. БРИКС как альтернативный центр силы в условиях трансформации миропорядка | 161 |
Махатмат Т.М.М. Статья на тему: Этапы развития отношений между Чадом и Российской Федерацией до 2000 года | 169 |
Тап Ньабл Дорка Особая роль Франции в урегулировании кризиса в Кот-д’Ивуаре в 2002 г. | 177 |
Цао Ханьюань Сравнительное исследование дворцовых музыкальных инструментов династий Юань и Мин | 183 |
Тахмазли Г.Г., Тишакова К.А. Экономические аспекты БРИКС | 189 |
Гетагазова А.М. Анализ трансформации института калыма в контексте ингушского общества: историко-этнографический аспект | 195 |
Актуальные вопросы исторических наук | |
Зуев А.В., Кочин А.А. Владимир Степанович садовский – на службе России (к 185-летию со дня рождения) | 207 |
Терновая Л.О. Казаки в поисках Беловодья: русская мечта о земле обетованной | 215 |
Шавлохова Е.С., Оксузян К.А., Коряк П.А., Ларичева Э.Э., Татарова С.А. Историческое изменение основных приоритетов социально-экономической политики Краснодарского края в XXI веке | 224 |
Ступина О.А. Вербальные и невербальные способы сохранения культурных ценностей кубанских казаков | 234 |
Чебарев В.В. О преобразованиях учебного процесса в офицерской артиллерийской школе в 1911 году | 249 |
Рыбакова А.М., Королева Е.С. Патриотизм, как важный компонент подготовки специалистов для МЧС России | 254 |
Аннотации | 262 |
Авторы | 298 |
Аннотации
Лукашенко Д.В.
Современные подходы к формированию профессиональной компетентности студентов ВУЗа через интеграцию цифровых технологий и критериального оценивания
Статья посвящена анализу современных подходов к формированию профессиональной компетентности студентов вуза через интеграцию цифровых технологий и критериального оценивания. На основе эмпирического исследования, проведенного в 2023–2024 учебном году, выявлено влияние цифровых платформ (Moodle, Microsoft Teams, интерактивные симуляторы) и критериального оценивания на успеваемость, мотивацию и метапредметные навыки студентов. Результаты показывают значительное повышение образовательных результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Особое внимание уделено синергетическому эффекту цифровизации и критериального оценивания, а также проблемам их внедрения, включая цифровую компетентность преподавателей и доступ к технологиям. Предложены рекомендации для оптимизации образовательного процесса в вузах.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, цифровые технологии, критериальное оценивание, педагогика высшей школы, мотивация студентов, мультимодальная педагогика.
Баймурзина В.И.
Валиахметова Ф.Х.
Королева А.В.
Профилактика девиантного поведения подростков в условиях учреждений дополнительного образования
В статье авторами раскрыты актуальность, степень разработанности проблемы, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза, методы, степень достоверности исследования профилактики девиантного поведения подростков, личное участие авторов. Представлен результат анализа и теоретического обобщения понятий «девиантное поведение», «делинквентность», «девиация» как комплекса психолого-педагогической характеристики девиантного поведения подростков.
Описаны психофизиологические особенности подростков, влияющие на формирование девиантного поведения. Выявлены и охарактеризованы возможности учреждений дополнительного образования для профилактики девиантного поведения подростков. Представлен комплекс научно-методического обеспечения профилактики девиантного поведения подростков, содержание, формы, методики и методы, средства, результаты опытно-экспериментальной работы, критерии снижения отклоняющегося, агрессивного и аффективного поведений, которые способствуют формированию устойчивого поведения, соответствующего принятым нравственно-этическим нормам в обществе, законам Российской Федерации.
Ключевые слова: профилактика, подростки, девиантное поведение, девиация, делинкветность, учреждения дополнительного образования.
Галиахметов И.М.
Шигапова Н.В.
Потенциал проектной деятельности в формировании учебной мотивации на занятиях по физической культуре
В статье рассматривается проектная деятельность как инструмент, содействующий учебной мотивации обучающихся, благодаря сочетания теоретических и практических аспектов, совмещению интеллектуальных и физических составляющих образовательного процесса и участие в различных формах познавательной и игровой деятельности. Формирование мотивации к обучению, а также проявление инициативы, предполагает, что учащиеся могут реализовать свои идеи и разработать собственные проекты. Это создаёт основу для устойчивого интереса к учёбе и значительному улучшению результатов. Проектная деятельность на уроках физической культуры представляет собой неотъемлемую часть современного образовательного процесса. Главным аспектом проектного метода становится его способность не просто реформировать традиционную структуру приобретения знаний, а проводить границу между пассивным усвоением информации и активным, инициативным участием в процессах обучения. Комплексность данного подхода способствует полному раскрытию творческих и личностных потенциалов обучающихся, подготавливая их к возможным жизненным проблемам и профессиональным испытаниям. Особое значение приобретает применение проектного формата в условиях занятий по физической культуре, где практика организации спортивных мероприятий, разработка стратегий тренировочного процесса и анализ командной динамики оказывают положительное влияние не только на физическое развитие, но и на становление ключевых социальных и профессиональных качеств.
Ключевые слова: проектная деятельность, физическая культура, мотивация, обучение, навыки, результат, мышление, инициативность, качества, развитие, реализация.
Духовникова И.Ю.
Нейросети и искусственный интеллект в педагогической деятельности
В статье освещается проблема внедрения в образовательный процесс технологий нейросети и искусственного интеллекта, которые меняют характер педагогической деятельности и педагогического взаимодействия. Цель: раскрыть педагогические возможности использования нейросетей и технологий искусственного интеллекта в педагогической деятельности. Сделан вывод о том, что в условиях цифрового обновления образования технологии нейросети и искусственного интеллекта значительно расширяют профессиональные возможности педагога: своевременно предоставляют информацию о проблемах обучения, организуют процесс обучения на основе принципов обратной связи, выполняют консультирующие и наставнические функции. Внедрение нейросетей и технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс является условием персонализации процесса обучения и повышения его эффективности. Использование технологий нейросетей и искусственного интеллекта в качестве инструментов педагогической деятельности является условием профессионального саморазвития педагога.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательный процесс, цифровое обновление образования, педагогические инновации, нейросети, искусственный интеллект, персонализированное обучение.
Иванкевич А.Н.
Субъектно-деятельностный подход обеспечения педагогического образования преподавателя военного ВУЗа
Целью настоящего исследования выступает создание теоретической базы для выбора оптимального способа организации педагогического образования профессорско-преподавательского состава в военном вузе в современных реалиях. Объектом анализа является сама педагогическая деятельность преподавателя высшей военной школы в нынешних условиях, а предметом – организация педагогического образования преподавателей современного военного вуза, направленная на повышение эффективности их работы. Гипотеза исследования включает в себя предположение о том, качество педагогической деятельности преподавателя военного вуза будет выше в том случае, если педагогическое образование будет спроектировано как субъектный процесс, направленный на устранение профессиональных педагогических дефицитов, препятствующих формированию системы значимых для преподавателя профессиональных отношений.
Получив характеристику педагогического образования в субъективном плане (со стороны самого офицера), мы сможем в дальнейшем проектировать педагогическое образование в его объективном плане, предполагающем систему организационно-педагогических условий, способствующий профессионально-личностному развитию субъекта педагогического образования.
Ключевые слова: субъект, деятельность, подход, преподаватель, педагогическое образование, офицер, система.
Иголкина К.А.
Подорожний Д.С.
Крутских М.И.
Формирование экологической компетентности школьников через практико-ориентированное изучение методов анализа нефтепродуктов в почве (на примере метода водной вытяжки и хроматографирования)
В статье рассматриваются источники загрязнения почв нефтепродуктами и обосновывается важность изучения данной проблемы для формирования экологического сознания учащихся. Проводится сравнительный анализ методов определения нефтепродуктов в почве с акцентом на методе водной вытяжки и хроматографирования, адаптированном для учебного процесса. Описана методика интеграции данного анализа в образовательный процесс для учащихся разных возрастных групп с использованием различных форм учебной деятельности.
Ключевые слова: экологическая компетентность, практико-ориентированное обучение, загрязнение почв нефтепродуктами, метод водной вытяжки и хроматографирования, экологическое образование.
Корбачкова С.А.
Алехина В.Р.
Театральная методика обучения английскому языку будущих учителей биологии
Данная статья посвящена театральной методике обучения английскому языку студентов педагогического направления. Было проведено исследование о возможности использования театральных методов на практических занятиях по английскому языку со студентами 1-2 курсов по таким профилям подготовки, как биология. Разработанные на их основе задания имеют ярко выраженный театральный характер и определенную коммуникативную направленность. Внимание авторов обращено не только на развитие языковых навыков будущих учителей биологии, но и на особенности межкультурного плана при речевом взаимодействии на английском языке в различных ситуациях профессионального общения. Предложенные англоязычные задания позволяют студентам познакомиться с богатым театральным наследием и социальными нормами в странах изучаемого языка. Проведенное исследование показало, что привлечение такого аутентичного материала повышает мотивацию к изучению английского языка, способствует развитию профессионально-речевых компетенций бакалавров в области преподавания биологии.
Ключевые слова: театральная методика, мотивация, аутентичный материал, ролевая игра, пьеса.
Кравченко Е.В.
Гартунг С.Р.
Коммуникативные стратегии в преподавании морского английского языка
В статье рассматриваются коммуникативные стратегии, применяемые в процессе преподавания морского английского языка, как ключевой фактор повышения эффективности обучения и достижения профессиональной компетентности курсантов и моряков. Анализируется специфика морской коммуникации, обусловленная международным характером отрасли, необходимостью четкого и безошибочного обмена информацией в критических ситуациях, а также использованием стандартизированной терминологии и фразеологии. Исследуются различные подходы к обучению коммуникативным навыкам, включая ситуативное моделирование, ролевые игры, анализ аутентичных морских переговоров и использование мультимедийных ресурсов. Особое внимание уделяется развитию стратегий преодоления языковых барьеров, эффективного слушания и говорения, а также умению адаптироваться к различным социокультурным контекстам морской среды.
Ключевые слова: морской английский язык, коммуникативная компетенция, коммуникативные стратегии, лингводидактика, аутентичные материалы, профессиональная подготовка, курсанты, имитация профессиональной деятельности.
Кунгурова И.М.
Денисова Д.В.
Пальянова Я.Н.
Пролыгина М.Е.
Третьяков В.А.
Использование творческих заданий на уроках литературы в средней школе (на примере произведения В.М. Шукшина «Вольные казаки»)
В статье рассматривается использование творческих заданий на уроках литературы в средней школе в ходе работы с произведением В.М. Шукшина «Вольные казаки». Авторы подчеркивают, что задания такого рода способствуют как глубокой аналитической и эмоциональной проработке текста, так и развитию у школьников критического мышления, воображения, а также личной заинтересованности в изучаемом материале. В статье приводятся примеры творческих заданий (эссе, инсценировки, иллюстрации, коллективное обсуждение этических проблем и т.д.) к произведению В.М. Шукшина «Вольные казаки», которые вовлекают учащихся в активное освоение художественного текста, формируют их личностную позицию по отношению к героям и событиям. Авторы подчеркиваю значимость интеграции творческих заданий в учебный процесс как средства повышения мотивации школьников к изучению литературы и развития их креативных и коммуникативных способностей.
Ключевые слова: творческие задания, художественное произведение, В.М. Шукшин, «Вольные казаки», урок литературы.
Матченко Е.П.
Формирование образовательной самостоятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка в современной школе
В статье рассматривается образовательная самостоятельность и процесс её формирования у обучающихся, а также её влияние на успешное усвоение иностранного языка в современной школе на средней ступени обучения. В тексте представлены научные дефиниции понятия образовательной самостоятельности, а также сложности, возникающие у обучающихся в процессе её становления у них. Целью настоящего исследования было определение уровня развития образовательной самостоятельности у обучающихся седьмых классов в контексте изучения иностранного языка. В рамках проведённого исследования были апробированы специализированные методики для оценки уровня образовательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. В частности, применялась адаптированная методика "Экспертная оценка автономности обучающихся", разработанная А.К. Осницким, а также инструмент "карта оценивания", предназначенный для отображения способности учащихся к самостоятельному выполнению учебных заданий. Дополнительно использовались анкеты, целью которых являлась диагностика уровня образовательной самостоятельности. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о прямой корреляции между уровнем развития образовательной самостоятельности и успешностью обучения. Исследование, проведенное в рамках данной работы, выявило необходимость детального изучения концепции явления образовательной самостоятельности, а также о создании комплекса психолого-педагогических условий и образовательных методик, направленных на повышение уровня образовательной самостоятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность. критерии, английский язык, диагностика.
Рогожина Т.С.
Разработка и апробация методики использования виртуальных лабораторий для формирования экспериментальных навыков учащихся на уроках физики
В статье рассматривается проблема формирования экспериментальных навыков учащихся на уроках физики посредством использования виртуальных лабораторий. Целью исследования является разработка и апробация методики использования виртуальных лабораторий, направленной на повышение эффективности обучения и развитие практических компетенций учащихся. В работе представлены критерии отбора и интеграции виртуальных лабораторий в учебный процесс, учитывающие специфику предмета и возрастные особенности обучающихся.
Проведена оценка эффективности разработанной методики на основе результатов экспериментального обучения, включающего контрольные и экспериментальные группы. Статистически значимые различия в результатах свидетельствуют о положительном влиянии использования виртуальных лабораторий на уровень сформированности экспериментальных навыков учащихся. Проанализировано влияние использования виртуальных лабораторий на мотивацию и познавательный интерес учащихся к физике.
Ключевые слова: виртуальная лаборатория, физика, экспериментальные навыки, методика обучения, информационные технологии в образовании, мотивация, познавательный интерес, учебный процесс, критерии отбора, апробация.
Сечкарь Ю.А.
Дяченко А.С.
Интеграция интерактивных платформ на уроках гуманитарного цикла: педагогический потенциал и ограничения
Настоящая статья посвящена исследованию интеграции интерактивных платформ в образовательный процесс на уроках гуманитарного цикла. В работе рассматриваются как педагогический потенциал, так и ограничения, связанные с применением интерактивных технологий в обучении гуманитарным дисциплинам. Целью исследования является комплексный анализ влияния интерактивных платформ на активизацию познавательной деятельности учащихся, определение роли преподавателя в организации эффективного взаимодействия с данными платформами, а также выявление и анализ рисков и ограничений, таких как снижение когнитивной нагрузки и цифровая зависимость. В статье анализируются существующие интерактивные платформы и методы их применения на уроках гуманитарного цикла, оценивается их влияние на мотивацию, вовлеченность и познавательную активность учащихся. Особое внимание уделяется роли преподавателя в создании эффективной образовательной среды с использованием интерактивных технологий.
Ключевые слова: интерактивные платформы, гуманитарный цикл, педагогический потенциал, ограничения, активизация познавательной деятельности, роль преподавателя, цифровая зависимость, когнитивная нагрузка, образовательный процесс, интерактивные технологии.
Чжу Ифань
Динамичная воспитательная система Сенеки в трактате «О благодеяниях»: диалектика логики и практики
Комментаторы Сенеки долгое время критиковали этого римского мыслителя, особое внимание уделявшего проблемам нравственного воспитания, за хаотичную структуру его работ. Однако уже в ХХ в. исследователи, основываясь на углублённом анализе текстов философа, выявили присущую им системность. Анализируя трактат Сенеки «О благодеяниях» (De Beneficiis, лат.), мы обнаруживаем, что стоическая этика здесь преобразовывается в динамичную воспитательную стратегию. Сутью данной стратегии является поэтапное, диалогическое, осуществляемое через авторитет мудрого наставника, воздействие на ученика. На первом этапе до воспитуемого (взрослого, но молодого и всё ещё социализирующегося человека) доводятся теоретические положения принципов стоической этики. На следующем – рассматриваются конкретные ситуации морального выбора. Центральным понятием здесь является «благодеяние» как многоаспектное явление, имеющее в своей основе эмпатию, потребность совершать добрые дела. Сочетая индивидуализирующий метод, лингвистические стратегии и риторические приёмы, Сенека разрабатывает спиралеобразный когнитивный путь – от поведенческих норм к интернализации ценностей. Эта стратегия не только наследует диалектической традиции Аристотеля–Панетия, но и отражает ключевой поворот римского стоицизма от теоретических споров к нравственной практике, предлагая динамичную парадигму, сохраняющую свой педагогический потенциал и по настоящее время.
Ключевые слова: Сенека, стоицизм, нравственное воспитание, мораль, этика, педагогическая логика, «благодеяние», наставник, диалог, историография.
Королева Е.С.
Добротворская С.Г.
Обоснование применяемых педагогических подходов при формировании готовности к управлению рисками чрезвычайных ситуаций у студентов технического ВУЗа
В современных условиях увеличения числа чрезвычайных ситуаций особую роль играет подготовка студентов технических вузов к эффективному управлению рисками. Это связано с необходимостью реагировать на потенциальные угрозы и их последствия. На сегодняшний день жизнедеятельность человека находится в условиях техногенных угроз и природных катастроф, поэтому важной задачей высших учебных заведений является подготовка специалистов, способных эффективно управлять рисками. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью общества и государства в высококвалифицированных специалистах по обеспечению техносферной безопасности, которая на сегодняшний день заключается в управлении рисками чрезвычайных ситуаций. Экспертов рассматриваемой сферы деятельности обучают не только в колледжах и академиях МЧС, но и в технических вузах России. В связи с чем возникает необходимость пересмотра педагогических подходов, сопровождаемых образовательный процесс. Проведенный анализ имеющихся подходов позволил выявить и обосновать те из них, которые будут способствовать формированию у обучающихся необходимой компетенции. Выводы, полученные в результате исследования могут быть использованы при разработке, рабочих программ дисциплин и практик, реализуемых в рамках высшего образования. Формирование готовности к управлению рисками чрезвычайных ситуаций – это многогранный процесс, требующий системного подхода и интеграции знаний на всех этапах обучения. Студенты должны быть готовы не только к теоретическим вызовам, но и к практическим вызовам, которые могут возникнуть в их профессиональной деятельности. Результаты исследований по вопросам содержания профессионального образования и готовности студентов к профессиональной деятельности отражены в работах Р.М. Асадуллина, Г.Д. Бухаровой, В.И. Загвязинского, А.А. Вербицкого, М.И. Дьяченко. В ряде современных диссертаций авторов (О.В. Кушнарева, А.А. Головкина, Е.М. Езерская) раскрываются проблемы формирования рискологической компетенции у бакалавров технических направлений подготовки, как общего понятия, включающего и рассматриваемое нами – управление рисками чрезвычайных ситуаций. Однако, теоретических исследований на тему педагогических подходов по формированию готовности к управлению рисками чрезвычайных ситуаций у студентов технического вуза за последние пять лет не выявлено, что подчеркивает актуальность статьи.
Ключевые слова: студент, техносферная безопасность, педагогические подходы, компетенция, профессиональные и личностные качества.
Нотфуллина Г.Р.
Педагогические практики работы с детьми с ОВЗ: интеграция международного опыта и российских реалий
В статье рассматриваются актуальные вопросы организации педагогических практик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в условиях инклюзивного образования. На основе анализа международного опыта, нормативно-правовых документов и современных педагогических исследований выявлены ключевые проблемы и перспективы развития инклюзивных практик в России. Особое внимание уделяется адаптации передовых технологий обучения, роли педагога в создании инклюзивной среды и необходимости междисциплинарного подхода к сопровождению детей с ОВЗ. Представлены авторские учебно-методические разработки, апробированные в системе повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, образовательные практики, педагогические технологии, адаптация обучения.
Попова Ю.И.
Билингвизм и развитие межкультурной компетентности у детей в цифровой среде
Настоящее исследование посвящено влиянию билингвизма на развитие межкультурной компетентности у детей в условиях цифровой среды. В условиях глобализации и цифровизации мира важно понимать, как использование нескольких языков может способствовать лучшему восприятию культурных различий, а также как цифровая среда влияет на формирование этих навыков.
В работе также проводится анализ экономической эффективности внедрения билингвальных программ и цифровых платформ в образовательные учреждения. Выявлена взаимосвязь между инвестициями в цифровые билингвальные проекты и повышением уровня социальной адаптации, академической успеваемости и будущей экономической мобильности молодого поколения. Представлены расчёты затрат и прогнозируемых экономических выгод от внедрения билингвальных цифровых программ в школах.
Результаты исследования подтверждают, что билингвизм способствует развитию межкультурной компетентности у детей, а цифровые технологии предоставляют дополнительные возможности для углубленного изучения культурных различий.
В заключение предложены рекомендации для интеграции цифровых образовательных платформ в процесс обучения с целью повышения уровня межкультурной компетентности у детей.
Ключевые слова: билингвизм, межкультурная компетентность, дети, цифровая среда, мультимедийные технологии, языковая адаптация, цифровая грамотность.
Самсонова Е.В.
Исследовательскиe умения как основа готовности будущих учителей к инновационной деятельности
В статье утверждается, что современное образование требует формирования нового типа педагога – педагога-исследователя, педагога-новатора, разработчика новых образовательных технологий. Автор рассматривает формирование исследовательских умений как основу готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. В статье выделены основные критерии готовности будущих педагогов к инновационной деятельности, в том числе гностический критерий и выявлены его показатели. Результаты исследования свидетельствуют о низком уровне готовности педагогов к инновационной деятельности, что делает проблему ещё более актуальной.
Ключевые слова: инновационная деятельность, исследовательские умения, гностический критерий готовности будущих педагогов к инновационной деятельности, критическое мышление, аналитические умения.
Масленко П.В.
Юзеф Пилсудский на советских плакатах-карикатурах 1920–1922 гг.: конструирование образа лидера враждебного государства
В статье исследуется формирование негативного образа Юзефа Пилсудского в советской агитационной графике в период советско-польской войны и после ее окончания. На основе анализа плакатов-карикатур 1920–1922 гг. выявляются ключевые стратегии визуальной демонизации польского лидера в контексте идеологической борьбы. Рассматриваются три аспекта: 1) эволюция образа Пилсудского от «классового врага» до «марионетки международного империализма»; 2) использование изобразительных приемов (карикатурных деформаций, зооморфных сравнений, иконографических клише); 3) связь визуальных образов с текущей политической ситуацией и пропагандистскими нарративами.
Показано, что советская пропаганда создавала упрощенный, но эмоционально насыщенный образ врага, влиявший на восприятие международных отношений. Результаты исследования расширяют понимание механизмов визуальной политики раннесоветского периода и специфики конструирования персонифицированного образа враждебного государства в условиях военно-политической конфронтации.
Ключевые слова: Юзеф Пилсудский, советская пропаганда, политическая карикатура, советско-польская война, образ врага, агитационный плакат.
Тишакова К.А.
Тахмазли Г.Г.
БРИКС как альтернативный центр силы в условиях трансформации миропорядка
В условиях усиления глобализации последних двух десятилетий формируются новые линии разлома в миропорядке, приводящие не только к трансформации структуры глобальной власти, но и к пересмотру механизмов глобального управления. Одним из ключевых факторов, влияющих на этот процесс, является возрастающая роль объединения БРИКС, которое стремится предложить альтернативную архитектуру международных отношений, основанную на принципах многополярности и справедливости. В данной статье авторы исследуют идеологические и политические аспекты эволюции БРИКС, анализируют его подходы к международным отношениям и оценивается потенциал объединения в качестве альтернативного центра глобального управления. Основная цель работы заключается в комплексном анализе идеолого-политической платформы БРИКС в контексте формирования не-западной модели мироустройства. Исследование базируется на компаративном анализе политических деклараций, экономических инициатив и стратегических документов БРИКС, что позволяет выявить как консолидирующие, так и конфликтогенные факторы в развитии объединения. Результаты исследования могут быть использованы для прогнозирования дальнейшей эволюции БРИКС и его влияния на трансформацию глобального управления в условиях усиления конкуренции между традиционными и новыми центрами силы.
Ключевые слова: БРИКС, интеграция, глобальное управление, многополярность, архитектура международных отношений, ОЭСР, США, антиколониализм, центр силы, западные модели глобализации.
Махатмат Т.М.М.
Статья на тему: Этапы развития отношений между Чадом и Российской Федерацией до 2000 года
В статье рассматриваются этапы развития двусторонних отношений между Чадом и Российской Федерацией, а также СССР, в период до 2000 года. Цель исследования заключается в комплексном анализе дипломатического взаимодействия, гуманитарного и образовательного сотрудничества, а также факторов, оказавших влияние на динамику отношений. В качестве методов использованы историко-генетический и сравнительно-исторический подходы, а также анализ политической обстановки и внешнеполитических документов. В работе подробно исследуется процесс установления дипломатических связей, особенности культурного и студенческого обмена, формы международной помощи и влияние идеологических факторов времён «холодной войны». Автор уделяет внимание воздействию политической нестабильности в Чаде, гражданских войн, ливийского влияния и изменений международной обстановки, включая распад СССР и трансформацию внешней политики России в 1990-е годы. В результате анализа установлено, что отношения между Чадом и СССР/Россией отличались цикличностью и зависели как от внутренней ситуации в Чаде, так и от глобальной геополитики. Сделан вывод о том, что гуманитарное и образовательное сотрудничество выступало важным инструментом мягкой силы, а также способствовало формированию позитивного образа Советского Союза и России в африканском регионе. Автор также предлагает рассматривать опыт взаимодействия с Чадом как часть более широкой политики России на африканском континенте, особенно в контексте деколонизации и франко-африканских отношений. Статья может быть полезна исследователям международных отношений, историкам и специалистам по африканским исследованиям.
Ключевые слова: Чад, Российская Федерация, СССР, дипломатия, Африка, международные отношения, гуманитарное сотрудничество, образование, культурные связи, внешняя политика.
Тап Ньабл Дорка
Особая роль Франции в урегулировании кризиса в Кот-д'Ивуаре в 2002 г.
19 сентября 2002 года вооруженное восстание попыталось свергнуть главу ивуарийского государства. Франция предприняла военное и дипломатическое вмешательство, чтобы помочь разрешить конфликт. 25 января 2003 года в Париже президент Кот-д'Ивуара Лоран Гбагбо назначил нового премьер-министра и согласился под эгидой Франции передать министерства членам восстания. Несколькими днями ранее Франция возглавила круглый стол Линас-Маркуссис, пригласив ивуарийские политические силы к переговорам. Решения, принятые двумя сторонами, были направлены на скорейшее урегулирование конфликта. Несмотря на свои намерения и военные действия, Франция не внесла существенного вклада в урегулирование конфликта.
Ключевые слова: Кот-д'Ивуар, Франция, военно-политический кризис, государственный переворот, дипломатия, военная интервенция.
Цао Ханьюань
Сравнительное исследование дворцовых музыкальных инструментов династий Юань и Мин
Династии Юань и Мин были важными переходными периодами в древнекитайском обществе. Их придворная музыкальная культура, унаследовав традиции предыдущих поколений, демонстрировала отличительные черты того времени. В этой статье будут сравниваться и анализироваться сходства и различия придворных музыкальных инструментов в династиях Юань и Мин, а также культурные мотивы, стоящие за ними, с точки зрения типов инструментов, форм исполнения, культурной интеграции и социальных функций.
Ключевые слова: сравнительное исследование, дворцовые музыкальные инструменты в Юань, дворцовые музыкальные инструменты в Мин.
Тахмазли Г.Г.
Тишакова К.А.
Экономические аспекты БРИКС
Объединение БРИКС, с момента своего создания в 2009 году, эволюционировало из условной исследовательской группировки в полноценный институт глобального управления с разветвленной системой взаимодействия. В статье анализируется две ключевые научные позиции относительно природы БРИКС: первая рассматривает его как формальное объединение, основанное на макроэкономических показателях, вторая – как перспективный механизм глобального регулирования с потенциалом институционализации. Экономическая значимость БРИКС подтверждается рядом показателей: совокупный рост стран-участниц в 2009-2019 гг. втрое превышал среднемировой, их доля в мировом ВВП достигла 33%, а к 2030 году может составить 37%. Кроме того, на БРИКС приходится 19% глобального товарооборота и прямых иностранных инвестиций. Важным аспектом деятельности объединения является продвижение реформы международных финансовых институтов, включая перераспределение квот в МВФ и Всемирном банке. Особое внимание уделяется способности БРИКС демонстрировать устойчивость в условиях кризисов благодаря сбалансированной денежно-кредитной политике, контролю госдолга и диверсификации экономических связей. Создание Нового банка развития (НБР) и Пула условных валютных резервов (ПУВР) рассматривается как шаг к формированию альтернативной финансовой архитектуры, независимой от традиционных институтов. В статье авторы также исследуют вызовы, связанные с цифровизацией, несмотря на инициативу PartNIR, БРИКС пока не обладает достаточным влиянием в формировании глобальных технологических стандартов. Подчеркивается необходимость консолидации позиций стран-участниц для усиления роли в цифровой экономике.
Ключевые слова: БРИКС, экономические аспекты, международные финансы, Новый банк развития, глобальное управление, цифровая экономика, полицентричный миропорядок.
Гетагазова А.М.
Анализ трансформации института калыма в контексте ингушского общества: историко-этнографический аспект
В статье проводится анализ трансформации калыма в ингушском обществе в исторической ретроспективе. Рассматриваются различные этапы изменения этой традиции, от выкупа за невесту до предбрачного дара, принадлежащего самой невесте. Особое внимание уделяется влиянию социальных, экономических и религиозных факторов на эволюцию калыма в ингушском социуме.
Советская власть, как известно, вела активную борьбу с пережитками прошлого, в том числе и с калымом, видя в нем проявление неравенства и угнетения женщин. Проводилась широкая агитационная работа, направленная на искоренение этой традиции. Были приняты законодательные акты, ограничивающие или запрещающие выплату калыма. Однако, несмотря на все усилия, калым продолжал существовать в скрытых формах, особенно в сельской местности.
В советский период калым претерпел значительные изменения. Официально он был запрещен, но в реальности продолжал практиковаться под видом «подарков» или «помощи» молодой семье. Размер калыма значительно сократился, но его символическое значение сохранялось. Калым перестал быть исключительно материальной платой за невесту и приобрел характер своеобразного благословения и поддержки молодой семьи.
В постсоветский период, с возрождением религиозных и национальных традиций, интерес к калыму вновь возрос. В некоторых регионах он стал рассматриваться как важный элемент свадебного обряда, подчеркивающий уважение к традициям предков. Однако, современные формы калыма значительно отличаются от тех, что существовали в прошлом. Размер калыма, как правило, определяется по взаимному согласию сторон и может быть символическим. Важно отметить, что современный калым воспринимается как дар невесте, обеспечивающий ее материальную независимость в случае необходимости.
Ключевые слова: калым, традиция, ингуши, трансформация, предбрачная плата, покупная плата, невеста.
Зуев А.В.
Кочин А.А.
Владимир Степанович Садовский – на службе России (к 185-летию со дня рождения)
Статья посвящена исследованию биографии чиновника Владимира Степановича Садовского (1841-1919). Благодаря личным способностям В.С. Садовский сделал весьма успешную карьеру по гражданскому ведомству: прошел путь от коллежского секретаря до тайного советника, был награжден многочисленными наградами. Чиновник, занимая должности в министерстве юстиции, главном управления торгового мореплавания и портов, министерстве торговли и промышленности на протяжении сорока лет службы, с усердием исполнял свои обязанности. Император Николай II возложил на В.С. Садовского временное исполнение обязанностей товарища министра торговли и промышленности. Эта должность стала вершиной его карьеры. Будучи членом редакционных комиссий по составлению гражданского уложения и уложения о торговом мореплавании чиновник работал над вопросами по улучшению системы российского законодательства. Владимир Степанович участвовал в обсуждениях и подготовке законопроектов, в том числе, касающихся проблем столкновения морских судов, права плавания морских судов под русским флагом, ответственности судовладельцев и грузохозяев, и оставил заметный след в развитии российской юриспруденции.
Ключевые слова: Российская империя, В.С. Садовский, министерство юстиции, главное управление торгового мореплавания и портов, министерство торговли и промышленности, торговое мореплавание, судостроение, юрисконсульт, тайный советник, награды, служба.
Терновая Л.О.
Казаки в поисках Беловодья: русская мечта о земле обетованной
В статье доктора рассматривается феномен поиска Беловодья — мифической страны свободы, справедливости и изобилия, которая занимает особое место в русской духовной традиции. Автор анализирует истоки и эволюцию образа Беловодья в сознании казаков, старообрядцев и крестьян, сопоставляя его с западными представлениями о Земле обетованной. Особое внимание уделяется религиозным, культурным и фольклорным аспектам формирования мифа о земном рае, а также его символическим и географическим проекциям в русской культуре. В статье раскрывается отличие русской мечты о Беловодье как убежища от гнета и духовного поиска от западных моделей, ориентированных на завоевание, обогащение или миссионерство. Анализируются реальные исторические попытки поиска Беловодья, в частности экспедиция уральских казаков конца XIX в., а также современные интерпретации этого мифа как символа духовного бессмертия и национальной идентичности. Статья подчеркивает уникальность русского мифа о рае на земле, который воплощает стремление к духовной свободе, общинной гармонии и поиску «иного царства».
Ключевые слова: Беловодье, казаки, старообрядцы, русская духовная традиция, миф о рае, Земля обетованная, утопия, религиозные поиски, культурная идентичность.
Шавлохова Е.С.
Оксузян К.А.
Коряк П.А.
Ларичева Э.Э.
Татарова С.А.
Историческое изменение основных приоритетов социально-экономической политики Краснодарского края в XXI веке
В статье с точки зрения исторического процесса рассматриваются ключевые этапы изменения приоритетов социально-экономической политики Краснодарского края в XXI веке. Исследование основано на анализе стратегических документов, федеральных и региональных программ, а также статистических данных, позволяющих с точки зрения историко-экономического изменения сформировать определенное видение в вопросах формирования Краснодарского края. Показано, как с течением времени акценты в развитии региона смещались от восстановления экономики и развития агропромышленного комплекса и туризма к диверсификации экономики, цифровизации, инновациям и устойчивому развитию. Особое внимание уделено влиянию таких факторов, как Олимпиада-2014, секционное давление и геополитические изменения. Внедрение новых технологий в том числе и цифровых в различные сферы жизни края. Выявлены основные тенденции и перспективы развития региона, включая модернизацию инфраструктуры, поддержку малого бизнеса и развитие человеческого капитала. Проследили систему привлечения новых кадров при формировании новейших систем в крае. Работа направлена на выявление закономерностей регионального развития и оценку эффективности проводимой политики, опираясь на исторический опыт и сравнение рассматриваемых процессов во временном контексте, показывающем тенденцию развития и формирования новых аспектов развития края.
Ключевые слова: Краснодарский край, социально-экономическое развитие, приоритеты, диверсификация экономики, туризм, агропромышленный комплекс, инновации, цифровизация, устойчивое развитие.
Ступина О.А.
Вербальные и невербальные способы сохранения культурных ценностей кубанских казаков
Современные общественные отношения имеют развитие по принципу многополярности или глобализации. Вестернизация сознания формирует политическую доминанту одних стран над другими, создает антагонистические политические и экономические союзы, приводит к напряженности в отношениях, провоцирует военные конфликты. Сторонники глобализации отождествляют многополярность с регионализацией, способствующей развитию культурной замкнутости и сепаратизма. В России модернизационные преобразования региональных особенностей стали мощной мобилизирующей силой. Усиление роли региональных сообществ отразилось на позитивных изменениях в национальной политике. К указанным сообществам можно отнести казачество.
Ключевые слова: казачество, субэтнос, традиции, культурное наследие, устное народное творчество.
Чебарев В.В.
О преобразованиях учебного процесса в офицерской артиллерийской школе в 1911 году
В статье рассматриваются организационно-штатные преобразования, проведенные в Офицерской артиллерийской школе (ОАШ) в 1911 году, направленные на совершенствование подготовки артиллерийских кадров для Российской Императорской армии. Основное внимание уделено изменениям в структуре переменного и постоянного состава, а также инновациям в методике учебного процесса. Автор подробно анализирует критерии комплектования переменного состава, включая требования к боевому опыту офицеров, и описывает создание специализированных учебных партий, что позволило адаптировать программу обучения под конкретные задачи выпускников. Особое внимание уделено реформам постоянного состава, в частности, введению должности старшего штатного руководителя по тактике и полному укомплектованию преподавательского состава, что повысило устойчивость учебного процесса. Статья также освещает методические нововведения, такие как разделение занятий на теоретический (зимний) и практический (летний) периоды, использование Сергиевского полигона и тактических поездок в район Луги. Отмечается внедрение угломера Турова-Михайловского, которое значительно улучшило координацию действий артиллерийских подразделений. В заключении подчеркивается, что проведенные преобразования позволили ОАШ достичь высокого уровня подготовки офицеров, несмотря на выявленные трудности, в частности, с привлечением офицеров Генерального штаба. Реформы 1911 года стали важным этапом в развитии системы военного образования России.
Ключевые слова: Офицерская артиллерийская школа, подготовка артиллерийских кадров, переменный состав, постоянный состав, учебные партии, тактическая подготовка, Сергиевский полигон, угломер Турова-Михайловского.
Рыбакова А.М.
Королева Е.С.
Патриотизм, как важный компонент подготовки специалистов для МЧС России
Патриотизм играет ключевую роль в формировании личности специалистов, работающих в системе МЧС России. Он способствует не только развитию профессиональных качеств, но и укреплению моральных ценностей и ответственности перед обществом. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у молодежи чувства патриотизма. Специалисты МЧС России должны осознавать, что их работа напрямую связана с обеспечением безопасности граждан. Патриотическое воспитание помогает им принимать ответственные и обдуманные решения в критических ситуациях, повышая эффективность работы всей службы. В связи с этим, настоящая работа направлена на опрос среди кадетов довузовских образовательных организаций МЧС России, в котором участвовали 750 респондентов. Для этой цели была разработана анкета, состоящая из четырёх блоков. Результатом исследования являются полученные расчеты, которые служат статистическими данными уровня сформированности патриотизма у кадет МЧС России в возрасте 15-17 лет и определяют динамику в формировании гражданской идентичности будущих специалистов МЧС России. Формирование патриотизма в подготовке специалистов для МЧС является неотъемлемой частью. Он создает основу для создания профессионалов, готовых к вызовам времени, стремящихся к службе на благо своей страны и общества.
Ключевые слова: патриотизм, безопасность, государство, самосознание, молодёжь, кадет, чрезвычайные ситуации.
Авторы
Алехина В.Р. - ассистент. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Баймурзина В.И. - доктор педагогических наук, профессор, Стерлитамакский филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Стерлитамак.
Валиахметова Ф.Х. - кандидат философских наук, доцент, Стерлитамакский филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Стерлитамак.
Галиахметов И.М. - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта.
Гартунг С.Р. - кандидат филологических наук. Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток.
Гетагазова А.М. - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук». ORCID: 0000-0003-0043-5525
Денисова Д.В. - обучающаяся 3 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Добротворская С.Г. - профессор кафедры Педагогики Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Духовникова И.Ю. - старший преподаватель. Высшая школа естественных наук, математики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» («ТОГУ»), г. Хабаровск.
Дяченко А.С. - ассистент, Мелитопольский государственный университет, г. Мелитополь.
Зуев А.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры частного права, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. SPIN-код: 5203-1404
Иванкевич А.Н. - подполковник, преподаватель кафедры тактики, Новосибирского высшего военного училища.
Иголкина К.А. - магистрант. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный педагогический университет", г. Воронеж.
Корбачкова С.А. - кандидат педагогических наук, доцент. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск. SPIN-код: 2273-9103
Королева А.В. - аспирант, Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, г. Стерлитамак.
Королева Е.С. - старший преподаватель кафедры промышленной и экологической безопасности, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева, г. Казань.
Коряк П.А. - студент. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.
Кочин А.А. - доктор педагогических наук, профессор, директор Института международного транспортного менеджмента, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. SPIN-код: 5910-6781
Кравченко Е.В. - кандидат филологических наук. Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток.
Крутских М.И. - педагог дополнительного образования. ГАНОУ ВО «Региональный центр «Орион», г. Воронеж.
Кунгурова И.М. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания, начальник научного отдела. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Ларичева Э.Э. - студент. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.
Лукашенко Д.В. - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник. Научно-исследовательский институт ФСИН России.
Масленко П.В. - магистрант. Российский государственный гуманитарный университет.
Матченко Е.П. - МБОУ «СОШ № 98», Алтайский государственный педагогический университет.
Махатмат Т.М.М. - аспирант. Университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород.
Нотфуллина Г.Р. - аспирант. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры». Начальник отдела корпоративного обучения, негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования», г. Казань, Республика Татарстан.
Оксузян К.А. - студент. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.
Пальянова Я.Н. - обучающаяся 3 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Подорожний Д.С. - методист. ГАНОУ ВО «Региональный центр «Орион», г. Воронеж.
Попова Ю.И. - Казанский научный центр Российской академии наук, Российская Федерация, г. Казань.
Пролыгина М.Е. - обучающаяся 3 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Рогожина Т.С. - кандидат физико-математических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Рыбакова А.М. - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты МЧС России.
Самсонова Е.В. - старший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга.
Сечкарь Ю.А. - старший преподаватель, Мелитопольский государственный университет, г. Мелитополь.
Ступина О.А. - доцент кафедры русского и иностранных языков, кандидат педагогических наук. ФГКОУВО Краснодарский университет МВД Российской федерации, г. Краснодар.
Тап Ньабл Дорка - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Татарова С.А. - студент. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.
Тахмазли Г.Г. - сотрудник Департамента по работе с выпускниками. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Тишакова К.А. - сотрудник Отдела развития межвузовского сотрудничества. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Третьяков В.А. - обучающийся 1 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
Цао Ханьюань - аспирантка. Белорусский государственный университет, г. Минск, Беларусь.
Чебарев В.В. - заместитель начальника факультета (артиллерийского), Михайловская военная артиллерийская академия, г. Санкт-Петербург.
Чжу Ифань - магистр педагогических наук, аспирант кафедры педагогики. Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь. ORCID: 0009-0004-2054-4416
Шавлохова Е.С. - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и политологии. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар. SPIN-код: 6711-8577
Шигапова Н.В. - Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.