Содержание

Педагогика
Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Искусственный интеллект и кадровая политика: новые задачи подготовки специалистов по управлению персоналом 14
Зелинская С.А. Роль инновационного обучения биохимии в подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов 24
Лукашенко Д.В. Интеграция искусственного интеллекта в педагогику высшей школы: вызовы и перспективы 31
Лезина О.В., Терновая Л.О. Открытость высшего образования: от средневековых корпораций к цифровой эпохе 36
Амиров А.Ф., Хажин А.С. Интегративно-деятельностный подход в медицинском образовании 46
Лукашенко Д.В. Искусственный интеллект в высшем образовании: трансформация педагогических практик, вызовы и будущие горизонты 51
Лезина О.В., Терновая Л.О. Визуальный образ кампуса как фактор мотивации студентов 58
Безденежных Н.Н., Бойцова И.В., Винник В.К. Формирование психолого-педагогической готовности детей к обучению в средней школе 68
Глазова О.В., Хахина М.Ю., Шипкова Е.Н. Сопровождение семьи в образовательном процессе ребенка с ОВЗ и инвалидностью 74
Дылькова С.В. Интеллектуализация учебного процесса в ДМШ-ДШИ как основа формирования культуры личности 85
Егорова Р.И., Рожина М.Д. Семейное чтение как эффективное средство повышения интереса к чтению у младших школьников 95
Ефремов В.К., Хамидуллина Е.Р. Внедрение инструментов Кайдзен PDCA и 5S в процесс разработки образовательных программ 103
Зелинский С.С. Подготовка специалистов: роль дополнительного образования в системе общественного здоровья 113
Зернова А.А. Философско-методологические основания исторического развития концепций использования визуальных искусств для формирования пространственных представлений в современном образовании 121
Какурина М.В. Междисциплинарный подход профессиональной подготовки специалистов для судебной системы 129
Кокоева М.М., Базаева А.И., Цаллагова Э.Я., Оказова З.П. Использование инфографики в изучении модуля «первая помощь пострадавшим» 138
Мхиссин Р.М. Аспекты использования англоязычных заимствований в коммуникативной практике современных подростков 146
Матаннанова А.Н., Архипова Е.Е. Интегративные учебные задания как средство индивидуализации обучения химии 153
Ользеева З.В., Санджиев И.Б., Тюрбеева Б.А., Шуваева М.М. Актуальные проблемы формирования педагогической культуры у будущих педагогов в ВУЗе 162
Полько Г.М., Тагирова А.Н. Использование искусственного интеллекта в физической культуре и спорте 169
Румлянский Д.А., Боровицкая Ю.В. Проблемы формирования ключевых компетенций у обучающихся старшей школы 174
Тихонов-Бугров Д.Е., Ракитская М.В. «Школа конструкторов» как важный этап наставничества в процессе графической подготовки талантливых студентов 182
Тотоева О.Н., Кокоева М.М., Калоев А.Б., Валиева А.И., Цаллагов Т.Я. Использование виртуального анатомического стола «anatomage» в образовательном процессе 193
Фёдорова Н.П. Возможности реализации интегрированного обучения английскому языку во внеурочной деятельности начальной школы 199
Мхиссин Р.М. Препятствия и барьеры в развитии коммуникативной компетентности подростков при изучении английского языка 209
Харитонов А.В. Изучение состояния нравственно-этических качеств у младших школьников в спортивных школах восточного единоборства 218
Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Сидоров В.И., Тутаришев А.К. Теоретические подходы к определению сущности понятий «социализация», «культура», «физическая культура личности», «базовая физическая культура личности» 227
Тартаковский Б.М., Ульянова Л.Н. О сценической действенности актера: к проблеме профессиональной подготовки будущего преподавателя театральных дисциплин 234
История  геополитики,  международных  отношений  и  всеобщая  история
Баскакова А.С. Влияние сша на внешнюю политику Аргентины в XXI веке 240
Ансари рамзи И.М. Эволюция подходов США к урегулированию израильско-палестинского конфликта: сравнительный анализ дипломатических инициатив (2000-2020 гг.) 246
Пром Тхари Исторические наследия и их влияние на демократический переход Камбоджи в 1993 году 254
Дуву М.Ф. Культурное и образовательное сотрудничество между Мадагаскаром и Китаем (2015–2022 гг.) 265
Ндонго Нлате Ж.М. Влияние нефти и минеральных ресурсов на внешнюю политику: анализ международных отношений Камеруна и привлечение инвестиций 269
Рябова М.М., Ефремов А.В. Реставрация Мэйдзи как политический проект: трансформация феодальных институтов и формирование военно-индустриального комплекса 276
Майер В.Д., Семёнова Э.Ю., Синегубов С.Н. Влияние смерти матери на формирование личности Елизаветы I Тюдор 289
Баскакова А.С. Изменения во внешней политике Аргентины после COVID-19: новые вызовы и подходы 295
Пром Тхари Институциональный дисбаланс в парламентской системе Камбоджи: структурный барьер на пути к демократии 300
Тсегайе А.К., Сингува Чимука, Сингува Госпел Оценка экологической политики в Эфиопии: вызовы, стратегии и перспективы развития 317
Эйамба А.Э. Глобальное партнерство и региональные реалии: оценка эффективности международного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми в Западной Африке 331
Тсегайе А.К., Сингува Чимука, Сингува Госпел Вехи миротворческой деятельности ООН в Африке 342
Актуальные  вопросы  исторических  наук 
Рябова Е.Л., Терновая Л.О. От идеи к публикации: история научных статей 355
Семёнова Э.Ю., Майер В.Д., Иванов К.С. Процессы денацификации в послевоенной Западной Германии: цели и методы 365
Байрамуков А.С. Битва за Кавказ и ее значение в истории Второй Мировой Войны 370
Федосенко М.Р. Факторы «неуспеха» в прокате революционно – советского кинематографа 1920-х годов 377
Аннотации 390
Авторы 429

 

 

Аннотации

Вражнова М.Н.
Терновая Л.О.

Искусственный интеллект и кадровая политика: новые задачи подготовки специалистов по управлению персоналом

В статье рассматривается влияние искусственного интеллекта (ИИ) на кадровую политику и подготовку специалистов по управлению персоналом в условиях цифровой трансформации общества и экономики. Анализируются новые вызовы, связанные с интеграцией ИИ в процессы найма, администрирования и развития персонала, включая автоматизацию рутинных задач, применение предиктивной аналитики и персонализацию HR-опыта. Особое внимание уделяется необходимости трансформации образовательных программ для HR-специалистов с акцентом на цифровые технологии, HR-аналитику и этику ИИ. Представлены государственные инициативы в России по развитию искусственного интеллекта, а также данные о практическом использовании ИИ в различных профессиональных сферах. Подчеркивается важность сочетания технологий и человеческих компетенций, особенно гибких навыков, для эффективного управления персоналом в цифровую эпоху.
Ключевые слова: искусственный интеллект, кадровая политика, управление персоналом, цифровизация, HR-технологии, HR-аналитика, автоматизация, подготовка специалистов, цифровое обучение, этика ИИ, предиктивная аналитика, цифровое общество, государственные инициативы, трансформация рынка труда, гибкие навыки.

 

Зелинская С.А.

Роль инновационного обучения биохимии в подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов

В статье рассматривается роль инновационного обучения биохимии в подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов. Уделяется внимание современным методам преподавания, которые способствуют углубленному пониманию биохимических процессов и их значимости для медицины. Обсуждаются преимущества интерактивных технологий, таких как дистанционное обучение и использование мультимедийных ресурсов, в образовательном процессе. Анализируются примеры успешного внедрения инновационных подходов в учебные программы, а также их влияние на профессиональную подготовку студентов-медиков. В заключение сделан вывод о необходимости интеграции инновационных методов в традиционную модель обучения для повышения качества медицинского образования и подготовки специалистов, способных эффективно решать сложные задачи в области здравоохранения.
Ключевые слова: инновационное обучение, биохимия, медицинское образование, интерактивные технологии, дистанционное обучение, мультимедийные ресурсы, учебная программа, компетентностный подход, профессиональная подготовка, вовлечение студентов, педагогические методы, качество образования, компетенции в здравоохранении.

 

Лукашенко Д.В.

Интеграция искусственного интеллекта в педагогику высшей школы: вызовы и перспективы

Статья посвящена анализу интеграции искусственного интеллекта (ИИ) в педагогический процесс высшей школы. На основе обзора актуальных исследований после 2020 года рассмотрены тенденции применения ИИ для персонализированного обучения, автоматизации оценки и профессионального развития преподавателей. Выявлены ключевые вызовы, такие как этические риски, алгоритмическая предвзятость и проблемы академической честности, а также перспективы, включая повышение эффективности образования. Анализ подчеркивает взаимосвязи между технологическими инновациями, педагогическими практиками и социальными аспектами, предлагая рекомендации для вузов.
Ключевые слова: искусственный интеллект, высшая школа, персонализированное обучение, этические вызовы, профессиональное развитие, педагогические инновации.

 

Лезина О.В.
Терновая Л.О.

Открытость высшего образования: от средневековых корпораций к цифровой эпохе

Статья представляет исторический анализ развития открытости в системе высшего образования от средневековых университетских корпораций и национальных моделей до современных цифровых технологий и глобальных образовательных экосистем. Рассматриваются причины и вызовы, влияющие на трансформацию образовательных практик, включая геополитические, социальные и культурные аспекты открытости. Особое внимание уделяется цифровой модели открытого образования, ее противоречиям и идеологическим конфликтам, а также рискам утраты университетской традиции и интеллектуальной автономии. Анализируется роль Болонского процесса в формировании единого образовательного пространства и перспективы развития гибридных и междисциплинарных форм обучения с глобальной интеграцией и сохранением локальной культуры. Статья подчеркивает необходимость баланса между инновациями, открытостью и защитой образовательных ценностей в условиях цифровой эпохи.
Ключевые слова: открытость образования, высшее образование, цифровая модель, Болонский процесс, образовательные экосистемы, глобализация, университетское образование, идеологические конфликты, дистанционное обучение, междисциплинарность, интеллектуальная автономия, образовательные реформы, массовые онлайн-курсы, культурные риски, инновации в образовании.

 

Амиров А.Ф.
Хажин А.С.

Интегративно-деятельностный подход в медицинском образовании

В статье рассматриваются вопросы развития системы медицинского образования, которое непосредственно связано с требованием современного общества к подготовке специалистов новой формации, получающих интегрированное образование. Являясь посредником между образовательным процессом и рынком труда, интергативно-деятельностный подход в медицинском образовании способствует установлению связующей системы компонентов содержания различных клинических и теоретических дисциплин, взаимодействию активных методов и технологий организации учебного процесса, интеграции различных видов деятельности обучающихся.
Ключевые слова: интегративно-деятельностный подход, интеграция, подготовка, полифункциональность, медицинская сестра.

 

Лукашенко Д.В.

Искусственный интеллект в высшем образовании: трансформация педагогических практик, вызовы и будущие горизонты

В статье проводится комплексный анализ интеграции искусственного интеллекта (ИИ) в педагогический процесс высшей школы, основанный на эмпирических данных и обзоре актуальных исследований. Автор, опираясь на опросы студентов и преподавателей из ведущих российских вузов, а также на статистический и качественный анализ, выявляет ключевые преимущества ИИ, такие как персонализация обучения, повышение мотивации (на 30–40%) и автоматизация оценки знаний (с точностью до 92%). В то же время подчеркиваются вызовы: этические проблемы (предвзятость алгоритмов, приватность данных), неравенство доступа (особенно в регионах) и необходимость переподготовки кадров (55% преподавателей нуждаются в тренингах). Исследование демонстрирует тесные взаимосвязи между аспектами — например, корреляцию между цифровой грамотностью и эффективностью ИИ (r=0.72) — и предлагает рекомендации по системному внедрению, включая разработку этически ориентированных платформ и мониторинг KPI. Работа подчеркивает, что ИИ выступает катализатором трансформации образования, но его успех зависит от баланса технологий и человеческого фактора, с перспективами охвата 95% процессов к 2030 году. Статья ориентирована на педагогов, администраторов вузов и исследователей, предлагая междисциплинарный взгляд на тему в контексте глобальной цифровизации.
Ключевые слова: искусственный интеллект, высшая школа, педагогический процесс, персонализация обучения, этические вызовы, цифровая грамотность, интеграция технологий.

 

Лезина О.В.
Терновая Л.О.

Визуальный образ кампуса как фактор мотивации студентов

В статье рассматривается влияние визуального образа кампуса на мотивацию и академическую успеваемость студентов. Анализируются историко-культурные, экологические и психологические аспекты формирования пространства высшего учебного заведения, подчеркивающие значимость архитектурной среды, биофильного дизайна и восстановления через контакт с природой. Анализируются такие факторы, как разнообразие форм архитектурных ограждений, интеграция природных элементов и наличие комфортных зон отдыха, которые способствуют снижению стресса, повышению концентрации и улучшению когнитивных функций обучающихся. Опираясь на исследования и практические рекомендации, статья акцентирует внимание на необходимости комплексного подхода к проектированию кампусов с учетом поведенческих паттернов студентов для создания эффективной и поддерживающей учебной среды.
Ключевые слова: визуальный образ кампуса, мотивация студентов, архитектурная среда, биофильный дизайн, восстановительная среда, академическая успеваемость, психическое здоровье, ландшафтный дизайн, учебная среда, студенческая вовлеченность.

 

Безденежных Н.Н.
Бойцова И.В.
Винник В.К.

Формирование психолого-педагогической готовности детей к обучению в средней школе

Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности, в частности ее эмоциональной сферы – формированию инициативности, смелости, умения принимать самостоятельные решения, быстро адаптироваться к различным условиям. Решение этой задачи тесно связано с реализацией Закона России «Об образовании». В нём определено, что построение демократического общества в значительной степени зависит от творчества, активности и эмоциональной устойчивости его членов.
Актуальность и новизна исследования заключается в том, что для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, задача которых осуществлять индивидуальный подход в обучении относительно детей, как готовых, так и не готовых к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Готовность к школе – глубокое понятие, требующее комплексных психологических исследований. Изучением данной темы занимались Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, А.А. Дубровина и др.
В своих работах учёные уделяли внимание не только на возможность дошкольника осваивать предметные и общие знания, но и на то, что чрезмерные и ранние перегрузки могут негативно сказаться на здоровье, на общем развитии, смысле и содержании дошкольного детства.
Ключевые слова: дошкольное образование, дезадаптация, готовность к школе, новообразование, социальная активность, познавательный интерес.

 

Глазова О.В.
Хахина М.Ю.
Шипкова Е.Н.

Сопровождение семьи в образовательном процессе ребенка с ОВЗ и инвалидностью

Статья посвящена исследованию практики психолого-педагогического сопровождения семьи в образовательном процессе ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающегося дистанционно. Представлен обзор современных исследований и нормативных документов Российской Федерации, закрепляющих нормы ответственности семей и их взаимодействия с образовательными организациями по организации образования и социализации ребенка с ОВЗ. Цель исследования - анализ деятельности образовательной организации и выявление эффективной практики психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно. Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, систематизация; эмпирические – изучение опыта образовательной организации и результатов образовательной деятельности обучающихся, анкетирование обучающихся с ОВЗ и родителей (за 2023 и 2024 год; были изучены результаты образовательной деятельности 136 обучающихся с ОВЗ и материалы сопровождения их семей). База исследования - школа дистанционного обучения государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям».
Выявлена эффективная практика психолого-педагогического сопровождения семей, включающая совместную (с родителями) разработку адаптированной образовательной программы, применение дистанционных образовательных технологий, обеспечение гибкости учебного плана ребенка с ОВЗ, деятельность психолого-педагогического консилиума, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и профориентации детей с ОВЗ.
Ключевые слова: семья, психолого-педагогическое сопровождение, обучение детей с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дистанционные образовательные технологии, создание специальных условий, непрерывное образование.

 

Дылькова С.В.

Интеллектуализация учебного процесса в ДМШ-ДШИ как основа формирования культуры личности

Данная статья раскрывает интеллектуализацию учебного процесса в ДМШ-ДШИ, направленную на формирование музыкального мышления учащихся через приобретение ими музыкальных и интеллектуальных знаний. Усвоение знаний происходит при погружении в текст музыкального произведения через предлагаемые обстоятельства как введение в художественно-образную задачу, в ходе решения которой возникает перевоплощение во вживаемую роль, а через нее и художественное откровение как субъективное переживание искусства. Таким образом, личностное проникновение в духовный мир художественного творчества создает все предпосылки для формирования культуры личности, способной к сопереживанию, осмыслению себя и мира в эстетически значимых категориях красоты и добра. В связи с этим можно говорить о существовании музыкальных витаминов, оказывающих положительное влияние на личность и общество.
Ключевые слова: интеллектуализация, художественное творчество, культура личности, детская школа искусств, музыкальное мышление, учащиеся ДШИ, темп продвижения, типы учеников, интеллектуальный учебный процесс, «предлагаемые обстоятельства», перевоплощение, художественное откровение, субъективное переживание искусства.

 

Егорова Р.И.
Рожина М.Д.

Семейное чтение как эффективное средство повышения интереса к чтению у младших школьников

В статье рассматривается проблема повышения интереса у младших школьников к чтению художественной литературы. Современные дети – гаджетные дети, дети цифрового мира, у них утрачена культура чтения, а также снижена его образовательная роль. У младших школьников чтение ограничивается лишь текстами из «Букваря» и хрестоматии, а в старших классах изучают произведения школьной программы в сжатой версии. Авторы описывают опыт работы по возрождению утерянных в последние десятилетия традиции семейного чтения. Также в статье обсуждается семейное чтение и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры. Проанализированы методологические аспекты педагогов и их подходы к повышению интереса к чтению младших школьников, обосновывается значимость систематического, совместного и целенаправленного сотрудничества с родителями. Авторы в статье раскрывают формы, методы работы по повышению интереса к чтению у младших школьников.
Ключевые слова: интерес к чтению, книга, любовь к чтению, младший школьник, родитель, семейное чтение, сказка.

 

Ефремов В.К.
Хамидуллина Е.Р.

Внедрение инструментов Кайдзен PDCA и 5S в процесс разработки образовательных программ

В данной статье проводится анализ инструментов методологии Кайдзен с целью внедрения их в процесс совершенствования и разработки образовательных программ. Повышение качества образования студентов является одной из главных задач деятельности высших учебных заведений. Предложенные в исследовании инструменты Кайдзен, в частности PDCA и 5S, рассматриваются с точки зрения использования определенных подходов в целях повышения эффективности образовательных процессов. Данная статья представляет собой оригинальное и рефлексивное исследование того, как технологии Кайдзен могут положительно повлиять на рост мотивации к обучению и повышению качества образовательных программ.
Ключевые слова: образовательные программы, Кайдзен, PDCA, 5S, качество образования, эффективность, адаптивность, модернизация.

 

Зелинский С.С.

Подготовка специалистов: роль дополнительного образования в системе общественного здоровья

Дополнительное профессиональное образование играет ключевую роль в повышении качества службы общественного здоровья, поддержании компетентности специалистов и адаптации кадров к быстро меняющимся вызовам. В статье рассматривается теоретическая база непрерывного профессионального развития, современные модели и форматы обучения, механизмы оценки эффективности, а также влияние программ дополнительного образования на систему общественного здоровья. Предложены практические рекомендации по разработке и внедрению интегрированных программ дополнительного образования с учётом межпрофессионального взаимодействия, цифровых технологий и механизмов мотивации.
Ключевые слова: дополнительное образование, непрерывное профессиональное развитие, общественное здоровье, компетенции, межпрофессиональное обучение, оценка качества.

 

Зернова А.А.

Философско-методологические основания исторического развития концепций использования визуальных искусств для формирования пространственных представлений в современном образовании

В статье рассматривается эволюция философско-методологических оснований формирования пространственных представлений через призму визуальных искусств в западноевропейской культурной традиции — от античного мимезиса до цифровой симуляции. Выявляется взаимосвязь между доминирующими философскими парадигмами (античный космоцентризм, средневековый теоцентризм, новоевропейский рационализм, модернистская и постмодернистская деконструкция) и конкретными художественными методами конструирования пространства (мимезис, символ, перспектива, деконструкция, симуляция). Анализ проводится в контексте актуальных задач современного художественного образования, которое сталкивается с необходимостью интеграции историко-философского знания для формирования у учащихся целостного понимания пространства как категории, конструируемой культурой, технологиями и индивидуальным восприятием. Особое внимание уделяется методологическому вызову, который бросают классическим моделям современные цифровые практики (виртуальная реальность, 3D-моделирование) и такие формы искусства, как инсталляция. Делается вывод о том, что синтез традиционных и цифровых методов на основе понимания их философских истоков позволяет эффективно формировать у обучающихся комплексные, многомерные пространственные представления, необходимые для работы в современных художественных и дизайнерских практиках. Преподавание изобразительного искусства сегодня требует не только обучения техническим навыкам, но и осмысления глу-бинных философских оснований визуального языка, что позволяет будущим художникам, дизайнерам и медиа-артистам сознательно работать с пространством как с многомерным и семиотически нагруженным феноменом.
Ключевые слова: философия искусства, методология образования, пространственные представления, визуальные искусства, мимезис, перспектива, симулякра, виртуальная реальность, инсталляция, современные модели обучения.

 

Какурина М.В.

Междисциплинарный подход профессиональной подготовки специалистов для судебной системы

Настоящая статья посвящена исследованию актуальных проблем профессиональной подготовки специалистов для судебной системы в контексте современных вызовов и требований к качеству правосудия. Обосновывается необходимость применения междисциплинарного подхода в образовательном процессе, позволяющего формировать у будущих юристов комплексное представление о правовой реальности и развивать навыки решения сложных юридических задач с учетом социальных, психологических, экономических и технологических факторов.
В статье рассматривается интеграция юридических знаний с социально-гуманитарными дисциплинами, анализируется роль информационных технологий и математических методов в подготовке специалистов, способных эффективно работать с большими данными и автоматизированными системами. Особое внимание уделяется формированию компетенций междисциплинарного взаимодействия, необходимых для эффективной работы в команде с представителями различных профессий.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, профессиональная подготовка, судебная система, правосудие, юридическое образование, социально-гуманитарные дисциплины, информационные технологии, компетенции, интеграция, образовательный процесс.

 

Кокоева М.М.
Базаева А.И.
Цаллагова Э.Я.
Оказова З.П.

Использование инфографики в изучении модуля «первая помощь пострадавшим»

На современном этапе перед педагогами ставится задача эффективно донести до обучающихся большой объем информации, одновременно доказав необходимость его использования в повседневной практике. Немаловажным является и практикоориентированность учебного материала. Именно эти задачи успешно решаются в процессе внедрения инфографики и различных ее форм в образовательный процесс. Теоретическая значимость данного исследования подтверждается необходимостью внедрения инфографики в образовательный процесс. Проведенная работа по изучению возможности использования инфографики в изучении конкретного модуля позволяет составить целостную картину алгоритма оказания первой помощи. Полученные результаты исследования показывают множество возможностей инфографики в изучении модуля «Первая помощь пострадавшим». Цель исследования – изучение возможностей использования инфографики в преподавании модуля «Первая помощь пострадавшим». В ходе написания статьи проанализированы результаты исследований ученых-практиков и проведен непосредственно эксперимент по определению эффективности инфографики при изучении конкретного модуля. Работа проводилась в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а именно модуля «Первая помощь пострадавшим». Стратегия и формат использования инфографики будут развиваться, адаптироваться к конкретным дисциплинам и модулям. В процессе изучения модуля «Первая помощь пострадавшим» элементы инфографики показали достаточно высокую эффективность представления информации, ее анализа и последующего использования.
Ключевые слова: инфографика, образовательный процесс, практикоориентированность, первая помощь, информация, исследование.

 

Мхиссин Р.М.

Аспекты использования англоязычных заимствований в коммуникативной практике современных подростков

В данной статье исследуется феномен активного употребления англоязычной лексики в коммуникативном пространстве современных российских подростков. Автор рассматривает лингвистические и социально-психологические предпосылки данного явления, анализирует его ключевые функции и потенциальные риски. В работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди учащихся 8-х классов, направленного на выявление наиболее частотных англицизмов и установление мотивации их использования. На основе полученных данных формулируются выводы о двойственной роли заимствований: как инструмента социализации в peer-группе и как фактора, создающего коммуникативный разрыв с предыдущими поколениями. Статья подчеркивает необходимость взвешенного педагогического подхода, направленного не на борьбу с языковой динамикой, а на развитие у учащихся навыков осознанного код-свитчинга (переключения кодов) и расширения лингвистического репертуара.
Ключевые слова: англицизмы, молодежная коммуникация, лингвопрагматика, языковая адаптация, код-свитчинг, языковая идентичность, речевое поведение подростков.

 

Матаннанова А.Н.
Архипова Е.Е.

Интегративные учебные задания как средство индивидуализации обучения химии

Статья посвящена проблеме индивидуализации обучения химии в школе средствами интегративных заданий. Представлено обоснование использования интегративного подхода к обучению химии в глобальном мире. Интегративные задания имеют межпредметную основу, связаны с реальными жизненными ситуациями и выполняются по индивидуальным образовательным маршрутам одного ученика или группы. Ученик может участвовать в выборе индивидуального содержания интегративных заданий, вида и темпа деятельности по выполнению задания, способов оценивания и представления образовательных продуктов. В практической части статьи приведены примеры интегративных заданий из раздела “Углеводороды” курса химии 10 класса. Задания состоят из блоков заданий по химии, биологии, физике и дополнительных материалов для самостоятельного изучения. Эффективность индивидуализации обучения химии на основе интегративных заданий подтверждается результатами педагогического эксперимента.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный подход, индивидуальный образовательный маршрут, интеграция, интегративный подход, интегративные учебные задания.

 

Ользеева З.В.
Санджиев И.Б.
Тюрбеева Б.А.
Шуваева М.М.

Актуальные проблемы формирования педагогической культуры у будущих педагогов в ВУЗе

Формирование педагогической культуры у будущих педагогов является одной из ключевых задач современной системы высшего образования. В условиях динамично меняющегося образовательного пространства, характеризующегося внедрением инновационных технологий и изменением требований к профессиональной компетентности педагога, актуальность данной проблемы приобретает особую остроту. Решение обозначенных проблем позволит повысить качество подготовки будущих педагогов и обеспечить их успешную профессиональную деятельность.
Ключевые слова: образование, педагогическая деятельность, педагогическая культура, показателями высокого уровня педагогической культуры, формирование педагогической культуры у студентов.

 

Полько Г.М.
Тагирова А.Н.

Использование искусственного интеллекта в физической культуре и спорте

В ходе исследования рассматривается проблема разработки методики по проведению занятий по физической культуре. Отдельно был изучен искусственный интеллект (ИИ) и его роль в сфере физической культуры и спорта. Для повышения физической подготовки, эффективности тренировок и повышения мотивации у студентов, использовали искусственный интеллект (ИИ). На основе анкетирования студентов первого курса Сибайского института Уфимского университета науки и технологий выявили интересы, уровень физической подготовки, отношение к физической культуре и интерес к спорту. В результате искусственный интеллект выдал рекомендации по проведению урока, так же с помощью ИИ разработали примерный план-конспект урока, учитывая особенности студентов. Исследование подчеркивает важность интеграции ИИ в образовательный процесс для повышения мотивации и эффективности занятий, но все же есть необходимость корректировки рекомендация ИИ.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, методика, искусственный интеллект.

 

Румлянский Д.А.
Боровицкая Ю.В.

Проблемы формирования ключевых компетенций у обучающихся старшей школы

Данная работа отражает исследование процесса формирования ключевых компетенций у обучающихся старшей школы в контексте требований современных ФГОСов. Авторы изучают функциональные особенности данного вида компетенций и дальнейшую их трансформацию в процесс профессиональной подготовки.
Публикация способствует выявлению основных проблемных моментов в образовательном процессе, которые препятствуют становлению данных компетенций. Авторами изучается «проблемное поле» формирования ключевых компетенций, а также методика преодоления выявленных проблем. Изучая вопросы становления ключевых компетенций, авторы конкретизируют их содержательные компоненты, а также возможности формирования в общеобразовательном процессе. Рассматривая различные виды ключевых компетенций, авторы приходят к выводу о необходимости оптимизации деятельности всех участников образовательного процесса. Ключевые компетенции при этом характеризуются как основа становления профессиональной компетенции в дальнейшем и именно поэтому актуализируется проблематика их становления именно в школе.
Целью работы является изучение основных проблем формирования ключевых компетенций у старшеклассников. Объектом при этом выделены ключевые компетенции, предметом ̶ проблемное поле формирования данного вида компетенций.
Ключевые слова: ключевые компетенции, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса, старшая школа, педагогические технологии, образовательные стандарты, педагог.

 

Тихонов-Бугров Д.Е.
Ракитская М.В.

«Школа конструкторов» как важный этап наставничества в процессе графической подготовки талантливых студентов

Рассматриваются результаты педагогического эксперимента, связанного с организацией индивидуальной работы наставников с одарёнными студентами в рамках кафедральной Школы конструкторов. В рамках проведенного исследования, авторы проанализировали результаты многолетней геометро-графической подготовки малой группы талантливых студентов инженерных специальностей в условиях стандартного учебного процесса и во внеурочное время. Отмечается, что данный эксперимент направлен на воспитание конструктора – творца, человека с нестандартным мышлением, обладающего творческим пространственным представлением. Обсуждаются критерии оценки качества обучения в высшей школе, в частности, графической подготовки. Показана система отбора, программа подготовки, роль наставников. На основании десятилетнего опыта работы школы, статистических данных, успехов выпускников, сделаны выводы об эффективности данного педагогического эксперимента.
Ключевые слова: инженерная графика, наставничество, конструирование, воспитание, техническая элита, качество обучения.

 

Тотоева О.Н.
Кокоева М.М.
Калоев А.Б.
Валиева А.И.
Цаллагов Т.Я.

Использование виртуального анатомического стола «anatomage» в образовательном процессе

В повышении эффективности учебного процесса находят широкое применение интерактивные образовательные технологии. Для будущих медиков в качестве примера можно привести виртуальный анатомический стол Anatomage на основе 3D-среды, который необходим в изучении дисциплин естественно-научного цикла, в частности анатомии, анатомии человека – анатомии головы и шеи. Применяемая в образовательном процессе интерактивная 3D-среда позволяет значительно повысить эффективность и практикоориентированность образовательного процесса. Будущие врачи должны в полном объеме владеть современными цифровыми технологиями, этот навык необходим будущему врачу в дальнейшей профессиональной деятельности. Цель исследования – изучение возможностей использования интерактивных технологий в образовательном процессе на примере виртуального анатомического стола Anatomage. Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе значительно повышает качество преподавания, степень заинтересованности студентов. В современном информационном обществе в целях наиболее продуктивной организации учебного процесса интерактивные 3D-среды нашли широкое применение в изучение большинства дисциплин, что позволило значительно повысить уровень знаний. Использование виртуального анатомического стола Anatomage позволяет педагогу замотивировать обучающихся на дальнейшее углубленное изучение учебной дисциплины, повысить уровень системы закрепления нового материала.
Ключевые слова: образовательные отношения, виртуальный анатомический стол Anatomage, практикоориентированность, учебные дисциплины, профессиональная деятельность.

 

Фёдорова Н.П.

Возможности реализации интегрированного обучения английскому языку во внеурочной деятельности начальной школы

Статья посвящена интегрированному обучению английскому языку во внеурочной деятельности учащихся начальной школы. В работе раскрыто понятие «интеграция», проанализирована сущность интегрированного обучения иностранному языку на основе зарубежных и отечественных исследований, рассмотрены модели реализации интегрированного обучения английскому языку и учебным предметам начального школьного образования во внеурочной деятельности, раскрыты преимущества реализации интегрированного обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: интегрированное обучение иностранному языку, внеурочная деятельность, начальное школьное образование.

 

Мхиссин Р.М.

Препятствия и барьеры в развитии коммуникативной компетентности подростков при изучении английского языка

Цель исследования – выявление и изучение препятствий и барьеров, с которыми сталкиваются подростки в процессе формирования коммуникативной компетентности при изучении английского языка. В статье подробно рассмотрены ключевые трудности, среди которых выделяются языковой барьер, недостаточная мотивация, страх совершения ошибок, ограниченный словарный запас, а также влияние психологических, социальных и педагогических факторов на качество обучения. Анализируются причины возникновения этих препятствий, их влияние на уровень владения языком и эффективность образовательного процесса. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к систематизации факторов, препятствующих развитию коммуникативной компетентности, а также в разработке методических рекомендаций, направленных на создание комфортной образовательной среды, которая способствует снижению психологического напряжения, повышению интереса подростков к изучению языка и формированию уверенности в их коммуникативных навыках.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, языковой барьер, подростки, английский язык, мотивация, образовательные барьеры, страх ошибок, психологические факторы, методические подходы.

 

Харитонов А.В.

Изучение состояния нравственно-этических качеств у младших школьников в спортивных школах восточного единоборства

Статья посвящена вопросам нравственно-этического воспитания подрастающего поколения. В ней обосновывается тезис о том, что формирование нравственно-этических качеств у младших школьников является ключевым фактором для полноценного развития и становления личности в будущем. Восточное единоборство рассматривается как один из эффективных методов формирования указанных качеств. Основная цель статьи: определить уровень сформированности нравственно-этических качеств у младших школьников, занимающихся восточным единоборством. Для достижения этой цели в данной работе использовались три диагностические методики: диагностика уровня сформированности нравственных понятий, диагностика нравственной мотивации, диагностика нравственной самооценки. Полученные результаты позволяют сделать выводы о степени эффективности использования восточного единоборства в воспитательном процессе, а также о необходимости дальнейших исследований для повышения уровня нравственно-этического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: нравственно-этические качества, воспитание, восточное единоборство, младший школьник, тренер.

 

Цеева Н.А.
Чунтыжева З.И.
Сидоров В.И.
Тутаришев А.К.

Теоретические подходы к определению сущности понятий «социализация», «культура», «физическая культура личности», «базовая физическая культура личности»

Чтобы определить, что подразумевается под термином «социализация», «культура», «физическая культура личности» и «базовая физическая культура личности», авторы рассматривают некоторые подходы к пониманию этого понятия разными учеными. В современной социокультурной среде процесс социализации личности осуществляется через специализированные институты, которые передают социальный опыт, ценности, культуру поведения от одного поколения к другому. Уровень культуры индивида зависит от степени его социализации и приобщения к культурному наследию, а также от развития его индивидуальных способностей. В контексте современных научных дискуссий о природе культуры авторы выделяют три основных подхода. Первый - социологический, ориентированный на развитие основных сил и духовного потенциала личности. Второй - социально-ценностный, согласно которому культура - это система воплощенных ценностей, преобразующих природу человека и окружающую среду. Третий подход определяет культуру как исторически обусловленную систему способов и результатов развития человеческого потенциала. Именно культура делает человека тем, кто он есть. Основываясь на мнениях ведущих исследователей, авторы анализируют понятия «физическая культура личности», «базовая физическая культура личности». Рассматриваются различные подходы к определению данного понятия, включая трактовки, акцентирующие внимание на результатах физического развития и применении двигательных навыков в повседневной жизни. Также учитывается позиция, согласно которой физическая культура личности выступает как комплексное, системное и динамичное образование, отражающее уровень образованности, физической подготовленности и совершенства.
Ключевые слова: социализация, физическая культура личности, базовая культура, базовая физическая культура личности, культура, личность, личностное образование, физическое воспитание.

 

Тартаковский Б.М.
Ульянова Л.Н.

О сценической действенности актера: к проблеме профессиональной подготовки будущего преподавателя театральных дисциплин

В статье представлены основные дидактические принципы обучения актерскому мастерству будущих преподавателей театрального искусства в рамках системы дополнительного образования детей и взрослых в опоре на классические труды отечественных деятелей театра. Представлены основные компоненты «актерской системы» К. Станиславского, незаменимые в учебной практике и ряд основополагающих принципов художественной целостности спектакля, без понимания которых невозможно всестороннее обучение актерскому мастерству на всех этапах театрального образования.
Ключевые слова: актерское мастерство, психотехника актера, сценическая действенность, обучение актерскому мастерству, театральная педагогика, художественный образ спектакля.

 

Баскакова А.С.

Влияние США на внешнюю политику Аргентины в XXI веке

В статье рассматривается влияние США на внешнюю политику Аргентины в XXI веке, процесс изменения взаимоотношений двух стране при разных правительствах и президентах. Определена специфика взаимоотношений США и Аргентины в контексте преодоления экономического кризиса, получения финансовой поддержки, торгового и политического взаимодействия правительств с начала 2000 до вступления в должность Х. Милея. Обозначено влияние США как северного соседа Аргентины на ее внешнюю политику на фоне финансовой и торговой зависимости. Раскрыты направления внешней политики разных президентов Аргентины в отношениях США. Основная цель исследования определить и всесторонне проанализировать характер, масштабы и механизмы влияния США на внешнюю политику Аргентины в XXI веке.
Ключевые слова: история, Аргентина, Соединенные Штаты Америки, внешняя политика, международные отношения.

 

Ансари рамзи И.М.

Эволюция подходов США к урегулированию Израильско-Палестинского конфликта: сравнительный анализ дипломатических инициатив (2000-2020 гг.)

Доминирующая роль США в израильско-палестинских переговорах (2000-2020 гг.) и эволюция международно-правовых подходов требует эмпирического исследования механизмов трансформации парадигмы. Данное исследование выявляет причинно-следственные связи между мирными инициативами США и трансформацией подходов к решению о двух государствах путём сравнительного анализа четырёх дипломатических интервенций: Кэмп-Дэвид (2000), “дорожная карта” (2003), инициатива Керри (2013-14) и “сделка века” (2020). Выявилась трехфазная парадигматическая эрозия – территориальные предложения снизились с 91% до 70% по всем инициативам; дискурс безопасности стал приоритетом переговоров (от 23% до 67% текстового содержания); ссылки на резолюции Совета Безопасности ООН упали на 94% (от 34 до 2 упоминаний); показатели международной легитимности показали, что число воздержавшихся на ГА ООН выросло на 28,6%, поддержка снизилась; двустороннее общественное мнение сместилось ниже порога большинства (поддержка Израиля: 68% до 42%, Палестины: 57% до 39%); обратная корреляция (r = -0.87) между укреплением американского гегемонизма и соблюдением международного права; выявлены механизмы “асимметричного посредничества” через институциональную атрофию (многосторонность → односторонность), дискурсивную нормализацию (частота “фактов на местах”: 43→127 случаев), временные манипуляции (73% инициатив в рамках избирательных циклов).
Ключевые слова: асимметричное посредничество, секьюритизация, территориальный суверенитет, международное право, многосторонность, дипломатический дискурс, разрешение конфликтов.

 

Пром Тхари

Исторические наследия и их влияние на демократический переход Камбоджи в 1993 году

Данное исследование анализирует эволюцию демократического перехода Камбоджи после периода, организованного ООН (UNTAC) в 1993 году, с учетом её исторического контекста. В работе рассматривается, каким образом французское колониальное господство, режим «Красных кхмеров» и вьетнамская оккупация повлияли на развитие парламентской системы и демократических практик Камбоджи. Показано, что исторический институционализм объясняет, как прошлые события закрепили устойчивые политические структуры, способствующие централизации власти и доминированию элиты в Камбодже после 1993 года. Несмотря на то, что период UNTAC способствовал внедрению демократических норм через многопартийные выборы, политическая система по-прежнему подвержена влиянию исторических факторов, мешающих полной демократической консолидации. Исследование объясняет, каким образом процессы демократизации в постконфликтных обществах сталкиваются с барьерами, вызванными исторической травмой, что имеет важное значение для стран, проходящих аналогичные демократические переходы. В будущем стоит обратить внимание на изучение роли внешних акторов в процессах демократизации, а также проводить сравнительные исследования постконфликтных переходов для более глубокого понимания того, как можно преодолеть авторитарное наследие.
Ключевые слова: демократический переход, историческое наследие, UNTAC, Народная партия Камбоджи (CPP), «Красные кхмеры», политическое покровительство, проблемы демократизации, Камбоджа после 1993 года.

 

Дуву М.Ф.

Культурное и образовательное сотрудничество между Мадагаскаром и Китаем (2015–2022 гг.)

В тексте анализируется растущее сотрудничество между Мадагаскаром и Китаем в период с 2015 по 2022 год, направленное на культурные, образовательные и спортивные обмены. В нем подчеркивается важность занятий Конфуция и центральная роль китайского посольства в продвижении языка и культуры. Для Мадагаскара это сотрудничество открывает стратегические и образовательные возможности, в то время как Китай рассматривает его как рычаг влияния в своей африканской политике, в частности, в рамках инициативы « Один пояс, один путь ». Несмотря на достигнутый прогресс, остаются проблемы, такие как нехватка квалифицированных учителей и неадекватная инфраструктура. В тексте рекомендуется усилить подготовку, инфраструктуру и вовлечение гражданского общества для поддержания этого многообещающего партнерства, которое иллюстрирует ключевую роль культуры и образования в развитии и международных отношениях.
Ключевые слова: Мадагаскар, Китай, культура, образование, китайский / китайский язык, уроки Конфуция, культурная дипломатия, мягкая сила, двусторонние обмены, развитие, стратегическое партнерство, стипендии, инициатива «Один пояс и один путь», подготовка учителей, образовательная инфраструктура, международные отношения.

 

Ндонго Нлате Ж.М.

Влияние нефти и минеральных ресурсов на внешнюю политику: анализ международных отношений Камеруна и привлечение инвестиций

Предмет исследования: влияние нефтяных и минеральных ресурсов Камеруна на формирование его внешнеполитического курса, международные отношения и привлечение иностранных инвестиций. Метод, методология исследования: исследование основано на качественной методологии, включающей анализ документов (официальные отчеты, международные соглашения, статистика), применение теорий ресурсной дипломатии и анализа зависимостей (dependency theory), а также сравнительный анализ. Новизна исследования, выводы: научная новизна заключается в детальном анализе конкретных стратегий Камеруна по использованию ресурсов во внешней политике, выходя за рамки общих тезисов о «ресурсном проклятии». Исследование выявляет, что Камерун стремится диверсифицировать партнерства, используя ресурсы как инструмент для повышения стратегической автономии и привлечения инвестиций в инфраструктуру, хотя проблемы управления ресурсным сектором остаются существенным ограничивающим фактором. Основной вывод: ресурсы выступают значимым, но не единственным детерминантом внешней политики, чье влияние опосредуется внутренними институтами и стратегическим выбором элит.
Ключевые слова: Камерун, внешняя политика, ресурсная дипломатия, зависимость от нефти, минеральные ресурсы, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), ресурсное проклятие, экономическая диверсификация, международные отношения, африка.

 

Рябова М.М.
Ефремов А.В.

Реставрация Мэйдзи как политический проект: трансформация феодальных институтов и формирование военно-индустриального комплекса

Реставрация Мэйдзи (1868–1912) стала периодом радикальной трансформации социально-экономических структур Японии, где централизация власти и модернизация государственного аппарата сопровождались целенаправленным укреплением военно-промышленного комплекса. Замена княжеств префектурами (1871) позволила создать централизованную систему управления, ориентированную на субсидирование ключевых отраслей — металлургии, судостроения и других стратегических направлений. Институциональные изменения, зафиксированные в Конституции 1889 года и императорских указах, узаконили перераспределение ресурсов через протекционистские меры (налоговые льготы, прямые инвестиции), что привело к формированию альянса бюрократии и финансово-промышленных элит (дзайбацу). Идеологическая основа преобразований включала синтез доктрины «кокутай» («национальной идентичности»), самурайского кодекса бусидо и синтоистского культа императора, что сакрализовало милитаризацию как путь к «возрождению нации». Данная концепция, продвигаемая через образование и медиа, маскировала социальные издержки модернизации, такие как обнищание сельского населения, перенаправляя недовольство в русло экспансионистской политики. Анализ законодательных и экономических мер исследуемого периода демонстрирует, что ликвидация сословной системы не ликвидировала авторитаризм, а трансформировала его: прежние механизмы контроля над гильдиями сменились жёстким регулированием ресурсов и рабочей силы для нужд оборонного сектора. Исследование раскрывает механизмы этой трансформации, подчёркивая преемственность методов концентрации ресурсов в условиях догоняющей модернизации.
Ключевые слова: Реставрация Мэйдзи, модернизация, централизация власти, военно-промышленный комплекс (ВПК), дзайбацу, кокутай, милитаризация, экспансионизм.

 

Майер В.Д.
Семёнова Э.Ю.
Синегубов С.Н.

Влияние смерти матери на формирование личности Елизаветы I Тюдор

В статье обращается внимание на то что в истории каждой страны есть правители, которые оказали огромное влияние на её формирование, либо изменили уже имеющиеся постулаты, образуя нечто новое. Одним таким правителем являлась Елизавета I Тюдор – монарх династии Тюдоров, которая правила в Англии с 1558-1603 г. Она стала одной из великих правительниц XVI века. Её правление до сих пор несёт гордое название «Золотого века», реформ и преобразований, которые поспособствовали выходу Англии на международную арену. Елизавета Тюдор являлась выдающимся правителем, который сумел объединить две враждующие религии в одной стране, увеличить казну и вывел на новую ступень промышленность. Но влияние одного злополучного момента, который перевернул жизнь Елизаветы Тюдор и поспособствовал формированию её личности и дальнейших принятых решений на протяжении всего правления.
Ключевые слова: Елизавета I Тюдор, Анна Болейн, Генрих VIII, Мария, казнь, брак, Екатерина Арагонская, наследник, незаконнорожденная, мужчина.

 

Баскакова А.С.

Изменения во внешней политике Аргентины после COVID-19: новые вызовы и подходы

В статье рассматриваются изменения внешней политики Аргентины после COVID-19, в том числе вызовы и подходы, регламентирующие и определяющие содержательную часть политики страны в сфере международных отношений в период восстановления после пандемии, обусловившей возникновение экономического кризиса, социальных проблем, затронувших большинство граждан. Проанализировано влияние пандемии COVID-19 на мировую политику и сферу международных отношений Аргентины в период президентства А. Фернандеса, и Х. Милея. Определены изменения внешней политики Аргентины, обусловленные потребностью страны в преодолении экономического и социального кризиса, оказавшей влияние на формирование, развитие международных отношений страны с другими государствами партнерами.
Ключевые слова: Аргентина, международные отношения, подходы и вызовы, внешняя политика, COVID-19.

 

Пром Тхари

Институциональный дисбаланс в парламентской системе Камбоджи: структурный барьер на пути к демократии

Данное исследование анализирует продолжающийся институциональный дисбаланс в парламентской системе Камбоджи после принятия Конституции 1993 года. Конституция устанавливает разделение властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями, однако на практике преобладание исполнительной власти ограничивает их независимость. В работе показано, что Народная партия Камбоджи (CPP) сохраняет централизованное руководство, а система политического покровительства и зависимая судебная власть привели к ослаблению демократической подотчётности. Проводится качественный анализ правовых и политических структур, который иллюстрирует, что Национальное собрание и судебная система остаются структурно подчинёнными, что подрывает общественное доверие и затрудняет верховенство закона и проведение значимых реформ. Исследование также оценивает механизмы консолидации исполнительной власти и предлагает конституционные, правовые и политические реформы, которые могли бы восстановить демократические принципы, заложенные в соглашении 1993 года, путём возвращения баланса между государственными институтами.
Ключевые слова: Камбоджа, парламентская система, доминирование исполнительной власти, институциональный дисбаланс, судебная власть, конституционная реформа, управление, верховенство права.

 

Тсегайе А.К.
Сингува Чимука
Сингува Госпел

Оценка экологической политики в Эфиопии: вызовы, стратегии и перспективы развития

Эфиопия сталкивается с серьёзными экологическими проблемами, включая вырубку лесов, дефицит водных ресурсов и изменение климата, что угрожает её социально-экономическому развитию и экологической устойчивости. В данной статье проводится критический анализ экологической политики Эфиопии, с акцентом на её разработку, реализацию и воздействие в сферах борьбы с вырубкой лесов, управления водными ресурсами и адаптации к изменению климата. Путём изучения ключевых политических документов, таких как Прокламация о развитии лесов, Национальная стратегия REDD+ и Стратегия климатически устойчивой «зелёной» экономики, исследование выявляет стратегии Эфиопии по противодействию деградации окружающей среды. Также рассматривается роль участия местных сообществ, международного сотрудничества и технологических инноваций в формировании результатов. Несмотря на заметный прогресс, сохраняются проблемы, связанные с финансовыми ограничениями, институциональными недостатками и социально-экономическими факторами. В заключение даются рекомендации по укреплению институционального потенциала, увеличению инвестиций в устойчивые практики и внедрению интегрированных политических подходов для эффективного решения экологических проблем Эфиопии.
Ключевые слова: Эфиопия, экологическая политика, охрана природы, устойчивое развитие, участие сообщества.

 

Эйамба А.Э.

Глобальное партнерство и региональные реалии: оценка эффективности международного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми в Западной Африке

В Западной Африке торговля людьми является одним из наиболее серьезных трансграничных преступлений, поскольку существование прозрачных границ, бедность и дисфункция в правительстве способствуют практике принудительного труда и сексуальной эксплуатации. В настоящем документе оценивается степень эффективности международного сотрудничества в преодолении кризиса, а также модель многоуровневого управления, используемая для изучения взаимодействия глобальных доноров, ЭКОВАС и национальных учреждений в Нигерии, Гане и Бенине. Наличие партнерств способствовало разработке региональных планов действий, подготовке сотрудников правоохранительных органов и систем сбора данных, однако на их эффективность повлияли неэффективное осуществление, коррупция и национальный потенциал. Несмотря на улучшение идентификации жертв, службы защиты финансируются слабо, а существующие пробелы в законодательстве и механизмах обмена данными способствуют торговле людьми. Исследование показывает, что зарубежным программам, несмотря на их надлежащую организацию, не хватает местных собственников, ответственности и устойчивости. В исследовании используется качественный анализ, включающий систематическую оценку нечисловых данных для выявления закономерностей, значений и корреляций, таких как документы официального и публичного доступа. Автор обобщает данные из программных документов правительственных учреждений, таких как отчет NAPTIP за 2025год, международных организаций (УНП ООН, МОМ), научных работ, заявлений правительств и межправительственных сообщений. Для продвижения в конструктивном направлении необходимы укрепление институциональной базы в странах, вовлечение гражданского общества и пострадавших в процесс выработки политики и скоординированные законодательные меры. Для достижения устойчивости в борьбе с торговлей людьми в Западной Африке необходимо заменить меры, принимаемые "сверху вниз", на устойчивые, основанные на контексте. Борьба с торговлей людьми в Западной Африке демонстрирует как потенциал, так и опасности трансграничного сотрудничества. Многоуровневые структуры управления и мощные донорские ресурсы позволили добиться значительного прогресса – региональные целевые группы, улучшенная инфраструктура обработки данных и важные меморандумы о взаимопонимании. Однако недостатки в правоприменении и обмене данными, узкие места и ограниченные ресурсы остаются теми слабыми местами, которыми все еще могут воспользоваться торговцы людьми.
Ключевые слова: торговля людьми, трансграничные преступления, права человека, Западная Африка, международное сотрудничество, внешняя политика, бедность, Многоуровневое управление, ЭКОВАС, УНП ООН.

 

Тсегайе А.К.
Сингува Чимука
Сингува Госпел

Вехи миротворческой деятельности ООН в Африке

С момента своего создания в 1945 году миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций превратилась в краеугольный камень международных усилий по стабилизации конфликтных зон. В Африке миротворчество началось с небольших миссий наблюдателей и быстро увеличилось в масштабах и сложности, отражая меняющийся политический ландшафт континента и растущие амбиции ООН по защите гражданского населения и поддержке постконфликтного восстановления. Данное исследование предлагает всесторонний исторический анализ миротворческой деятельности ООН в Африке, прослеживая ее эволюцию в трех различных «поколениях» операций с 1960 года по настоящее время. Синтезируя тематические исследования и официальные документы, работа стремится прояснить, как структура миссии и сотрудничество с принимающим государством повлияли как на эффективность, так и на легитимность, в конечном итоге предоставляя дорожную карту для будущих реформ.
В исследовании используется качественный, историко-аналитический подход, объединяющий архивные документы ООН, отчёты миссий, академическую литературу и выборочные интервью по кейс-стади для реконструкции траекторий операций и оценки их воздействия.
Новизна исследования заключается в систематизации миротворческой деятельности ООН в Африке в три поколения: традиционные наблюдательные миссии (1960–1987), многомерные операции периода холодной войны и пост-холодной войны (1988–1996), а также современные операции по поддержанию мира (с 1997 года по настоящее время), с оценкой их определяющих характеристик. Подчёркивается, как ранние миссии, такие как ОНУК, заложили прецеденты гибкости мандатов; как операции второго поколения ввели мониторинг выборов и разоружение; и как операции третьего поколения делают акцент на защите гражданских лиц и комплексном государственном строительстве. В исследовании делается вывод о том, что успех миссий зависит от реалистичности мандатов, надёжной логистической поддержки и подлинного партнёрства с государствами-хозяевами. Также подчёркиваются сохраняющиеся проблемы, такие как поведение миротворцев, финансирование и динамика Совета Безопасности, и даются рекомендации по усилению вовлеченности местных сообществ и уточнению правил ведения операций для повышения их эффективности в будущем.
Ключевые слова: Организация Объединённых Наций, миротворчество, Африка, конфликт, операции, гражданское население, защита, мандат, миссия, безопасность.

 

Рябова Е.Л.
Терновая Л.О.

От идеи к публикации: история научных статей

В статье рассматривается эволюция научного знания и формирование стандартов написания научных статей. Особое внимание уделено процессу отделения науки от мифологии и религии, роли университетов в развитии научной мысли, а также возникновению и распространению структуры IMRaD как универсального шаблона для научных публикаций. Описываются современные редакторские практики, международные и российские рекомендации по подготовке научных статей, а также влияние наукометрических показателей на научную деятельность. Авторы анализируют специфику написания научных текстов для отечественных и зарубежных изданий, подчеркивает важность грамотного выбора ключевых слов и адаптации стиля изложения к требованиям научного сообщества. Отмечается значимость интеграции навыков журналистики и SEO-копирайтинга для повышения эффективности научной коммуникации и продвижения результатов исследований.
Ключевые слова: наука, научная статья, научная коммуникация, IMRaD, редакторские стандарты, наукометрия, ключевые слова, научное редактирование, публикационная этика, научный стиль, SEO-копирайтинг.

 

Семёнова Э.Ю.
Майер В.Д.
Иванов К.С.

Процессы денацификации в послевоенной Западной Германии: цели и методы

В данной статье уделяется внимание Второй мировой войне, которая без сомнений оставила неизгладимый след в истории человечества, оказав глубокое влияние на политическую, социальную и культурную жизнь стран, участвовавших в конфликте. Одним из ключевых аспектов послевоенного периода является процесс денацификации в Западной Германии. Его целью было искоренение нацистской идеологии, привлечение к ответственности тех, кто был связан с преступлениями режима и предотвращение возрождения нацизма. Для достижения этой цели использовались различные методы. Среди них: опросы, судебные процессы, образовательные программы и реформы в системе управления. Денацификация была сложным и многогранным процессом, включавшим правовые, политические, социальные и культурные аспекты. Она проводилась оккупационными властями союзников (США, Великобритании, Франции и СССР) и затрагивала различные сферы жизни немецкого общества: от образования и культуры до экономики и политической системы.
Ключевые слова: денацификация, Западная Германия, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, послевоенный период, союзные оккупационные власти, трибуналы, анкетирование, искоренение нацизма, преступления нацизма, идеология.

 

Байрамуков А.С.

Битва за Кавказ и ее значение в истории Второй Мировой Войны

В нашей статье мы попытались рассмотреть значение битвы за Кавказ в аспекте ее роли в масштабе Второй мировой войны, специфических особенностях ведения боевых действий.
Ключевые слова: Кавказ в планах рейха, Кавказская битва, периоды и операции, итоги и значение.

 

Федосенко М.Р.

Факторы «неуспеха» в прокате революционно – советского кинематографа 1920-х годов

Статья затрагивает проблему идеологического состояния современного российского кинематографа, который не всегда отвечает на запросы государства. Российская Федерация после событий в 2022 году делает упор на возвращение к традиционным ценностям, однако сюжеты новых кинокартин, которые могли бы помочь государству в продвижении этих ценностей, не соответствуют новым нарративам. В статье раскрывается связь времен, в 1920-е годы наше государство переживало похожий исторический контекст, а именно идеологический кризис. На помощь в конструировании новой системы приходили деятели искусства. Однако, советскому кинематографу в 1920-е годы, на который делал свою ставку Ленин, не удалось завоевать зрительских симпатий. Основная масса отдавала предпочтение зарубежному кинематографу и дореволюционной «фильме», а также фильмам с деструктивными сюжетами. Вытеснить такие сюжеты удалось только в 30-е годы, когда на экранах появляются первые советские любимцы. Цель исследования: проанализировать неудачи советского кино 1920-х годов на примере режиссера Дзиги Вертова, дабы на ошибках прошлого, избежать ошибки будущего. В заключении показаны конкретные шаги для того, чтобы идеологически правильные кинокартины стали популярны в современном обществе.
Ключевые слова: идеологический кризис, советский кинематограф, современный кинематограф, Дзига Вертов, традиционные ценности.

 

 

Авторы

Амиров А.Ф. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии. ФГБОУ ВО Башкирский Государственный Медицинский Университет Минздрава России, г. Уфа.
Ансари рамзи И.М. - аспирант. Институт гуманитарных и социальных наук Российского Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Архипова Е.Е. - учитель химии, Намская улусная гимназия, г. Якутск.
Базаева А.И. - студентка, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ.
Байрамуков А.С. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск.
Баскакова А.С. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Безденежных Н.Н. - кандидат психологических наук, доцент кафедры европейских языков и методики их преподавания ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород. SPIN-код: 0000-0002-8064-1099
Бойцова И.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранного языка и культуры речи Нижегородской академии МВД России, г. Нижний Новгород. SPIN-код: 0000-0002-8559-4100
Боровицкая Ю.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы. ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.
Валиева А.И. - студентка, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ.
Винник В.К. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования экономических процессов ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород. SPIN-код: 0000-0000-2562-0279
Вражнова М.Н. - доктор педагогических наук, доцент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Глазова О.В. - руководитель структурного подразделения «Школы дистанционного обучения» ГОУ ЯО «Центр помощи детям», г. Ярославль.
Дуву М.Ф. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Дылькова С.В. - директор СДШИ. Южноуральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского.
Егорова Р.И. - доцент, кандидат педагогических наук. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Педагогический институт кафедра «Педагогика и психология», г. Якутск. SPIN-код: 4478-4794
Ефремов А.В. - студент 5 курса. Государственный гуманитарно-технологический университет.
Ефремов В.К. - аспирант. Московский инновационный университет, Москва. SPIN-код: 8765-5357
Зелинская С.А. - доктор педагогических наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Луганск, ЛНР, Российской Федерации. SPIN-код: 4642-8966
Зелинский С.С. - кандидат педагогических наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Луганск, ЛНР, РФ. SPIN-код: 2664-5753
Зернова А.А. - аспирант. Московский городской педагогический университет. SPIN-код: 2109-8426
Иванов К.С. - старший преподаватель. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим.
Какурина М.В. - кандидат исторических наук. Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия имени В.М. Лебедева», г. Санкт-Петербург.
Калоев А.Б. - студент, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ.
Кокоева М.М. - студентка, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ.
Лезина О.В. - заместитель директора Института транспортных технологий и логистики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
Лукашенко Д.В. - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник. Научно-исследовательский институт ФСИН России.
Майер В.Д. - студент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим.
Матаннанова А.Н. - кандидат педагогических наук, доцент. Институт естественных наук, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск.
Мхиссин Р.М. - аспирант. Московский информационно-технологический университет–Московский архитектурно строительный институт (МАСИ).
Ндонго Нлате Ж.М. - ассистент кафедры Теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Оказова З.П. - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры основ безопасности и защиты Родины, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный.
Ользеева З.В. - магистрант. ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».
Полько Г.М. - кандидат педагогических наук, доцент. Заведующий кафедры физическая культура. Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий», Сибай. SPIN-код: 4019-9137
Пром Тхари - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Министерство внутренних дел Камбоджи.
Ракитская М.В. - кандидат технических наук, доцент. Балтийский Государственный Технический Университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург. SPIN-код: 7033-0113
Рожина М.Д. - учительница начальных классов. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Намская средняя общеобразовательная школа №1 имени И.С. Гаврильева», с. Намцы, Республики Саха (Якутия).
Румлянский Д.А. - магистрант. ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.
Рябова Е.Л. - доктор политических наук, главный редактор журнала «Этносоциум и межнациональная культура».
Рябова М.М. - старший преподаватель кафедры истории и гуманитарных наук. ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет.
Санджиев И.Б. - магистрант. ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».
Семёнова Э.Ю. - студент. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим.
Сидоров В.И. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейский государственный университет.
Сингува Госпел - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Сингува Чимука - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. ORCID: 0000-0002-0812-9234
Синегубов С.Н. - доктор исторических наук. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим.
Тагирова А.Н. - студент. Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий», Сибай.
Тартаковский Б.М. - доцент кафедры театрального искусства Высшей школы музыки и театра Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Тихонов-Бугров Д.Е. - кандидат технических наук, доцент. Балтийский Государственный Технический Университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург. SPIN-код: 2108-1541
Тотоева О.Н. - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой анатомии человека с топографической анатомией и оперативной хирургией. Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ.
Тсегайе А.К. - Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Тутаришев А.К. - старший преподаватель, Адыгейский государственный университет.
Тюрбеева Б.А. - магистрант. ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».
Ульянова Л.Н. - кандидат философских наук, профессор кафедры музыкального образования Высшей школы музыки и театра Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.
Фёдорова Н.П. - ассистент Высшей школы лингвистики. Балтийский федеральный университет имени, г. Калининград.
Федосенко М.Р. - магистр 2 курса. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Хажин А.С. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. ФГБОУ ВО Башкирский Государственный Медицинский Университет Минздрава России, г. Уфа.
Хамидуллина Е.Р. - магистр. Московский педагогический государственный университет, Москва. SPIN-код: 8047-3752
Харитонов А.В. - аспирант. Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск.
Хахина М.Ю. - доцент кафедры химии, теории и методики преподавания химии, кандидат химических наук, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского», г. Ярославль. ORCID: 0009-0000-2172-5279
Цаллагов Т.Я. - студент, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ.
Цаллагова Э.Я. - студентка, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ.
Цеева Н.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейский государственный университет.
Чунтыжева З.И. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейский государственный университет.
Шипкова Е.Н. - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского», г. Ярославль. ORCID: 0000-0002-9788-1339
Шуваева М.М. - магистрант. ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».
Эйамба А.Э. - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.